Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №25 (08.2000)

Гран При Австрии

Гран При Австрии

 

Неоконченная пьеса без главного героя

«Бедняга Ральф! - надрывался диктор. - В довершение всех бед он еще и не сумел удержать свой Williams и вылетел с трассы. Сегодня был явно не его день».

А в это самое время под аккомпанемент душераздирающего грохота дюжины гоночных моторов - только фантазерам из рекламного отдела японской фирмы пришло в голову назвать жуткую смесь воя и рева, вырывающуюся из выхлопных труб трехлитровых «десяток», «музыкой Honda» - по пит-лейн торопливо шагал молодой человек в узнаваемой за версту красной куртке с двумя саквояжами в руках. Михаэль Шумахер покидал боксы Ferrari, когда до финиша Гран При Австрии оставалась еще четверть часа. Это был и не его день тоже.

Все довольны. Но...

Пятница Тренировка

Начинался этот уик-энд со сцены, может быть, далеко не столь драматичной, но не менее выразительной. Пяти минут не прошло с начала первого часа свободных заездов, а другой двукратный чемпион мира, Мика Хаккинен, сидел на стальном отбойнике в повороте «Ремус», хмуро наблюдая, как соперники проходят этот один из самых коварных виражей австрийской трассы. Его McLaren мирно стоял на обочине, как раз напротив гигантского сеновала, что построен на склоне горы, у подножья которой раскинулся «А1-ринг».

Финн так и просидел здесь три четверти часа, пока из боксов команды за ним не прислали мотороллер. Но на трассе серебристо-черный автомобиль под номером 1 появился еще не скоро - лишь за полчаса до конца второй серии заездов.

Оказалось, как и во Франции, барахлил бензонасос. И хотя получаса Мике вполне хватило, чтобы с видимой легкостью показать второй результат, сквозь маску невозмутимости и спокойствия нет-нет да и проглядывала тревога: «Мы столкнулись с действительно серьезной проблемой. Прежде всего потому, что такие же поломки преследовали нас в Маньи-Куре. К счастью, в оставшиеся полчаса нам удалось хорошо поработать и найти верный баланс управляемости машины».

Его товарищ по команде был тем более доволен. Хотя Култхард утром проехал всего-то семь кругов в одной-единственной попытке, второй час Дэвид закончил с лучшим временем, почти на секунду превысив свой собственный прошлогодний результат первого дня. «Никогда раньше в нынешнем сезоне машина не была столь надежной», - заметил шотландец.

А вот в лагере главных соперников McLaren наметанный глаз мог бы отметить некоторое, едва, впрочем, заметное, беспокойство. Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло пробовали разные аэродинамические наборы. Михаэль испытал три комплекта шин - показатель того, что экс-чемпион колеблется в выборе резины. «Машина подготовлена пока не на самом высшем уровне, - несколько туманно заключил немец. - Но весьма к нему близка».

Разумеется, довольны были в Sauber - Мика Сало показал третий результат, а Педро Паоло Диниц не удержался и похвастал: «Мы нашли кое-что в аэродинамической настройке, что очень помогло нам на этой трассе!» - радовались в BAR, Jordan, Arrows, Prost и даже в Minardi. В стане Williams, несмотря на полный, казалось бы, провал, тоже не слишком огорчались. «Ральф проехал только 13 кругов, когда его мотор неожиданно заглох - отказала электросистема, - спокойно комментировал 20-е и 22-е места технический директор Патрик Хед. - Зато мы проделали большой объем работы на машине Баттона, сосредоточившись, в основном, на выборе шин и настройке тормозов в гоночных условиях, то есть с полными баками».

На те же обстоятельства - невозможно, мол, сравнивать результаты гонщиков, не зная точно веса машин и состояния покрышек - упирал и его коллега из Jaguar Гэри Андерсон. Короче говоря, все, как будто, пока были довольны. «Обычная пятница», - в один голос заключили менеджеры команд-лидеров Рон Деннис и Жан Тодт.

Михаэль колеблется

Суббота. Тренировка

Утро началось с небольшой сенсации. Эдди Ирвайн накануне вечером почувствовал сильные боли в области живота. Местные врачи посоветовали обратиться к известному хирургу профессору Уильямсу, и ночью североирландец улетел в Лондон. Так Большой Приз Австрии лишился своего прошлогоднего героя. Нынешний же лидер «Скудерии» выглядел почему-то не очень решительно. Шумахер-старший отметил, что настройку машины за полтора часа удалось еще улучшить, но выбор шин будет необычайно трудным. Между тем Баррикелло, хотя и уступил Михаэлю 0,149 с, машиной своей остался очень доволен. Что же смущало его более опытного товарища по Ferrari?

Дело в том, что «A1-ринг» - весьма необычное кольцо. Здесь нет по-настоящему быстрых поворотов - только относительно медленные и среднескоростные. Тут самый большой процент времени двигатели работают на полном газу. И наконец, главное - здешний асфальт, достаточно ровный и гладкий, очень терпимо относится к шинам, не слишком их стирая.

Казалось бы, что тут думать - ставь самую мягкую резину и вперед! Не тут-то было. Шинники Bridgestone вообще не привезли в Шпильберг «экстра-софт», ограничив выбор «средней» и «мягкой» смесями. «Думаю, большинство команд предпочтут более мягкие покрышки, - хитро прищуривался технический руководитель спортивного отделения японской компании Йосихико Ичикава. - Хотя такие шины могут быть причиной недостаточной поворачиваемости на этой трассе, где вообще все машины имеют склонность к такого рода поведению. Однако по мере износа «софт» становится все лучше, время круга улучшается. Только вот на этот раз в Австрии еще и очень холодно, а температура может, как известно, еще усугубить недостаточную поворачиваемость».

Вот почему колебался Шумахер. Вот почему технический директор McLaren Эдриан Ньюи еще накануне задумчиво крутил головой: «Мы все попробовали оба состава, и решить, какой из них лучше, будет очень трудно. Нам придется думать всю ночь».

Похоже, англичане в конце концов выбор сделали верный - Хаккинен и Култхард вновь уверенно возглавили протокол. Но, как вчера, довольны остались и в Sauber, и в BAR, и в Jordan, и в Arrows. И даже Джонни Херберт подтвердил вчерашние сомнения своего технического шефа относительно кажущейся слабости Jaguar. R1 англичанина показал 6-е время, на 0,746 с отстав от Хаккинена. Правда, заменившему Ирвайна Лучано Бурти не повезло - 25-летний бразилец за всю первую 45-минутку лишь однажды выехал на трассу. Чтобы тут же заехать в боксы - отказал механизм переключения передач. Всего же вице-чемпиону британской Формулы-3 удалось проехать за рулем Jaguar только 18 кругов.

Мы славно отдохнули. И славно поработали!

Суббота. Квалификация

Вот уже месяца два как в Формуле-1 только и разговоров - что происходит с Хаккиненом? Даже в Шпильберге, когда на пресс-конференции финна поздравляли с 25-й в его карьере поул-позишн, первым делом спросили именно об этом - почему ты снова первый? «Долго объяснять, - чуть улыбнулся чемпион мира. - Но в общих чертах... Во-первых, на эту гонку мы настроили машину чуть по-иному - в Монако, Канаде и Франции она не отвечала моему агрессивному стилю. А во-вторых, команда дала мне передышку, и я хорошо отдохнул. Собрался, сконцентрировался и теперь вновь готов к схватке за титул».


Между тем квалификация грозила превратиться в самую настоящую лотерею - из-за дождя. Еще утром, когда до конца тренировочных заездов оставалось 20 минут, над трассой повисла тонкая кисея едва заметного дождика. Тогда он продолжался минут 5-7, но так, очевидно, напугал пилотов, что когда за минуту до начала квалификации вновь стало накрапывать, перед светофором выстроились два десятка машин. Лишь желтые Jordan почему-то не спешили. «Мои ребята сказали мне подождать, - объяснил потом Ярно Трулли, - дождь должен был перестать. Решение смелое, но оно оказалось абсолютно верным!»

Действительно, через 10 минут выглянуло солнышко, и многие уже досадовали на собственную поспешность. Дэвид Култхард и Михаэль Шумахер проехали к тому времени по 4 круга (на холодной чуть влажной трассе шины дольше разогревались), а Жак Вильнев едва не разбил машину, развернувшись в последнем повороте на 560°.

Тем не менее, не прошло и получаса, как все, по сути, стало ясно: McLaren впереди, а Шумахер только 4-й. У Михаэля еще оставалась одна попытка, но вот что сам он говорил чуть позже: «На последнем круге мне нечего было терять, и я попробовал показать все, на что способен. Но чуть превысил свой предел и потерял контроль над машиной. Я здорово проиграл времени победителя, и это меня немного беспокоит. В отличие от наших соперников мне не удалось нащупать верный баланс между медленными и среднескоростными поворотами».

Герой последней французской гонки Култхард тоже свой шанс не использовал. «Обычно первый сектор мне удавался, - признался шотландец, словно бы извиняясь за свое второе время, - в последние недели от Дэвида ждут большего, нежели просто места за спиной Мики. - Но на этот раз я попытался чуть срезать в первом повороте, машина подпрыгнула и разгоняться стала немного позже. Так я потерял две десятых и больше уже наверстать их не смог. Жаль. Машина была настроена великолепно. Я сам сплоховал».

И несколько растерянным выглядел Баррикелло, объясняя, как ему удалось обойти своего именитого товарища по команде «Не знаю, право… Мне трасса эта нравится. И настройку удалось хорошую найти. А еще, как и Мике, представилась возможность немного отдохнуть. Наверное, в этом дело».

«Если бы я знал, что с машиной...»

Воскресенье. Разминка

Ненастье буквально по пятам преследует Формулу-1 в нынешнем сезоне. Середина июля, прелестный уголок западной Штирии. А большинство зрителей - в теплых куртках и резиновых сапогах. Утром в воскресенье воздух едва прогрелся до +12 °С. И большинство менеджеров команд - кто с опаской, кто с надеждой - поглядывали на небо. Но разминка прошла посуху, легкий ветерок носил кудрявые облака, сквозь которые то и дело проглядывало солнце.

«Когда вы занимаете второй ряд, - признался технический директор Ferrari Росс Браун, - погода может существенно вам помочь. Так что если пойдет дождь, я не заплачу!» Пока же Шумахер по-прежнему никак не мог настроить машину так, как ему бы хотелось. Он даже пробовал запасной F1-2000 и обнаружил, что тот, как будто, лучше управляется. Тем не менее, немец проиграл своему товарищу по команде почти секунду. Мало того, не только пилоты McLaren (тренировавшиеся с полными баками), даже Йос Ферстаппен на целых полсекунды опередил двукратного чемпиона мира. «Если бы я знал, что с машиной Михаэля, мы обязательно решили бы проблему, - хмуро заметил Браун. - Но дело в том, что я просто не знаю! Мы никак не можем добиться необходимой управляемости: в одних поворотах Ferrari ведет себя как надо, в других - из рук вон плохо».

И пока федеральный канцлер Австрии Вольфганг Шюссель с интересом осматривал шумное хозяйство Формулы-1, в Ferrari продолжали ломать голову. В конце концов решили снарядить для Михаэля запасную машину - авось, та все же действительно окажется быстрее «боевого» автомобиля.

Гонки до первого поворота

Воскресенье. Гонка

Путь в преисподнюю, как известно, вымощен благими намерениями. Так что после финиша все участники тех удивительных событий, что произошли через несколько мгновений после старта десятого этапа сезона в первом повороте «А1 -ринг», могли хоть до посинения рассуждать о том, чего они хотели добиться, что у них не получилось и почему. Схватка за победу закончилась, так и не начавшись. Оба McLaren были впереди. Михаэль Шумахер, нахмурившись, шагал в боксы, второй Ferrari очутился аж на 8-м месте.

Sauber Сало и Arrows Педро де ла Росы для лидеров, разумеется, опасности не представляли.

...Целые стада облаков до самого обеда пугали зрителей черно-серыми животами, обещая скорый ливень. По вот уже 21 автомобиль выстроился на старте (у Jaguar Бурти потек радиатор, и новичок-бразилец стартовал из боксов на запасной машине), а дождь так и не пошел, лишив, возможно, Михаэля последней надежды на то, что он сможет бросить вызов пилотам McLaren. Что же делать в такой ситуации? Наверное, поговорить с Баррикелло…

Рубенс не сумел догнать блестяще стартовавшего Култхарда и тем более Хаккинена и к повороту подошел по внешней траектории. Но здесь почему-то очень рано (во всяком случае, на этом настаивал Трулли, для которого маневр бразильца стал неожиданным и по сути смертельным) затормозил, дав возможность обойти себя «по внутри» Шумахеру. Однако Михаэлю приходилось в свою очередь тормозить очень интенсивно. Как сказал вскоре Култхард, который по той же траектории входил в этот поворот: «Здесь вы не можете быть уверены, сколько на асфальте пыли и песка, и хватит ли колесам сцепления, чтобы вовремя затормозить. Зато снаружи можно жать на тормоз гораздо позже и значительно резче». В результате Ferrari под номером 3 поворачивал очень медленно («Он почти остановился», - с горечью заметил потом Рикардо Зонта, которого потом во всем и обвинили), его красный близнец тоже не отличался прытью. И началась цепная реакция столкновений, как на хайвее в час пик. Трулли наподдал Баррикелло, Зонта - Шумахеру, Диниц, пытаясь уйти от внезапно почти остановившегося Arrows, ударил по тормозам, задние колеса Sauber занесло, машина нырнула вправо, вонзив Benetton Физикеллы в отбойник.

Несколько томительно долгих секунд было неясно, продолжат ли судьи гонку или вывесят красные флаги. Но на трассу, сверкая огнями, выехал пейс-кар, и судьба Шумахера, Физикеллы и Трулли - именно Jordan итальянца врезался в развернувшийся на 180° автомобиль Михаэля, сломав ему правую переднюю подвеску - была решена.

Надежд почти не осталось и у Ferrari, - ведь у машины Баррикелло оказалась поврежденной правая боковая стенка заднего диффузора. Так что бразилец, хотя и расправился сначала с везунчиком Хербертом, чей Jaguar прокрался мимо кучи-малы в первом повороте на шестое место, потом с Сало («Вот уж не думал, не гадал, что после первого круга буду идти третьим», -удивлялся финн), но догнать де ла Росу не мог.

«Машина была почти неуправляемой, - признался бразилец. - Хорошо хоть во время смены шин механикам удалось чуть подрегулировать переднее антикрыло. Машина получила большую прижимающую силу, и я поехал значительно быстрее. Но было поздно».

Действительно, Хаккинен и Култхард оторвались к этому времени так далеко, что инженеры McLaren решили чуть приумерить их пыл. «Со старта мы дали им полную свободу, - рассказывал Деннис. - Но как только поняли, что победа становится исключительно вопросом надежности, попросили пилотов сбросить темп».

И вновь, как в Канаде и Франции, не получилось сравнить английскую и итальянскую машины. Сумел бы Шумахер заставить лидеров побегать? Выдержали бы McLaren в этом случае жесткий прессинг? Ответа нет. Потому-то и победитель не очень тянет на главного героя этой гонки - его силу и мастерство просто не с чем сравнить. Ведь Култхард уже после нескольких кругов, по его же собственным словам, предпочел синицу в виде верных шести очков в руках гипотетическому журавлю и не стал ввязываться в схватку с товарищем по команде. Чем, как и год назад, заработал комплименты от руководства.

Однако нашлись желающие чуть подстегнуть пресноватую интригу австрийского спектакля. Через два часа поле финиша в пресс-центре «A1-ринга» раздался веселый гул голосов. Оказалось, что на электронном блоке управления McLaren финна отсутствует одна из пломб. Блок изъяли для исследования. Любопытно, что в пятницу подобная операция отняла несколько часов - тогда проверяли тот же узел в Sauber другого Мики. И все оказалось в порядке. Теперь же на проверку «маклареновского» блока специалисты из FIA потребовали неделю с лишним. И только 25 июля, выяснив, что с электроникой все в порядке, судьи решили: команда все же заслуживает наказания. С McLaren сняли 10 очков в чемпионате конструкторов, но победителем гонки остался Хаккинен.

Александр Мельник

После гонки

Согласно докладу технического делегата FIA на электронном блоке управления автомобиля №1 после гонки отсутствовала пломба. Тщательное обследование показало, что отсутствие пломбы не давало возможности команде произвести незаконные изменения программного обеспечения. Заслушав объяснения управляющего директора команды West McLaren Mercedes, судьи гонки постановили, что команда не смогла обеспечить соответствия автомобиля техническому регламенту. Поэтому на команду налагается штраф в размере 50 000 долларов США. Однако учитывая все обстоятельства, очки снимаются только с команды в зачете чемпионата конструкторов.

25 июля 2000 года
Брайан Брофи, Гэрманн Томжик, Уолтер Джобст. Судьи гонки



Категория: №25 (08.2000) | Добавил: LiRiK3t (24.06.2014)
Просмотров: 569 | Теги: №25(08.2000), Гран при
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t