Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №15 (10.1999)

Гран При Италии

Гран При Италии

 

10-12 сентября 1999 г.

Парк королевского периода

В лесу было душно и жарко как в бане. С ветвей монументальных дубов и могучих вязов свешивались, словно неопрятные зеленые бороды местных злых духов, гирлянды ползучих растений. Тропинка все время стремилась свернуть вправо, заставляя перебираться через поваленные деревья, поминутно отводить норовящие ткнуть прямо в лицо костлявые руки акаций. Рубашка тут же намокла от пота, фотоаппарат стал камнем на шее...

Внезапно тропинка метнулась влево, открыв в глубине зарослей разодранную в клочья ржавую сетку забора, и резко нырнула вниз. Еще пара шагов, и передо мной, как в фантастическом фильме, вырос уходящий вперед и вверх серый бетонный желоб, изгибающийся, подобно исполинскому змею, Вот она, некогда знаменитая, а теперь совсем забытая трасса, полускрытая разросшимся парком. Откуда-то издалека, будто из глубины стремительно уходящих лет, доносились приглушенный рев трибун, истеричная скороговорка диктора и надсадный то ли рык, то ли вой гоночных моторов. Казалось, через секунду слева, по самой кромке виража помчится серебристый призрак Mercedes-Benz или алая красавица Maserati.

...Увы, шли минуты - ничего. Серый выветрившийся бетон, трава, проросшая сквозь стыки крошащихся плит, ржавые остовы отбойников на самой верхотуре... «Королевские гонки» в Королевском парке Монцы остались в прошлом. Нет ни героев, ни гигантов, ни волшебников руля - голая коммерция и вездесуще-скучная электроника. Во всяком случае, именно такой многим представляется Формула-1 в конце XX века...

«Все стало для нас непонятно…»

Пятница, 10 сентября. Свободные заезды. 11.00-12.00; 13.00-14.00

Монцу любят все. Неистовые болельщики, огромные скорости на длиннющих прямых, сложные скоростные повороты «Лесмо», невероятно трудная «Параболика» с постепенно увеличивающимся радиусом и хитрые «эски» проверяют участников, что называется, по полной программе. От двигателя здесь требуется наивысшая мощность, от тормозов - максимальная эффективность, от кузова - наименьшее сопротивление воздуха и минимальная прижимающая сила, от подвески - тончайшая настройка, чтобы компенсировать недостаток аэродинамической нагрузки механической. А от пилота - все его мастерство.

Но даже не это главное. «Думаю, завтра результаты сразу нескольких команд будут очень близки, - предсказывал накануне первой тренировки Дэвид Култхард. - Именно благодаря природе этой трассы. В смысле настройки от техники здесь зависит меньше, чем обычно. Достаточно лишь, «подрезав крылышки», добиться хорошего аэродинамического баланса».

К тому же почти все «конюшни» (прогулял занятия только Arrows, надо полагать, не от хорошей жизни) провели незадолго до Гран При Италии в Монце по два-три дня тренировок, так что к гонке подошли во всеоружии. «В Монце мы с McLaren поборемся», - обещал Хайнц-Харальд Френтцен. «Лично я победы не ожидаю, - откровенничал не набравший пока ни одного очка Алессандро Занарди, - но не будет большим преувеличением сказать, что эта гонка обязана принести нам очки».

Может кто-то и посмеялся над смелым заявлением чемпиона CART, может кто-то даже и покрутил пальцем у виска, но в два часа пополудни в пятницу результаты выглядели столь необычно, что впору было ущипнуть себя - впереди Williams, Prost, Sauber. «Сегодняшние секунды, как всегда в пятницу, лишь отражают разные шины и уровни топлива», - спокойно заметил Рон Деннис. Его McLaren показали всего лишь 5-е и 8-е время. Правда, откатали по три десятка кругов на одном комплекте резины, почти превратив ее к концу тренировки в запрещенный слик.

А вот в Ferrari спокойствия как не бывало. «Я испробовал разные настройки, но так и не нашел подходящей, - недоумевал Эдди Ирвайн. - Наверное, трасса более скользкая, чем на прошлой неделе...» «Главная проблема - в излишней поворачиваемости, - заметил его товарищ Мика Сало. - Так что нам теперь предстоит крепко подумать над завтрашним днем».

Статисты в красном

Суббота, 11 сентября. Свободные заезды. 9.00-9.45; 10.15-11.00

Невероятные 16-е и 17-е места гонщиков Ferrari, видимо, основательно выбили из колеи даже обслуживающий персонал трассы. Во всяком случае, в пятницу на автодроме вдруг вырубилось электричество. Замерли электронные контролеры на входах в паддок и пресс-центр, погасли мониторы, пресс-конференцию пришлось отменить. И в последующие дни дела итальянцев шли через пень колоду, - свет то и дело гас, а недоумевающие ферраристы, которые в Монце требуют от своей любимой команды только победы, потрясенно разводили руками: надо бы хуже, да некуда!

F399 плохо проходила «эски», нервно вела себя на торможении в конце длинных прямых, пританцовывая, норовила вылететь на гравий на выходе из «Лесмо» и «Курва Гранде». И хотя - пусть в разной степени - подобным поведением грешили почти все машины, пилотам не только McLaren, но и Jordan, Williams, Prost, Stewart удавалось выжать из техники намного больше, нежели Ирвайну и Сало.

На автомобиле североирландца поменяли чуть ли не все что можно! Амортизаторы, тормоза, антикрылья, даже рычаги подвески - в тщетной попытке найти более удачное распределение веса по осям. Ничего не помогало - по-прежнему секунда и более отставания и никакой надежды на улучшение.

А главные (и единственные, как считалось совсем недавно) соперники итальянской команды методично работали над «тонкой настройкой», подбирая к квалификации лучшие амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Причем, залили в баки довольно много топлива. Самый же быстрый в это утро на трассе Хайнц-Харальд Френтцен, едва выбравшись из кокпита своего Jordan, одной фразой бесцеремонно отодвинул Ferrari далеко в глубь сцены: «Если у McLaren было сейчас не больше 30 литров бензина, думаю, у меня есть шанс на поул-позишн». Пилоты в красном самоуверенного немца уже не интересовали!

В довершение же бед, свалившихся на итальянскую команду, Ирвайн промчался по пит-лейн на скорости почти 100 км/ч и тут же был оштрафован на 10 тысяч долларов.

Мертвый лев никому не страшен

Суббота, 11 сентября. Квалификация. 13.00-14.00

«Было бы очень трудно стартовать позади Ferrari, - улыбался Занарди, - поэтому пришлось поднажать в квалификации!» И оба Williams заняли лучшие в сезоне места на старте.

Неудивительно, что Эдди ходил по боксам мрачнее тучи: «Не понимаю, что произошло с прошлой недели. За последние три гонки - никакого улучшения!» Хорошо хоть, из второго десятка Ferrari перекочевали в первый. Однако, судя по отставанию от лидеров, которое только увеличилось, - отнюдь не из-за собственных заслуг, а скорее благодаря неудачам соперников.

Не посчастливилось гонщикам Prost, хотя все шло к тому, что и Оливье Панис, и Ярно Трулли опередят алые итальянские машины. Новая версия двигателей Peugeot А18 Evo5 с выхлопными трубами, выведенными, как у Ferrari и Stewart, не сквозь заднюю ось, а вверх, располагала дополнительными 10 л.с. В Монце о такой прибавке в мощности мечтает каждый.

Увы, в первой же попытке Трулли вылетел с трассы в первой «эске», ударился в отбойник и заглушил мотор. А запасная машина была оборудована старым двигателем и о дополнительной мощности пришлось забыть. Разнервничавшись, Ярно вылетел еще раз, помешав к тому же и своему товарищу по команде.

Намного ниже своих возможностей выступили пилоты Stewart, на большее рассчитывали Жак Вильнев и Жан Алези. Многие жаловались на новую электронную систему, введенную FIA. Теперь пилоты уже не смогут оправдаться тем, что не видели желтых флагов, которыми размахивают судьи где-то на обочинах, - в случае какого-либо инцидента предупреждающие сигналы загораются прямо на приборной доске их машин.

На эти самые сигналы, равно как на забитую машинами соперников трассу и - иногда - собственные ошибки ссылались Френтцен и Култхард, чтобы оправдать огромное по меркам Монцы-99 отставание от победителя. И только чемпиону мира, похоже, ничего не может помешать.

В очередной раз Хаккинен даже не стал использовать последнюю попытку, ограничившись 10 кругами. «Сегодняшняя квалификация доставила мне огромное удовольствие, - спокойно улыбался Мика 11-му поулу в сезоне и шестому подряд. - Все работало просто фантастически. Я немного удивлен таким быстрым секундам. Но с другой стороны - в ходе заездов нам удалось провести очень хорошие регулировки, что помогло мне улучшить время там, где я поначалу проигрывал».

Время финна и впрямь впечатляло - быстрее здесь в квалификации были только Сенна, Мэнселл и Прост в 1991-1993 годах. На сликах, с более мощными 3,5-литровыми двигателями, «активной» подвеской, управляющей электроникой, на более быстрой трассе. По всему выходило, окончательно сбившие дыхание «жеребцы из Маранелло» супербыстрым McLaren не страшны. И 70-й Гран При Италии станет ареной борьбы Хаккинена и Култхарда с Френтценом. Голая математика.

Трагедия за океаном

Воскресенье, 12 сентября. Warm-up. 9.30-10.00

Мне казалось, что провал Ferrari должен охладить пыл итальянских тиффози. Ничуть не бывало. С раннего утра сквозь ворота Королевского парка вливались на автодром бесконечные колонны болельщиков. В море красных, красно-желто-черных и бело-зелено-оранжевых стягов финские, шотландские и серебристые «мерседесовские» растворялись совершенно бесследно. Главная трибуна, особенно перед боксами Ferrari, пестрела множеством транспарантов - шутливых, трогательных, бескомпромиссных. Don’t worry, be Eddie! - гласил самый большой из них. Ферраристы не собирались бросать своих любимцев в беде. «Не бойся, Эдди, мы с тобой», - словно сотня тысяч рук протягивалась к приунывшему было Ирвайну.

Но, несмотря на поддержку болельщиков, разминка только добавила Ferrari хлопот - никакого улучшения. На автомобиле Ирвайна механикам пришлось заменять дымившиеся тормозные скобы, вконец осмелевшие соперники отнюдь не желали уступать трассу алым автомобилям, и Джонни Херберт, обгоняя североирландца, вынудил Эдди срезать первую «эску». Лучшим же оказался Stewart Баррикелло. Однако на лице бразильца не заметно было радости. «Я сейчас не думаю о секундах, - признался Рубенс. - Все мысли о Гонсало Родригесе, которого мы вчера потеряли. Он был хорошим другом и настоящим бойцом».

Гибель молодого уругвайца, которого многие уже видели в составе одной из команд Ф-1 будущего сезона, на тренировке этапа заокеанского чемпионата CART произвела тягостное впечатление. Тем более что случилось это на одной из лучших американских трасс, в одном из таких поворотов, где, кажется, не может произойти серьезной аварии. Но никто не застрахован от роковой случайности. Гонсало погиб, потому что «закусило газ»...

И наверняка каждый из участников вспоминал знакомые с детства аршинные буквы газетных заголовков: «Ужас в Монце!» «Еще одна жертва итальянского автодрома!» Именно здесь погибли замечательные пилоты фон Трипс, Риндт, Петерсон. Гонки Формулы-1 в Королевском парке унесли жизни 13 зрителей.

«Разве можно заранее сказать, что произойдет после старта? - помолчав, задумчиво произнес Мика Хаккинен, когда чемпиона мира спросили о главных его соперниках в гонке. - Давайте подождем с прогнозами».

Никогда не сдавайся!

Воскресенье, 12 сентября. Гонка. 14.00

Признаться, я счел слова чемпиона мира все же некоторым кокетством, своеобразной перестраховкой. И с жалостью поглядывал на болельщиков, наводнивших Королевский парк. Многие из них приехали еще в пятницу или субботу на мотоциклах, мотороллерах, велосипедах и расположились внутри трассы прямо возле заградительной сетки - кто в палатках, кто в спальных мешках, кто и попросту подстелив под голову одеяло или куртку. Бедняги, двойная победа год назад вскружила им голову! Теперь нет у Ferrari всесильного Шумахера, не получается у его временного заместителя Ирвайна удерживаться на лезвии бритвы в настройке машины. Так что сотню тысяч ферраристов ожидает, скорее всего, горькая пилюля.

В общем, так оно все и складывалось поначалу. Хаккинену удалось удержать первое место - не в последнюю очередь благодаря оплошности Френтцена с Култхардом: увлекшись борьбой друг с другом, они проворонили рывок Занарди. В первом же повороте (только с трибуны, носящей громкое название «Прима варианте интерна», видно, насколько необычен этот извив трассы, словно два подряд акульих зуба!) Култхард еще и Ральфа Шумахера пропустил. Причем Williams обошел шотландца по зеленям, за что судьи просто обязаны были наградить немца штрафом «стоп-энд-гоу», ведь еще в пятницу в такой же ситуации лишился своего лучшего круга Панис. Но тогда, переставляя француза с четвертого на шестое место ничего не значившей тренировки, легко было проявлять свою принципиальность. В гонке же, когда на глазах сотни тысяч тиффози любой соперник McLaren автоматически становится помощником Ferrari, сохранять объективность не в пример сложнее.

Горячий Дэвид, возмущенный, очевидно, до глубины души, разумеется, немедленно бросился отыгрываться. Но в следующей же «эске» Ральф бесцеремонно «задвинул» его на гравий, и трибуны, впервые, наверное, за все эти дни радостно зашумели - Ferrari Сало опередил беспомощно барахтавшийся в пыли McLaren Култхарда. Лиха беда - начало!

В этот момент положение главной надежды болельщиков было незавидным. Стартовал Ирвайн совсем не так, как может и умеет, оставшись на далеком 8-м месте. «Я осторожничал, потому что знал - закончить гонку для меня жизненно важно, - скажет Эдди через полтора часа. - Что стоило мне, думаю, пары мест». И чем дальше уходил вперед серебристо-черный локомотив лидера, тем безнадежнее отставал от него совсем еще недавно реальный претендент на чемпионский титул. 9 секунд, 15, 25...

И тут трибуны зашлись в радостном реве - McLaren Хаккинена, неуклюже вильнув задом, боком вылетел на травку в первой «эске». Через секунду Мика выбросил руль, еще через две, в ярости содрав правую перчатку, метнул ее об землю - предатели! «Все выходные я проходил этот поворот на второй передаче, - лишь через два часа, успокоившись, осушив слезы ярости и настучавшись кулаком по траве, шлему и прочим невинным предметам, Мика смог беспристрастно прокомментировать случившееся. - И вдруг почему-то включил первую. Задние колеса частично заблокировались, и меня вынесло с трассы с заглохшим мотором. Конечно, я страшно зол на себя, но уверен - это последняя ошибка в сезоне».

Любопытно, что в Монце досаднейшую ошибку совершил и его товарищ по команде. Хотя и не столь заметную. Как ни пытался Дэвид, он не мог опередить Сало, а на 11-м круге произошло и вовсе на первый взгляд невероятное. На выходе из «Параболики» к McLaren приблизился белый Stewart и на длинной стартовой прямой довольно легко опередил самую быструю машину чемпионата! Еще более невероятным покажется этот факт, если посмотреть статистику максимальной скорости. Култхард показал фантастические 361,8 км/ч, Баррикелло же на 10 км/ч меньше. Причина? Давайте послушаем самого Рубенса: «Параболика» - может быть, самый важный поворот Монцы, настоящий барометр того, насколько хорошо настроен ваш автомобиль. На входе вы тормозите до третьей передачи (это около 160 км/ч), потом включаете четвертую на выходе, пятую, выезжая на прямую «Реттифилио». Время всего круга определяется именно здесь». Похоже, Култхард, еще в субботу вечером жаловавшийся на то, что не сумел нащупать верной настройки, поставил не на ту карту, принеся в жертву максимальной скорости хорошее сцепление с трассой на выходе из поворотов...

Но даже эта неудача не спасла бы Эдди и Ferrari, если бы не необъяснимая болезнь, постигшая Williams Занарди.

Сандро блестяще стартовал, и хотя уже к четвертому повороту уступил вторую позицию Френтцену, в дальнейшем целых 17 кругов не давал шанса своему товарищу по команде себя обойти. И вдруг безропотно пропустил Ральфа. «В самом начале гонки, круге на третьем, я почувствовал, что в днище машины что-то цепляет за асфальт, - на финише Алекс выглядел раздосадованным, пожалуй, не меньше Хаккинена, хотя и не таким хмурым, как опередивший итальянца всего на полсекунды Ирвайн. - Было так скверно, что иногда нос машины просто задирался. Похоже, там просто что-то отвалилось... Мои поздравления Ральфу».

2-е место Шумахера-младшего - отличный результат. Победа Хайнца-Харальда Френтцена, 2-я в сезоне, - великолепный успех, позволивший немцу всерьез претендовать если не на титул, то на участие в борьбе за него. Но главное достижение команды Эдди Джордана этого сезона состоит в том, что 1-е места его пилотов не только в тренировках, но и в гонках перестают удивлять кого бы то ни было. И действительно, итальянской публике, казалось, и дела не было до триумфа Jordan.

Сразу после финиша на трассу, как и следовало ожидать, прорвалась толпа болельщиков. Они почти не обращали внимания на счастливых немцев на пьедестале почета, они приплясывали на том месте, где ткнулся беспомощно в гравий ненавистный McLaren, горланили что-то, приятельски похлопывали асфальт «Прима варианте». Эта гонка наверняка войдет в число местных легенд! Мика Сало занял 3-е место, Эдди Ирвайн - только 6-й.

Но в глазах поклонников - Ferrari победила! Все было против нее, но ребята не сдались и полное преимущество своих соперников обернули себе на пользу.

«Чемпионат отнюдь не закончен, - из этой драки храбрец Эдди вышел изрядно ощипанным, но не побежденным. - Я снова лидер. А теперь - работать, работать и еще раз работать!»

И кто сказал, что нынешняя Формула-1 - лишь голая коммерция и скучная электроника? Это Большие гонки!

Александр Мельник

Пресс-конференция после гонки

Хайнц-Харальд Френтцен, Ральф Шумахер, Мика Сало

Наши поздравления, Хайнц-Харальд, со второй победой в сезоне! Первый вопрос, конечно, о том, что Вы почувствовали, когда Мика Хаккинен выбыл из гонки?

ХХФ: Я не знаю точно, что произошло, но я видел, как он вылетел в первой «эске», и я сказал себе: «Не моту в это поверить!» Он был в 7 секундах впереди меня, но к тому времени отрыв стабилизировался и он не стремился ехать быстрее. Может быть, он отвлекся или что-нибудь в этом духе.

Вы полностью контролировали ход гонки и у Вас не было никаких проблем. Это верно?

ХХФ: Ну, вначале я пытался держаться за Микой, но несмотря на все старания не смог сделать этого. Я волновался только из-за того, что запланировал позднюю дозаправку и не знал, как поведет себя резина перед ней. Я старался по мере возможности беречь шины и не позволял им пробуксовывать слишком сильно, но увидел приближающегося Ральфа и поднажал к середине дистанции. Ральф обогнал Занарди, так что нужно было нажать, чтобы удержать его на расстоянии. Он выглядел весьма опасным на этом этапе.

Как большинство других гонщиков, Вы сделали только одну дозаправку. План оправдал себя?

ХХФ: Да. Я оставался на трассе дольше, чем Ральф, и хотя он сделал пару быстрых кругов, после дозаправки я значительно опережал его и других гонщиков. Потом я старался довести автомобиль до финиша, не перекручивая двигатель и не насилуя слишком шины и тормоза. Я просто вел машину домой.

Ральф, поздравляем Вас с превосходным 2-м местом и 3-м пьедесталом в сезоне. Первый круг Вы проехали довольно агрессивно. Расскажите нам об этом!

РШ: Да, несколько первых поворотов прошли в плотной борьбе. Я вынужден был немного срезать первую «эску», чтобы избежать столкновения с Дэвидом. Затем я боролся с Микой Сало и сумел защитить свою позицию. Я должен сказать спасибо команде и также моему товарищу Алексу Занарди за то, что он так легко пропустил меня, чтобы я продолжал вести свою гонку. Без его помощи я бы не смог сегодня финишировать вторым.

Выходит, команда не просила Алекса пропустить Вас?

РШ: Нет-нет. У нас есть договоренность, что если один из нас окажется быстрее, то другой будет не мешать, а помогать ему. В конце концов, мы выступаем ради команды, ради наилучшего результата. Я должен поблагодарить Алекса еще раз, потому что он сделал правильный выбор. Мое 2-е место в значительной степени принадлежит и ему.

Мика, кто решил, что Вам следует бороться за 3-е место, вместо того чтобы пытаться помочь Вашему товарищу Эдди Ирвайну набрать побольше очков в чемпионате?

МС: Ну, если вас разделяют два или три автомобиля, очень трудно что-либо сделать. Практически невозможно...

Что Вы скажете о реакции тиффози, когда Вам вручали приз за 3-е место?

МС: Невероятно! Это было великолепно после такого скверного уик-энда. Мы были столь медленны весь уик-энд, что радовались, оказавшись в первой десятке, честное слово. Здесь, в Италии, это нечто особенное, очень много эмоций, люди плакали и кричали. Просто невероятно!

После всех проблем с автомобилем ожидаете ли Вы каких-либо модификаций, которые позволили бы Вам опередить McLaren на трассе, а не из-за схода соперников?

МС: Мы напряженно работаем и на следующей неделе ожидаем появления некоторых новшеств. Мы снова начнем испытания, чтобы сделать автомобиль быстрее.

Хайнц-Харальд, Вы опередили Дэвида Култхарда и вышли на 3-е место в личном зачете. С 50 очками Вы только на 10 очков отстаете от лидеров, Мики Хаккинена и Эдди Ирвайна. Это делает Вас реальным претендентом на победу в чемпионате. Что Вы думаете об этой ситуации?

ХХФ: Я не могу поверить в это и, конечно, ничего подобного не ожидал. Я стремился проехать здесь как можно быстрее и показать лучший результат, какой только мог. Все эти расчеты еще не уложились в моей голове, но, разумеется, эти десять очков значат для меня много, и особенно - для команды. Команда достигла наибольшего успеха за 9 лет в Кубке конструкторов, и это самый удачный период в моей карьере в Ф-1. Я в полном восторге, но не знаю, как его выразить!



Категория: №15 (10.1999) | Добавил: LiRiK3t (20.05.2014)
Просмотров: 688 | Теги: №15(10.1999), Гран при
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t