Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №21 (04.2000)

Гран При Австралии

Гран При Австралии

 

Три цвета. Красный

С легкой руки журналистов континент назвали Зеленым, хотя в Австралии преобладают буро-красные, переходящие в зловещие желтые, тона...

Энциклопедия для детей

Все у них не как у людей! Новый год австралийцы празднуют в летнюю жару, солнце большую часть дня светит не с юга, а с севера, даже лебеди тут - и те черные. И гонки Формулы-1 здесь часто заканчиваются совсем не так, как «положено». Вспомним хотя бы победу Проста при полном преимуществе Williams в 86-м, торжество Бутсена тремя годами позже, когда царствовал McLaren, или триумф Култхарда в сезоне-97, ставший провозвестником новой эры «серебряных стрел».

Большинству пилотов австралийский этап очень нравится: и трасса здесь хорошая («Лучшая, - говорит Жак Вильнев, - из городских». А городских-то, сказать по правде, две. Вторая, как вы помните, в Монако), и погода прекрасная. Ну кто, скажите, на исходе зимы откажется искупаться в бассейне с дельфинами, как довелось это в нынешнем марте Педро Паоло Диницу и Александру Вурцу, или сыграть в гольф на пару с кенгуру, как Йосу Ферстаппену? И все же главная прелесть австралийского этапа последних пяти лет - полная неопределенность наступающего сезона. Досадные промахи, нелепые ошибки, груз ответственности за прошлые победы - все это впереди. А пока каждый может помечтать, представив себя чемпионом мира.

«Если бы хозяином был я...»

Пятница, 10 марта. Тренировка. 11.00-12.00; 13.00-14.00

Удивительное дело - к вечеру первого дня оказались довольны все. Даже в стане Jaguar и Prost, для пилотов которых тренировка стала настоящим двухчасовым кошмаром, особого уныния не замечалось. «А кто говорил, что будет легко? - заметил президент Jaguar Racing Нил Ресслер. - Мы лишь в самом начале дороги». Начало дороги - это отказавшие моторы машин Джонни Херберта и Эдди Ирвайна, проблемы со сцеплением, коробкой передач и проколотая шина. «Жаль, конечно, - Джонни был невозмутим. - Но ведь время-то мы показываем очень неплохое».

Между тем со временем в Альберт-парке происходили любопытные штуки. Лучший результат оказался на 0,159 хуже прошлогоднего. И это после трех месяцев нескончаемых восторгов по поводу новых машин, которые стали легче и быстрее! Зато разница между лучшим и худшим пилотами сократилась с 6,104 до 3,867 с. Причем заметно медленнее прошлогодних - в среднем на 1,5-0,7 с на круге - показали себя Prost, Jaguar и Jordan. А вот секунды пилотов Minardi, BAR, Arrows и Sauber вызвали у владельцев этих команд целую бурю положительных эмоций. «Честно говоря, я немного удивлен своим временем, - довольно улыбался Вильнев. - Машина с самого начала работала просто превосходно».

Но главным именинником выглядел Михаэль Шумахер. «С того самого момента, когда я сел за руль F1 -2000, я понял, что с этой машиной можно бороться за чемпионский титул, - заявил немец. - Сегодня мы убедились, что Ferrari показывают хорошую скорость. А это добрый знак».

Безусловно, «жеребцы из Маранелло» существенно прибавили - в среднем на 1,779 с на круге по сравнению с прошлым мартом. Но расплачиваться за их резвость пришлось в первую очередь самому Михаэлю. Не прошло и трети второй части тренировки, как Ferrari под номером 3 вылетел с трассы и ударился в ограждение, начисто стесав об него левые колеса и подвеску. «Очень странно, когда пилот его способностей и опыта совершает такую ошибку, - ворчал Джеки Стюарт. - Он уже вылетал чуть раньше, и я сказал тогда - ждите большой аварии. Похоже, Шумахер потерял над собой контроль. Если бы Михаэль был в моей команде, не думаю, что я был бы им доволен». По иронии судьбы, экс-чемпион мира не справился со своим алым «скакуном» на выходе из поворота, названного именем… Стюарта

Однако замечания знаменитого шотландца на этот раз мало кого волновали, - продав свою «конюшню», Джеки утратил в глазах публики значительную долю интереса. Гораздо с большим вниманием слушали менеджера McLaren - как-то объяснит Рон Деннис полусекундный проигрыш чемпионских машин своему собственному прошлогоднему времени? На фоне несомненного прогресса Ferrari это тревожный знак. «Всегда приходится спрашивать себя: что лучше - машина, которая отрывается от преследователей на целый круг, или та, что доходит до финиша, - как обычно, совершенно спокойно вещал англичанин. - Теперь, думаю, у нас есть и то, и другое. Что же касается скорости, - в конце сезона-99 у нас была самая быстрая машина. МР4/15 еще быстрее».

Итак, быстрый и надежный McLaren. Сочетание, не сулящее соперникам ни единого шанса. Но так ли хороши на самом деле «серебряные стрелы»?

«Мерседесы» горят как свечки

Суббота, 11 марта. Тренировка 9.00-9 45; 10.15-11 00

Двигатель чемпионского McLaren не выдержал и круга! Больше того, через полчаса после того как Мике Хаккинену пришлось добираться до боксов на заднем сиденье мотоцикла, отказал мотор у машины Дэвида Култхарда. Механики английской «конюшни» проявили настоящий трудовой героизм - шотландцу поменяли силовой агрегат за 45, а финну - за 40 минут. Но чемпион мира, стремясь наверстать упущенное, вылетел с трассы в повороте «Кларк». Все, что удалось Мике показать за шесть кругов, - 18-й результат. Между тем Шумахер-старший, пусть на мгновение (точнее, на 0.023с), но превысил время прошлогоднего поула самого Хаккинена.

Со стороны даже показалось, что в McLaren царит легкая паника - «быстрые и надежные» машины из Уокинга оказались не такими уж прыткими - Jordan отстал всего на 0,062, Williams на 0,644, Arrows (!) на 0,94 с. О надежности и говорить не приходилось - директор Mercedes Motorsport Норберт Хауг прятал глаза от журналистов: «Мы впервые сталкиваемся с такой поломкой».

По всему выходило, что назревает если не сенсация, то большая неожиданность - от былого превосходства McLaren не осталось и следа. «Силу наших главных соперников мы теперь знаем, - хитро щурился менеджер Ferrari Жан Тодт. - И будем сражаться за места в первом ряду».

Похоже, энтузиазм заразителен. И вот уже соперники, еще несколько месяцев назад не помышлявшие бросить вызов непобедимым, как казалось, английским машинам, ободренные неудачами недавних лидеров, стали делать весьма смелые заявления. «Я буду очень удивлен, если мы не попадем в шестерку в квалификации», - небрежно обронил Вильнев, не набравший, напомним, в сезоне-99 ни одного очка.

Но оказалось, что слухи о смерти льва несколько преувеличены.

Как Дэвид Култхард все испортил

Суббота. 11 марта. Квалификация. 13.00-14.00

Почти четверть часа пришлось ждать зрителям, пока первым из пилотов выехал на трассу Жан Алези. И прошло целых полчаса, прежде чем Шумахер, только что непринужденно болтавший с болельщиками из числа самых привилегированных гостей Ferrari, вдруг нахмурился, глядя на монитор. Поразили немца не позиции его главных конкурентов из McLaren - время Хаккинена и Култхарда вовсе не было выдающимся, финн на полсекунды, а шотландец почти на целую секунду не дотягивали до утреннего результата Михаэля. Другое было удивительно - Хаккинен использовал только одну попытку и откатал сразу шесть кругов подряд, каждый раз улучшая свое время!

Журналисты в пресс-центре оживились. Сразу припомнился пятидневной давности пресс-релиз Bridgestone, на который тогда мало кто обратил внимание. «В этом году мы значительно сократили разрыв в характеристиках между сверхмягкой, мягкой и средней смесями при изготовлении шин, - писал в нем технический менеджер спортивного отделения японской фирмы Йосихико Ичикава. - Что сделает верный выбор покрышек решающим фактором при настройке машин на гонку и квалификацию».

Так вот в чем был секрет относительно невысокой скорости McLaren! По всей видимости, подопечные Денниса с самого начала решили обуть колеса своих автомобилей в покрышки средней твердости - самые прочные и «медленные» из предложенных японскими шинниками в Австралии.

Понимая, что проворонил сильнейший ход соперника, Шумахер бросился отыгрываться. Увы, первой попытки хватило лишь на второй результат, который Култхард тут же вновь отодвинул на третью строчку. Вторая попытка - лучшие секунды на первом секторе, но небольшая ошибка, колеса на траве, все усилия насмарку. Третья - и вновь ошибка! Неужели прав Стюарт? Невозмутимый Шумми, у которого вместо нервов стальные канаты, теряет над собой контроль? Последняя, четвертая попытка. Лучшее время на 1-м секторе, на 2-м... И тут над трассой появляются красные флаги: в повороте «Стюарт» разбил свой McLaren Култхард.

Ну что за неудачный момент выбрал Дэвид! «Если бы не эта авария, у нас был бы поул», - говорили Шумахер и Баррикелло. «Если бы не флаги, я обогнал бы Ferrari», - заявил Ярно Трулли. Неосторожность шотландца помешала Джанкарло Физикелле, Эдди Ирвайну и Мике Сало войти в шестерку, а новичка Дженсона Баттона лишила возможности показать 12-13-е время. Словно нарочно злодей Култхард разбил машину, чтобы защитить первую позицию своего коллеги и свою собственную.

«Ну что вы, конечно, я сделал это без всякого умысла! - возмутился Дэвид на пресс-конференции, где он появился ровно через 10 минут после того, как в считанных сантиметрах от его головы просвистело оторвавшееся заднее антикрыло McLaren. - Я с самого начала столкнулся с некоторой недостаточной поворачиваемостью. А сделать необходимую корректировку настройки мы не успели. Пришлось здорово нажимать, и я просто потерял задние колеса в повороте. Но не перейдя предел возможностей машины, не почувствуешь, где этот предел проходит».

Шумахер же изо всех сил старался сохранить хорошую мину: «Я не слишком разочарован. Нам просто не удалось выжать все, на что способны шины. Да и вообще, не так важно, с какого места вы стартуете, с 1-го или 3-го. Гонка предстоит длинная и тяжелая». И это говорит железный боец, который, всегда сражаясь до последнего метра последнего круга, чуть не каждый пятый Гран При начинал с поула! Ему ли, хитрецу и тактику, не знать архиважности первого ряда на старте для команды, чьи машины обуты в «медленную», но выносливую резину!

Утро молодого человека

Воскресенье, 12 марта. Разминка, 9.30-10.00

Целый месяц только и разговору было в Формуле-1, что о Дженсоне Баттоне. Одни предрекали 20-летнему англичанину великое будущее, другие ворчали - молоко, мол, на губах не обсохло. Дженсон же, первым приехав в Мельбурн и прогулявшись по Альберт-парку, трассу похвалил и спокойно заявил: «Готов я или нет к гонкам Ф-1, покажет, думаю, моя езда». В воскресенье утром, когда судить о силе команд перед стартом по результатам разминки мог разве что дельфийский оракул, блестящее время Баттона оказалось прекрасной темой для разговоров. «Не понимаю вашего удивления, - спокойно улыбнулся Дженсон. - Еще вчера, в квалификации, должно было быть именно так!»

И все сразу вспомнили сказанное накануне Деннисом: «Думаю, что Уильямс намеренно преувеличивал свои трудности. Уже сейчас ясно, что машины у Фрэнка гораздо быстрее, чем они нам говорили». И к Баттону, разбившему в субботу утром машину, а в воскресенье показавшему время, которое могло бы принести ему 15-е место на старте, стали приглядываться еще внимательнее. Не упустить бы взлет новой «звезды»!

«Чтобы финишировать первым, во-первых, надо финишировать»

Воскресенье. 12 марта. Гонка. 14.00

«Надежность, надежность и еще раз надежность», - словно заклинание повторяли в один голос инженеры, пилоты, хозяева «конюшен». Первая гонка сезона - всегда состязание в первую очередь на выносливость. Малейшая заминка с поставкой двигателя, к примеру, несогласованность в работе команды в зимние месяцы оборачивается поломками на стартовом Гран При сезона. Так мучились все три дня подчиненные Алена Проста - Peugeot затянула строительство мотора А20, да так и не оснастила его обещанным выпускным трубопроводом изменяемой длины. В результате австралийский этап стал для Prost АР03, по сути, первой испытательной трассой. Тут уже не до побед.

Ничего хорошего не ожидали в Jaguar - самый легкий (97 против 98 кг Ilmor/Mercedes-Benz) и, как уверяют Херберт и Ирвайн, самый мощный двигатель нынешней Ф-1 Cosworth CR2 оказался еще и самым... взрывоопасным. В субботу механикам англичанина и североирландца пришлось заменить еще два мотора. Неожиданные проблемы с надежностью возникли и в Jordan. Еще в пятницу Трулли донимали коробка передач, из которой вытекло масло, и сцепление. В квалификации итальянец сумел пройти лишь один круг, что называется, «от всей души» - электроника вдруг решила вмешаться в процесс переключения передач, и три других попытки Ярно не удались. «Я бы не стал делать никаких прогнозов, - хмурился Эдди Джордан. - Решающим фактором станет надежность».

Так оно и оказалось. До финиша добрался только десяток автомобилей, в числе которых, увы, не оказалось ни Jaguar, ни Jordan, ни McLaren, ни столь много обещавших Arrows.

Уже на стартовом круге сошел Херберт. Англичанину вообще не везет в Австралии, он набрал там всего-навсего очко за долгую карьеру. Но даже еще раньше отправился в боксы Жан Алези: вновь возникли проблемы с мотором, на этот раз барахлила гидравлика и электросистема. Запасную машину готовили для Хайдфельда, так что Жану пришлось туго: «У меня появилась куча чисто физических проблем. К тому же настройка мне совсем не подходила». В гонке он довольно быстро разобрался с новичками Маццакане и Хайдфельдом (немца на протяжении всей гонки беспокоили тормоза), одолел Диница, вышел уже на 12-е место, но капризный Peugeot положил конец продвижению француза.

Впрочем, приключения недавнего кумира нимало не волновали болельщиков Ferrari, всего пять лет назад носивших Жана на руках. Если квалификация их не слишком порадовала, то старт совсем огорчил. По сравнению с реактивными McLaren алые «итальянки» просто провалились. Френтцену удалось опередить Баррикелло, и будь поудачливее Трулли с Вильневым, быть бы бразильцу всего лишь седьмым.

И сразу же Хаккинен с Култхардом медленно, но верно - по 0,5-0,6 с на круге - стали уходить. И это - вы помните? - на более жестких шинах. Похоже было, что у пилотов Ferrari шансов нет. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло. В данном случае неудача Педро де ла Росы. На седьмом круге сломалась рулевая тяга, и Arrows с болтающимся левым колесом вынесло на обочину, развернуло и ударило в стену. Испанец не пострадал, однако, уворачиваясь от обломков красно-оранжевой машины, не справился с управлением Ирвайн. И Jaguar Эдди через несколько секунд затих на обочине.

Решив подстраховаться, судьи выпустили на трассу пейс-кар, моментально сведя к нулю пусть небольшой, но все же отрыв чемпиона мира и его товарища по команде. А стоило автомобилю безопасности юркнуть в боксы, как фанаты Ferrari заметно оживились - McLaren под номером 2 явно сбросил темп! «Мотор вдруг стал глохнуть, и я свернул в боксы проверить зажигание, - разводил руками Култхард через четверть часа. - Но проблему решить так и не удалось».

Не прошло и десяти минут после схода Дэвида, как море красных флагов на трибунах Альберт-парка вновь пришло в движение - и чемпионский McLaren, задымив, покинул гонку!

Ликованию поклонников Scuderia не было предела, - Шумахер стремительно отрывался от Френтцена, к середине гонки доведя свое преимущество до 21,5 с. Баррикелло же, хотя и не мог, как ни старался, обойти немца, от Трулли все же понемногу уходил. А когда после дозаправки на трассу вернулся Михаэль, то втиснул свой Ferrari прямо перед острым желтым носом Jordan итальянца. И за один круг «отодвинул» соперника от своего товарища секунды на четыре, не меньше.

В тот день в Австралии судьба явно ставила на красное. Сначала «кончился» Трулли - лопнула выхлопная труба. Потом спокойно уходивший от Михаэля Шумахера (8,7 с на 31-м и 14,1 на 35-м круге!) Френтцен застрял в боксах - никак не желал выдергиваться заправочный шланг. И наконец на 39-м круге из-под желтого капота единственного «оставшегося в живых» серьезного соперника Ferrari повалил серый дым: из гидросистемы управления коробки передач вытекала жидкость...

Таким образом, у «жеребцов из Маранелло» открылась широкая дорога к первой в сезоне двойной победе. Которую они в результате легко одержали. Впрочем… Легко ли?

На 35-м круге Михаэль выигрывал у своего нового напарника почти 19 с. Через четверть часа между ними было 0,2 с! Что это, неужели повторяется картина прошлогодней австралийской гонки, когда сошли оба McLaren, а Шумахер безнадежно отстал? Вот Баррикелло легко обходит экс-чемпиона мира на финишной прямой и устремляется в отрыв. Но через круг... отправляется в боксы!

Зачем, ведь он уже заправился всего лишь 12 кругов назад? «Еще когда я пытался обойти Френтцена, я постоянно говорил с боксами, - объяснил после финиша Рубенс. - И мы решили сменить тактику - вместо одной дозаправки остановиться дважды».

Объяснение, прямо скажем, довольно странное. Вторая смена шин не только ничего не прибавляла, она лишь отняла у бразильца не меньше полминуты - посмотрите хотя бы на отставание на финише Ральфа Шумахера, темп которого и сравнить нельзя со скоростью Ferrari. Так что если бы на трассе остались оба Jordan, не видать Рубенсу места на пьедестале как своих ушей.

Похоже, у лидера Ferrari после остановки в боксах появились проблемы - возможно, с коробкой передач. И Тодт с Россом Брауном не решились предоставить карт-бланш своему новобранцу, приказав бразильцу заехать в боксы. Если это правда, все разговоры о честном соперничестве в Scuderia приобретают несколько иную окраску. «Нельзя сделать гонщика первым номером по контракту, - рассуждал еще в пятницу Михаэль. - Кто быстрее, тот и номер первый!»

Все в этой Австралии не как у людей. Казалось бы, результаты Гран При совершенно однозначны - фиаско McLaren и Jordan. Настоящее пиршество красного цвета. И все же некая недосказанность осталась - «серебряные стрелы», похоже, все так же быстры. Да и желтые шершни Эдди Джордана нисколько не уступают алым итальянским машинам.

Александр Мельник

«Когда я увидел, что Дэвид замедлился, я стал гадать, что происходит. Я не знал, возникли ли у него проблемы, или команда приказала ему предпринять определенные действия. Я ни в чем не был уверен. Сложившаяся в тот момент ситуация встревожила меня. К счастью, вскоре я увидел, что Дэвид заезжает в боксы. Теперь я знал, - что-то действительно случилось. Отныне главным было - сохранять спокойствие, оказывать давление на Мику и ждать дозаправок. Таков был план. Я не ожидал, что Мика также сойдет».

Михаэль Шумахер



Категория: №21 (04.2000) | Добавил: LiRiK3t (09.06.2014)
Просмотров: 704 | Теги: №21(04.2000), Гран при
^Наверх
вход выход Created by SeldonSF