![]() Автоспорт. Первые шаги
У автогонок свои счеты со временем. Одна секунда на трассе может «стоить» нескольких лет напряженного труда, а иной год по своему значению равен эпохе. Сто лет - не такой уж большой срок в истории цивилизации, и все те же страсти бушуют в сердце человека, пришпоривает ли он скакуна или сидит за рулем Ferrari. Но сто лет автомобиля - это очень много, это почти все. Чтобы рассказать о происхождении многого из того, что кажется сегодня столь естественным в Формуле-1, нам нужно вернуться к самому началу. Итак, сначала было слово... Сначала было слово Каковы бы ни были мотивы организаторов состязания, результат оказался именно таким, какого они ожидали - соревнования безлошадных экипажей стали сенсацией! Маршрут был проложен между городами Париж и Руан, протяженность его составляла 126 км. На пробег записались 102 автомобиля, среди которых были 38 экипажей с бензиновыми двигателями, 29 «паровиков», 5 электромобилей, 5 машин, приводившихся в движение сжатым воздухом, и 25 автомобилей «других типов». Под термином «других типов» имелись в виду машины, приводившиеся в действие посредством гидравлических насосов, системой гирь, а также силами самих пассажиров с помощью педалей. Нужно заметить, что состязания Париж-Руан нельзя назвать гонками в прямом смысле этого слова. Условия конкурса гласили: «Автомобили должны быть безопасными, легко управляемыми и экономичными...» Устанавливалась и норма средней скорости - 16-17 км/ч, но перед самым стартом техническая комиссия приняла решение снизить ее до 12,5 км/ч. Главное было выяснить - пройдут автомобили дистанцию или нет. Так что в нашем понимании это был скорее дорожный тест - с перерывом на обед и прочими «джентльменскими» соглашениями. ![]() И произнес его главный редактор парижской газеты Le Petit Journal Пьер Жиффар, который 19 декабря 1893 г. опубликовал следующее объявление: «Наша газета решила всеми средствами поддержать новый, революционный способ передвижения человека. В связи с этим Le Petit Journal объявляет конкурс экипажей без лошадей». Что побудило редактора уважаемой газеты, первой в мире достигшей тиража в 1 млн экземпляров, заняться организацией столь необычных и весьма сомнительных с коммерческой точки зрения состязаний - неизвестно. Возможно, это было стремление сделать нечто экстравагантное - такое, чего еще никто не делал и таким образом увековечить свое имя. Не исключено также, что им двигало желание «сотворить сенсацию», а потом написать о ней в своей газете, повысив тираж еще больше. Кроме того, вполне возможно, что в Жиффаре говорил энтузиазм первопроходца. Все это наверняка оказало свое влияние на Жиффара, но современники называют и еще одну причину рождения нового вида спорта - чисто экономическую: «К 1894 г. конструкторы были уже в состоянии строить паровые и бензиновые автомобили. Однако сбыт их был затруднен, публика относилась к ним весьма недоверчиво и не придавала особого значения всему автомобильному делу. Необходимо было поразить ее воображение, чтобы доказать действительную ценность и значение этих новых машин». А доедут ли? Каковы бы ни были мотивы организаторов состязания, результат оказался именно таким, какого они ожидали - соревнования безлошадных экипажей стали сенсацией! Маршрут был проложен между городами Париж и Руан, протяженность его составляла 126 км. На пробег записались 102 автомобиля, среди которых были 38 экипажей с бензиновыми двигателями, 29 «паровиков», 5 электромобилей, 5 машин, приводившихся в движение сжатым воздухом, и 25 автомобилей «других типов». Под термином «других типов» имелись в виду машины, приводившиеся в действие посредством гидравлических насосов, системой гирь, а также силами самих пассажиров с помощью педалей. Нужно заметить, что состязания Париж-Руан нельзя назвать гонками в прямом смысле этого слова. Условия конкурса гласили: «Автомобили должны быть безо¬пасными, легко управляемыми и экономичными...» Устанавливалась и норма средней скорости - 16-17 км/ч, но перед самым стартом техническая комиссия приняла решение снизить ее до 12,5 км/ч. Главное было выяснить - пройдут автомобили дистанцию или нет. Так что в нашем понимании это был скорее дорожный тест - с перерывом на обед и прочими «джентльменскими» соглашениями. ![]() Перед стартом провели отборочное испытание, в ходе которого большая часть машин была отсеяна, и «в финал» вышел только 21 автомобиль. И «стальные кони» доказали свою жизнеспособность, хотя некоторые так и не добрались до финиша, сойдя с дистанции из-за технических неисправностей. Интересно, что в гонке, которую принято считать точкой отсчета в автоспорте, первым к финишу пришел паровой экипаж De Dion-Le Blanc, преодолевший всю дистанцию за 5 ч 40 мин. Однако главный приз, присужденный «по совокупности выявленных качеств», поделили бензиновые автомобили Panhard-Levassor и Peugeot. С двигателями мощностью не более 4 л.с. они отстали всего на 5 мин от могучего 20-сильного «паровоза». Кто на свете всех быстрее? Конкурс 1894 г. имел столь поразительный успех, а дела автомобильных фабрикантов улучшились настолько явно, что в следующем году состязание решили повторить, сменив маршрут на более протяженный. На этот раз участники, стартовав в Париже, должны были добраться до Бордо, а затем вновь вернуться в Париж. Таким образом, им нужно было преодолеть 1200 км. Соревнования проходили с 11 по 15 июня и были объявлены международными. Правда, иностранный участник был только один - из Бельгии. Был один иностранец и в оргкомитете гонки. Им оказался наш соотечественник - инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Все автомобили-участники за 5 дней до старта были выставлены на всеобщее обозрение. ![]() Победителем гонки признавался автомобиль, который первым пересечет финишную прямую, не допустив серьезных нарушений установленных правил, которые гласили, что рассчитывать на первый приз могли только 4-местные машины, хотя к участию в соревнованиях допускались и 2-местные автомобили. Если же по какой-либо причине экипаж был недоукомплектован, машину догружали из расчета 75 кг за отсутствующего человека. Все починки в пути должны были осуществляться самими участниками без посторонней помощи и только теми инструментами, которые были на борту. Среди назначенных призов основными были призы за скорость. Старт был дан в 10 ч утра на парижской Place de L’Etoile (площадь Звезды). Первые 17 км до Версаля машины ехали медленно, а дальше, собственно, и начиналась гонка. В Версале экипажи стартовали с интерва-лом в 2 мин. От Версаля до Этампа дорога была холмистая с довольно крутыми уклонами, далее до тура она была прямой и ровной, а затем до самого Бордо опять шли холмы. В общем, длина всех уклонов трассы (в оба конца) достигала 80 км. Отдельные подъемы достигали длины 5-6 км, а самый большой - 13 км. Качество дороги комиссия оценивала как очень высокое, за исключением участка под Парижем. Все это внушало уверенность в том, что по крайней мере некоторым из 46 машин-участниц (29 бензиновых, 15 паровых, 2 электрических) удастся добраться до финиша. Тем не менее, из Версаля стартовало только 22 экипажа - 15 бензиновых (в том числе 3 мотоцикла), 6 паровых и 1 электрический. Чтобы удостовериться в полном соблюдении правил спортсменами, комиссия установила на маршруте 11 контрольных пунктов: в Орлеане (135 км), Туре (151 км), Пуатье (353 км), Ангулеме (464 км) и в Бордо на месте поворота (595 км). На обратном пути контроль проходили в тех же местах, а последняя проверка ожидала гонщиков на финише в Париже, Участники должны были поддерживать на трассе минимальную скорость 12 км/ч, а весь путь пройти не более чем за 100 ч. Пункты работали только в определенное время, поэтому экипажи, не выдерживавшие графика и не успевавшие вовремя отметиться, теряли шансы на успех. ![]() Все участники этой небывалой марафонской гонки прекрасно понимали, что успех зависит не только от техники, но и от водителей. Во многих экипажах каждый из седоков мог в любую минуту сменить уставшего шофера. Другие же ставили на выносливость и умение своих водителей, которым, чтобы выдержать такое физическое и нервное напряжение, приходилось прибегать к наркотическим веществам, особенно к популярной тогда в Париже настойке ореха Капа. Само собой разумеется, что все припасы для машин - аккумуляторы, вода, кокс, масло и бензин - были заблаговременно заготовлены в различных местах маршрута. Для примера скажем, что инженеру Жанто, электромобиль которого участвовал в гонке, пришлось расположить свои запасные аккумуляторы в 20 пунктах, а для того, чтобы доставить эти аккумуляторы к местам назначения, потребовалось 6 железнодорожных вагонов! Гонка проходила достаточно интересно. Первые 9 экипажей сошли с дистанции из-за поломок, даже не достигнув Бордо. Остальные преодолели всю дистанцию, причем только 9 из них уложились в отведенные правилами 100 ч. Они-то и поделили между собой призы. Первым к финишу через 48 ч 48 мин пришел 2-местный автомобиль Panhard-Levassor, за рулем которого сидел Эмиль Левассор - известный предприниматель, один из совладельцев фирмы, на автомобиле которой он стартовал. Средняя скорость победителя равнялась 24,42 км/ч, а местами она значительно перекрывала эту цифру. Сам Левассор так прокомментировал свое достижение: «Эго было безумие! Местами я делал до 30 км/ч!» Подвиг гонщика был оценен по достоинству, экзальтированные поклонники и поклонницы на финише засыпали победителя цветами. При этом Левассор едва не лишился зрения, потому что на его автомобиле не было защитного стекла, и цветы летели прямо в глаза. Но первое место, а вместе с ним и приз в 31500 франков, достался не Левассору, поскольку тог выступал на 2-местной машине, а автомобилю Peugeot, показавшему более скромное время - 59 ч 48 мин. Зато в этом экипаже было четыре седока. Всего же в девятке сильнейших оказалось 8 автомобилей и один паромобиль, который покрыл дистанцию за 90 ч 04 мин. Электрический омнибус Жанто, хотя и прошел весь маршрут, в норму времени не уложился. Фаэтон Peugeot 1893 г. ![]() После окончания гонки техническая комиссия соревнований составила подробнейший отчет на более чем 400 страницах, который затем был опубликован журналом La Genie Civil. Оказалось, что все участвовавшие в гонке автомобили на финише были изрядно потрепаны и требовали капитального ремонта, тем не менее, было доказано,что и такие огромные расстояния вполне доступны механическим экипажам. Автомобильный спорт родился! Продолжение следует История с гонками имела продолжение. Уже на следующий год проводились новые, еще более продолжительные (1720 км) и волнующие воображение соревнования - Париж-Марсель-Париж. По правилам этих гонок, экипажи-участники были разбиты на категории. К первой относились 2-, 3- и 4-местные экипажи, ко второй - автомобили с большим числом мест, а к третьей - 2- и 3-колесные мотоциклетки. Самым быстрым оказался автомобиль Panhard-Levassor, преодолевший дистанцию за 67 ч 42 мин. Второе и третье места в этой категории также достались автомобилям этой марки. Правда, сам Эмиль Левассор в число призеров не попал: он потерпел аварию и в тяжелом состоянии был отправлен в больницу. Полученные раны оказались настолько серьезными, что когда в 1897 г. герой первой гонки скончался, то никто не сомневался, что смерть спортсмена была результатом той самой аварии. Кстати, через год после смерти Левассора - во время гонки Париж-Ницца произошла первая авария со смертельным для спортсменов исходом. Почти сразу же после старта гонщик де Монтариоль, шедший на Benz, проезжая мимо своего друга маркиза де Монтегнак, поднял руки в знак приветствия, оставив руль на какое-то мгновенье без контроля. В тот же миг машина слетела с трассы и, врезавшись, перевернулась. Монтариоль остался цел, а вот его механик, сидевший рядом, погиб. Но этим дело не ограничилось: де Монтегнак, обернувшийся посмотреть, что произошло, тоже не удержал свою машину на дороге, перевернулся и погиб... ![]() Автомобильные гонки, несмотря на опасность, а скорее благодаря ей, становились все более и более популярными. В 1896 г. их проводилось уже две, через год - четыре, еще через год - семь, затем - двадцать одна! Все они проходили между различными городами Европы. Так продолжалось до 1903 г., когда в соревнованиях Париж-Мадрид (где стартовало более 130 автомобилей) многие участники потерпели аварии и серьезно пострадали, а некоторые - погибли. Гонку прервали в Бордо специальным постановлением. Эта трагедия как бы подвела черту под первым периодом автомобильного спорта и побудила проводить автомобильные соревнования на специально приспособленных для этого треках. С этого времени автомобильные гонки разделили на несколько видов: дорожные, трековые, горные и рекордные заезды. Для каждой из категорий вырабатывались свои собственные правила. До рождения Формулы-1 оставалось еще целых полвека! Константин Шляхтинский
| |
Просмотров: 4308 |
Автоспорт. Первые шаги