Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №25 (08.2000)

Французская рокировка

Французская рокировка

 

Renault возвращается в Формулу-1, а ее конкуренты-соотечественники из Peugeot, после мучительно долгих размышлений, решили уйти из «королевских гонок». Свое производство французы продают некой Asia Motor Technologies. Можно догадываться, сколько копий было поломано в штаб-квартире французской компании на улице Великой армии в Париже. Продолжение программы означало бы увеличение расходов без каких- либо гарантий успеха. С другой стороны, уход из Ф-1 больше напоминает бегство упомянутой несколькими строками выше армии после русской кампании 1812 года. А ведь планы у французов, как всегда, были наполеоновскими...

Peugeot привыкла побеждать: касается ли это чемпионата мира по ралли, африканских ралли-рейдов, горных гонок Пайкс-Пик в США или состязаний спортивных автомобилей. В 1993 году компания добилась величайшего триумфа, заняв весь пьедестал почета в Ле-Мане, и на волне этого успеха в 1994 году Peugeot появилась в Ф-1. Причем союзника французы выбрали себе далеко не самого слабого - McLaren.

Первый сезон был весьма многообещающим - 42 очка! И вдруг осенью представители McLaren заявляют французским партнерам, что разрывают четырехлетний контракт. На людях одетые в строгие костюмы руководители с улицы Великой армии криво улыбались и жалели изменников-англичан, в частном порядке - называли их глупцами, не понимающими собственной выгоды, и винили во всем бессовестных интриганов из Mercedes-Benz, нового партнера McLaren. У французов всегда виноваты немцы, и ни у кого из важных чинов Peugeot не возникло даже мысли, что у Рона Денниса, возможно, были и иные причины для разрыва, помимо финансовых посулов могущественной штутгартской компании.

В результате Peugeot очутилась в одной компании с Jordan. В то время «конюшня» Эдди Джордана больше напоминала кустарное производство, чем команду Ф-1. Тем не менее, прогресс был налицо: в 1995 году Jordan и Peugeot набрали 21 очко, в 1996-м - 22, а в 1997-м - целых 33! За это же время на счету Williams-Renault оказалось 410 очков и три победных сезона.

Разумеется, в неудачах Peugeot виновата была Jordan. Завсегдатаи многочисленных кафе, бистро и закусочных на улице Великой армии были уверены в этом. А в кабинетах, увешанных графиками и секторными диаграммами, росло раздражение: программа участия в Ф-1 требовала огромных средств и не оказывала заметного влияния на продажи автомобилей. Отличные моторы, установленные на несуразные шасси, горели, и дым от них распространялся через экраны телевизоров на весь мир. Словом, одни неприятности.

Решение об уходе созрело и казалось вполне своевременным. Но тут появилась Prost. Франция позвала своих сынов.

За создание национальной команды-мечты ратовал чуть ли не сам президент, не говоря о министрах, членах парламента, газетчиках и официантах кафе на улице Великой армии. И на волне общего энтузиазма Peugeot оказалась вовлеченной в трехлетнюю сделку с командой Алена Проста.

Чем слаще мечта, тем горше разочарование. За весь 1998 год Prost- Peugeot набрала 1 очко, 9 были добыты в 1999 году. Правда, 6 из них - на памятном своими коллизиями Гран При Европы, где очки набирала даже Minardi. В этом году, похоже, дела обстоят еще хуже. В Бразилии Peugeot справила (а вернее, демонстративно проигнорировала) сомнительный юбилей - 100 Гран При без единой победы. К концу года эта цифра возрастет до 115. А это значит, что в 2001 году Peugeot имеет все шансы опередить Yamaha, которая в свое время удовлетворилась цифрой 116 гонок без единого победного финиша. Продолжая в том же духе, французы в конце концов могут обессмертить имя своей компании, побив рекорд Alfa Romeo: с 1978 по 1987 год итальянский двигатель безуспешно пытался выиграть 138 гонок Ф-1. Стоит ли продолжать погоню за этим достижением?

В чем же причина провала Peugeot? Только ли в невезении и нерадивых партнерах, как полагают сами французы? Ведь сколько было славных побед в спортивной истории компании! Вспомнить хотя бы ралли Париж-Дакар 1989 года…

До конца рейда оставалось шесть дней, когда изрядно потрепанный караван добрался до местечка Гао на реке Нигер. Преимущество команды Peugeot Talbot Sport не оставляло соперникам никаких шансов на победу. Интрига сохранялась только в виде противоборства двух гонщиков этой команды - Жаки Икса и Ари Ватанена. Ко времени прибытия в Гао схватка бывшего пилота Ф-1 и легендарного раллиста достигла такого накала, что Ватанен перевернул свой Peugeot 405Т16 GR. На этот раз все обошлось, Ватанен не выбыл из гонки, однако характерная финская речь Ари после этого эпизода стала еще больше походить на заикание. И тогда стратеги на улице Великой армии, расстелив на столах графики и диаграммы, решили, что существует опасность схода обоих гонщиков, которая лишит компанию чрезвычайно важной победы в Дакаре, призванной еще раз напомнить обитателям пригородов Парижа, что их автомобили достаточно надежны, чтобы выдержать поездку к ближайшему супермаркету. Дали соответствующую команду: проблему надо было решить по-семейному. Сделать это должен был не кто иной, как Жан Тодт, в то время исполнявший обязанности руководителя Peugeot Talbot Sport. Жан не стал долго ломать голову и решил прибегнуть к помощи 10-франковой монеты. Он вызвал обоих гонщиков и сказал, что «орел» будет означать победу Ватанена, а «решка» - Икса. После чего подкинул монету в воздух. «Победил Ватанен», - невозмутимо произнес Тодт секундой позже. «Се ля ви!» - пожал плечами Икс. «Я не хотел выигрывать таким образом», - выдохнул, слегка заикаясь, Ватанен. Оставшиеся шесть дней гонщики мирно следовали друг за другом.

Жан Тодт знает силу денег и, возможно, он до сих пор решает таким образом споры между гонщиками в Ferrari. Ведь известно, что в этой команде нет деления на первый и второй номер. Но мне всегда хотелось под каким-нибудь благовидным предлогом (например, попросить разменять полтинник) выманить эту монету у Тодта, чтобы посмотреть, а не два ли на ней «орла».

Как бы то ни было, в Peugeot еще больше уверовали, что исход гонок решают деньги. Компания привыкла преодолевать все затруднения, бросая на слабый участок больше средств, До поры до времени это работало. В 1993 году Peugeot добилась истинного триумфа, заняв первые три места в Лe-Мане, за что Жан Тодт был удостоен звания кавалера Ордена Почетного Легиона и... ушел в Ferrari. Говорят, из-за того, что компания не захотела выступать в Ф-1 собственной командой. Но Тодт, скорее всего, ушел по той же причине, по которой расстался с французами и Деннис: оба они перестали видеть перспективу. Побеждать в Ф-1 гораздо труднее, чем в других видах автоспорта. Лобовой подход здесь работает далеко не всегда. Одним размахом и неограниченными ресурсами здесь не обойдешься. И Рон, и Жан увидели проблему в самом подходе Peugeot Sport к делу. Эта проблема существовала всегда. Существует она и сегодня. Но чтобы объяснить ее, придется начать издалека.

После войны во Франции сложились очень неблагоприятные условия для мелкого бизнеса. Маленькие компании в этой стране чувствуют себя неуютно из-за местной налоговой политики и спешат перебраться в Великобританию и другие страны, где власти осознают ценность частного предпринимательства и не стремятся контролировать каждый шаг своих граждан. Экономическая политика Франции традиционно направлена на поддержку крупных компаний, так называемых столпов экономики, которые очень устойчивы, но имеют и соответствующую скорость реакции на изменение обстановки. Внутри этих компаний, большинство из которых контролируется или принадлежит государству, сложился определенный тип руководителей, для которых французы придумали название, ставшее впоследствии международным, - функционеры. Эти люди сидят за столами и разговаривают по телефону. Дважды в день они достают бумаги из папки «На подпись», ставят на них печать и передают в следующую инстанцию. Рассмотрение любого вопроса занимает не меньше 30 дней. В обед каждого функционера ждет свой столик в ближайшем кафе. О том, чтобы задержаться после окончания рабочего дня, не может быть и речи. Выходной - святыня. Наступление периода отпусков производит в Париже эффект нейтронной бомбы. С 14 июля по 15 августа звонить кому-либо в офис бесполезно - снять трубку будет просто некому. Увы, Peugeot Sport в этом отношении не исключение.

Руководители Peugeot все еще ломают голову над загадкой: почему их компания так и не добилась успеха в Ф-1? В этом году Peugeot вернулась в чемпионат мира по ралли - и сразу начата выигрывать. И в умах руководства наконец созрела мысль, что под шумок этих побед самое время потихоньку уйти из гонок Гран При. Рассматривался, правда, и другой вариант: удвоить ставки и купить ту же Prost, например. Знакомый подход.

Человека, который принял решение об уходе из Ф-1, зовут Жан-Мартин Фольц. Он возглавил компанию спустя несколько месяцев после подписания контракта с Prost и имел возможность наблюдать развитие событий во всех фазах. Вряд ли у него остались какие-то иллюзии по поводу того, что дела пойдут в гору, если заменить Prost на Sauber. Не больше энтузиазма в этом вопросе наблюдается и у его ближайшего соратника - генерального директора Peugeot Фредерика Сен-Жура, который стоял у истоков всего проекта Ф-1 в 1994 году. По крайней мере, его стали видеть в команде значительно реже, в то время как в прошлые годы этот человек в дни гонок буквально не вылезал из паддока. Что думали эти люди по поводу дальнейшего участия в Ф-1, можно было догадываться. Но пришлось ждать, пока соответствующие бумаги пройдут все инстанции. Это заняло некоторое время.

Глава Peugeot Sport Коррадо Провера, который по долгу службы отдувался за своих боссов на всех пресс-конференциях, полгода повторял, что возможно все: и продажа, и покупка. А за столиками многочисленных кафе на улице Великой армии вовсю рассуждали о том, что Peugeot вот-вот приобретет не то Minardi, не то Jordan и тогда уже никто не будет стоять у них на пути к великой победе. И вот решение принято.

Джо Сейвард

Категория: №25 (08.2000) | Добавил: LiRiK3t (21.06.2013)
Просмотров: 822 | Теги: №25(08.2000), команда
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t