Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №21 (04.2000)

Два бойца

Два бойца

 

Мало кто сомневается, что чемпионат мира Формулы-1 2000 года, как и два предыдущих сезона, будет ареной борьбы двух команд - McLaren и Ferrari.

В какой же форме подошли «бойцы» к первому сражению?

 

McLaren MP4/15

«Это прошлогодний автомобиль, но с великим множеством изменений»

Эдриан Ньюи

 

На первый взгляд новая модель как две капли похожа на прошлогоднюю чемпионскую машину, но стоит присмотреться внимательнее, как отмечаешь множество небольших изменений.

Так, носовая часть МР4/15 (1) стала короче и чуть выше, хотя угол ее наклона вверху остался неизменным. Пилоны (2), поддерживающие переднее антикрыло, удлинились, расставлены более широко и приобрели граненую форму. А вот рулевые тяги, как прежде, заключены внутрь широкого двояковыпуклого обтекателя верхнего рычага передней подвески (3). Прорези (4) в расположенных за управляемыми колесами огромных боковых дефлекторах закрываются крепящимися на винтах вставками. В прошлом сезоне такая конструкция, облегчающая демонтаж и замену дефлекторов, применялась только во время тестов. Увеличившиеся в размерах «кили» (5) над боковинами носовой части - знак того, что высота монокока в этой зоне уменьшилась.

Радикальной переделке подверглась центральная часть кузова. В частности, исчезли располагавшиеся по бокам кокпита небольшие треугольные «ушки»-дефлекторы. Вместо них появились отделенные от подголовника воздухонаправляющими каналами (6) защитные боковины скругленной формы (7). Подобное решение уже встречалось на McLaren образца 1996 года. Капот двигателя стал существенно ниже и уже - общая тенденция последних лет, за которой стоит уменьшение габаритов мотора, - поэтому наплывы над рокерными рычагами более заметны (11).

Абсолютно новый элемент внешнего облика - своеобразные «дымоходы» (8) в верхней части боковых понтонов. Эти трубы высотой 20 см, отводя вверх горячий воздух (оранжевые стрелки) от радиаторов, способствуют уменьшению турбулентности воздушной струи на заднем антикрыле, а также улучшают обтекание задней части (синие стрелки). Разработка «дымоходов» держалась в строжайшей тайне, поэтому их появление на тестах в Хересе оказалось сюрпризом не только для сторонних наблюдателей, но и для пилотов команды. Видимо, выигрыш в эффективности работы заднего антикрыла оказался более существенным, нежели дополнительное аэродинамическое сопротивление, создаваемое «дымоходами». Напомним, что нечто подобное уже пытались осуществить в команде Shadow в 1979 году. Похожие «дымоходы» появлялись и в McLaren на зимних тестах 1987-1988 годов.

Узкая «талия» машины, которую образуют сужающиеся боковые понтоны (9) (далекие от романтики изобретатели такого решения нарекли его когда-то бутылочным горлышком), теперь начинается значительно раньше, а появившийся в их передней части узкий ножевидный выступ днища (10) свидетельствует о некотором уменьшении ширины кузова. Хвостовая часть (12) утратила остроконечную форму и стала длиннее. Ныне она представляет собой своеобразный короб, расположенный над центральным тоннелем диффузора.

Новая система выхлопа McLaren

Именно здесь скрывается едва ли не самая интересная новинка МР4/15. В отличие от Ferrari, Prost, Jaguar, где они выведены вверх, в McLaren выхлопные трубы (2) размещены внутри диффузора (1). Таким образом, раскаленная струя отработавших газов идет на максимально низкой высоте, создавая большую прижимную силу за счет разрежения от высокоскоростного потока выхлопов. Несколько лет назад инженеры McLaren уже пытались внедрить подобную систему. Но как только гонщик резко сбрасывал «газ», прижимная сила мгновенно уменьшалась, и задние колеса теряли сцепление с землей в самой критической фазе входа в поворот. Однако теперь команде удалось добиться практически равномерного давления выхлопа на всех режимах для предотвращения резких перепадов аэродинамической нагрузки.

 

Ferrari F1-2000

Новую алую красавицу из Маранелло также трудно отличить от ее предшественницы, выигравшей Кубок конструкторов.

Но и в ее облике внимательный наблюдатель обнаружит множество изменений. Вопреки общему стремлению опустить носовую часть ради снижения центра тяжести машины (высокий задранный «нос» означает высоко поднятые ноги пилота) длинный тонкий «клюв» Ferrari остался приподнятым, став даже еще изящнее, что создает впечатление увеличившегося расстояния до полотна трассы. В действительности этого не произошло - просто выше стал киль, к которому крепятся нижние рычаги передней подвески. Сверху монокока появились небольшие наплывы (1), позволяющие сохранить пространство для ступней пилотов. Ножевидная зона днища сделана ступенчатой (2) и напоминает используемую на McLaren МР4/15.

Боковые дефлекторы, из-за которых команда едва не лишилась победы в Малайзии, изменений не претерпели. Верхняя часть боковых понтонов (3) не строго горизонтальна, а имеет небольшой уклон. Тщательно проработана форма защитных боковин кокпита (4), причем воздухонаправляющий канал (5) между ними и подголовником глубже, чем на McLaren MP4/15. Сверху на боковинах располагаются маленькие треугольные «ушки»-дефлекторы (6), - из-за них зимой едва не разгорелся скандал. Но технические комиссары подтвердили «законность» такого решения. В верхней части боковых понтонов над радиаторами и в зоне вывода выхлопных труб появились небольшие наплывы (7). Дуга безопасности (8) еще дальше смещена назад. Система отвода горячего воздуха от радиаторов (9) в значительной мере повторяет ту, что начали использовать на F399 с середины прошлого сезона.

Капот двигателя стал заметно уже благодаря более рациональной конструкции задней подвески, чему, в свою очередь, способствовал перенос масляного бака в углубление стенки топливного бака, обращенной к двигателю. Выхлопные трубы F1-2000 (10) расположены не параллельно, а под углом друг к другу, направляя струи отработавших газов к осевой линии машины. Подобная система использовалась в прошлом году командой Stewart.

Боковая зашита кокпита

Ferrari значительно смелее, чем McLaren, подошла к интерпретации правил, описывающих размеры капсулы безопасности вокруг головы гонщика. Хотя решения английских конструкторов выглядят более элегантно благодаря плавным переходам между поверхностями.

В Ferrari же наплывы (красного цвета), удовлетворяющие требованиям по высоте боковой защиты, выполнены в виде треугольных элементов с резкими, угловатыми переходами. Боковые каналы между этими наплывами и головой гонщика позволяют потоку воздуха (синяя стрелка) беспрепятственно устремляться к заднему антикрылу.

Торцевые пластины заднего антикрыла

Вырез в нижней части передней кромки торцевой пластины, предложенный Ньюи два года назад, инженеры из Маранелло дополнили расположенной под углом закраиной увеличенной площади (1). Габаритный фонарь установлен под нижней плоскостью заднего антикрыла, а не над ней, как на F399 (3).

Тормозные суппорты

Для того чтобы «приземлить» центр тяжести, тормозные суппорты Brembo задних колес смещены вниз.

Джорджо Пиала

Рисунки автора

Категория: №21 (04.2000) | Добавил: LiRiK3t (18.12.2012)
Просмотров: 877 | Теги: №21(04.2000), техника
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t