Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №21 (04.2000)

Вторая попытка

Вторая попытка

 

...Это замечательный вид спорта. Но чтобы добиться успеха, даже самому талантливому пилоту нужна удача. Если вы однажды ошибетесь, второй попытки у вас уже не будет...

Йос Ферстаппен

На ступенях церкви они на минуту остановились. Мальчик выглядел немного разочарованным - от первого причастия он ожидал большего. Сколько было разговоров... В этот миг откуда-то из-за церкви донесся странный звук. Он показался мальчику знакомым. Похоже на сердитых шмелей в банке, решил он. «Что это, папа?» «Сегодня в честь праздника у нас устраивают детские соревнования по картингу», - ответил отец. «Пойдем посмотрим, - взмолился мальчик. - Обед ведь все равно еще не готов. И гости не собрались». У Франса Ферстаппена не было привычки перечить сыну, и они отправились на окраину крошечного бельгийского городка, а по правде говоря, деревни, Монфор, где расположился скромный местный картодром. Так 8-летний Йос впервые увидел автогонки. И заболел ими навсегда.

 

Летучий Голландец

«Вы знаете, господин комиссар, у меня совсем не склочный характер. Но этот парень - он ведь уезжает от всех, как от стоячих! Ей-богу, что-то не в порядке с его мотором», - технический комиссар чемпионата Бенилюкса Формулы Opel-Lotus слушал хозяина одной из команд с непроницаемым лицом. Он-то как раз знал, что характер у собеседника отнюдь не ангельский. «Хорошо, мы проведем вскрытие двигателя машины из команды Фрица ван Амерсфоорта, - наконец ответил он. - Но учтите, если все окажется в порядке, вам придется раскошелиться на 6 тысяч долларов». «Вскрывайте, я уверен, что я прав! - горячился менеджер. - Не может этот юнец, впервые севший за руль гоночной «формулы» месяц назад, с таким преимуществом выигрывать у остальных парней!»

«Этот юнец», между прочим, уже был двукратным чемпионом Европы, в 17 лет выиграв картинговые первенства в Формуле К н «Интерконтиненталь А». А вот за руль «большого» гоночного автомобиля сел совсем недавно, осенью 91-го. Помог тогда Хууб Ротенгаттер - экс-пилот Формулы-1 из Нидерландов работал пресс-атташе спортивного отдела фирмы Philips вместе с командой Jordan. Франс Ферстаппен обратился к нему на Гран При Бельгии. Хууб назначил смотрины на трассе в Зандвоорте.

Когда Йос впервые увидел аппарат, на котором ему предстояло ехать, он оторопел - 12-летней давности Crossle безвыездно простоял в гараже последние сезонов шесть, не меньше! Совсем не такой рисовалась ему эта сцена в детских мечтах. «Я уважаю старость, - хотелось крикнуть. - но не в таком же виде!» Но на него смотрел человек, три сезона проведший в Формуле-1, побеждавший в Ф-2 Мэнселла, Альборето, Бутсена, братьев Фаби, Уорика... А теперь этот пилот попросил своего друга, ван Амерсфоорта, дать машину какому-то неизвестному мальчишке, и нашел время, чтобы приехать в Зандвоорт.

После нескольких кругов Ротенгаттер с ван Амерсфоортом удивленно переглянулись - Йос шел очень быстро. «Может, барахлит секундомер? - с сомнением спросил Хууб. - Давай попробуем другой». Секундомер был в порядке. И тогда приятели решили провести еще один тест, здесь же, в Зандвоорте, в ноябре. Но уже за рулем серьезной, вполне современной гоночной машины Формулы Opel-Lotus.

Испытания закончились настоящим триумфом Йоса. Ван Амерсфоорт предложил ему место в команде. Philips и Marlboro обещали поддержку. А Ротенгаттер разработал подробный пятилетий план покорения автогоночного Олимпа: с таким талантом, говорил Хууб, парню прямая дорога в Формулу-1. Два сезона юноша должен провести в Opel-Lotus - сначала чемпионат Бенилюкса, потом Евросерия. Еще два года новый наставник отводил на Ф-3 - немецкое, в качестве «разминки», и британское, труднейшее в мире, первенства. Затем мастерство Ферстаппена пройдет окончательную огранку в европейской Формуле-3000. А в сезоне-97 он дебютирует в Ф-1.

«Целых пять лет! Зачем ждать так долго?» - недоумевал Йос, когда уже летом 92-го в чемпионате Бенилюкса у него не осталось соперников. Когда однажды вскрыли его мотор, обнаружилось, что «лошадок» у стандартного Opel Ферстаппена даже чуть меньше. Надо было видеть лицо «совсем не склочного» хозяина «конюшни», подавшей протест!

Из девяти этапов первенства дебютант выиграл 8. Лишь однажды, в Зольдере, перевернувшись, он не добрался до финиша.

Уже в июле ван Амерсфоорт попробовал талантливого новичка в Евросерии - 2 победы в 7 гонках! А в октябре в Эшториле вместе с Мартийном Куне Йос принес Нидерландам первую победу в командном Кубке наций.

За что, разумеется, тут же получил звание «Лучшего гонщика» своей страны, 45 тысяч гульденов от Национального автоклуба, обещание самого Кена Тиррелла - «если ты станешь чемпионом Ф-3, попробую тебя за рулем Tyrrell!» - и лестное прозвище Летучий Голландец. Нужно ли такому парню еще год тратить на Opel- Lotus? Конечно, нет! И Ротенгаттер обратился к немецкому менеджеру Вилли Веберу, совсем недавно приведшему в Ф-1 молодого Михаэля Шумахера.

Ферстаппен получил место в «конюшне» Вебера WTS Racing. А в качестве подготовки к европейскому сезону отправился в Новую Зеландию, на местную серию Формулы «Атлантик». И за неделю покорил тамошнюю публику - на стареньком (похоже, «металлолом» приносил ему счастье!) Swift Йос выиграл три гонки и дважды был вторым. Уезжая в начале февраля 1993 года домой, молодой пилот уверял своего менеджера Грейма Лоренса, что обязательно вернется через год. «Я бы с удовольствием предоставил ему в будущем январе самую новейшую машину, - отозвался тот, - но боюсь, через год его новый хозяин, один из менеджеров Формулы-1, не отпустит парня в Новую Зеландию».

Окрыленный таким напутствием, Ферстаппен с блеском выиграл немецкий чемпионат Ф-3, одержав 8 побед в 20 заездах. Причем лишь дважды его Dallara 393 Opel не добралась до финиша. В мае Йос получил «бронзу» «юношеского Гран При в Монако», а 1 августа стал поистине национальным героем, на глазах у земляков, в Зандвоорте, выиграв Marlboro Masters - гонку лучших пилотов Формулы-3 всего мира. С этого дня у Ферстаппена появилась настоящая «торсида» - его болельщики относятся к числу самых фанатичных поклонников автоспорта и размахивают оранжевыми флагами даже на тех трассах, где самого Йоса нет.

Осенью о новой звезде заговорили и в Формуле-1. Джеки Оливер предложил ему тесты в Arrows - голландский вундеркинд показал такое время, что заинтересовался сам Рон Деннис. Ферстаппен проехал на McLaren, выслушал предложение Эдди Джордана и... подписал многолетний контракт с Benetton. Пока - в качестве водителя-испытателя. «А там посмотрим», - пообещал Флавио Бриаторе, которому о Ферстаппене много лестных слов наговорил Вилли Вебер.

Испытание огнем

Понятное дело, о Формуле-3000 речи уже и не было. О Новой Зеландии, само собой, тоже. Ротенгаттер, гордый за своего протеже, и думать забыл о «пятилетием плане», когда в январе 1994 года «второй номер» Benetton Джей-Джей Лехто повредил шею в аварии и выбыл на неопределенный срок.

«За два года из картинга в Формулу-1 - такое удавалось раньше только великому Сенне. А Йос на два года младше бразильского Волшебника!» - торжествовали газеты Нидерландов, и число фанатичных поклонников молодого голландца росло как на дрожжах. Будущее казалось безоблачным.

В первой же гонке, в Бразилии Ферстаппен сумел неплохо проявить себя. Правда, на старте занял лишь 9-е место, тогда как Benetton Михаэля Шумахера стоял в первом ряду. Однако Йос вполне мог бы рассчитывать на очки в первом же Гран При. Увы, на 35-м круге при обгоне аутсайдера Эдди Ирвайн забыл посмотреть в зеркало заднего вида. Именно в этот момент его стал обходить Ферстаппен. Неожиданный маневр североирландца заставил Йоса резко крутануть руль влево. Левые колеса попали на траву, пилот попытался выровнять машину, она взлетела в воздух и упала на шедший впереди McLaren Мартина Брандла.

Ирвайна за невнимательность дисквалифицировали на три гонки. А Йос в Японии снова угодил в аварию. Но в целом чувствовал себя в компании сильнейших уверенно. Он был достаточно агрессивен, в меру осторожен, заботливо следил за тем, чтобы не создавать препятствий своему товарищу по команде. И серьезно ошибся лишь раз, когда на выходе из пит-лейн поспешил, решив, что успеет проскочить перед носом мчавшегося по прямой Sauber, и вошел в первый поворот на слишком большой скорости.

Бриаторе огорченно крутил головой, наблюдая на мониторе аварию своего гонщика. Но тот расстроился гораздо больше шефа: Лехто уже выздоровел, так что голландцу предстояло вновь отправляться в запас.

Однако Джей-Джей не выдержал сравнения с будущим чемпионом мира и вынужден был уйти. Поэтому уже в июле Ферстаппену вновь представился шанс показать себя. Страшился ли он оказаться в глубокой тени лидера команды? «Это меня не беспокоит, - невозмутимо, совсем как его кинокумир, Жан-Клод ван Дамм, отвечал он тогда. - Я делаю свою работу. Я учусь».

Школа получилась - надо бы труднее, да некуда. Во Франции его Benetton врезался в бетонную стену боксов, чуть не убив менеджера McLaren Денниса. На тренировке в Германии он поскользнулся в масляной лужице, а потом, к неудовольствию всей команды, не удержал и шумахеровский Benetton на трассе: только 19-е место на старте. В самой же гонке машина вспыхнула во время дозаправки. «Пожалуй, тогда я впервые по-настоящему испугался», - заметил он позже. Однако в августе 94-го, намазав слегка обгоревшее лицо мазью от ожогов, невезучий новичок невозмутимо улыбался. Может, это оттого, что Йос еще недостаточно повзрослел и отношение к жизни и смерти было у него еще совершенно детским? Ведь ухмылялся же он десятилетним мальчишкой, угодив в больницу после серьезной аварии.

В огне Йос не сгорел. Что и доказал, поднявшись на нижнюю ступеньку пьедестала в Венгрии и Бельгии, Много это или мало? С одной стороны, ни один голландец не добивался в Ф-1 большего, а войти в десятку для дебютанта чемпионата мира - бесспорное достижение. Но ведь Шумахер на такой же машине стал чемпионом мира, - кто-кто, а Ферстаппен знал, что все рассуждения о разной подготовке автомобилей, первостепенном внимании к «номеру первому» - отговорки для слабаков. И не было для Йоса судьи более строгого, чем он сам.

«Тогда я еще просто не был готов, - сказал он четыре года спустя. - Подъем оказался для меня, слишком молодого, совсем неопытного, чересчур крутым. Все было новым, необычным. Я не знал, как верно подобрать пружины, установить антикрылья. А ведь это - совершенно необходимые навыки. Михаэль давал мне очень хорошие советы, я столькому у него научился. Но тогда, к сожалению, этого еще не понимал! Сейчас я гораздо больше времени провожу с инженерами, а в 94-м у меня и без того забот был полон рот. Часами изучать данные с компьютеров казалось совершенно излишним».

Неудивительно, что еще до конца сезона Бриаторе, «под давлением спонсоров», как он объяснил Йосу, посадил за руль Benetton № 2 Джонни Херберта.

Дорога разочарований

Однако контракта своего Ферстаппен не потерял, оставшись водителем-испытателем чемпионской команды. «В нем должно быть что-то совершенно особенное, - заметил тогда Шумахер. - Иначе Флавио ни за что не продлил бы контракт. Да, парень несколько раз ошибся. Но если принять во внимание его предыдущий - совсем мизерный - опыт, считаю, Йос просто прекрасно справился со своей работой, И он оказался самым быстрым из моих товарищей по команде».

Осененный похвалой чемпиона, 23-летний пилот, полный надежд, отправился в Simtek - Бриаторе одолжил его на сезон английской «конюшне». Увы, амбициозный проект молодого Ника Вирта оказался мыльным пузырем. «Необыкновенная» и «революционная», на поверку машина не могла похвастать ни скоростью, ни надежностью. Правда, в квалификации Йос регулярно опережал своего товарища Доменико Скиаттареллу, пробиваясь порой даже в 7-й ряд стартового поля. Но до финиша добрался лишь однажды - в Испании, на 12-м месте.

А Гран При Монако стал для команды последним - через два месяца ее имущество пошло с молотка. Единственным утешением голландцу могло бы послужить то обстоятельство, что его Simtek S951 ушел за 18 тысяч фунтов, а за машину итальянца дали на две тысячи меньше...

Целый сезон - псу под хвост. Ферстаппен отрабатывал контракт, испытывая Benetton и приобретенные Бриаторе Ligier, и напряженно искал настоящую работу. Руку помощи протянул Оливер, два года назад первым из менеджеров Ф-1 заметивший юное дарование. Так Ферстаппен получил место в Arrows.

Через полгода Йос начал думать, что лучше бы он его не получал! Команду купил Том Уокиншоу, но оформление сделки все затягивалось, а страдали от этого пилоты. Оливер «сидел на чемоданах», Уокиншоу не желал доводить существующую машину, думая уже о следующем сезоне. А Брайану Харту вечно не хватало денег, чтобы отладить двигатель - маломощный и ненадежный. Хорошо хоть Йосу удалось заполучить одно-единственное очко в Аргентине. Между прочим, сражался он тогда за шестое место с Ferrari Ирвайна и McLaren Култхарда. В квалификации же Летучий Голландец (теперь его так называли уже только самые преданные болельщики, все так же кочевавшие со своим любимцем по европейским трассам) постоянно опережал коллегу - Рикардо Россета.

Девять поломок в 16 гонках - это было слишком. И Ферстаппен вновь сменил команду, выбрав на этот раз надежный Tyrrell. И очень сильного напарника - Мику Сало. «Я думаю, мы равны, - говорил Йос накануне сезона-97, - и будем сражаться друг с другом изо всех сил. Но это, безусловно, к лучшему. Ведь только работая на пределе, можно добиться чего-то стоящего».

Йос старался как мог, но лишь восемь раз сумел добраться до финиша, не заработав ни одного очка. Только в Аргентине, на очень скользкой трассе, где катастрофическая нехватка мощности мотора Cosworth ED была чуть менее заметна, у голландца появилась надежда на место в шестерке. Но двигатель отказал.

И все же были в этом сезоне и положительные стороны. Главное - Ферстаппен встретил Харви Постлтуэйта. Впервые Йос нашел инженера, который внимательно прислушивался к его мнению: «Я мог теперь говорить - сделайте то-то и то-то, потому что это соответствует моему стилю вождения». Впрочем, может быть, он просто повзрослел?

К несчастью, ничего не получилось и на этот раз. Tyrrell выкупил Крейг Поллок и заменил Ферстаппена тем самым Россетом, у которого Йос выигрывал «за явным преимуществом» еще год назад. У спонсоров бразильца оказалось больше денег.

И вновь Летучий Голландец очутился на мели. Правда, летом о нем вспомнил Джеки Стюарт, недовольный «вторым номером» своей команды, датчанином Яном Магнуссеном. Ферстаппен с радостью ухватился за возможность вернуться за руль «формулы-1». Чтобы пережить очередное разочарование. Из 9 гонок он закончил только три, вчистую проиграв Баррикелло.

«Рубенс много ездил на этой машине еще до начала сезона, - объяснил свои неудачи голландец, - а потому точно знал, чего он хочет. А мой инженер так и не нашел верного ключа к настройке - за весь уик-энд они с инженером Рубенса вообще не разговаривали. Согласитесь, странная для гоночной команды ситуация». Масла в огонь подлил и сам Ферстаппен, разозлив старшего Стюарта: «Похоже, я ему не понравился с самого начала. Он, знаете ли, всегда приглашает пилотов в Оултон-Парк и начинает рассказывать, как нужно ездить. А я сказал ему - вместо того, чтобы проколачивать время и деньги на этой старой замшелой трассе, лучше бы потратить их на второй испытательный автомобиль и другое оборудование. С этого момента наши отношения резко испортились. Что поделаешь, я не дипломат и говорю всегда то, что думаю».

Так Летучий Голландец вновь остался без работы.

Певец за сценой

«Австралия и Бразилия были для меня очень трудными гонками. От всех этих переживаний я так устал, что не смог проснуться в четыре утра, чтобы посмотреть Гран При из Мельбурна...» Кто это говорит? Неужели тот самый «Йос - это босс!», любимец неистовых голландских болельщиков, который в огне не горит? Пять неудачных сезонов не смогли сломить этого железного парня. Так что же случилось зимой 99-го?

«Я получил, наконец, машину, которая держалась на трассе как приклеенная, и двигатель - лучший из всех, с какими мне приходилось работать», - вспоминал те месяцы Ферстаппен. В Honda его пригласил Постлтуэйт. Ферстаппен недолго колебался, - поговорив с инженерами BMW, он решил, что японский проект намного серьезнее, и позвонил Харви: «Я согласен».

Казалось, все шло к тому, что Honda появится на трассах Ф-1 уже в сезоне-99. К несчастью, руководство фирмы решило отложить старт. А потом умер Постлтуэйт...

...Йос родился в Бельгии. Он и живет в этой стране, совсем рядом с трассой в Зольдере, где 20-летним одерживал свои первые победы в Формуле-Оре1. С женой Софи он тоже познакомился на гонках («Она, между прочим, стартовала вместе с Трулли и Физикеллой и обгоняла их! Девчонки вообще лучше нас водят карты - мы только жмем на газ, а они все время думают, берегут технику и резину»). Двухлетнего Макса Ферстаппена папа уже пытается приобщить к любимому делу («Он сидел у меня на коленях, хлопал глазами и улыбался. Ему нравятся гонки!»). И каждый день пересекает границу Нидерландов. Здесь, в городке Эхт находится небольшой, но вполне современный картинговый центр Ферстаппенов - с гимнастическим залом, рестораном и баром. Рядом - мастерская, где Йос доводит моторы для мальчишек, которые выступают за команду его отца. «Мне так нравится возиться с ребятами! - говорит он заезжим журналистам (благо, теперь они не часто беспокоят звезду, что когда-то так стремительно всходила). - Я объясняю им, что и как нужно делать на трассе, а они так внимательно слушают! Честное слово, меня это волнует гораздо больше, чем когда я сажусь за руль...»

В 28 лет Йос, пожалуй, выглядит намного взрослее иных своих коллег по Формуле-1, не правда ли? Может, поэтому он с легким сердцем принял приглашение Тома Уокиншоу: «Хорошо бы, конечно, сейчас повторить сезон-94 - со всеми теперешними знаниями, со всем моим опытом. Но... я рад, что Arrows выбрал именно меня. За скорость, за талант, должно быть. А машина у них, похоже, неплохая - я ездил в Лифилд, видел ее. Так что посмотрим».

Александр Мельник

Категория: №21 (04.2000) | Добавил: LiRiK3t (18.12.2012)
Просмотров: 878 | Теги: один на один, №21(04.2000)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t