Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №22 (05.2000)

Гран При Великобритании

Гран При Великобритании

 

Логика на грани здравого смысла

Официальное сообщение шефа полиции графства Нортгемптоншир Марка Барроу прозвучало по радио в 9.20 утра в воскресенье: «Если вы еще не выехали из дому или хотя бы не достигли пробки, не пытайтесь попасть в Сильверстоун! Вы не успеете добраться до трассы вовремя. Я знаю, для многих это будет огромным разочарованием, но, по крайней мере, вы хоть сможете увидеть гонку на Большой Приз - дома, по телевизору».

Все что происходило в этот апрельский уик-энд вокруг небольшой английской деревеньки Сильверстоун, казалось некоей фантасмагорией. И тем не менее было совершенно логичным. События на трассе и вокруг нее развивались именно так, как должны были развиваться. «Иначе и быть не могло» - под таким девизом проходил четвертый этап чемпионата мира.

Бесполезный день

Пятница. Тренировка.

Англичане - мастера посудачить о погоде. Но и этот день, как и накануне, о ней говорили и итальянцы, и французы, и испанцы. Пестрый цыганский табор Формулы- 1 на все лады обсуждал эту животрепещущую тему. «Даже в июле и августе вы не застрахованы от внезапных ливней, - ворчал ирландец Эдди Джордан. - А надеяться в Англии на ясное небо в апреле - все равно, что вымаливать у господа чуда». «Честное слово, не вовремя мы сюда приехали, -хмурился Михаэль Шумахер. - Не только сыро, но еще и очень холодно». «Надеюсь, что мы в последний раз увидим британский Гран При в апреле, - как бы подвел итог бесконечных дискуссий Фрэнк Уильямс. - Впрочем, это зависит исключительно от политических причин».

Действительно, почему английскую гонку перенесли с июля на весну, не мог ответить никто. Организаторы лишь тяжело вздыхали и подымали очи горе - намекая на волю свыше (имея в виду не Иисуса, разумеется, а Бернарда). Сам Экклстоун делал невинные глаза: «Это решение ФИА». Автоспортивные чиновники ссылались на «коллективный разум». И складывалось впечатление, что хозяева Формулы-1 приняли всерьез совет Джона Уотсона.

Еще в прошлом июле, после захватывающего Большого Приза Франции, вице-чемпион мира 1982 года заметил: «Теперь ясно, как сделать гонки Ф-1 интереснее. Надо через каждые 15 кругов выпускать на трассу поливальные машины». Руководство чемпионата мира поступило еще радикальнее - перенесло гонку на апрель, когда в центральной Англии на дню не раз сменяются все четыре времени года.

Дождь пошел в половине двенадцатого. До этого было ветрено, холодно, но хотя бы относительно сухо. И тот, кто успел накатать за полчаса достаточное количество кругов, показал в результате лучшие секунды. А вот Ferrari Шумахера вырули из боксов как раз с первыми каплями дождя - ясное дело, рассчитывать на приличный результат немцу нечего было и думать.

Апофеозом же этого дня стало происшествие на 28-й минуте второй части тренировки. К заглохшему на выходе из поворота «Чепел» McLaren Дэвида Култхарда направился эвакуационный пикап Land Rover. И завяз в грязи метрах в десяти от шотландца! Пришлось останавливать заезды красными флагами и пускать на выручку потерпевшим трактор.

«Мы просто потеряли целый день, - уныло протянул Джонни Херберт. - Вторая часть для всех была напрасной тратой времени. А я еще и первую половину упустил». У Джонни вышла из строя пневмосистема, ведающая клапанным механизмом двигателя (весьма распространенная в последнее время неисправность), так что в первый час англичанин и круга пройти не успел.

Правда, некоторые, как, например, Гастон Маццакане, никогда еще не сидевший за рулем машины Ф-1 на мокрой трассе, говорили, что «условия оказались весьма полезны». Но большинство пилотов и инженеров лишь досадливо морщились. «Чему тут можно научиться? - махнул рукой Эдди Ирвайн. - Ветер дул с самых разных направлений, так что мы даже не могли использовать данные, накопленные на испытаниях неделей раньше». «Завтра все придется начинать сначала», - подтвердил мнение своих пилотов технический директор Jaguar Гэри Андерсон. А его коллега из Ferrari Росс Браун с обычной невозмутимой неторопливостью заключил: «Проблема в том, что условия все время меняются. Так что почти невозможно делать какие-то выводы».

«Даже утки эмигрировали в Цельтвег»

Суббота. Тренировка.

Оказалось, что вчерашняя непогода - всего лишь цветочки. Утром пошел настоящий ливень. И организаторы приняли беспрецедентное решение - зрителей на трассу не пускать. Дело в том, что помимо 90-тысячных трибун Сильверстоун располагает стоянками на 40 тысяч автомобилей. Но практически все они представляют собой овечьи пастбища или луга, а не асфальтированные площадки. За две недели почти непрерывных дождей парковки превратились в настоящее болото. И пытаясь спасти хотя бы часть, организаторы решили не месить грязь в субботу, а уж в воскресенье - будь что будет!

Немногие зрители - закутанные в теплые куртки и плащи, резиновые сапоги чуть не по колено в грязи - наблюдали эти мокрые тренировки. Утренний летний ливень кончился, моросил унылый, бесконечный осенний дождик. Хорошо хоть обошлось без серьезных травм - ведь по крайней мере один очень неприятный момент все же был. Уже на 16-й минуте Williams новичка Дженсона Баттона не удержался на трассе в повороте «Бруклендс», а через несколько секунд туда же вылетел Jaguar Ирвайна. К счастью, от столкновения пострадали лишь подвеска Williams и кузов Jaguar - пилоты и спасатели, уже обступившие было машину англичанина, отделались легким испугом.

На этот раз условия оказались равными для всех (кроме, разумеется, двух названных выше неудачников, да еще Джанкарло Физикеллы, которому пришлось срочно менять двигатель - все трое на трассу больше не выходили), а потому в итоговой таблице пилоты и команды расположились в гораздо более привычном порядке.

Ничто не нарушало обычной картины. McLaren и Ferrari в первых рядах. Всегдашние мучения пилотов Prost с двигателем (на этот раз пострадал Жан Алези). Ставшие уже правилом быстрые секунды Arrows и нестабильность Benetton. И вновь кое-кто радовался возможности поработать над «мокрыми» настройками для предстоящей дождевой, как всем было абсолютно ясно, квалификации. И вновь сквозила в их высказываниях некая неуверенность. «У нас очень хорошая настройка на сырую погоду», - бодро начал главный конструктор Jordan Майкл Гаскойн. И тут же закончил гораздо менее уверенно: «Но чуть трасса начинает подсыхать, возникают некоторые проблемы».

Была все же в это утро одна не совсем обычная вещь. К концу второго 45-минутного «урока» дождь, как будто, перестал, и сильный ветер начал подсушивать трассу. А ожидаемого резкого увеличения скорости не произошло. Хаккинен и Култхард удивились. Шумахер и Рубенс Баррикелло мнение свое оставили при себе. «Такие отвратительные условия кого угодно выведут из себя, - заметил в заключение Рон Деннис. - Даже утки, похоже, эмигрировали в Цельтвег».

Десятая доля секунды

Суббота. Квалификация.

Английская погода явно готовила какой-то дьявольский сюрприз. Как только закончилась тренировка, хмурые низкие тучи рассеялись, то и дело робко проглядывало солнышко, стало почти тепло. Но никто не полагался на милость небесной канцелярии, все ждали от нее очередной каверзы, а потому почти сразу поспешили на трассу, пусть и не просохшую окончательно. Береженого бог бережет - вдруг ни с того ни с сего хлынет ливень?

Страховочная эта попытка завершилась победой Хаккинена. Меньше 0,1 секунды проиграли финну Шумахер-старший и Френтцен. Но тут уже всем стало ясно, что дождя не будет. А значит, теперь нужно сидеть и ждать - кто проедет последним по высыхающей трассе, тот и получит первое место на старте. И в 13.53 редкие зрители на трибунах в Сильверстоуне увидели удивительную картину: на трассе никого, все затаились в боках!

Общепризнанный факт - у Михаэля Шумахера нервы железные. Так что главного своего соперника немец пересидел, И как только серебристо-черная молння под номером 1 устремилась на трассу, за ней сверкнула красная - с маленькой троечкой на хищном носу. Казалось, Михаэль теперь своего не упустит - ведь и Култхард, и Баррикелло уже выехали из боксов. Но дело-то было в том, что у всех оставалось не по три, как обычно, круга на последнюю попытку, а по 4-5 и даже 6.

И на трассе началось нечто невообразимое! 13.58 - все 22 автомобиля мчались по 5-километровому стремительно высыхающему кольцу. Кто готовился к решающему кругу, кто летел «на все деньги», кто упирался в сбросивших скорость соперников, теряя секунды и надежды.

«Впереди меня были Трулли и Баттон, - объяснял свое четвертое время Култхард. - И я приотстал. Но тут меня вдруг объехал Ральф, и я застрял за его Williams на следующем круге!» Младший же Шумахер, расстроенный и сердитый, бросил в сердцах: «Всего-то и надо было - напрячься как следует. И шины выбрать верные». «Отличная у меня машина, - философски заметил Жак Вильнев. - Да вот только желтые флаги выбросили не вовремя. А то быть бы мне в шестерке».

Причины для недовольства собой или окружающими нашлись почти у каждого. Шумахер корил себя за две небольшие ошибки на трассе и ненужную корректировку настройки. Но самое обидное - Ferrari экс-чемпиона на 0,1 с опоздала к финишному створу, и у Михаэля осталось целых 2 неиспользованных круга. Вот как могут подвести железные нервы в игре «кто кого пересидит»!

Однако и Хаккинен не выглядел именинником. «Если бы не желтые флаги после вылета Трулли, я, возможно, получил бы поул, - размышлял Мика. - Но дело не в этом. Честно говоря, выиграть мне никто не мешал. Наоборот, команда фантастически точно рассчитала момент выезда из боксов. Однако я не совсем доволен поведением машины. Может быть, мы чуть ошиблись в настройке?»

Расстраивался чемпион мира проигрышу в 0,038 с. А каково было Френтцену - ведь Хайнц-Харальд проиграл три тысячных! И только один-единственный пилот был абсолютно доволен собой, машиной, погодой, трассой (если, конечно, не считать Дженсона Баттона, вклинившегося между Шумахерами: «Стартовать рядом с Михаэлем - это здорово!») - Баррикелло. В день 500-летия открытия своей родной страны европейцами бразилец преподнес соотечественникам прекрасный подарок: первый поул сезона принес Ferrari именно он, а не двукратный чемпион мира. Для тех, кто все еще ждет, что Рубенс будет сражаться с Шумахером на равных, а то и превзойдет Михаэля, трудно будет переоценить значение этой победы.

Результаты, нельзя не отметить, получились не совсем логичные. Но с другой стороны и железный Шумахер может иногда ошибаться, и великолепный McLaren порой упрямится. Да и решила все десятая доля секунды.

Остров невезения в море тумана

Воскресенье. Разминка.

Много всего случилось в эти полчаса. У чемпиона мира забарахлил мотор - отказал датчик все той же пневмосистемы. Мика пересел на запасную машину, и хотя проблему удалось устранить, в McLaren почли за благо заменить двигатель - от греха подальше. Отличное второе время показал Педро де ла Роса - воодушевленный, не иначе, предстоящей встречей с королем Испании Хуаном-Карлосом, обещавшим заглянуть в боксы Arrows. Выяснилось, что лишь Вильнев и пилоты Sauber выбрали мягкие шины. Остальные предпочли покрышки из более твердой смеси - трасса в Сильверстоуне немилосердно съедает резину. С Prost Ника Хайдфельда сорвало капот двигателя. Гонщики Jordan, показав только 17-е и 18-е время, выглядели, тем не менее, очень довольными собой. Jaguar Херберта вылетел в траву...

Однако все эти события остались как бы на заднем плане. Главным был невероятный хаос, царивший в Сильверстоуне и на подступах к нему. Предупрежденные накануне, болельщики отправились на трассу загодя. Так что к половине седьмого утра на единственной подъездной дороге выстроились 10-километровые пробки! Люди стояли в гигантских очередях по 5-6 часов. Ко всему прочему окрестности окутал густой туман - предвестник хорошей погоды. И полицейские вертолеты не смогли подняться в воздух. Кстати, из-за тумана на трассу не мог попасть медицинский вертолет. И хотя сам автодром представлял собой островок в океане тумана, над которым пробивались первые лучи робкого утреннего солнца, разминку пришлось отложить почти на два часа - без небесной «скорой помощи» начинать заезды не положено.

«Прекрасное завершение далеко не прекрасного уик-энда»

Воскресенье. Гонка.

После всех мытарств, что выпали на долю пилотов, инженеров, механиков в пятницу и субботу, после нескончаемых разговоров о погоде, дождевой настройке, «мокрых шинах», логично было предположить, что коварный английский климат преподнесет очередной сюрприз. Так оно и вышло - в полдень в Сильверстоуне светило солнце, было почти лето.

«Мне все равно, какая будет погода, - обронил накануне Хаккинен, - наша машина прекрасно себя чувствует на любой трассе, в любых условиях». И сразу вспомнилась беседа с конструкторами McLaren и Ferrari в пятницу. Эдриан Ньюи и Росс Браун тогда рассыпались в комплиментах друг другу и выразили вежливое удивление, что соперники так далеко отстают.

Те, кто видел первую треть гонки в Сильверстоуне, возможно, подивились бы неосведомленности маститых инженеров. Ferrari экс-чемпиона мира старт провалил, с пятого места откатившись аж на восьмое - сначала Шумахера обошел желторотый юнец Баттон, потом как всегда блестяще стартовавший Вильнев, и наконец, собственный младший брат. И вскоре во главе гонки образовалась группа из шести машин. Ferrari, Jordan, два McLaren и два Williams шли в одном темпе, между тем как еще один Ferrari явно не мог справиться с Reynard Вильнева. Более того, за Михаэлем следовал тенью Arrows Йоса Ферстаппена. Ничего себе отстают соперники грандов!

И тем не менее конструкторы команд-лидеров были абсолютно правы. Что и подтвердила железная логика гонки. Френтцен, Ральф Шумахер и Баттон просто-напросто выбрали тактику с двумя дозаправками, поэтому и могли поначалу поддерживать высочайший темп лидеров. Но зачем они это сделали - одному богу известно. Ведь как мы уже знаем, их машины были обуты в точно такую же резину, как Ferrari и McLaren. А это значит, речь идет всего лишь о разнице в весе. Но решающего значения она не имеет, коль скоро быстрее соперников Jordan и оба Williams все равно идти не могли. Неумолимая логика свидетельствует, что уже в этот момент все трое были обречены на поражение.

А вот Баррикелло, похоже, не выдержал огромного психологического напряжения. Правда, свои пируэты на трассе и поражение в схватке с Култхардом Рубиньо объяснил техническими трудностями: «Примерно круге на 29-м я почувствовал, что с машиной не все в порядке. Потом появились проблемы со сцеплением и «газом». А вылетел я из-за отвратительного поведения мотора, который практически умер на входе в поворот. А потом вдруг внезапно ожил. Я поехал в боксы, но сделать уже ничего было нельзя - что-то случилось с гидросистемой высокого давления».

Култхард же, с завидным постоянством - и один из немногих в современной Формуле-1, надо заметить! - демонстрирующий зрелищный, агрессивный, но чистый стиль езды с реальными, на трассе, обгонами, рванулся вперед, что было сил. Игра была сделана. И как признал вскоре Хаккинен, сделана, как двумя неделями раньше в Имоле, еще на старте.

Именно тогда Мика упустил жизненно важные мгновенья, сорвав колеса в букс. Михаэль решил его обогнать слева, но встретив жесткий и решительный ответ финна, предпочел не ввязываться в схватку - обгонять по мокрой траве было бы неоправданным риском. На последних кругах чемпион мира, правда, здорово прибавил, по секунде отыгрывая у лидера, но Дэвид уверенно довел свой McLaren до финиша первым.

«Все из-за неудачной разминки, - хмурился после финиша Мика, для которого любой результат, кроме победы становится, похоже, абсолютно неприемлемым. - Нам не хватило времени, чтобы выбрать верную настройку. Во время остановки в боксах мы кое-что подправили, и машина побежала значительно резвее. Но этого, к несчастью, оказалось недостаточно».

Почти сразу после финиша гонки небо затянуло облаками, и пошел фирменный английский дождик. А организаторы принялись подсчитывать миллионные убытки. Им предстояло вернуть деньги за субботние билеты и оправдываться перед теми 15 тысячами зрителей, которые так и не попали в Сильверстоун на Большой Приз Великобритании.

Александр Мельник

 

«Я думал, что мне придется тащиться за Рубенсом до самой дозаправки. Это меня не беспокоило, так как с нашим двигателем я надеялся пересидеть его на трассе. И вдруг он совершил маленькую ошибку на выходе из «Бекеттс», в то время как я все сделал правильно и устремился за ним. Вспомнив, как Найджел Мэнселл обогнал Нельсона Пике в «Стоу» в 1987, я подумал, что мне следует рискнуть! И все получилось... Но когда я вышел в лидеры, появились небольшие проблемы с коробкой передач. Я был готов расплакаться прямо в автомобиле. Но, слава богу, все обошлось».

Дэвид Култхард




Категория: №22 (05.2000) | Добавил: LiRiK3t (19.06.2014)
Просмотров: 742 | Теги: №22(05.2000), Гран при
вход выход Created by SeldonSF