Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №24 (07.2000)

Гран При Монако

Гран При Монако

 

Особенности национальной парковки

Припарковать машину здесь так же трудно, как сорвать куш в рулетку...

Путеводитель по Монако

На голых скалах Французской Ривьеры, там, где из безмятежных вод Средиземноморья вырастают и уходят в глубь континента Приморские Альпы, приютилось самое крошечное после Ватикана государство Европы. Оно занимает всего 1,95 кв. км, но чтобы обойти жемчужину Лазурного берега, вам потребуется не один час. Узкие улочки, серпантином вьющиеся по каменным террасам, то взмывают на много метров вверх, туда где на огромной затопленной палящим солнцем скале высятся башенки княжеского дворца, то столь же круто спускаются вниз к порту и ныряют под землю в спасительную прохладу выдолбленных в базальте прибрежных скал туннелей. Кажется безумием, что там, где в обычные дни невозможно даже припарковать машину, устраивают автомобильные гонки, но именно этот средневековый шарм Монако делает «гонку вокруг Казино» такой не похожей на все остальные этапы чемпионата мира.

Вкусные запахи La Rascasse

Четверг. Тренировка

Несмотря на свои карликовые размеры, княжество состоит из целых четырех кварталов: трех слившихся воедино городков и отвоеванной у моря территории Фонтвьей. Из трех городков только в Монако-вилле, где находится резиденция князей Гримальди, не проходит гоночная трасса, большая часть которой пролегает по улицам практически неизвестного широкой публике Ла-Кондамина.

В четверг (в отличие от остальных Гран При, в Монако тренировки начинаются на день раньше, поскольку пятница отведена под княжеские приемы и развлечения миллионеров), когда в многочисленных ресторанах еще можно было отыскать свободный столик, а в кассах даже оставалось несколько десятков билетов на гонку, пилоты выехали на первую обкатку. Большинство из них живет в Монако, поэтому они знают трассу как свои пять пальцев. Но в дни гонок все преображается: улицы, по обеим сторонам которых вырастают полутораметровые рельсы металлических отбойников, превращаются в подобие огромного бобслейного желоба. Не случайно на тренировке в четверг всегда так много аварий.

На этот раз первым в контакт с отбойником вошел Ральф Шумахер, зацепивший барьер из покрышек перед туннелем. Вскоре его ошибку повторили Маццакане, Ирвайн, Вурц, Хайдфельд, Диниц, Жене... Особенно много металлолома маршалы убрали с трассы у ресторана «Ла-Раскасс», где имеют обыкновение завтракать почетные гости Гран При: видимо, утром некоторые пилоты, уходя из дома, не успели перекусить, и аппетитные запахи несколько отвлекали их.

В целом тренировка разделила гонщиков на два примерно равных лагеря: одни были абсолютно довольны - собой, машинами и трассой, другие лишь сокрушенно разводили руками. В первой группе особо широкими улыбками выделялись показавшие 4-е и 8-е время Ирвайн и де ла Роса, а вторую возглавлял расстроенный своим 10-м результатом Рубенс Баррикелло. «Весь день я боролся с избыточной поворачиваемостью, но так и не смог ничего сделать», - убивался бразилец. Шумахер же, напротив, быстро приспособился к новой аэродинамике Ferrari (впрочем, специальный аэродинамический пакет, рассчитанный на создание большого прижимного усилия в медленных поворотах, подготовили к гонке в Монако практически все команды), и его время было лучшим до самого конца тренировки. Правда, уже после клетчатого флага немец пропустил атаку Хаккинена, стоившую ему первого места, но это не сильно огорчило Шумми. «Я совсем не расстроен, - заявил Михаэль. - Ведь я был самым быстрым, пока не вернулся в боксы, а условия на трассе постоянно улучшались, так что нет ничего удивительного в том, что в конце Мика проехал быстрее».

Повеселились

Суббота. Тренировка

Традиционный для Гран При Монако выходной в пятницу гонщики провели по-разному.

Днем большинство вообще не появлялось в паддоке, загорая на пляже, играя в гольф или общаясь с друзьями и спонсорами команд в ресторанах. Михаэль же Шумахер посвятил выходной работе. С утра пораньше он отправился на вертолете во Фьорано, где до двух часов дня отрабатывал старт и намотал 42 километра, обкатывая запасную машину Рубенса Баррикелло, которая тем же вечером была доставлена в Ла-Кондамин.

Также в пятницу из Уокинга в Монако прибыл и четвертый автомобиль McLaren (впрочем, помимо четырех машин Деннис привез на эту гонку еще шесть (!) запасных монококов). Ну а после обеда вернувшегося из Италии Шумахера и его менее трудолюбивых коллег ждал торжественный княжеский прием.

Видимо, гонщики неплохо провели вечер и не упустили случая отведать благородного шампанского из погребов князя Ренье, потому что на следующий день некоторые из них изрядно повеселили публику. Сначала учудил бывший пилот Формулы-1 Алекс Рибейру, который сейчас работает водителем автомобиля медслужбы FIA. Во время объезда трассы перед первой тренировкой он не вписался в поворот в порту и разбил Mercedes AMG 55. Затем наступил черед действующих гонщиков. За какие-то 35 минут сразу трое: Зонта, де ла Роса и Михаэль Шумахер превысили лимит скорости (60 км/ч) в традиционно узком гаражном переулке и поплатились за это соответственно 1500, 500 и 750 долларами. Причем ни до, ни после этой тренировки ни один из гонщиков скоростной режим на пит-лейн больше не нарушал. Но самую веселую «шутку» отмочил Мика Сало. При торможении в «Луи» финн случайно расстегнул пряжку ремня безопасности, и через полкруга, тормозя у бассейна, Сало буквально как по салу соскользнул с сиденья в глубь кокпита. «Я уже ничего не видел в повороте, и в конце круга мне пришлось заехать в боксы, чтобы застегнуть ремни», - делился впечатлениями Мика, которому в тот момент было не до смеха.

Михаэль Шумахер, как и в четверг, показал второе время, уступив лучшему гонщику McLaren, которым на этот раз оказался Култхард, 0,098 с. Великолепное третье время удалось Физикелле. Баррикелло хоть и был на этот раз доволен балансом своей машины, выше шестого места подняться не смог. Немногим лучше шли дела и у действующего чемпиона мира. Хаккинен закончил сессию лишь 5-м, хотя на последних минутах у него был реальный шанс улучшить свое время: после первого сектора Мика шел с превышением лучшего результата дня, но затем уперся в машины соперников и не смог превзойти даже собственное время. Таблица результатов получилась достаточно плотной: в одну секунду за лидером уместились сразу десять пилотов, что обещало интересную квалификацию. «Я думаю, предстоит очень жаркая борьба между шестью-семью машинами», - выразил общее мнение Михаэль Шумахер.

Смена караула

Суббота. Квалификация

Каждый день, ровно в 11.55 на выдающемся глубоко в море естественном скальном выступе Ле-Роше у возвышающегося над гоночной трассой белокаменного княжеского дворца происходит ритуал смены караула, посмотреть на который сбегаются оказавшиеся поблизости туристы. Правда, в субботу перед квалификацией далеко не все любители средневековой экзотики смогли подняться в Монако-вилль, чтобы собственными глазами лицезреть облаченных в монакскую форму французских солдат (у монегасков воинской повинности попросту не существует). Естественные северные террасы Ле-Роше использовались как трибуны, а чтобы проделать обходной путь и взобраться ко дворцу с другой стороны, нужно протопать под палящим солнцем не один километр.

Впрочем, туристам, прибывшим на Гран При, и незачем было карабкаться по скалам. «Смену караула» они смогли увидеть прямо на гоночной трассе. Причем двойную. Пилоты McLaren, хоть и с трудом, но выигравшие в Монако обе тренировки, на этот раз уступили свои позиции не только Шумахеру, но и гонщикам Jordan.

Как и в прошлом году, Bridgestone привезла в Монте-Карло два самых мягких типа резины, однако в этом сезоне рабочие характеристики смесей Soft и Extra Soft различались намного меньше. Как уверяли японцы, любая из этих смесей позволяла провести гонку с одним пит-стопом. Делая свой выбор перед квалификацией, большинство пилотов предпочли Extra Soft, в то время как в McLaren и Ferrari решили перестраховаться и выбрали более жесткий тип.

Поэтому лидерство обутого в сверхмягкий Bridgestone Jordan Ярно Трулли после первой попытки никого особенно не удивило. Шумахеру на жестком Soft удалось показать второе время, далее следовали обутые в мягкую смесь Jaguar Ирвайна и Jordan Френтцена. Баррикелло лишь 5-й, Култхард 6-й, а Хаккинен -11-й! Впрочем, это были только цветочки. Возможно, в пятницу Мика сорвал хороший куш в Казино Монте-Карло. Чем иначе объяснить тот факт, что в субботу удача напрочь отвернулась от финна?

На вторую попытку Хаккинен выехал одним из первых, когда до конца квалификации оставалось 22 минуты. Перед ним была практически пустая трасса, но стоило финну разогнаться и уйти на быстрый круг, как в порту перед McLaren возник возвращавшийся в боксы Williams Ральфа Шумахера. Круг оказался испорчен, и Хаккинен предпочел вернуться на пит-лейн. 13.45 - Мика в третий раз покинул боксы, но не успел даже уйти на быстрый круг: прямо перед ним в «Ла-Раскассе» разбил машину Жене, и боясь, что за полторы минуты Minardi не успеют убрать с трассы, чемпион мира снова завернул на пит-лейн. 13-51 - серебристый McLaren с единичкой на обтекателе в очередной раз вынырнул из боксов и даже ушел на быстрый круг, но в 13.53 в «шпильке» у злополучного ресторана разбил Arrows де ла Роса, и Хаккинен, проклиная все на свете, под желтыми флагами в четвертый раз ни с чем вернулся в гаражный переулок. Даже хладнокровный финн занервничал. За 3 минуты 49 секунд до окончания заездов чемпион мира выехал на свою последнюю попытку, откатившись к тому времени на 17-е (!) место. К счастью, на этот раз финну никто серьезно не помешал, и Мика сумел показать 5-е время дня. «Сегодня нам не удалось продемонстрировать максимум того, на что мы способны, но могло быть и много хуже», - облегченно вздохнул Хаккинен, вылезая из кокпита.

Пока финн боролся с судьбой и узкими улочками княжества за 5-е место, Шумахеру все-таки удалось подвинуть «мягкий» Jordan Трулли на вторую позицию. Михаэль выиграл у итальянца всего 0,271 с, но и это превосходство далось немцу с огромным трудом. Несколько раз Шумми слегка царапнул металлические рельсы отбойников, однако на пресс-конференции двукратный чемпион мира попытался отшутиться. «Мне кажется, что отбойники пора перекрашивать... вот я и занялся этим, - улыбался Михаэль. - На самом деле, это Дэвид сказал мне, что я слишком близко подъехал к отбойникам. Сам я этого не видел. В первой попытке машина была не очень хорошо сбалансирована, и я действительно дважды, в «Портье» и у бассейна, прошел впритирку с отбойниками. Но у меня не было времени смотреть в зеркала. Возможно, я и «поцеловал» их. В любом случае контакт был не сильным, поскольку я даже ничего не почувствовал».

Главным же именинником на пресс-конференции выглядел Ярно Трулли. Квалификация в Монако стала лучшей в его карьере. «Честно говоря, я сам немного удивлен. Не рассчитывал так здорово квалифицироваться здесь, особенно если учесть, что по ходу уик-энда проблем у меня было более чем достаточно», - констатировал итальянец, впервые пробившийся на первый ряд стартового поля Гран При.

Делайте ваши ставки, господа...

Воскресенье. Разминка

Гран При Монако нередко называют «гонкой вокруг Казино». Причем не только потому, что трасса огибаег выстроенное в духе эклектизма помпезное здание самого знаменитого в мире Казино Монте-Карло, но и потому, что вряд ли найдется хоть один болельщик, который устоит перед соблазном зайти в это святилище азарта. Впрочем, даже если в игорные залы, места в которых забронированы в дни Гран При на десять лет вперед, вас не пустят, не отчаивайтесь. Сами гонки в Монте-Карло подчас напоминают рулетку: вы можете не глядя швырнуть свою фишку на стартовое поле и выиграть миллионы. Если повезет.

На воскресную разминку и зрители, и специалисты традиционно смотрят как на зеркало предстоящей гонки, пусть иногда и кривое. Именно после утренней тренировки в Монако заключаются сотни пари. Причем вам не обязательно угадывать победителя. Можно поставить и на первого сошедшего пилота.

И в той и в другой номинации на этот раз были явные фавориты. После разминки, где Шумахер уступил лишь своему партнеру по Ferrari, мало кто сомневался, что к вечеру немец сравняется по количеству побед в Монако с Грэмом Хиллом и вплотную приблизится к, казалось бы, вечному рекорду Сенны - шесть побед в княжестве. Что же касается главного неудачника Гран При, то тут в бесспорных фаворитах числился Педро де ла Роса, умудрявшийся цеплять отбойники практически на всех тренировках. Когда же испанец на последней минуте разминки в очередной раз вдребезги разнес свой Arrows в порту - маршалам даже пришлось вывесить красные флаги - стало окончательно понятно, что закончить гонку в Монако Педро поможет только чудо. Плачевно обстояли дела и у Култхарда: на McLaren шотландца сгорел мотор, и перед гонкой механикам пришлось срочно вживлять «серебряному слону» новое сердце.

Проклятие Сен-Девота

Воскресенье. Гонка

Утренние прогнозы сбылись только наполовину. Де ла Роса действительно сошел на первом же круге, а вот Шумахеру так и не удалось поднять над головой свой пятый Гран При Монако.

Гонка началась очень нервно. На старте прогревочного круга заглох двигатель на Sauber Диница. Педро Паоло откатился было в конец пелотона, но бразильцу повезло: едва машины вновь выстроились на стартовом поле, как маршалы замахали желтыми флагами - заглох Benetton Вурца. И хотя старт отложили на 8 минут, Алекс не успел выехать даже из боксов. Но через несколько минут повезло и ему.

Едва Хаккинен отчаянным маневром в «Луи» сумел чисто и красиво пройти Френтцена и выбраться на 4-е место, как судьи вывесили красные флаги: отказала компьютерная система хронометража. Однако буквально через пять секунд у комиссаров появилась и более веская причина для остановки гонки. В том же «Луи» два Arrows взяли в «коробочку» Williams Дженсона Баттона, и де ла Роса попытался пройти англичанина по внешнему апексу. Маневр испанцу почти удался, но напоследок Дженсон все-таки пнул своим правым передним колесом заднее колесо Arrows, и де ла Росу развернуло поперек трассы. Семь машин оказались зажаты в бутылочном горлышке у «Гранд-отеля», и если Вильневу удалось довольно ловко протиснуть BAR в узкую щель между Arrows и отбойником, то большинству остальных пилотов пришлось добираться до боксов бегом. В итоге сразу четверо: Баттон, Жене, Хайдфельд и примкнувший к ним Вурц так и не смогли выехать из боксов до закрытия пит-лейн и стартовали из гаражного переулка. Де ла Росе спешить было уже некуда: свою боевую машину он разбил еще на утренней разминке, запасная оказалась повреждена при столкновении в «Луи», и гонка закончилась для испанца, так и не начавшись.

На третий прогревочный круг автомобили ушли, когда часы показывали уже 14.31, и на этот раз гонка все-таки стартовала. Пилоты Jordan, как и на первом старте, сосредоточились на том, чтобы не пропустить гонщиков McLaren, и цели своей добились, благодаря чему Михаэль Шумахер спокойно ушел вперед. За их спинами Алези вновь сумел пройти Баррикелло, но на этот раз их обоих обошел отлично стартовавший Ральф. В такой последовательности лидеры и прошли всю первую половину гонки. И если на первых трех кругах Хаккинен дважды, в «Луи» и «Мирабо», еще пытался атаковать Френтцена, то вскоре успокоился и он. Оба McLaren были явно быстрее Jordan, но Монако есть Монако, и пройти Трулли и Френтцена на зажатой меж двух рядов отбойников трассе, даже имея преимущество в скорости, представлялось делом практически невозможным.

Шумахер тем временем уходил все дальше, выигрывая у сдерживаемых Jordan McLaren более чем по секунде на круге. На 17-м круге пелотон понес первые потери: в очередной раз испустив из-под капота «последний вздох», приказал долго жить двигатель BMW на машине Баттона. Правда, отказ мотора был в этот день скорее исключением, нежели правилом. В Монако основная нагрузка ложится не на двигатели, а на коробки передач. Не случайно именно поломки трансмиссии вывели из борьбы Жене, Алези и Трулли. Но куда большим бичом гонки стали аварии. Не считая де ла Росы, семь пилотов «поцеловались» в этот день с отбойником, причем шесть: Вурц, Маццакане, Диниц, Ральф Шумахер, Зонта и Френтцен - припарковались в первом повороте, напротив крошечного монастыря «Сен-Девот».

В Монако существует легенда, согласно которой много веков назад, темной ночью разбойники украли и попытались увезти на лодке мощи покровительницы княжества - Святой Праведницы. Однако утром море прибило злодеев обратно к берегу, и в честь чудесного спасения своей заступницы монегаски построили эту маленькую часовню. Может быть, на этот раз кто-то из гонщиков ненароком обидел монакскую святыню? Но оставим мистику.

Авариям в «Сен-Девоте» можно найти более прозаичное объяснение. В воскресенье утром перед стартом Формулы-1 в Монако проходила гонка Renault-Clio, и как раз после аварии в «Сен-Девоте» она была остановлена. Из двух разбитых Renault тогда вытекло на трассу много всякой гадости, и маршалы были вынуждены засыпать масляные лужи специальным цементным раствором. Но поворот от этого чище не стал. Поэтому когда гонщики хоть на сантиметр съезжали с траектории или на долю секунды опаздывали с торможением, колеса мгновенно теряли сцепление с асфальтом и машины тыкались носом в железный отбойник. Все аварии были похожи как братья-близнецы, но больше всех не повезло Ральфу Шумахеру.

На 36-м круге на подъеме к Казино у шедшего перед Ральфом Хаккинена возникли проблемы с тормозами (как выяснилось позже, под педаль тормоза попал отломившийся от вибрации передатчик), и он направился в боксы. На трассу Мика вернулся опять перед Ральфом, но проигрывая немцу уже почти целый круг. Чтобы обогнать выезжавшего из боксов финна, младшему Шумахеру пришлось принять чуть влево и слегка съехать с траектории. Но попав на грязный асфальт, Williams превратился в неуправляемый снаряд и ткнулся носом в отбойник. Удар получился достаточно сильным, и немец порезал левую икру. «Поначалу я даже не понял, что получил травму, - успел сказать Ральф, прежде чем его погрузили в карету «скорой помощи» и увезли в госпиталь княгини Грейс зашивать рану. - Я выпрыгнул из кокпита и начал осматривать поврежденную машину, когда заметил довольно скверную кровоточащую рану на ноге».

Для семьи Шумахеров этот день вообще оказался неудачным. В конце 55-го круга при выходе из последнего поворота правое переднее колесо Ferrari уверенно лидировавшего Михаэля беспомощно провисло над асфальтом. Из треснувшей выхлопной трубы газы стали выходить под обтекатель, и от перегрева сломалось крепление левой задней подвески. Покалеченный «жеребец из Маранелло» на трех колесах дополз до боксов, но исправить прогоревшую трубу было уже невозможно. «Еще за несколько кругов до того, как это произошло, я почувствовал, что с машиной что-то не так, но ничего поделать не мог», - разводил руками Михаэль Шумахер, так и не сумевший одержать свою пятую победу в княжестве. «С самого начала уик-энда я говорил, что старт и надежность будут важнейшими слагаемыми победы, - заключил расстроенный Жан Тодт. - Один из этих факторов сыграл не в нашу пользу. Но мы все еще лидируем в обоих чемпионатах».

Победа же в самой престижной гонке Ф-1 досталась Дэвиду Култхарду, который после схода Трулли даже начал было приближаться к Шумахеру, но отыграть огромное отставание от немца, если бы не поломка подвески на Ferrari, конечно же, не успел бы. «Да, у Михаэля сломалась подвеска в тот момент, когда он лидировал в гонке, но если рассуждать таким образом, то неплохо бы вспомнить гонки в Мельбурне и Бразилии, где мы также лидировали и могли выиграть», - несколько обиженно заметил Рон Деннис, команда которого в своей предъюбилейной 499-й гонке в Ф-1 отпраздновала рекордную 11-ю победу в княжестве.

«Гонка в Монако всегда таит в себе много сюрпризов, и к ним нужно быть готовым. В Монте-Карло, как в казино, чтобы выиграть гонку, мало быть самым быстрым, нужно оказаться еще и самым везучим», - подвел итог уикэнда Джеки Стюарт, у которого в этот день был двойной праздник. Дэвид Култхард стал первым со времен самого Джеки, последний раз побеждавшего в Монако в 1973 году, британцем, которому покорилась гонка у Казино. А Эдди Ирвайн наконец-то принес Jaguar первые очки.

Монако - удивительный город. Помпезные башенки Казино, высокие каменные утесы со средневековым княжеским дворцом и узкие улочки, на которых покрытые красной черепицей дома прошлого века соседствуют с современными отелями, - все это вместе с лазурно-голубым небом и изумрудно-зеленой водной гладью в порту навевает такое благодушие, что здесь и неудачники чувствуют себя победителями. Даже те, кто поскользнулся на полпути где-нибудь у монастыря Сен-Девот, могут найти себе утешение. В конце концов, они без проблем припарковали свою машину на улицах «родного» княжества. В ближайший год, до следующего Гран При, им вряд ли снова представится возможность сделать это с такой легкостью.

Владимир Маккавеев

После гонки

На первых кругах нечего было и думать о каком-либо преимуществе, поскольку Михаэль, Ярно и я оба раза стартовали практически одинаково. Михаэль ушел в отрыв, в то время как Ярно меня сильно сдерживал. На каждом круге в шпильке у «Гранд-отеля» я подумывал об атаке. Но всякий раз благоразумие брало верх, и я откладывал решение всех вопросов до дозаправок. Я был уверен, что рано или поздно мне представится случай обогнать его. Когда Ярно сошел, я получил возможность нажать на «газ» по-настоящему. Благодаря усилиям Пэта и Пола, моих инженеров, автомобиль вел себя великолепно. Да, Михаэль к тому времени ушел далеко, но в конце концов неприятности настигли и его. Все, что нужно в Монако, - это иметь надежный автомобиль и держаться подальше от отбойников. Мне нисколько не жаль Шумахера. В свое время я сполна натерпелся от поломок. Думаю, теперь настала очередь Михаэля.

Дэвид Култхард



Категория: №24 (07.2000) | Добавил: LiRiK3t (23.06.2014)
Просмотров: 954 | Теги: №24(07.2000), Гран при
вход выход Created by SeldonSF