Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №10 (05.1999)

Шины восходящего солнца

Шины восходящего солнца

 

Технический директор автогоночного отделения Bridgestone Corporation Хирохиде Хамашима смиренно кивал головой, то и дело глубоко вздыхая: «Goodyear - это очень, очень большая компания. По сравнению с ними, мы словно грудной младенец - никаких данных о Формуле-1, никакого опыта в международном автоспорте. Соревнуясь с американцами, мы хотим лишь побыстрее научиться, как разработать хорошие шины для Ф-1».

Скромность Хамашимы-сан произвела на старожилов чемпионата мира должное впечатление, когда в конце 1996 года стало известно, что японская фирма решила выйти на авансцену мирового автоспорта. Пять сезонов - с тех пор как в конце 1991 года покинула чемпионат мира итальянская Pirelli - американский шинный гигант оставался единственным поставщиком покрышек для автомобилей Формулы-1. С 1965 года Goodyear выиграл 344 Гран При, завоевал 24 чемпионских титула и 24 Кубка конструкторов.

По сравнению с этими достижениями одна единственная попытка Bridgestone - в 1977 году шины этой марки стояли на японской машине Kojima, стартовавшей в двух Гран При - действительно покажется детским лепетом. Однако тем, кто внимательно следил за событиями в мировом автоспорте 90-х годов, скромность Хамашимы показалась несколько наигранной.

Прежде всего, - на 44 шинных заводах, принадлежащих этим «младенцам», работают в общей сложности почти 100 тысяч человек, а корпорация Bridgestone/Firestone вышла на первое место в мире по производству шин. Далее - покрышки Bridgestone давно стали одними из лучших в состязаниях картингистов, а потому говорить о полном отсутствии опыта не приходится. Кроме того, перед глазами пример Firestone (эта американская марка с 1988 года принадлежит Bridgestone) в серии CART. После беспрецедентной испытательной кампании 1994 года - за год команда Пата Патрика, не участвуя в гонках, наездила 20 тысяч тестовых километров на 13 различных трассах серии - в первый же сезон одержали две победы, а в 1996 году машины, оснащенные покрышками Firestone, выиграли 10 из 16 этапов первенства «индикаров». А ведь разрабатывали эту резину в японском исследовательском центре. И те же инженеры теперь трудились над шинами для Формулы-1.

Не будем забывать и о пятилетней монополии Goodyear в Ф-1. Для самой фирмы это, безусловно, плюс. Но вот что сказал главный инженер программы разработки гоночных покрышек Goodyear Перри Белл: «Не так уж это хорошо. Состязаясь только сами с собой и своими проблемами, вы всегда будете стараться вкладывать в это меньше сил и средств - зачем, ведь вы стали победителем еще до старта. Соревнование с реальными соперниками доставляет инженеру гораздо больше удовлетворения».

«Конечно, с 1991 года мы улучшали нашу продукцию, - дополнил пресс-атташе фирмы Дермот Бамбридж. - Но не в свете жесткой конкуренции. Так что, не исключено, нам придется готовиться к труднейшей схватке. И, тем не менее, мы приветствуем приход столь сильного соперника».

Правда, многие еще сомневались в способностях японцев. Ожидалось, что к Arrows, Ligier, Minardi, Stewart и Lola, выбравшим Bridgestone, присоединится Tyrrell. Но «дядюшка Кен» предпочел не рисковать. «Если вы хотите стабильно набирать очки в течение всего сезона, - объяснил выбор команды заместитель главного конструктора Майк Гаскойн, - вам нужен Goodyear. Да, будут моменты - в основном, думаю, в квалификациях - когда японские покрышки проявят себя лучше. Но ведь их испытывали всего на трех-четырех трассах. Что они знают об остальных автодромах? У Goodyear же море информации. Возможны случаи, когда Bridgestone привезет на гонку слишком мягкие покрышки, и пилотам придется чаще заезжать в боксы. Конечно, в квалификации это даст определенное преимущество. А уж для зрителей все это только к лучшему. Ведь они увидят множество обгонов, а тактика с двумя, тремя и даже четырьмя дозаправками будет чрезвычайно интересной».

Сезон-97 подтвердил правоту английского конструктора. Поначалу говорили об очень быстрых «дождевых» шинах Bridgestone, потом обратили внимание, что самые быстрые покрышки японской фирмы, изготовленные из мягких смесей, более выносливы, нежели мягкие американские. Окончательно это стало ясно, когда лидировавший Дэмон Хилл лишь за полкруга до финиша Гран При Венгрии из-за механической неисправности упустил вернейший шанс принести Bridgestone первую победу в Ф-1.

Тут уж хозяева Goodyear забеспокоились не на шутку. Многолетний шеф спортивного департамента фирмы Лео Мель был уволен, в научно-технический центр в шинной столице Америки Акроне набрали две сотни (!) новых инженеров. Но поезд, как выяснилось, уже ушел, - в межсезонье порвали контракты с многолетним монополистом Ф-1 гранды чемпионата мира - McLaren и Benetton, недовольно ворчал Михаэль Шумахер, требуя у боссов Ferrari предоставить ему лучшие покрышки. Так что не успел еще начаться второй сезон шинной войны, а «резиновый Голиаф» уже готовил пути к отступлению: руководство Goodyear объявило о своем уходе из Формулы-1.

Формальным поводом стали изменения в технических требованиях. «Покрышки с рисунком, постоянно растущая стоимость нашего участия и, как следствие, уменьшение окупаемости инвестиции компании - вот причины этого непростого решения», - говорил один из вице-президентов компании, Уильям Шарп. Однако действительной причиной стала все увеличивающаяся конкуренция со стороны японцев. Недаром же в 1997 году оснащенные шинами этой марки «индикары» выиграли в чемпионате CART лишь 4 из 17 этапов, а в сезоне-98 -1 из 19! Вот и в Формуле-1 химики и конструкторы из Токио показали себя достойными соперниками, способными находить смелые и нетривиальные решения. Ведь именно они первыми догадались увеличить ширину передних покрышек до разрешенного максимума, чтобы компенсировать потерю сцепления с дорогой в поворотах, вызванную продольными канавками на протекторе шин. Специалисты Goodyear не решились на это, так как посчитали, что потери от увеличившегося лобового сопротивления в этом случае превысят прочие преимущества. И просчитались. А когда бросились догонять - было уже поздно.

Разумеется, американцы не сдались без боя. Это была великая битва, где встретились достойные соперники. Прогресс Ferrari в 1998 году на 90% был обеспечен усилиями специалистов Goodyear. Они очень хотели уйти непобежденными. Не удалось. И лопнувшая на Ferrari Шумахера во время решающего японского этапа американская шина символизировала финал этой войны.

Так что когда в прошлом году на Гран При Японии Bridgestone отмечал свой первый чемпионский титул, топ-менеджеры команд Ф-1 один за другим приходили изъявить свое почтение новому монополисту. Сомнения ни у кого теперь не возникало - с людьми, завалившими такого «колосса на резиновых ногах», нужно дружить.

Александр Мельник

Категория: №10 (05.1999) | Добавил: LiRiK3t (24.04.2012)
Просмотров: 1107 | Теги: №10 (05.1999), техника
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t