Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №24 (07.2000)

Сколько стоит победа?

Сколько стоит победа?

 

Жаркое пиренейское солнце нещадно палило над Харамой. Но как только тихая испанская провинция огласилась ревом гоночных моторов, ручейки болельщиков начали затапливать раскаленные трибуны. Прошло несколько минут тренировки, и из боксов выпорхнул необычный красно-белый с золотом автомобиль, за рулем которого сидел чемпион мира 1962 года Грэм Хилл. «Да ведь это же Lotus! - воскликнули изумленные болельщики. - Но куда же, черт побери, подевались его фирменные желто-зеленые цвета?» Вряд ли кто-нибудь из зрителей испанского Гран При в тот майский уик-энд 1968 года отдавал себе отчет в том, что присутствует при начале новой эры в истории Формулы-1.

За четыре месяца, что минули с первой гонки сезона в Южной Африке, Колин Чэпмен сумел уговорить своего давнего приятеля, «табачного короля» Джеффа Кента разместить на гоночных машинах рекламу продукции Imperial Tobacco. В Испании Джефф уже входил в совет директоров команды, а автомобили Lotus оделись в цвета сигарет Gold Leaf. И это событие навсегда изменило лицо «королевских гонок». В Большие Призы пришли Большие Деньги.

Спорт и бизнес

Так что же такое Формула-1 сегодня: спорт или бизнес? «Королева автоспорта» слишком дорога и несправедлива, чтобы называться спортом, но она слишком непредсказуема, чтобы быть тривиальным бизнесом. Между тем достаточно заменить «или» на «и», и вместо вопроса вы получите самый исчерпывающий ответ. Формула-1 - спорт, но чтобы победить здесь, нужно быть хорошим бизнесменом. Сегодня в Формулу-1 со всего мира стекаются сотни финансовых ручейков, самыми полноводными из которых остаются доходы от телетрансляций, продажи сувениров и деньги спонсоров.

С телевидением, благодаря заботливому покровительству Берни Экклстоуна, все просто: начиная с 1990 года, когда за каждой гонкой наблюдали в среднем по 50 млн человек, телеаудитория Формулы-1 увеличилась в семь раз. Доходы же от трансляций выросли раз в десять, и сегодня на долю команд «большого цирка» приходится около $180 млн в год. Эти деньги делятся между «конюшнями» по принципу «кто как работает, тот так и ест». Так, обладательница Кубка конструкторов Ferrari получила от прошлогоднего TV-пирога около $23 млн, а не набравшая ни одного очка BAR довольствовалась «жалкими» $6 млн. Все справедливо, в соответствии со спортивными результатами. Но что касается спонсоров, здесь все далеко не так просто.

Дело - табак

С тех пор как 32 года назад чэпменовский Lotus оделся в цвета Gold Leaf, табачные компании стали главными действующими лицами на финансовом рынке Формулы-1. С 1968 года они выиграли 21 чемпионат мира: 9 побед у Marlboro и по 2 на счету Gold Leaf, John Player Special, Camel, Mild Seven, Rothmans и West. Но сейчас, после объявления о запрете с 2006 года рекламы табака в Европе, становится ясно, что «королеву» ждут большие перемены. Кто же заполнит деньгами нишу, которая освободится после возможного ухода табачных гигантов? Ведь даже в этом году, несмотря на то, что 5 из 11 команд «большого цирка» уже отказались от рекламы табака, общая доля «дымных» денег в бюджетах всех «конюшен» Ф-1 составляет 25%, а это ни много ни мало - $245 млн. Возможно, их место займут дети новой компьютерной эпохи вроде Compaq, Yahoo! и т.д., или коммерческие структуры, наподобие HSBC. Но не исключено, что Ф-1 ждет кардинальная реорганизация, в результате которой через несколько лет Гран При превратятся в гонки заводских команд автомобильных концернов. Уже сейчас ведущие заводы-моторостроители ежегодно тратят на постройку двигателей для Формулы-1 до $90 млн в год и за свои деньги хотят получить нечто большее, чем статус поставщика. 40% акций McLaren уже принадлежит DaimlerChrysler, в марте Renault не пожалела $120 млн и на корню скупила Benetton, Ford приобрела Stewart, Williams постепенно превращается в заводскую команду BMW, a Honda со все большим энтузиазмом участвует в делах BAR. Прибавьте сюда «фиатовскую» Ferrari и рвущуюся в Формулу-1 Toyota, и вы поймете, что ждет «большой цирк» через год-другой. Ведь уже в этом сезоне автомобильные компании вложили в Формулу-1 около $500 млн, т.е. половину ее бюджета. Очень похоже, через несколько лет немногие оставшиеся частные «конюшни» вынуждены будут покориться концернам или навсегда исчезнуть из Формулы-1, повторив путь, который в начале 90-х проделали Lotus, Brabham, March и еще десяток менее известных команд.

Так что спешите купить фирменную кепку Minardi или Arrows! Возможно, через пару лет и они станут раритетом. Некоторым утешением поклонникам этих команд может послужить тот факт, что часть их денег обязательно попадет в бюджет любимой команды и позволит ей продержаться па плаву хоть немного дольше.

«Сувенирные» деньги

Продажа продукции с командной символикой является третьим по значимости источником доходов «конюшен». Правда, подсчитать точную сумму этих поступлений довольно сложно. Команда и гонщик получают определенный процент с продаж, но проценты эти индивидуальны и порой отличаются на целый порядок. Так, в 1999 году на долю Ferrari, Jordan (только эти команды могут свободно использовать в коммерческих целях логотипы своих спонсоров), Дэмона Хилла и Михаэля Шумахера пришлось 82% всех «сувенирных» денег Ф-1. Williams и Benetton на двоих выручили на продаже одежды и атрибутики всего около 5,5%, а Хаккинен, Вильнев, Ирвайн, Култхард, Алези, Вурц и Херберт вместе собрали меньше 7%.

От каждого - и по возможности побольше

Но сколько же всего денег собирает каждая команда «большого цирка»? Перед началом нынешнего сезона наши коллеги из журнала EuroBusiness провели собственное исследование этого вопроса и обнародовали ряд любопытных цифр, которые позволят в несколько ином свете взглянуть на соперничество команд Ф-1.

Ferrari

Ferrari впечатляет. Почти четверть миллиарда долларов! Но в команде считают, что это не так уж много. «Не забывайте, нам ведь приходится самим разрабатывать двигатель, электронику, коробку передач, шасси, все! - говорит Лука ди Монтеземоло. - А это требует огромных расходов. Впрочем, все, что мы инвестируем в Формулу-1, потом возвращается сторицей». Действительно, многое из того, что разрабатывается для Ф-1, вскоре перекочевывает на спортивные машины Ferrari, так что команда служит не только рекламой, но и испытательным полигоном для Ferrari SpA, бюджет которой, включая субсидии на программу Ф-1 (около $50 млн), в прошлом году составил $600 млн.

FIAT, которому принадлежит 88% акций Ferrari, вкладывает в команду всего $15 млн в год. За рекламу Marlboro Ferrari получает от Philip Morris $65 млн, но половина этой гигантской суммы уходит на зарплату Михаэля Шумахера. «Хвала богу, что у нас такой спонсор», - считает ди Монтеземоло. Ведь держать на протяжении пяти лет такого дорогостоящего гонщика, как Михаэль, может себе позволить еще разве что McLaren. Впрочем, на зарплату в Scuderia традиционно тратятся огромные суммы. В команде работает около пятисот человек, а оклады механиков в Ferrari всегда были одними из самых высоких в Формуле-1.

Но люди работают в Ferrari не только из-за денег. По слухам, в межсезонье Jaguar предлагала Россу Брауну контракт на $1,5 млн, но Росс, чья зарплата «всего» $1 млн, предпочел остаться в Ferrari. Как и Рори Бирн, которому победы итальянской команды приносят ежегодно около $400 тыс.

Акционеры: FIAT - 88%, Piero Lardi Ferrari - 10%, Assorted Italian banks - 2%

Штат: около 500 чел. Бюджет на 2000 год: $239,6 млн

в т.ч.:

Инвестиции спонсоров: $130,1 млн

Marlboro………………...65       Arexons…………..0,5        Valleverde…………….0,6

FIAT……………............15       Brembo…………...0,5        Cevolini………………0,7

Shell……………………..18       Mahle…………….0,3         Cima………………….0,6

Telecom Italia Mobile…....5        General Electric….1,5          Fimmeccanica………..0,4

FedEx…………………...6,5      SKF………………0,25       VeCa…………………0,3

Magneti Marelli…………..5        Tommy Hilfiger….1,5          Officine Meccaniche….0,5

Bridgestone……………...2        Momo…………….0,8         Parametic……………..0,7

Tic Tac………………….4,5      Technogym………0,25

 

Поставки партнеров: $86,5 млн

FIAT……………...........5          General Electric……...2,5      Valleverde…………….0,3

Shell…………………….2          SKF…………………1,5      Valleverde ..…………..0,3

Telecom Italia Mobile…..1          Tommy Hilfiger……...0,3      Cima ……….………...0,4

FedEx…………………..3          Momo……………….0,2      Fimmeccanica ….…….0,4

Magneti Marelli…………5          TRW Sabelt …..…….1         VeCa …………………0,4

Bridgestone…………….3,6        Mannesmann Sachs …1,5     Officine Meccaniche .…0,3

Arexons ….……………0,25       Europcar ……………1        Parametic……………...0,3

Brembo ………………..0,75      Technogym………….0,2      Ferrari SpA…………….55

 

Другие источники: $23 млн (ТВ/призовые/собств. инвестиции - 23)

 

McLaren

McLaren - единственная команда, которая может потягаться с Ferrari в толщине кошелька, и главная заслуга в этом принадлежит концерну DaimierChrysler, который не только увеличил до рекордных $88 млн (в 1998 году - $74,2 млн) расходы на разработку мотора, но и оказывает команде посильную материальную помощь в $14 млн. В то же время, в отличие от Philip Morris, табачная компания Reemtsma платит за рекламу своих сигарет «всего» $37 млн, а это даже меньше, чем McLaren получала от Marlboro в 1997 году (по слухам - около $55 млн).

Но в McLaren нет такого пожирателя денег, как Михаэль Шумахер, а затраты на оплату услуг двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена ($10 млн) и Дэвида Култхарда ($2,75 млн), относительно скромны. Это даже меньше, чем платили семь лет назад Айртону Сенне и Майклу Андретти. Так что если вычесть расходы на гонщиков, бюджет «серебряных» окажется даже побольше, чем у Scuderia, хотя механики и инженеры получают в Уокинге не меньше, чем в Маранелло. А зарплата Эдриана Ньюи вообще самая высокая среди конструкторов Ф-1 ($3,5 млн) и равна окладу Хайнца-Харальда Френтцена в Jordan. Марио Иллиен зарабатывает примерно $1,5 млн, а Рону Деннису каждый сезон приносит около $2,5 млн.

Акционеры: DaimlerChrysler - 40%, Рон Деннис - 30%, Мансур и Абдулазиз Ойехи - 30%

Штат: 334 чел.

Бюджет на 2000 год: $224,75 млн

в т.ч.:

Инвестиции спонсоров: $102,45 млн

West ……………….......65         Fujitsu Siemens ….....0,5        Catia Solutions ………0,6

Mercedes ……...............15         Schuco …………......0,5        Bridgestone ………….0,7

ExxonMobil …………....18         Kenwood …………...0,3        Finlandia Vodka …….0,6

Computer Associates …..5          Loctite ……………...1,5        Hugo Boss …………..0,4

Warsteiner ………….......6,5       Sun Microsystems …..0,25     Schweppes …………..0,3

Siemens …..………….....5          BAE Systems ….…...1,5       Tag Heuer ……………0,5

 

Поставки партнеров: $101,3 млн

Mercedes ……………..88         Loctite ……………..0,25       Advanced Composites ….2

ExxonMobil …..............3          Sun Microsystems ....0,25       Enkei ……….…………...0,5

Computer Associates….0,5        BAE Systems ..…….0,25       Garnett Dickinson ……....0,25

Warsteiner ………..…...0,1        Bridgestone ………..3,6         GS Battery ……………...0,1

Siemens ….…………....0,35      Finlandia Vodka .…..0,1         Sports Marketing

Fujitsu Siemens ……….0,1        Hugo Boss …….…..0,25       Surveys ….……………...0,1

Schuco ……….……….0,25      Schweppes …….…..0,2        Targetti Lighting ………...0,15

Kenwood …….……….0,2        Tag Heuer …..….…..0,1        T - D1/T - Mobil ………..0,2

 

Другие доходы: $21,5 млн (Charmilles Technologies – 0,5; ТВ/призовые/собств. инвестиции - 21)

 

Jordan

Продать под рекламу место на обтекателях болида Формулы-1 несложно. Сложно продать его подороже, и здесь равных Эдди Джордану не найти. Может быть, бюджет его команды не столь велик, как у Ferrari или McLaren. Он гораздо меньше, чем даже у JaguarWilliamsProst и BAR. Но не забывайте, что Jordan сегодня единственная частная команда, которая без поддержки автомобильных концернов борется за места на подиуме.

В отличие от остальных лидеров Jordan, хоть и получает моторы Mugen-Honda бесплатно, вынуждена вкладывать еще $8 млн из своих $103,55 млн в их доводку.

Но хотя успехи Jordan пока сравнительно скромны, титульный спонсор Benson&Hedges платит ирландской «конюшне» всего на $7 млн меньше, чем West - чемпионскому McLaren. Кроме того, если бы в Формуле-1 вручали экономические «Оскары», именно Джордан получил бы приз за самого дорогого спонсора второго плана. В этом году хитрый Эдди раскрутил немцев из Deutsche Post аж на $12,5 млн.

 

АкционерыЭдди Джордан - 60%, Warburg Pincus - 40%

Штат: 200 чел.

Бюджет на 2000 год: $103,55 млн

в т.ч.:

Инвестиции спонсоров: $57,5 млн

Benson&Hedges ……..30        Sony Playstation …….1,75      Imation ……………...1

Deutsche Post …..........12,5     Lucent Technologies....2          Hewlett Packard …….1

Mastercard ………..….4          Brother………..……...1,5       Zepter ………….……1

Pearl Assurance …..….1,25      Intercond ….………...1          Pilsner Urquell ………0,25

                                               EMC……………..…..0,25

 

Поставки партнеров: $28,55 млн

Mugen Honda ………..22        Bridgestone ………...3            Scania Trucks ………..0,5

Brother …….…...........0,1       NGK Spark Plugs......0,25        MiTech ……….……...0,25

Intercond ………….…0,25     Powermarque..……...0,2          Keihin …………..……0,1

EMC ……………..…..0,25    EsatDigifone ………..0,1          OMP ……..…………..0,2

Imation ….…………...0,25     Beta……………...….0,1          OS Integration………..0,1

Hewlett Packard ……..0,5       Honda Direct                            Grundig ….…………..0,2

Pilsner Urquell .………0,1       Marketing .…….…....0,1

 

Другие доходы$17,5 млн (ТВ/призовые/собств.инвестиции -17,5)

Продолжение здесь...
Категория: №24 (07.2000) | Добавил: LiRiK3t (19.12.2012)
Просмотров: 1435 | Теги: тема, №24(07.2000)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t