Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №23 (06.2000)

Гран При Испании

Гран При Испании

 

Каталонский перелом

Перед гонкой организаторы решили переделать автостоянки вокруг автодрома. После первого же взгляда на изрытую тракторами бурую землю Каталонии глаза как-то сами собой поднимались к небу, а в памяти всплывали картины двухнедельной давности: затопленный дождями Сильверстоун и увязшие в хлюпающей грязи машины. Однако Испания - не Англия, и вместо погодных катаклизмов в этот майский уик-энд «большой цирк» потрясали гоночные.

«Декрет» Френтцена

Пятница. Тренировка.

В четверг к полудню у серебристых моторхоумов McLaren небольшими группами и поодиночке начали собираться журналисты, в надежде пообщаться с Дэвидом Култхардом, но вскоре так и уходили ни с чем. Во вторник шотландцу, его невесте Хайди Вичлински и личному тренеру Энди Мэттьюсу лишь каким-то чудом удалось уцелеть в аэропорту Лиона после авиакатастрофы, в которой погибли два пилота чартерного Lear. Но общаться с журналистами Дэвид не захотел. На традиционной пресс-конференции в четверг, куда Култхарда пригласили еще до аварии, он выразил соболезнования семьям погибших летчиков и, зачитав по бумажке свое заявление, попросил не задавать ему вопросов относительно катастрофы: «Хайди, Энди и я понимаем, что эта авария, как и все аварии, представляет интерес для прессы и публики. Однако я прошу вас оставить нас в покое в этот уикэнд, особенно Хайди и Энди». Повторив свою речь для тележурналистов в паддоке, Култхард отправился к профессору Сиду Уоткинсу, который, осмотрев Дэвида, официально допустил его к гонке.

В пятницу шотландец не спешил показываться на трассе. В первый тренировочный час Дэвид вообще проехал лишь один медленный круг, после чего вернулся в боксы. «Не хотелось лишний раз рисковать. Я несколько волновался после аварии, но, похоже, со мной все в порядке», - заявил Дэвид. Впрочем, и другие гонщики особого рвения не выказывали: Шумахер-старший и Баррикелло возглавили протокол, проехав всего по 4 круга, а пилоты Jordan и вовсе прошли на двоих только один медленный круг. Перед гонкой все команды вдоволь натренировались на каталонской трассе и особой необходимости стирать шины на еще холодном (около 20° С) асфальте не видели.

Активность проявляли лишь Педро Диниц и Гастон Маццакане. Бразилец, который спешил настроить Sauber на гонку, тут же поплатился за свою горячность полутора тысячами долларов. В самом начале тренировки Диниц забыл включить ограничитель скоросги на пит-лейн, превысил оговоренный правилами лимит в гаражном переулке на 5,5 км/ч, за что и был оштрафован судьями. Маццакане же был занят испытанием революционной новинки команды Minardi - титановой коробки передач. «Этот проект обошелся нам довольно дорого, - заметил после тренировки Чезаре Фьорио. - Но новая коробка намного легче и жестче предыдущей». В BAR собирались испытать усовершенствованный аэродинамический пакет с новым задним крылом и боковыми понтонами, однако технические проблемы, преследовавшие команду весь день, не позволили в полной мере оценить его преимущества. Зонта утром мучился с коробкой передач, а на машине Жака в обеих сессиях возникали проблемы с гидравликой.

После перерыва, когда асфальт прогрелся градусов до 30, тренировка проходила уже веселее. По разу вылетели с трассы Физикелла и де ла Роса, великолепное 11-е время выдал Жене, а вот лидеры не смогли улучшить своих результатов. Шумахер и изменивший настройки своей Ferrari Баррикелло остались при своем, а Хаккинен хоть и смог сбросить с утреннего времени всего 0,016 с, откатился на 7-ю позицию. «Условия на трассе сегодня сильно отличались от тех, что были на тестах на прошлой неделе, и, как результат, оказалось очень тяжело найти оптимальный баланс машины, - с показным спокойствием констатировал финн. - Мы с Дэвидом испробовали много вариантов настройки, но давайте подождем и посмотрим, что будет завтра».

Под занавес тренировки блеснул Ральф Шумахер, сумевший, несмотря на небольшую избыточную поворачиваемость своего Williams, вклиниться между братом и его партнером по Ferrari. «Я очень доволен, - радовался своему второму месту Ральф. - Мы постоянно работали над настройками, и к концу сессии зад машины вел себя более стабильно».

«Обычная пятница в Барселоне, - философски заметил Рон Деннис, - только уровень топлива в баках и условия на трассе определили разрывы между ведущими пилотами, а вовсе не настройки». С шефом McLaren полностью согласился и Френтцен. Утром немец ни разу даже не появился на трассе, во второй сессии он все-таки выехал из боксов, прошел один быстрый круг и тут же убежал в командный моторхоум. «Я в декретном отпуске в связи с отцовством, - шутил на пресс-конференции Хайнц-Харальд. - Нет, если честно, я не ездил... по тактическим соображениям. Одного быстрого круга мне показалось вполне достаточно. Была бы моя воля, я бы сегодня вообще не выезжал на трассу».

Джонни нервничает

Суббота. Тренировка.

Формула-1 собирает на Каталунье не такую большую аудиторию, как традиционно «испанские» мотогонки. Говорят, что с приходом в Ф-1 Жене и де ла Росы интерес к «королевским гонкам» в Испании заметно вырос, но в субботу утром при взгляде на практически пустые трибуны Каталуньи-Монтмело в это верилось с трудом.

Гонщики обкатывали квалификационные настройки и выезжали на трассу практически с пустыми баками. Шумахер, как и в пятницу, выглядел уверенно, привезя жаловавшемуся на неустойчивое поведение задней оси McLaren Хаккинену больше полсекунды. Баррикелло, правда, пропустил на второе место Култхарда, но проиграл шотландцу всего 0,002 секунды, в то время как Хаккинен отстал от бразильца более чем на две десятые.

А вот Френтцен поплатился за свой «прогул» в пятницу: его машина вела себя нервно и пару раз немцу приходилось перетормаживать, чтобы не промазать повороты. Однажды Хайнц-Харальд все-таки зацепил траву во втором повороте, но сумел вернуть Jordan на трассу, а секунд за 30 до конца сессии его желтый «шершень» окончательно «умер» на обочине: отказала электроника, управляющая дроссельной заслонкой.

В остальном тренировки прошли довольно спокойно. По разу «зачерпнули» гравий Баттон и Алези. Вылетел в первом повороте, но сумел вернуться на трассу Жене. Из-за проблем с подачей топлива остановился Ирвайн. Единственным серьезным инцидентом стала поломка шарнира задней подвески на Jaguar Херберта.

Тем не менее, Джонни, как и в пятницу, сумел опередить Ирвайна, хотя в действиях англичанина весь этот уик-энд сквозила некоторая нервозность. Возможно, специально для того, чтобы позлить Херберта и заставить его по-настоящему выложиться, Нил Ресслер привез в Барселону тест-пилота Jaguar Лучано Бурти, которого вот уже несколько недель прочат на место Джонни.

Красный Кайзер

Суббота. Квалификация.

К часу дня, когда красный светофор в конце пит-лейн сменился призывно-зеленым, на трибунах собралось уже порядка 60 тыс. человек. Для Каталонии - немало, вот только события на трассе вряд ли могли показаться воспитанным на корриде испанцам захватывающим. После двух великолепных квалификаций в Имоле и Сильверстоуне, каталонское представление смотрелось явно пресновато.

«Даже зная, насколько быстрыми могут быть здесь McLaren, я совершенно уверен, что в квалификации тон будем задавать мы», - сказал еще в четверг Рубенс Баррикелло, и в субботу прогноз бразильца полностью оправдался. Михаэль Шумахер, которого после этой квалификации в пресс-центре иначе как Красным Кайзером уже никто и не называл, показал свой лучший круг еще во второй попытке, обеспечив себе 24-ю в карьере и первую в этом сезоне поул-позишн. «На трассе гулял очень сильный ветер, но мой лучший круг оказался, наверное, идеальным в этих условиях», - объяснял свой успех Михаэль.

Обычно решающая схватка за поул разыгрывается на последних секундах квалификации. И на этот раз лидеры аккуратно выехали на трассу за полторы минуты до клетчатого флага, но реальных улучшений добиться так и не смогли, хотя вышедшее из-за тучек солнце за несколько минут заметно прогрело трассу. «Конечно, температура полотна повысилась, но в то же время немного усилился ветер, и это создало определенные трудности», - объяснял Шумахер. Из членов «большой четверки» лишь Хаккинен сумел под клетчатым флагом улучшить свое время, но этого оказалось недостаточно. Финн проиграл Кайзеру 0,078 с. «В определенной степени я доволен, - бодрился на пресс-конференции Мика. - Результат не 100-процентный, но сегодня мы добились значительного прогресса».

Куда более разочарованным своим третьим временем выглядел Баррикелло. «Я так и не смог настроить машину, чтобы одинаково хорошо пройти все три сектора на одном круге, - рассказывал расстроенный Рубенс, который в последней попытке вполне мог опередить Хаккинена, но сильный порыв ветра немного снес Ferrari с траектории. - Конечно, здорово оказаться в первой тройке, но я разочарован тем, что мне не удалось занять место в первом ряду». Тем не менее, свою задачу-минимум Баррикелло все-таки выполнил: опередил Култхарда, который мучился из-за проблем с топливной системой. Уже на втором секторе первого же быстрого круга в его McLaren упало давление в системе подачи топлива, и в дальнейшем Дэвиду пришлось выезжать на трассу с большим количеством бензина на борту, что, естественно, не прибавило скорости McLaren шотландца.

Следом за «большой четверкой» разместились Ральф Шумахер и Жак Вильнев, для которого шестое место в квалификации стало первым приличным результатом за весь уик-энд. «Это только шестое место, но сегодня у меня были такие же ощущения, как когда я сражался за поул несколько лет назад. Я думаю, мы выжали из машины максимум», - заявил довольный канадец. А вот оставшемуся лишь 8-м Френтцену было не до смеха. Немец не только показал свой худший квалификационный результат в этом году, но и впервые в сезоне оказался на старте позади своего партнера по команде Ярно Трулли. Порадовал испанских болельщиков Педро де ла Роса, проехавший по родной трассе с 9-м временем. Arrows вообще смотрелись очень здорово, не в первый раз выдав наибольшую скорость в конце прямой. А вот Марку Жене не помогли ни родные стены, ни усовершенствованный Ford, и каталонец разделил со своим товарищем по Minardi последний ряд стартового поля. Впрочем, вскоре к разочарованию публики в арьергард стартовой решётки перекочевал и де ла Роса.

В Испании разбавляют бензин?

Воскресенье. Разминка.

В субботу вечером судьи дисквалифицировали Педро де ла Росу: топливо в баке его Arrows не соответствовало регламенту. Педро допустили на старт, но отправили на последний ряд. Через пять минут команда подала апелляцию, и испанца восстановили в правах вплоть до рассмотрения этого дела в суде. Однако в воскресенье утром Arrows решила от греха подальше отозвать апелляцию, хотя и продолжала настаивать на своей невиновности. «По возвращении на базу мы будем разбираться в этой истории вместе с нашим поставщиком горючего. Но мы уверены, что технология производства топлива является правильной и загрязнение произошло в процессе транспортировки», - разводил руками Том Уокиншоу. Больше всех расстроился, конечно же, де ла Роса, которому на утренней разминке, несмотря на вылет в первом повороте, удалось показать 6-е время.

Четверка лидеров разместилась в том же порядке, что и на квалификации. Шумахер в середине сессии также вылетел на гравий в Banc de Sabadell, но сумел выбраться обратно на трассу и без видимых усилий вновь опередил Хаккинена. На этот раз он привез финну чуть менее четырех десятых секунды. Но дело даже не в секундах.

Впервые начиная с Гран При Японии 1998 года Шумахер выиграл за уик-энд все до одной тренировки и квалификацию. Преимущество, которое он получил в первых гонках сезона, многие связывали с техническими проблемами соперников. Но испанская гонка могла знаменовать собой начало эпохи тотального превосходства итало-германской машины. Однако обернулось все иначе.

Перелом

Воскресенье. Гонка.

Незадолго до старта азартные испанские журналисты организовали в пресс-центре некое подобие тотализатора, предложив коллегам по перу поставить по 5000 песет на... сход Кайзера в первом повороте. Проценты обещались фантастические, но желающих рискнуть тридцатью долларами нашлось немного. Большинство было уверено в победе Шумми, но таких ставок никто принимать не хотел.

Одним из немногих, кто все-таки сомневался в грядущем триумфе Михаэля, оставался известный своей «любовью» к Ferrari Джеки Стюарт. «Чемпионат еще не закончен, - многозначительно улыбался шотландец перед гонкой. - Я думаю, McLaren скоро соберется и покажет нам свою истинную силу. Не исключено, что это случится уже здесь, на Каталунье». Трехкратный чемпион мира как в воду глядел.

Конечно, Михаэль не вылетел в первом повороте. Более того, стартовал немец отменно: резко рванув вправо, он наглухо перекрыл траекторию Хаккинену. В результате на торможении перед первым поворотом Мика вынужден был не столько атаковать Ferrari, сколько отбивать атаку пулей рванувшего с пятого места Ральфа. Култхард тем временем легко расправился с Баррикелло.

Перелом наступил на первом пит-стопе. Перелом ноги. Шумахер и Хаккинен к этому моменту уже порядком оторвались от тройки преследователей во главе с Ральфом. Хотя Михаэль, вопреки советам инженеров Bridgestone и в отличие от Хаккинена выбрал более мягкую резину, оба двукратных чемпиона шли на два пит-стопа. Но мягкая резина не позволяла Шумми тянуть с заездом в боксы, чтобы «пересидеть» Хаккинена на трассе, и Михаэль завернул в гаражный переулок на два круга раньше Мики. Кайзер чувствовал горячее дыхание финна за спиной, и нервы у немца были напряжены до предела. Замена резины прошла без осложнений, однако когда машину опустили с домкратов, механик, державший «алебарду» с табличкой «stop», чуть дернул ее вверх, и Михаэль тут же рванул с места. Но дозаправка еще продолжалась, и державший заправочный шланг главный механик Найджел Степни попал под заднее правое колесо Ferrari. Михаэль умчался на трассу, а несчастного британца увезли в медицинский центр автодрома. Первоначально было объявлено, что Найджел получил лишь сильный ушиб и порвал связку. Степни даже вернулся в паддок на инвалидном кресле и с загипсованной ногой, но уже в понедельник при обследовании в Париже у него обнаружили перелом берцовой кости.

Михаэль, несмотря на инцидент со Степни, сохранил свое лидерство. Однако на втором пит-стопе Шумахера ждал неприятный сюрприз. Занявший место Найджела итальянец Андреа Виккари не смог с первой попытки вставить заправочный шланг в горловину бензобака, и Кайзер простоял на пит-лейн 17,5 секунд. «Заправочный механизм был повревден во время первого пит-стопа, да и у Андреа не было большого опыта проведения дозаправок, что и привело к небольшой заминке», - разъяснила представительница пресс-службы Scuderia. «Мы не знали точно, сколько бензина попало в бак во время первой дозаправки, поэтому на втором пит-стопе мне залили топлива с запасом, а это, как вы понимаете, не прибавило мне скорости», - рассказывал Михаэль.

Шумахер пропустил Хаккинена, но приключения немца на этом не закончились. Третий комплект резины оказался откровенно неудачным. Левая задняя покрышка с каждым кругом теряла давление - медленный прокол. Шумахер сбавил скорость, но даже проигрывая Хаккинену по 1,5-2 секунды на круге, он надеялся сохранить хотя бы второе место. Однако уже к 46-му кругу, когда Култхард, которому на втором пит-стопе удалось опередить и Ральфа, и Рубенса, уткнулся в коробку передач Ferrari под № 3, стало понятно, что удержать второе место Шумми вряд ли удастся. В начале 47-го круга Дэвид пошел в первую атаку. На стартовой прямой шотландец ушел вправо, намереваясь перетормозить Михаэля в первом повороте, но Шумахер сдаваться не собирался и буквально втер шотландца в правый отбойник. Дэвид предпочел отступить, чтобы повторить атаку через круг. Заметив движение шотландца перед первым поворотом, Шумахер снова дернулся вправо, но Култхард перекрестил траектории, вернулся на внешний радиус и легко прошел Ferrari.

Култхард быстро умчался вперед. Но не прошло и круга, а двукратного чемпиона мира уже терзал его собственный брат, на которого в свою очередь наседал Баррикелло. Два круга Кайзер продержался, но спущенное колесо заставляло его Ferrari ехать все медленнее, и на 50-м круге Ральф нырнул внутрь поворота La Caixa, надеясь легко пройти брата. Однако кровное родство не заставило Михаэля уступить без боя. Два поворота Williams и Ferrari прошли бок о бок, в Banc de Sabadell Ральф оказался снаружи, и после небольшого контакта Михаэль оттер его с оптимальной траектории. Следивший за братскими разборками Баррикелло тут же углядел узкий кусок свободного асфальта и не раздумывая сунул нос своей Ferrari внутрь поворота. «Это был обычный обгон, - заявил Михаэль после гонки журналистам. - Мне очень жаль, что он закончился столь неудачно для Ральфа, но в тот момент я был настолько сконцентрирован на проблемах с резиной, что вообще не видел Баррикелло».

Пропустив Ральфа и Рубенса, Михаэль тут же свернул в боксы менять злосчастную резину. К Ferrari вернулась прежняя прыть, и, несмотря на дополнительный заезд в боксы, пятое место немец все же сохранил: Баттон и Френтцен были слишком далеко.

McLaren тем временем легко довели гонку до победного дубля. Кто из пилотов команды Рона Денниса оказался главным героем этой гонки, сказать сложно. Оба: и Хаккинен, одержавший первую победу в этом сезоне, и Култхард, который, несмотря на усиливавшиеся с каждой минутой боли в поврежденных в авиакатастрофе ребрах, сумел добыть второе место, заслуживают самых добрых слов. На подиуме Мике и Дэвиду вручили огромные серебряные рули, по иронии судьбы сильно смахивавшие на чудо-«баранки» Ferrari, и эта церемония чем-то напоминала подношение победителям ключей от поверженного города.

Гонка в Барселоне могла стать триумфом Ferrari. Но дрогнувшая рука механика, державшего «алебарду», и нетерпение Михаэля привели к тому, что разрыв в чемпионате конструкторов сократился всего до 7 очков. Да и 14-очковое отставание Хаккинена в зачете пилотов уже не выглядит обескураживающим. В чемпионате наступил перелом?

«Я не так уж разочарован, как многие думают. Нам пока еще рано переживать по поводу проигранного чемпионата», - храбрился Шумахер. Переживать по этому поводу еще действительно рано. Но говорить об этом Михаэль начал именно сейчас.

Владимир Маккавеев

 

Когда Михаэля начало бросать по трассе, я не знал, происходит это из-за шин или из-за какой-либо иной неисправности. Но его автомобиль явно пробуксовывал в медленных поворотах. Это давало мне возможность приблизиться к нему вплотную. Кроме того, я был гораздо быстрее при торможении и при этом всякий раз упирался в него. Но если вы спросите меня, почему я не обогнал его на трассе, ответ будет прост: из-за аэродинамики. Находясь на трассе позади другого автомобиля, вы теряете всю прижимную силу, а без этого поддерживать скорость невозможно. Это означает, что на выходе из поворота вы теряете пару десятых, отстаете и не успеваете обогнать соперника в конце прямой. Поэтому я ждал дозаправки. Во время второго пит-стопа, когда я заехал в боксы одновременно с Михаэлем, команда сработала великолепно, и я вышел в лидеры.

Мика Хаккинен

Категория: №23 (06.2000) | Добавил: LiRiK3t (20.06.2014)
Просмотров: 763 | Теги: №23(06.2000), Гран при
вход выход Created by SeldonSF