Авария,
изменившая жизнь
21
августа 1988 года пилот команды Jordan
Джонни Херберт готовился к старту гонки Формулы-3000 в Брэндс-Хэтче в весьма
смешанных чувствах. Месяц назад он в очередной раз заставил всех говорить о
себе, блестяще проведя этап в Монце. Несмотря на проблемы с мотором после
старта и завал в первой «эске», он умудрился финишировать третьим, попутно
показав быстрейший круг в гонке. И хотя на следующем этапе в Энне у Джонни
сгорело сцепление, именно тогда поступило первое предложение от Benetton. Впрочем, что там Benetton, если среди самых
заинтересованных зрителей в Брэндс-Хэтче был сам Фрэнк Уильямс, и все вокруг
только и говорили, что о его символическом портфеле, в котором якобы уже лежит
контракт. Эта гонка могла стать самой главной в пока еще короткой карьере.
Началось
все для Джонни - лучше не придумаешь! Стартовав с «поула», Херберт на первом же
круге вышел в лидеры вместе с напарником по команде Мартином Доннели. Тем временем
за их спинами разгоралась нешуточная борьба: Пьерлуиджи Мартини, Роберто Морено
и Грегор Фойтек бились за третье место. На 24-м круге Морено попытался обойти
Фойтека в повороте «Друидз» по внутреннему радиусу, но швейцарец «закрыл
калитку», и Роберто пришлось маневрировать на узком участке трассы. Когда он
понял, что не вписывается в поворот, то ударил по тормозам. Но было уже поздно:
колеса заклинило и автомобиль вылетел на обочину. Следует отметить, что Фойтек
не раз в прошлом был инициатором аварий, поэтому позже Морено решил обвинить
его в инциденте. Но в данном конкретном случае Грегор действовал в пределах
правил. Впрочем, все это было лишь репетицией будущей драмы.
Судьи
остановили гонку, назначив повторный старт, на который смогли выйти 19 машин из
26. В этот раз реакция подвела Херберта, и вперед вырвались Мартини и Доннели.
Но Джонни и представить себе не мог, что следующий круг станет да него не
только последним в гонке, но и сезоне вообще. А мог стать последним в жизни.
Следом
за Хербертом шел все тот же Фойтек. И в том же повороте «Друидз» швейцарец
попытался пройти Джонни по внешнему радиусу. Но как и 40 минут назад маневр не
увенчался успехом, а стал причиной ужасающей катастрофы...
«Я
помню все. Все, начиная с рестарта, как мы помчались к повороту «Друидз» и
ударились колесами с Фойтеком - это произошло еще до самой аварии. Я помню, как
он шел вслед за мной и начал уходить на внешний радиус. Я шел посередине
трассы, а он, наверное, оказался на траве, потому что слева от меня было
недостаточно места. Последовал легкий толчок, потом машину закрутило и понесло
на мост...»
Херберт
и Фойтек столкнулись на огромной скорости. Грегор после нескольких переворотов
потерял сознание от удара по голове. А в Reynard Джонни врезался
автомобиль Оливье Груйяра.
«Когда
я открыл глаза, то увидел, что в передней части машины образовалась огромная
дыра, и мне показалось, что у меня нет ног ниже колен, потому что я видел лишь
свои колени. Все остальное висело внизу. Я помню, как постоянно кричал: «Разбудите
меня! Разбудите меня!» - потому что не хотел верить, что это произошло. Но я
действительно помню все - я ни на минуту не потерял сознания».
Множественные
открытые переломы обеих ног, казалось, поставили точку в его автоспортивной
карьере. «Ранним утром следующего дня хирург, только что сделавший Херберту» операцию,
сказал его родителям, мол, с парнем все в порядке, но со спортом придется
завязать», - рассказывал Тревор Фостер, в то время гоночный инженер британца.
Сам Джонни так не думал.
«Я
помню, как лежал, окруженный постоянной заботой, врачи не знали, что со мной
делать. Единственное, в чем они были убеждены, так это в том, что моя
спортивная карьера завершена. Но когда лежишь там, ты не можешь позволить себе
думать так... Ты не можешь опираться на слова, которые говорят тебе люди. А
врачи вообще пессимисты. Я сломал обе ноги в августе и уже пилотировал Benetton в декабре».
Дмитрий
Трошин
|