Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №24 (07.2000)

Гран При Канады

Гран При Канады

 

Времена года

Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?

Козьма Прутков

Гости и участники Гран При Канады в этом году сполна натерпелись от сюрпризов погоды. В течение одного дня можно было попасть из лета в осень и вернуться обратно. Одним, как Йосу Ферстаппену, переменчивая стихия принесла удачу. Другим, как Жаку Вильневу, - лишь неприятности. И только гонщикам Ferrari было все равно, в какую погоду выигрывать.

Лето

Пятница. Тренировка

Замечательный летний день. Солнечно и тепло. На зеленый свет все 22 автомобиля выезжают на трассу, чтобы протрясти свои железные кости после длинного перелета. Затем следует пауза, и лишь через 10 минут Гастон Маццакане устанавливает первый ориентир – 1’34.560. Всего за несколько минут Ферстаппену и Алези удается сбить результат до 1’25. Трасса, часть которой представляет собой дороги общего пользования, поначалу, как всегда, была очень грязная и скользкая. И глядя, как на 15-й минуте Prost Ника Хайдфельда, поскользнувшись под мостом, отшибает себе колесо о бетонную стену, не только лидеры из Ferrari и McLaren, но и середняки из Jordan, Williams, Benetton и Jaguar не слишком торопятся попробовать свои силы.

Аутсайдеры и вторые номера команд продолжают покорно исполнять роль дворников. Под тем же мостом вылетает Зонта, но удерживает свой Reynard от столкновения с отбойниками. У Жана Алези проблемы иного характера: его Prost испускает клубы дыма, однако француз успевает довести свой автомобиль до боксов, словно подбитый бомбардировщик на базу. Снова вылетает Зонта, и на этот раз повреждает свой автомобиль. За 15 минут до конца первого часа время прохождения круга сползло до 1’23, и «большие ребята» решили, что настал их черед.

В лидерах побывали Хаккинен, Баррикелло, М. Шумахер, снова Баррикелло, который несколько раз улучшал свой результат, пока Михаэль не установил под занавес окончательное время: 1’21.304. Антракт.

На первых минутах второй половины тренировки гонщики Ferrari сразу сбросили со своего результата почти по секунде. Их время оставалось лучшим почти до конца. Лишь под самым клетчатым флагом на трассу вылетел Култхард и стал победителем дня. В паддоке только и разговоров было, что о боевом духе шотландца.

Особое внимание в пятницу было приковано к Ральфу Шумахеру. После травмы ноги, полученной в Монако, немец первый раз сел в гоночный автомобиль. Примет ли он участие в канадской гонке, зависело от того, как он будет чувствовать себя на тренировках. В первый час Ральф лишь раз выехал из боксов. Да и после перерыва осторожничал, особенно при атаке бордюров. В итоге занял 21-е место и, обогнав лишь Ника Хайдфельда, счастливым отнюдь не выглядел.

Осень

Суббота. Тренировка

Еще вчера трибуны грело ласковое летнее солнце, а сегодня небо затянуло облаками. То и дело срывался дождь. Однако сильный ветер с потемневшей реки подхватывал капли на лету, трасса оставалась сухой, и результаты гонщиков улучшались. Четверка пилотов Ferrari и McLaren превысила прошлогодний поул. Лучшим же опять оказался Дэвид Култхард, снова сбросивший с первой строки протокола Михаэля Шумахера под самый занавес тренировки. В первой же ее половине шотландец не принимал участия вообще: из-за барахлившей электросистемы на его автомобиле пришлось поменять двигатель.

Большинство команд занимались тонкой настройкой аэродинамики, а также экспериментировали с новой и изношенной резиной: одну ставили на передние колеса, другую - на задние, потом наоборот. «Разница в степени износа между новыми и обкатанными шинами столь мала, что все зависит от личных предпочтений гонщика», - подвел итог исследованиям технический директор Jordan Майк Гаскойн.

6-е место Ральфа Шумахера показало, что, несмотря на травмированную ногу, по крайней мере один быстрый круг он сделать способен. Немец утвердился в своей решимости участвовать в квалификации и гонке. Вчерашние же неудачи списали на технику: проблемы с маслосистемой в пятницу закончились заменой двигателя. За ночь автомобиль кардинально перенастроили, добавили прижимной силы, заменили пружины, и это сработало.

Педро Диниц наехал на бордюрный камень и разбил свой Sauber, да так, что починить его до квалификации не было никакой возможности. Для бразильца стали готовить запасной автомобиль. Под конец Жан Алези остановился на обочине с пустыми баками. А получасом раньше Prost Ника Хайдфельда съехал на траву с дымящимся двигателем. На пролитом им масле поскользнулся Benetton Физикеллы. Трижды вылетал с трассы Эдди Ирвайн, пытавшийся совладать со скоростной аэродинамикой своего Jaguar.

В конце тренировки небо посветлело, облака разошлись, и выглянуло солнце. Бурные воды реки Святого Лаврентия заиграли в его лучах. Крепкий ветер трепал пестрые флаги болельщиков. Весна, да и только!

Весна

Суббота. Квалификация

Лишь в самый последний момент Михаэль Шумахер вырвал поул у Дэвида Култхарда. Что, при довольно равной борьбе, предопределило преимущество немца в без малого десятую секунды? Конечно, мастерство. Разумеется, точный расчет, позволивший лидеру Ferrari выехать на трассу одним из последних и при этом избежать проблем с более медленными автомобилями. Но, может быть, еще и удача? Возможно, просто счастливый порыв ветра.

Ибо к началу квалификации погода разгулялась, и ветер задул с такой силой, что поднял «волну» даже среди зрителей на трибуне. Как обычно, первые 15 минут на трассе было пусто: гонщики с кривыми улыбками раздавали интервью или глубокомысленно наблюдали за возней механиков в боксах. Скучающие зрители заключали пари: кто первым появится на трассе - Хайдфельд или Маццакане? Первым выехал Хайдфельд, затем Баттон. Лишь на 20-й минуте серьезную «пристрелку» начал Хаккинен - 1’19.579. Через 4 минуты его время уверенно перебивает Култхард – 1’19.128. Минутой позже на быстрый круг уходит Михаэль Шумахер. Он идет с опережением графика шотландца, но затем сильно теряет где-то на последней трети дистанции: то ли в «шпильке», то ли на длинных прямых. Немец второй – 1’19.301. Настройка Ferrari явно нуждается в корректировке.

И тут же в 1-м повороте разбивает свой Minardi Гастон Маццакане. Аргентинец проявил железную выдержку в боксах, пошел на быстрый круг позже самого Шумахера, но, видимо, переусердствовал. Желтые флаги. Рубенс Баррикелло успевает записать на свой счет 3-й результат. Следом за четверкой лидеров - Херберт и Ферстаппен.

На 34-й минуте Хаккинен ставит новый ориентир - 1’18.985. Култхард бьет это достижение - 1’18.829. Снова Шумахер выезжает вслед за основными соперниками, и снова ему не удается достать шотландца, на этот раз совсем чуть-чуть - 1’18.840. Теперь Михаэль прошел хуже гонщиков McLaren первые секторы. Идет поиск оптимальной настройки.

Сразу за этим - новая авария. Активный Ферстаппен слишком широко заходит в поворот, разбивает переднюю подвеску и пролетает еще метров 50, прежде чем остановиться в очень неудачном месте. Красные флаги извещают, что заезды прерваны. Обломки Arrows летят под колеса Ferrari Баррикелло. Вторая попытка бразильца сорвана, и его опережает Френтцен. Шестерку замыкает Физикелла.

Квалификация возобновляется через 5 минут. Баррикелло на этот раз удается быстрый круг – 1’18.984, и он отбирает 3-ю строчку у Хаккинена. Между финном и бразильцем - 0,001 с! Счет пошел на тысячные. Гонщики McLaren в этой попытке не смогли превысить собственного времени. А у Михаэля - очень значительное улучшение: 1’18.546 и промежуточный поул.

И тут же взрывается двигатель на Prost Жана Алези. В первой шестерке к этому моменту - оба гонщика Jordan.

За 5 минут до клетчатого флага лидеры выезжают на окончательную разборку. В четвертой попытке Баррикелло вынужденно идет на два быстрых круга подряд и взбирается на 2-ю строку. Култхард, казалось бы, берет поул – 1’18.537. Но тут же ему в спину в упор «стреляет» Шумахер - 1’18.439. Все.

Хаккинен так и не улучшает времени своей 2-й попытки. Справедливости ради заметим, что после квалификации в его автомобиле было обнаружено повреждение амортизатора. 5-е место осталось за Френтценом. А вот на 6-ю позицию к восторгу соотечественников взобрался Вильнев, подвинув Трулли. «Все этот ветер, - досадовал гонщик Jordan. - Автомобиль вел себя совсем не так, как утром». 8-м, закрепив успех BAR, оказался Зонта. Замкнули десятку де ла Роса и Физикелла, очертив круг тех, кто мог быть хотя бы отчасти удовлетворен результатами субботы.

Баттону добиться большего помешали проблемы с подачей топлива. На Sauber Сало барахлила коробка передач. С наибольшими же трудностями столкнулся Гастон Маццакане. В самом начале заездов он разбил свой боевой автомобиль, пересел в запасной, не смог на нем уложиться в 107% и вынужден был ждать, когда свой Minardi освободит Жене.

Михаэль, как и положено, ходил именинником. Между тем уже 12 гонок подряд никто не можег выиграть гонку Ф-1 с первой позиции на стартовом поле. «Когда вокруг так много говорят об этом, в голову лезут всякие мысли, - признался немец. - Но после старта все это перестает существовать. Мы надеемся, что 13 окажется счастливым числом».

С 13-й позиции завтра предстояло стартовать Йосу Ферстаппену.

Зима

Воскресенье. Разминка

Было так пасмурно, что насилу рассвело. От холода даже дождь не мог пойти. Настоящая зима. В 1978 году Жиль Вильнев выиграл в Канаде свой первый Гран При при температуре воздуха 0 градусов. Но то было в октябре.

Наиболее активно разминался Дэвид Култхард. Семь раз он устанавливал лучшее время, но в самом конце шотландца опередили и Хаккинен, и Баррикелло, и Шумахер. Михаэль проехал лучше других только один раз, зато в самый нужный момент.

5-м стал Трулли. Обратило на себя внимание 6-е место де ла Росы. А второй гонщик Arrows, Йос Ферстаппен, пару раз даже двигал Култхарда с первой строки, но вскоре из-за проблем со сцеплением отравился в боксы. Вылетел с трассы и повредил левую переднюю подвеску Сало. На BAR Зонты сгорел двигатель в самом начале разминки, из-за чего бразилец не записал на свой счет ни одного результативного круга. На Prost Хайдфельда на полном ходу сорвало капот двигателя, словно обнажилась самая суть проблем команды. Ральф Шумахер заметно хромал, пересаживаясь в запасной автомобиль.

Удивил всех Ирвайн, выкативший под занавес на сухую трассу в «калошах» - на дождевой резине. Вскоре стало ясно, что Эдди оказался провидцем. Еще раз свой дар предвидения гонщик Jaguar проявил, когда вдруг заговорил о сцеплении R1. «Величайшим облегчением для меня стало новое сцепление, - вещал североирландец. - Мы недосчитались множества очков в этом сезоне из-за плохих стартов».

На старте этой гонки Ирвайн не смог даже сдвинуться с места.

Лучшее время года

Воскресенье. Гонка

Из-под колес автомобилей соперников, уходящих на прогревочный круг, уже валил дым, а вокруг McLaren Дэвида Култхарда все еще суетились люди в черном. «Я всего лишь попытался передвинуть автомобиль ближе к желтой линии, а в результате заглушил двигатель. Моя ошибка», - каялся Дэвид после финиша.

Шотландец успел-таки уехать на прогрев. Со стороны судей немедленной реакции не последовало. Потом был старт. Дэвид опять же сохранил второе место. Отлично начал Мика Хаккинен. Баррикелло оказался за ним и вынужден был тормозить с дымом из-под колес. И тут мимо этой пары пронесся Жак Вильнев, который так рванул со своего 6-го места, что даже не заметил замешкавшегося на 5-й позиции Френтцена. В первый поворот финн и канадец вошли бок о бок. Победителем из схватки вышел Вильнев. При этом Жак оттеснил Мику с траектории, в результате финна обошел и Рубенс. Баррикелло попытался таким же образом проскочить и мимо Вильнева, но тот был настороже и решительным маневром пресек эти поползновения, сохранив за собой 3-е место.

А уже через несколько кругов Жак возглавил небольшую, но очень плотную процессию из четырех машин: Баррикелло, Хаккинен, и... Педро де ла Роса! Причем самым активным выглядел именно последний. Arrows, атакующий McLaren! Испанец явно шел на машине с меньшим количеством топлива. Но даже с учетом этого уверенность, с которой Педро расправился с BAR Зонты, обоими Jordan и с 9-й позиции на старте вышел на 6-е место, впечатляла.

Потому как неожиданно выяснилось, что обгонять в Канаде почти так же сложно, как в Монако. Что наглядно продемонстрировал Жак Вильнев, половину гонки не дававший отнюдь не самым слабым преследователям повода даже подумать об атаке. В это время Шумахер и Култхард, обмениваясь быстрейшими кругами, уходили все дальше и дальше. Дэвид мертвой хваткой вцепился в заднее антикрыло Ferrari, но Михаэлю уже сообщили из боксов, чтобы он не слишком волновался по поводу наступавшего ему на пятки шотландца. И на 14-м круге Култхард заезжает на 10-секундную штрафную стоянку. Наказание, вынесенное за то, что механики продолжали обслуживать его автомобиль после сигнала 15-секундной готовности к старту прогревочного круга, отбросило гонщика McLaren на безнадежное 10-е место.

Пять предыдущих Гран При в Канаде сумели закончить не более чем по 10 автомобилей. Однако в этом году участники преодолели уже треть дистанции - а сошел один только Херберт, да и то по технической причине. И тогда в дело вмешались небеса. На заскучавших было трибунах то здесь, то там стали распускаться разноцветные пятна зонтов, и на трассу упали первые скупые капли.

Канадские тучи уже не могли без слез смотреть на потуги Жака. Следовавшие за ним автомобили все меньше напоминали почетный эскорт. На 25-м круге сквозь Вильнева просочился Баррикелло, а на 35-м - Хаккинен. Баррикелло, расшвыривая по трассе быстрейшие круги, бросился в погоню за Шумахером. Поначалу разрыв между партнерами почти не менялся, но потом что-то случилось. Телеметрия докладывала о наличии проблем. На 34-м круге Михаэль заезжает в боксы на слишком ранний пит-стоп. Беглый осмотр задней части автомобиля не дает никаких результатов. Михаэль возвращается на трассу позади Рубенса. С тяжелой машиной и невыясненной неисправностью он уже не может поддерживать темп Баррикелло. А к 41-му кругу его настиг и Хаккинен.

Финн не стал рисковать и поехал в боксы. На 43-м круге Баррикелло, в свою очередь отправившись за новыми шинами и бензином, возвращает Шумахеру лидерство. Тут же на пит-лейн появляются Зонта и Култхард. За ними - Вильнев. И этот эпизод стал, пожалуй, верхом невезения для канадца. Жак был последним, кто обул псевдослики. Наведавшиеся в боксы практически одновременно с ним Вурц и Физикелла предпочли дождевую резину. «Сбой в работе радиосистемы привел к тому, что мне приготовили не те шины», - досадовал канадец. Ко всем неприятностям у Жака заглох двигатель. Небеса больше не в силах были сдерживать рыдания, глядя на злоключения канадца, и скучный осенний дождичек превратился в ливень.

Все бросились менять шины по второму разу. Для Ferrari это едва не кончилось очередным конфузом. Ни Шумахер, ни Баррикелло не хотели терять времени и решили «переобуваться» на одном круге. И когда Рубенс подъехал к боксам, автомобиль Михаэля еще даже не сбросили с домкратов, потом механики бегали в гараж за шинами для бразильца. В результате дозаправка длилась 46 секунд. Вместо 29 у Шумахера.

«Во время дождя на Нюрбургринге я опоздал с пит-стопом на один-два круга, и, возможно, это стоило мне победы в гонке, - объяснял позже Рубенс. - Я поговорил по радио с Россом Брауном, и мы решили не повторять прежней ошибки». Чтобы сделать новую.

Рубенс выехал на трассу в 30 секундах позади Михаэля. И даже Физикелла оказался впереди. Но гонщик Benetton тут же совершил ошибку, вылетел с трассы и пропустил бразильца на 2-е место. На котором Баррикелло и закончил гонку. Несмотря на то, что догнал Шумахера и пересек финишную линию практически бок о бок с ним. Сделать больше бразильцу помешал приказ из боксов.

Физикелла сумел воспользоваться плодами удачной тактики команды и спокойно доехал до третьей ступеньки пьедестала. Перед финишем его достал-таки Хаккинен, но обогнать не смог. Несмотря даже на еще один вылет Джанкарло. Быстрейший круг в гонке мог принести финишировавшему 4-м финну лишь моральное удовлетворение. О гонщике же, занявшем 5-ю строчку протокола, стоит сказать особо.

В отличие от всех остальных соперников второй пит-стоп Ферстаппена был плановым. Циники утверждали, что тактика двух дозаправок не давала Arrows никакого преимущества и имела только одну цель - покрасоваться на экранах телевизоров в первой части гонки (что с успехом проделал де ла Роса). Однако Том Уокиншоу уверяет, что с самого начала у него был план: «Мы знали, что собирается дождь, соответствующим образом настроили автомобили и выбрали тактику, которая позволила бы одному из пилотов угадать с погодой».

Этим пилотом стал Ферстаппен. Он разом переместился на 8-е место. 7-е ему подарил Вильнев, потерявший 5 секунд из-за вылета. Но Йос решил не довольствоваться тем, что само пришло ему в руки, а яростно атаковал вышедшего, благодаря не менее удачному командному плану, на 6-ю позицию Вурца.

Все времена года окончательно перемешались в Канаде. Под проливным дождем Алекс изо всех сил пытался спасти место в шестерке, а также свои все более призрачные шансы остаться в Benetton. Сражение за 1 очко длилось 11 кругов. Автомобили вылетают с трассы, возвращаются на нее. Наконец, Arrows и Benetton слегка сталкиваются, и Йос дожимает Алекса. Трулли напору Ферстаппена уступил, особо не сопротивляясь. Достать Хаккинена, а тем более Физикеллу, было уже невозможно.

7-м пришел Култхард. Он заехал в боксы всего за круг до дождя. Вынужден был вернутся туда чуть позже. В результате стал 9-м. Продвинулся на одно место, после того как в «шпильке Казино» его обогнал Вильнев и вышиб ехавшего впереди Ральфа Шумахера. Этот эпизод стал для канадца логичным завершением долгого дня. Выбравшись из разбитого автомобиля, Жак немедленно подошел к Ральфу с извинениями. «Вильнев вел сегодня автомобиль, как камикадзе, - негодовал Рон Деннис. - Старался произвести впечатление на зрителей». После гонки судьи в качестве воспитательной меры ко времени Жака добавили еще 25 секунд.

7-е место Култхард добыл себе сам, поддев в первом повороте несчастного Вурца. Австриец вынужден был приводить в порядок машину в боксах и финишировал 9-м, пропустив вперед Зонту. Дэвида вызвали после гонки судьи, но наказывать не стали. В отличие от Диница, который вошел в десятку, отправив в отбойники де ла Росу, 25 секунд, добавленных ко времени гонщика Sauber, не оказали никакого влияния на 10-е место. Мика Сало сошел на 42-м круге из-за поломки электросистемы. Выбыл и Френтцен: упало давление в контуре задних колес, педаль стала «мягкой».

11-м пришел Баттон. Для Minardi гонка прошла как обычно: Жене вылетел, Маццакане финишировал 12-м, предпоследним. Ничем не удивила и Prost: два схода. Последним, 13-м, отстав от победителя на 3 круга, прибыл Ирвайн. Его Jaguar заглох на старте по вине нового сцепления, Эдди начал гонку из боксов. А в дождь его машина и вовсе «поплыла».

Большинство гонщиков жаловалось, что ливень смешал им все карты. И только в Ferrari были довольны летним солнцем в пятницу весенним ветром в субботу, осенним дождем в воскресенье. Ведь время, с которым ты выигрываешь гонку, это и есть - лучшее время года.

Леонид Ситник

После гонки

В начале гонки мне сообщили из боксов, что у Култхарда проблемы. Но если честно, это никак не сказалось на моем вождении. Я просто ехал в своем ритме, потому что Дэвид ни разу не вышел на расстояние прямой атаки. А после его исчезновения я еще сбавил, чтобы не наделать ошибок. Затем начались проблемы у меня. Мы не знали, что происходит. Возможно, барахлил какой-то датчик. Но поскольку запас времени был приличный, мы решили перестраховаться и провести пит-стоп раньше, чем планировалось. Механики ничего не обнаружили, но с этого момента я не слишком усердствовал. После начала дождя из соображений безопасности мы максимально перераспределили тормозное усилие на передние колеса. Поэтому меня и унесло в первом повороте. Остановить автомобиль не было никакой возможности. Но там хорошая зона безопасности, и чтобы избежать заноса, я решил срезать поворот по гравию. В конце я сбросил скорость. Рубенс защищал мою позицию. Он хороший парень. Когда-нибудь я его отблагодарю.

Михаэль Шумахер

Категория: №24 (07.2000) | Добавил: LiRiK3t (23.06.2014)
Просмотров: 754 | Теги: №24(07.2000), Гран при
вход выход Created by SeldonSF