Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №17 (12.1999)

Параллельный мир

Параллельный мир

 

Эта «болезнь» поражает множество людей вне зависимости от возраста, профессиональной принадлежности или социального положения. Характерные симптомы - лихорадочный блеск в глазах и учащенное сердцебиение при виде определенного рода предметов, хроническая неудовлетворенность достигнутыми результатами, ночные бдения над каталогами и специальными журналами.

А в наиболее острой форме - неодолимый зуд в руках, заставляющий «больного» самого взяться за инструмент. Название этому «недугу» - коллекционирование. «Болезнь» почти неизлечимая. Пораженный ею человек рано или поздно уходит в мир иной.

В параллельный мир.

 

«Недуг» этот очень древний. Коллекционирование моделей автомобилей - разновидность «вируса», появившаяся относительно недавно. Многие выдающиеся личности отдавали свой досуг моделям-копиям. Известно, например, что премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль собрал неплохую коллекцию автоминиатюр.

Всплеск интереса к уменьшенным до определенного масштаба копиям реальных автомобилей пришелся на пятидесятые-шестидесятые годы. И если поначалу то были простенькие, состоящие лишь из нескольких деталей изделия, то постепенно модели усложнялись, - появилась пружинная подвеска, «стекла», элементы внутреннего оборудования салона, более-менее правдоподобно воспроизведенные макеты двигателей под открывающимися капотами.

В тематике автоминиатюр нет недостатка. Давно прошли те времена, когда среднестатистический коллекционер мог позволить себе собирать все подряд - от тяжелых грузовиков до президентских лимузинов. Сейчас каждый выбирает для своей коллекции более узкие рамки. Достойное место среди прочих тем неизменно занимают миниатюрные копии гоночных машин Формулы-1, привлекающие к себе внимание множества коллекционеров.

На сегодня примерно 90% всех созданных за полувековую историю «королевских гонок» автомобилей воспроизведено в моделях, а многие наиболее известные машины копировались десятки раз. Не обошли своим вниманием изготовители моделей и сопутствующие транспортные средства магистральные грузовики для доставки болидов к месту соревнований, пейс-кары, моторхоумы и раскрашенные в цвета «конюшен» автобусы. А также фигурки гонщиков, механиков, менеджеров, корреспондентов и зрителей, макеты фрагментов боксов и гоночных трасс, - что позволяет создать диорамы, воспроизводящие в объеме ключевые моменты соревнований.

Промышленное производство и коллекционирование моделей сформировало своеобразный параллельный мир, где все как у больших автомобилей. Здесь есть свои лидеры и аутсайдеры, ежегодные конкурсы, миниавтосалоны и аукционы, многочисленные клубы и биржи, масса специализированной литературы и периодических изданий. Естъ даже свои подделки и беззастенчивый плагиат!

С течением времени в промышленном моделизме четко определились несколько международно-признанных масштабов копирования и способов производства. Традиционными для моделей гоночных машин Формулы-1 стали масштабы 1/12,1/18-1/20,1/24 и 1/43 натуральной величины. Несколько лет назад к ним добавился еще один - 1/87.

Самый крупный масштаб -1/12 - явно рассчитан на экстремистов. Ведь он позволяет максимально подробно воспроизвести копируемый автомобиль не только внешне, но и показать детально всю «начинку» машины вплоть до движущихся в цилиндрах двигателя поршней и работающего дифференциала. Хотя выбор здесь невелик - наиболее известные фирмы Tamiya (Япония) и Protar (Италия) выпустили в общей сложности около двух десятков сборных пластиковых копий гоночных болидов - зато процесс сборки каждой из них, состоящей из нескольких сотен деталей, позволяет основательно изучить конструкцию реального автомобиля и при этом еще получить массу удовольствия, наблюдая результаты своей работы.

Несколько проще выглядят копии «формул» в масштабах 1/18 и 1/20. Первый из них предпочитают производители готовых, не требующих сборки, металлических моделей. Это португальская компания Minibri с ее копиями современных и исторических автомобилей в сериях Оnух и Quartzo соответственно; немецкая Paul’s Model Art, модели которой известны под торговой маркой Minichamps; появившаяся недавно китайская Exoto, чьи копии уже ставших классикой гоночных машин 70-х годов быстро завоевали популярность у коллекционеров благодаря прекрасной деталировке и высокому качеству изготовления.

Чуть меньший масштаб 1/20 - удел в основном сборных пластиковых и металлических моделей. На международном рынке «формулы» в этом масштабе представлены, прежде всего, уже упоминавшейся фирмой Tamiya и почти неизвестной отечественным коллекционерам итальянской Revival.

Еще один шаг вниз по масштабной шкале - 1/24. Здесь удачно сочетаются как сборные пластиковые копии болидов от Hasegawa и Gunze Sungyo (Япония), итальянской Protar, так и готовые металлические модели Onyx, Burago (Италия), Mira (Испания).

Самый мелкий масштаб 1/87 не балует разнообразием применительно к Формуле-1. Буквально по пальцам можно пересчитать модели, выпускаемые немецкими фирмами Неrра, BS Design, Paul’s Model Art и французской Evrat, что не позволяет собрать сколько-нибудь полноценную коллекцию.

Выше не случайно пропущен масштаб 1/43, поскольку на нем следует остановиться поподробнее. Появившись еще в довоенные годы, именно этот масштаб стал наиболее популярным во всем мире. Уменьшенные до 1/43 натуральной величины миниатюры с одной стороны не требуют много места для домашнего музея, а с другой - позволяют достаточно точно воспроизвести копируемый оригинал. Кажущийся на первый взгляд непривычным, этот масштаб первоначально появился в Англии, где оказался очень удобным применительно к существующей там системе мер с ее футами и дюймами. Позже примеру англичан последовали производители в других странах.

Выпускаемые в этом масштабе копии гоночных «формул», как, впрочем, и других автомобилей, можно по способу изготовления разделить на две основные категории. К первой из них относится продукция крупных и средних предприятий, выпускающих огромными тиражами - десятки и сотни тысяч экземпляров - относительно недорогие модели из сплавов на основе цинка с мелкими деталями, отштампованными из полистирола. Такую продукцию в обиходе принято называть английским термином «дайкаст» (die-cast), обозначающим способ литья металлов под давлением. Лидерство в этой области прочно удерживают фирмы Paul’s Model Art (Minichamps) и Minibri (Quartzo, Onyx). Несколько меньшим ассортиментом могут похвастаться итальянская Brumm и французская Solido.

Другая категория - это дорогой, элитарный сектор модельного рынка. Составляет его продукция многих десятков, если не сотен, средних, мелких и совсем крохотных фирм и фирмочек с числом занятых от двух-трех до двух-трех десятков человек. Выпускают они в крайне ограниченных количествах и преимущественно вручную как полностью готовые модели, так и комплекты деталей для самостоятельной сборки. Для обозначения последних к ним намертво приклеилось словечко «кит» (от английского kit - набор, комплект). В качестве основных материалов при производстве таких моделей применяются полиэфирные смолы, а также легкоплавкие сплавы на основе свинца и олова.

Существующая технология изготовления подобных моделей с одной стороны позволяет обойтись без значительных производственных площадей, дорогостоящего промышленного оборудования и многочисленного персонала, но и не дает, с другой стороны, возможности выпускать продукцию крупными партиями. В результате тиражи готовых моделей редко превышают три-пять сотен экземпляров - кропотливая, требующая аккуратности и достаточно высокой квалификации ручная сборка отнимает много времени. Поэтому законченные модели обычно в три-четыре раза дороже «китов» - порядка $100-200 и 30-50 соответственно. Стоимость же моделей массового производства, о которых говорилось выше, редко выходит за рамки $10-30. Что дает каждому коллекционеру право выбора цены, качества или целесообразности затраты времени на самостоятельную сборку.

Если счет готовым моделям идет на сотни тысяч, то количество «китов» обычно не превышает нескольких тысяч, да и эта цифра характерна лишь для ведущих фирм. Одно из преимуществ подобного производства заключается в возможности без значительных материальных и временных затрат, буквально за две-три недели, разработать и запустить в серию модель новейшего болида. Того самого, что только-только был представлен замершей в немом восторге публике на последней презентации где-нибудь в Маранелло или Штутгарте. А можно и наоборот, выпускать хотя и в небольшом количестве, но не без выгоды, модели-копии исторических автомобилей, представляющих интерес лишь для узкого круга собирателей.

Из фирм, выпускающих подобную продукцию, можно назвать отличающиеся в лучшую сторону итальянские BBR, MG Model, Таmео, Tron, французские Renaissance, Tenariv, Provence Moulage, английские SMTS, Scale Racing Cars, Western Models.

Любой человек, кому небезразлична история Формулы-1, с неизменным интересом относится ко всем публикациям на эту тему. Но та же история воспринимается гораздо более зримо в виде пусть и небольшой, но грамотно подобранной коллекции моделей. А сам процесс собирания такой коллекции - занятие невероятно увлекательное, дающее возможность глубже узнать историю автоспорта и проследить за техническим прогрессом в конструкции гоночных болидов. Не говоря уж о том, что такая коллекция - прекрасное украшение интерьера жилой комнаты или офиса.

 

Владимир Николаев

Категория: №17 (12.1999) | Добавил: LiRiK3t (30.08.2012)
Просмотров: 911 | Теги: тема, №17(12.1999)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t