Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №21 (04.2000)

Гран При Бразилии

Гран При Бразилии

 

Выборы и разборки

Так получилось, что 2-й этап чемпионата мира совпал по срокам с президентскими выборами в нашей стране. События очень разные, но в день гонки разговоры в нереально далекой Бразилии и на просторах нашей необъятной родины были одни и те же: сумеют ли красные одержать победу? В обоих случаях в самой постановке вопроса звучал скепсис. Уж больно сильны были позиции их соперников. И если в России все произошло, как и ожидалось, то в Бразилии жребий красных оказался иным. Квалификация показала, что McLaren очень быстры. Однако в гонке Ferrari сделала свой выбор стратегии дозаправок и победила. Хотя сам по себе выбор решающей роли не сыграл.

Местный парень

Пятница. Тренировка. 11.00-14.00

«Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже», - воскликнул незабвенный Остап Бендер, попав в город Арбатов. Очутившись в Сан-Паулу, Командор, скорее всего, высказался бы гораздо крепче. Бразилия - это рай. За исключением относительно небольшой территории, где сгрудились 11 миллионов не слишком состоятельных граждан. Застроенный измалеванными хулиганьем многоэтажками или ветхими лачугами, этот город встречает вас отвратительными дорогами, бесконечными пробками и только одному ему присущим запахом - смесь цементной пыли, нечистот, жареного мяса и выхлопных газов. Прибавьте сюда жару и влажность - и картина готова. Почему из множества прекрасных уголков Южной Америки Формула-1 выбрала именно эту клоаку? Об этом знает только Берни Экклстоун.

Гран При Бразилии в рамках чемпионата мира проходит уже 28-й раз, из них 18-й раз - в пригороде Сам-Паулу Интерлагосе, что значит - Межозерье. Право проведения гонки Формулы-1 несколько раз переходило от расположенной здесь трассы к автодрому Жакарепагуа в великолепном Рио-де-Жанейро. Причем эти переезды в какой-то степени отражали периоды царствования двух знаменитых сынов Бразилии - Айртона Сенны, уроженца Сан-Паулу, и Нельсона Пике, издавшего первый крик в городе, где все люди, по представлениям товарища Бендера, ходят в белых штанах. С 1981 по 1989 год, когда Нельсон трижды становился чемпионом мира, Гран При проходил в Рио, но взошла звезда Айртона - и гонка перекочевала в Сан-Паулу. Где и остается по сей день.

Рубенс Баррикелло родился в Сан-Паулу.

«Мой дедушка жил во-о-он там, - счастливый Рубенс показал куда-то в направлении главной трибуны. - Здесь прошло все мое детство. И когда я приветствую зрителей, это не всегда просто дань уважения поклонникам. Я часто узнаю на трибунах кого-то из школьных приятелей».

Во вторник накануне Гран При поклонники Сенны отмечали его 40-й день рождения. Большие надежды кружили головы неистовой торсиде. Впервые со времен Бразильского Волшебника местный гонщик имеет реальную возможность выиграть домашний Гран При.

Баррикелло очень старался не ударить лицом в грязь, которую ветер нанес с окрестных свалок. В пятницу после первого часа тренировки к восторгу однокашников и прочих болельщиков, не знавших его лично, Рубиньо возглавил протокол. Забегая вперед, скажем, что это достижение оказалось единственным для бразильца на родной земле. Но начало было великолепным.

Однако основные события на тренировке развернулись после перерыва, когда трасса прогрелась и более или менее расчистилась. Протокол по итогам дня возглавил Мика Хаккинен. Причем его результат превзошел не только время прошлогодней поул-позишн, но и рекорд круга в квалификации, показанный Жаком Вильневым в 1997 году на шинах без канавок. Во время рекордной попытки Мика так разогнался, что даже вылетел, уже под клетчатым флагом, с трассы. Вторым, отстав почти на полсекунды, стал Михаэль Шумахер, который отъездил всю тренировку на одном комплекте шин. В двух десятых от него разместился Култхард. На сцену вышли главные горои будущей гонки. А основным элементом декораций в предстоящей драме суждено было стать новому покрытию трассы в Интерлагосе.

Дороги, которые мы выбираем

Суббота. Тренировка. 9.00-11.00

Даже честь быть местом рождения гонщика Ferrari не может гарантировать Интерлагосу права на Гран При навечно. Соперники из Рио, предводительствуемые, как и следовало ожидать, Пике, постоянно плетут интриги, стремясь переманить гонку Ф-1 в свой город. И Экклстоуну не надо быть Великим Комбинатором, чтобы извлечь выгоду из этой ситуации. В течение многих лет автодром в Сан-Паулу неизменно критиковали за два мучительно знакомых всем нам недостатка - грязь и плохой асфальт. Когда здесь начали строить трассу, то под нее отвели участок, непригодный для жилищного строительства. Видимо, эта земля не слишком годится и для гонок. Неровная замусоренная трасса стала таким же фирменным знаком бразильского Гран При, как живописные улочки в Монте-Карло или красоты окружающей природы в Спа. И Хозяин пригрозил, что мириться с этим больше не намерен: если организаторы хотят сохранить гонку у себя, автодром должен быть реконструирован. Забегая вперед, скажем, что с грязью справиться не удалось, а вот асфальт переложили. Причем по старой бразильской традиции закончили все работы в последний момент, когда команды уже прибывали на трассу. Но сперва казалось - местные дорожники сработали на отлично.

Результаты в субботу росли как на дрожжах. «На трассе с новым покрытием вы ожидаете улучшения после каждого выезда», - заявил Мика Хаккинен. На этот раз финн проехал быстрее, чем Найджел Мэнселл в 1992 году на Williams с активной подвеской! Следом за ним разместились Баррикелло, Култхард и Михаэль Шумахер, также показавшие очень быстрые секунды.

Однако вскоре раздались и критические голоса. «Они заменили покрытие, но дыхание от этого у меня не перехватило», - иронизировал Ирвайн. «Когда я проехал по трассе на обычном автомобиле, мне показалось, что все хорошо, - заявил Диниц. - Но как только я пересел на «формулу», мое мнение изменилось: на стартовой прямой трясет очень сильно».

Трясло действительно не слабо. В начале тренировки что-то отвалилось от Reynard Жака Вильнева. А в конце у Sauber Мики Сало, разогнавшегося вдоль стартовой прямой, на полном ходу сломалось заднее антикрыло. Финн остался невредим, а вот машина - разбита.

О вреде курения

Суббота. Квалификация. 13.00-14.00

Несмотря на великолепные секунды, показанные McLaren в квалификации, гонщики Ferrari отстали не так далеко и вполне могли побороться с соперниками за первую линию стартового поля. Помешал им в некотором смысле... собственный спонсор. Рекламные щиты с логотипом Marlboro сыпались на трассу, по изящному выражению Рона Денниса, словно конфетти в новогоднюю ночь. Однажды хищно извивающийся в воздухе кусок пластика едва не рухнул на голову Жану Алези. Француз раздавил глашатая табачной славы передним колесом своего Prost, словно Георгий гадину на московском гербе.

Трижды судьи вывешивали красные флаги, трижды заезды прерывались и возобновлялись вновь. В конце концов организаторы решили снять злосчастные плакаты совсем, но начавшийся к тому времени дождь свел надежды на традиционное обострение борьбы в последние минуты заездов на нет.

В итоге стартовая решетка производила странное впечатление: будто кто-то складывал перемешанную колоду карт и бросил это дело на середине. Оставим первую четверку. У них свой чемпионат. Остальное поле резко отсекалось от лидеров. При этом результаты они показали очень плотные; 5-е место от 18-го отделяла всего секунда, а от 15-го - меньше 4 десятых! Разница между этими десятью гонщиками нигде не превышала одной десятой! Поневоле возникала крамольная мысль: эх, выделить бы Ferrari и McLaren в отдельную лигу, вот тогда был бы чемпионат!

В таких условиях каждый считал своим долгом заявить: кабы не красные флаги и дождь, я мог бы резко улучшить свою позицию. Почти все утверждали, что сорванной оказалась как раз самая лучшая попытка. Даже Хаккинен заявил, что у него еще остались резервы. «Заезды были сорваны», - хмурился победитель. «Странно, что ничего подобного не было ни вчера, ни сегодня утром, и вдруг началось именно сейчас», - многозначительно пожимал плечами Михаэль Шумахер. Во время заездов у него и без того хватало проблем: немец повредил автомобиль при вылете во второй попытке и пересел на запасную машину.

Однако были и те, кто преуспел. На капитанском мостике Benetton снова появилась колоритная фигура Флавио Бриаторе. «Я давно знаю этих людей, - делился своими первыми впечатлениями итальянец. - И мне показалось, что они все это время словно на каникулах прохлаждались». Скорее всего, Флавио просто повезло, но факт остается фактом: «малый поул» за спинами гигантов достался именно гонщику Benetton –Джанкарло Физикелле. Доволен был и Ирвайн, хотя и сделал несколько критических замечаний по поводу управляемости своего Jaguar: «Я мог бы проехать на одну десятую медленнее и выглядеть полным идиотом». Ликовал Зонта, который в прошлом году здесь повредил ногу и выбыл на три месяца, а теперь оказался выше самого Вильнева, первого пилота BAR. Доволен, но спокоен был Баттон, впервые попавший на эту трассу и в сложной ситуации опередивший своего партнера Ральфа Шумахера.

Но вернемся к падению Marlboro. Смутные подозрения Михаэля подтвердились. Руководство автодрома заговорило о саботаже: нейлоновые крепления рекламных щитов якобы перерезали некие злоумышленники. Частью адского плана по дискредитации Гран При в Сан-Наулу оказалась также собака, злодейски выпущенная на трассу в пятницу. Люди Пике не сидят сложа руки.

Нет выбора

Воскресенье. Разминка. 9.30-10.00

Ни среди хора ликующих, ни среди ропота недовольных после скандальной квалификации не было слышно двух голосов - Сало и Диница. Петер Заубер решил снять свою команду с соревнований. В квалификации гонщики Sauber успели сделать лишь по три круга. На автомобиле Диница случилась та же поломка, что и на Sauber Сало днем раньше. Специалисты швейцарской команды заявили, что не могут устранить дефект в «полевых условиях». Причиной же поломки называлась сильная вибрация на неровной стартовой прямой. Заубер сказал, что у него «нет иного выбора».

Накануне гонки в Бразилии инженеры Ilmor обнародовали причину австралийских поломок Mercedes-Benz: повреждение фильтра впускного клапана пневмосистемы двигателя. Клапан засорился и стал травить воздух. Специалисты проделали громадную работу. Тест-пилот Оливье Панис намотал за две недели между гонками неимоверное количество кругов на тестах. Модифицированный мотор прошел полную дистанцию Гран При на стенде. 10 таких агрегатов отправили в Бразилию вместо 10 упакованных и готовых к гонке. Рон Дэннис все это знал. И все-таки нервничал.

Не прибавили, надо думать, оптимизма и результаты воскресной разминки. Хаккинен снова был лучший. Но Шумахер отстал буквально нa волосок - 0,005 с. Не обошлось без красных флагов и на этот раз. Заезды прерывались дважды. Первый раз из-за заглохшего Benetton Вурца. А затем произошел инцидент, напомнивший аварии Sauber: заднее антикрыло отлетело от автомобиля Алези и француз с трудом сумел восстановить контроль над автомобилем. Ален Прост не стал снимать команду с гонки.

Выбор

Воскресенье. Гонка. 14.00

Погасли огни стартового светофора, и Михаэль Шумахер, воспользовавшись небольшой пробуксовкой McLarcn Култхарда, опередил шотландца и немедленно «сел на хвост» Хаккинену. В начале второго круга немец прошел и финна. Одновременно Баррикелло обогнал Култхарда. Причем не в 1-м повороте, где и происходит подавляющее большинство обгонов в Бразилии, а практически в начале прямой. Просто объехал. Это было очень красиво и достаточно странно.

Между тем Михаэль Шумахер стремительно отрывался от преследователей. Немец через раз штампует быстрейшие круги (до первой дозаправки он их сделал восемь). Уже на втором круге его отделяло от Хаккинена почти 2 секунды, а к 15-му, когда вторая «красная волна» в лице Баррикелло настигла и поглотила лидера McLaren, немец был уже в 17 секундах впереди. На 20-м круге отрыв Шумахера от Хаккинена составил 20 секунд, и Михаэль поехал в боксы. Тогда-то и стал окончательно ясен замысел Ferrari: итальянская команда выбрала стратегию с двумя дозаправками. План, который, по правде говоря, можно назвать отчаянным.

Новая конфигурация выезда с пит-лейн, появившаяся в прошлом году, теоретически сводила на нет любую попытку обогнать соперников за счет второй дозаправки. Преимущества более легкого автомобиля и свежих шин не могли компенсировать времени, которое терялось на длиннющем выезде с «гаражного переулка», где действовало ограничение скорости. Что, в принципе, и подтверждалось ходом гонки.

Первая часть плана Ferrari удалась блестяще. Но выехал из боксов Михаэль на третьем месте, позади Баррикелло и, самое главное, - в 6,6 с позади Хаккинена. Теперь немцу кровь из носу надо было сократить отставание от McLaren до минимума. Но разрыв не сокращался. Более того, он рос: 22-й круг - 7 секунд, 25-й - 8, 26-й - 9, 27-й - уже 11!

«Шина провернулась на ободе, - объяснял позже Михаэль. - Это привело к возникновению вибрации. Ехать стало труднее».

К 29-му кругу Хаккинен, черно-серебряной молнии подобный, гордо нарастил преимущество до вполне комфортных 12,7 с. Впереди соперников ждали еще по одной дозаправке и финн, если ничего не произойдет, скорее всего, выигрывал эту гонку. Но...

На 30-м круге Мика направляется в боксы. Никаких внешних признаков катастрофы не видно. Но, боже, как медленно он движется! Упавшее давление в системе смазки двигателя сделало невозможным дальнейшее участие в гонке, и финн просто заруливает в гараж. На этом борьба за Большой Приз, по существу, закончилась.

Михаэль Шумахер стабильно держал отрыв в 8 с от Култхарда. После заездов в боксы (на 43-м круге это сделал Дэвид, на 51-м - Михаэль) отставание McLaren выросло до 24 с. И даже после того, как гонщик Ferrari резко сбросил скорость после 57-го круга (из боксов сообщили, что возникли проблемы с давлением масла), все, что удалось сделать сопернику, - это сократить разрыв до 4,3 с. Впрочем, было видно, что немец контролировал ситуацию. Да и у шотландца, откровенно говоря, особых возможностей взвинтить темп не было: в самом начале гонки у него «вылетела» третья передача. «Это чудо, что я вообще добрался до финиша. Всю гонку я использовал 4-ю передачу и выше», - говорил Дэвид.

Иных соперников у Шумахера не осталось. Ибо Баррикелло сошел еще раньше, чем Хаккинен. Утечка жидкости из гидросистемы (повальная болезнь всех команд на первых этапах) оставила бразильца без коробки передач. Дымок из-под капота двигателя красноречиво свидетельствовал о проблемах, и бразилец едва добрался до боксов. К величайшему огорчению переполненных трибун, встретивших недолгое лидерство соотечественника неистовыми криками и плясками.

Но давайте представим гонку, в которой Ferrari и McLaren вдруг провалились сквозь землю или растворились в пространстве? Тем более что отчасти так оно и было. Итак, помечтаем...

Квалификация, обилием красных флагов напоминавшая первомайскую Москву, обещала жаркую борьбу в гонке. На старте в лидеры (на самом деле - на 5-е место) вырвался Jaguar Эдди Ирвайна, обошедший Benetton Физикеллы. Подлинным же героем старта стал итальянец Ярно Трулли на Jordan. Стартовав с 8-го места (на самом деле - с 12-го) уже на исходе 1-го круга Ярно вышел на 5-е (реально - на 9-е), обогнав Дженсона Баттона, Жака Вильнева и Ральфа Шумахера. На 2-м круге итальянец проходит Reynard Зонты, на 4-м - своего товарища по команде Хайнца-Харальда Френтцена. На 7-м круге настал черед Физикеллы. Наконец, на 16-м Трулли обгоняет Ирвайна и выходит в лидеры гонки (реально итальянец к этому времени уступал последнему гонщику из группы лидеров, Култхарду, 15 секунд).

Секрет прыти Jordan был прост. В отличие от остальных гонщиков, в том числе и Френтцена, Трулли выбрал мягкие шины и две дозаправки. На 28-м круге Ярно совершает первый пит-стоп, и в лидеры совершенно неожиданно выходит Йос Ферстаппен на Arrows. Еще недавно Эдди Джордан обвинял Тома Уокиншоу в дешевых трюках: мол, показывая быстрые секунды на зимних тестах, шотландец старается пустить пыль в глаза возможным спонсорам. В поисках спонсоров Том действительно преуспел. Но оказалось, что и автомобили его быстры (отставание от машины Култхарда с выбитой передачей в этот момент уже перевалило за полминуты).

Путь к лидерству Йоса оказался впечатляющим: стартовав с 9-й позиции (реально - с 13-й), он последовательно обошел тех же Баттона и Вильнева, затем Зонту, Френтцена и Физикеллу. При этом дозаправка, в отличие от Трулли, у него была запланирована одна. Правда, очень ранняя.

Тут самое время остановиться на тактике победителя (3-е место) нашего «малого Гран При» - Физикеллы. Причина, по которой его обходили все, кому не лень (Ирвайн, Трулли, Ферстаппен), в первой части гонки проста: Физико выехал на трассу с полным баком с целью максимально отдалить свой единственный заезд в боксы. Гонщик Benetton сделал это на 51-м круге (одновременно со вторым пит-стопом Шумахера). Позже него в боксы наведывался только Трулли, закончивший в результате гонку 3-м (5-м). 2-е (4-е) место занял Френтцен, который с одним пит-стопом опередил своего товарища по команде на 30,5 с. Вот и говорите после этого о преимуществе тактики с двумя остановками!

4-м (6-м) пришел Williams Шумахера. Перед стартом Ральф вынужден был пересесть в запасную машину с чуть менее мощным, чем последняя модификация BMW, двигателем. Баттону очень не повезло на старте: он потерял сразу 4 места. «Это был, возможно, худший мой старт в жизни. Я был слишком осторожен в первом повороте. Больше не буду», - досадовал Дженсон. Но затем новичок повел себя очень уверенно: особенно запомнился его дерзкий обгон Ферстаппена незадолго до финиша. «Я потихоньку просовывал нос своего автомобиля внутрь медленного поворота, и прошел», - комментировал этот эпизод Баттон. Речь, напомню, идет о гонщике, который все еще ездит на соревнования с папой. Впрочем, отчасти жизнь Дженсону облегчил сам Йос: «Никогда раньше так не уставал, - жаловался голландец. - Болят руки, шея, спина. Может быть, все из-за этого автодрома? Управление было очень тяжелым. Теперь я намерен каждый день посещать тренажерный зал».

Йос финишировал 6-м (8-м), непосредственно впереди товарища по команде Педро де ла Росы: результат вполне приемлемый для Arrows после осечки в Австралии.

А что же Ирвайн, первый лидер гонки? Увы, гонщик Jaguar не справился с управлением и вылетел с трассы. «Мне показалось, что я еду медленнее, чем это было на самом деле, и я ускорился больше, чем нужно», - сокрушался Эдди. Еще менее удачлив оказался Джонни Херберт: поломка коробки передач на 50-м круге.

Benetton Алекса Вурца заглох еще в начале разогревочного круга, стартовал из боксов, но вскоре сошел. «Проблемы с двигателем, - объяснял Бриаторе. - Это не ошибка Алекса. Это моя ошибка».

Вильнев сошел с поломанной коробкой передач. У Зонты тоже были проблемы с этим узлом, плюс очень долгий пит-стоп, однако бразилец сумел дотянуть до финиша и даже оттеснил на последнее место Маццакане. Товарищ Гастона по Minardi -Марк Жене - до финиша не дотянул: отказал двигатель. Алези и Хайдфельд сошли на 11-м и 9-м круге соответственно: первого гонщика Prost подвела электроника, второго - двигатель.

Вот такой Гран При мы могли бы увидеть: четыре лидера из четырех разных команд, плотная борьба, множество обгонов. Но вернемся к ведущим командам. У высшей лиги Формулы-1 есть много способов заставить говорить о себе. И вскоре мы в очередной раз убедились в этом.

Леонид Ситник

Подарок ко дню рождения

После гонки

В понедельник после гонки Култхарду исполнилось 29 лет. Но настроение, надо полагать, у него было не слишком праздничным. С таким трудом завоеванные 6 очков у него отняли. Началось с того, что пять из шести финишировавших первыми автомобилей не прошли проверку на соответствие техническому регламенту. Измерения показали, что износ доски скольжения под их днищем превышал допустимую норму. Единственным «легальным» автомобилем оказался Benetton.

Заманчивая мысль о дисквалификации половины всех финишировавших показалась судьям все-таки слишком смелой. Представителей команд пригласили для объяснений, а те немедленно свалили все на неровную трассу. Судьям ничего не осталось, как принять это объяснение. Всех отпустили, представителя же McLaren попросили задержаться. После чего продемонстрировали ему результаты измерений, согласно которым торцевая пластина переднего антикрыла автомобиля Култхарда оказалась ниже положенного на 7 мм, что на 2 мм превышает дозволенный допуск в 5 мм. Находчивый представитель команды тут же стал вновь ссылаться на неровности трассы: растрясло, мол, английскую телегу на бразильских кочках. Однако на этот раз объяснение не приняли, и автомобиль № 2 (гонщик Дэвид Култхард) был дисквалифицирован, а его результат исключен из окончательного протокола. 2-е место в Бразилии, таким образом, досталось Физикелле (представьте себе выражение лица Бриаторе!), а 1 очко за 6-ю позицию - внимание - Дженсону Баттону, который стал самым молодым гонщиком, завоевавшим очки в Гран При Ф-1. Впрочем, в исторических личностях англичанину, возможно, ходить недолго. McLaren подала апелляцию. Суд в Париже соберется 3 апреля. Он и расставит всех по местам.

 

«Гонка получилась веселая. Разная стратегия лидирующих команд создала возможности для обгонов, и, мне кажется, мы ими сполна воспользовались. Раньше, если вы еще помните, мы не могли обогнать McLaren вне зависимости от стратегии, которую они использовали. Да и вообще не слишком часто случается, что лидеры Гран При обгоняют друг друга. Словом, было весело».

Михаэль Шумахер




Категория: №21 (04.2000) | Добавил: LiRiK3t (09.06.2014)
Просмотров: 667 | Теги: №21(04.2000), Гран при
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t