Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №21 (04.2000)

Мера власти

Мера власти

 

История развития цивилизации, по сути, не что иное, как история совершенствования ее властных структур. Путь от первобытной общины к парламентской республике оказался для общества столь же долог и труден, как эволюция колеса в автомобиль Формулы-1. И чем сложнее устройство государства, тем труднее разобраться в структурах, им управляющих. «Королевство» Формулы-1 - не исключение. Формально вся полнота власти над мировым автоспортом вот уже почти сто лет находится в руках Международной автомобильной федерации - FIA, но как устроена эта организация и что за люди от ее имени руководят мировым автоспортом и милой нашему сердцу Формулой-1? Помочь разобраться в этом мы попросили вице-президента Федерации автомобильного спорта и туризма России Игоря Ермилина.

Международная федерация автоспорта (Federation Internationale de I’Automobile), в дальнейшем именуемая FIA, является единственной международной организацией, уполномоченной принимать правила проведения автомобильных соревнований и рекордных заездов и следить за исполнением этих правил, а также проводить международные чемпионаты FIA и выполнять функции окончательного международного апелляционного суда.

«Международный спортивный регламент FIA». Глава I. «Общие принципы»

Генеральная ассамблея FIA

Высшим законодательным органом FIA является Генеральная ассамблея.

«Генеральная ассамблея представляет собой ежегодную встречу первых лиц национальных автомобильных организаций: автоклубов, автомобильных федераций, - рассказывает Игорь Ермилин. - Членство в FIA имеют 157 организаций из 118 стран мира. Обычно ассамблея готовится заранее: работают комитеты, комиссии. Они прорабатывают материалы, которые затем рассылаются участникам, чтобы те могли разобраться в каждом вопросе и заранее составить свое мнение.

Заседания проходят по следующей схеме. Макс Мосли на английском языке объявляет пункт повестки дня (раньше, до прихода Мосли, рабочим языком FIA был французский, - прим. авт.). Если есть докладчик, он выступает, после чего происходит открытое голосование. Право голоса имеют все федерации и автоклубы, у которых нет задолженностей перед FIA. Россия и еще около тридцати стран имеют два голоса (членство в FIA от нашей страны имеют две организации: Федерация автоспорта и туризма (ФАСТ) и Российская автомобильная федерация (РАФ), - прим. авт.).

В свое время у нашей страны были очень сильные позиции в FIA. СССР был одним из лидеров по количеству голосов. В знак особого уважения к нашей стране Леонид Афанасьев, а затем и Михаил Залетаев занимали пост вице-президента FISA. Но после развала Союза все изменилось: влияние страны резко уменьшилось».

Президент FIA

Начиная с 1904 года, когда была основана FIA (AIACR), у ее руля стояли девять человек: отец-основатель федерации барон де Цюэлен де Нювель, виконт де Руан, граф де Лидекерке-Бофор, князь Караччиоло ди Кастаньето, Уилфрид Эндрюс, князь Амори де Мерод, князь Пауль Меттерних, Жан-Мари Балестр и нынешний президент - англичанин Макс Мосли. Мосли возглавил FIA в 1993 году, но его путь к президентскому креслу начался в 1991 году со смещения с высшего поста в FISA ее многолетнего президента Жана-Мари Балестра.

«Кандидатуру президента может выставить практически любая федерация. Предвыборная кампания проходит как при выборах лидера любой общественной организации, - продолжает Игорь Ермилин. - Балестр так долго был президентом FISA, что даже подумать не мог, что кто-то покусится при жизни на его пост. Перед выборами он просто прозевал ситуацию, а Макс Мосли при поддержке Берни Экклстоуна готовился несколько месяцев. В результате Мосли избрали абсолютным большинством голосов, а Жан-Мари Балестр оказался в несколько растерянном и растрепанном состоянии».

Вскоре Балестру пришлось расстаться и с креслом президента FIA: Мосли провел реорганизацию федерации, упразднил FISA и после того, как его единственный оппонент - председатель RAC (Королевского автомобильного клуба Великобритании) Джеффри Роуз - за несколько часов до голосования снял свою кандидатуру, на практически безальтернативных выборах абсолютным большинством голосов был избран президентом FIA. Как дань уважения Жану-Мари Балестру был учрежден сенат, президентом которого он и стал. В состав этого почетного органа вошли еще 7 уважаемых в автомобильном мире людей: Р. Алесси, М. Боери, Р. Дарбельнет, Б. Экклстоун, О. Флимм, М. Мосли и М. Пиччинини.

Всемирный совет по спорту и спортивные комиссии

После ликвидации FISA высшим спортивным органом федерации стал Всемирный совет по спорту, в состав которого входят 24 члена, в т.ч. президент FIA Макс Мосли, его заместитель по спорту итальянец Марко Пиччинини, президент Международной картинговой комиссии (CIK) Ювон Леон, президент комиссии автопроизводителей - представитель Ferrari Габриэле Кадрингер, и Берни Экклстоун. Здесь рассматриваются и утверждаются предложения, выработанные спортивными комиссиями FIA.

В состав FIA входят 19 специализированных комиссий, курирующих различные области автоспорта:

-   по Формуле-1;

-   техническая;

-   по ралли;

-   по ралли-рейдам;

-   по трассам;

-   по безопасности;

-   по гонкам на легковых автомобилях;

-   по электросолнцемобилям и двигателям, использующим альтернативные источники энергии;

-   по внедорожным гонкам;

-   по горным гонкам;

-   по историческим автомобилям;

-   по гонкам на грузовиках;

-   по рекордам;

-   по гонкам дрэгстеров;

-   по омологации и вспомогательной работе производителей;

-   медицинская;

-   по GT и спортивным автомобилям;

-   по картингу.

FIA и Формула-1

FIA проводит чемпионат мира FIA Формулы-1, который является собственностью FIА.

«Спортивный регламент чемпионата мира FIA Формулы-1»

«Де-факто, конечно, вся Формула-1 находится в руках у Экклстоуна, - говорит Игорь Ермилин. - Но они с Мосли старые друзья. Реально все коммерческие права находятся у Берни, хотя формально он обложен целым рядом организаций и фирм. Мосли же по договорам формально и юридически поддерживает право собственности Экклстоуна на Ф-1.

Практически во всех видах автоспорта, находящихся под эгидой FIA, Международная федерация обладает абсолютной властью. Но только не в Формуле-1. Все решения, касающиеся чемпионата мира, принимаются только с согласия команд Ф-1, каждая из которых обладает правом вето, и, разумеется, - с одобрения Экклстоуна. На практике этот механизм реализуется через так называемый Договор Согласия, последний вариант которого был подписан после длительных и сложных переговоров в 1998 году. Это трехстороннее соглашение междуу командами Формулы-1, FIA и административной структурой Берни Экклстоуна. По этому договору команды-участницы чемпионата мира передают Берни право распоряжаться коммерческой стороной дела, в частности - право на продажу телетрансляций в обмен на определенный процент отчислений от прибыли. Легитимность соглашения обеспечивает FIA, которая в данном случае выступает от имени всего мирового автомобильного сообщества, что подтверждается соответствующими решениями Генеральной ассамблеи. Именно подобное положение вещей позволило Берни Экклстоуну во всеуслышание объявить Формулу-1 своей интеллектуальной собственностью. Подобный порядок в последние несколько лет вызывает немало вопросов со стороны европейских властей, но именно эта система лежит в основе благополучия современной Формулы-1. Нравится это кому-то или нет.

«Я думаю, Экклстоун и Мосли - идеальная пара, - свидетельствует Игорь Ермилин. - Они заинтересованы в развитии самой системы FIA, в развитии Формулы-1, всего автомобильного спорта. Конечно, у них свои представления о том, как это развитие должно происходить. Наверное, эти представления расходятся со взглядами достаточно большого круга людей, которые оказались отстраненными от реальных рычагов власти. Но всегда кто-то оказывается на обочине. Слаженная работа Экклстоуна и Мосли даст возможность добиваться поставленных целей. Если что-то в этом механизме сломается, то может развалиться вся система. Причем палка-то о двух концах: Берни намного старше Мосли и после его ухода из Формулы-1 можно ожидать больших катаклизмов. А благополучие автомобильного спорта во многом зависит от благополучия Ф-1».

Официальные мероприятия FIA

Окончательным текстом настоящего Спортивного регламента является текст на английском языке.

«Спортивный регламент чемпионата мира FIA Формулы-1»

Наряду с ежегодными ассамблеями в Женеве, FIA проводит встречи и семинары в разных странах. В декабре-январе в Монако ежегодно проходит награждение победителей чемпионатов, проводимых под эгидой федерации - FIA Gala. В январе этого года под сводами Звездного зала Спортивного клуба Монако чествовали Ferrari, Мику Хаккинена, Эдди Ирвайна, Хайнца-Харальда Френтцена и еще несколько десятков победителей других, менее «королевских» чемпионатов. На празднике присутствовал цвет автомобильного общества всего мира. В числе гостей была и российская делегация.

«Помимо чемпионов в Монако награждали Жана-Мари Балестра за огромный вклад в развитие автомобильного спорта, - делится впечатлениями Игорь Ермилин. - Награждал его Берни Экклстоун, т.е. тот человек, который, по сути, подвинул Балестра с поста президента FISA. Зал реагировал на разных языках, но, по-моему, смысл был один. Сидевший рядом президент литовского автомобильного клуба Стасис Брундза пошутил по-русски: «Что, теперь его совсем уволят?»

Вместе с нами за столом сидели представители Литвы, Латвии и Хорватии. В FIA, вероятно, полагали, что хорваты тоже говорят по-русски, но они забыли великий и могучий. Впрочем, это была их проблема, потому что мы говорили по-русски и лишь изредка, в основном из вежливости, переходили на английский. Кстати, один из вопросов, который мы хотим поднять, - сделать русский одним из официальных языков FIA. Пока таких языков три: английский, французский и испанский».

Будем надеяться, что когда-нибудь FIA заговорит по-русски.

Владимир Маккавеев

 

Секретариат

(инженеры, пресс-служба, вспомогательные службы)

Международная автомобильная федерация (до 1946 года AIACR - Международная ассоциация полномочных автомобильных клубов) была основана 20 июня 1904 года в Хомбурге представителями 13 автоклубов из разных стран (в т.ч. и из России) с целью объединения и защиты интересов национальных автомобильных организаций. Однако в основном AIACR занималась разработкой правил дорожного движения, автомобильным туризмом и т.д. Руководство же автоспортом находилось в руках учрежденной в 1922 году Международной спортивной комиссии CSI, которая усилиями Жана-Мари Балестра в 1978 году была преобразована в Международную федерацию автоспорта (FISA), упраздненную на ассамблее FIA осенью 1993 года. Штаб-квартира FIA находится в Женеве (до 1999 года - в Париже).

Категория: №21 (04.2000) | Добавил: LiRiK3t (18.12.2012)
Просмотров: 927 | Теги: №21(04.2000), От А до Я
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t