Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №25 (08.2000)

Гран При Франции

Гран При Франции

 

Странное место

Но как понять, где правда, где причуда?

И сколько истин? Потерял им счет.

Франсуа Вийон

«Вообще говоря, это легкая трасса, - заметил после победы в квалификации Михаэль Шумахер. - И она не особенно мне нравится». Маньи-Кур, действительно, странное место. Добираться сюда неудобно. Жить в этой сельской глуши десяткам тысяч болельщиков негде. Пилотов, которым гонки на местном автодроме - как будто, почти идеальном с точки зрения безопасности - доставляли бы удовольствие, можно пересчитать по пальцам одной руки: новичок Дженсон Баттон, упрямец Эдди Ирвайн... «Для гонщика это кольцо большого интереса не представляет», - вежливо улыбнулся, едва приехав в Маньи-Кур, Жак Вильнев.

Здесь почти не проводят испытаний - местное сочетание медленных «шпилек», среднескоростных поворотов и быстрых «эсок» настолько уникально, что тесты в Маньи-Куре не помогут вам подготовить машину ни к одной из существующих трасс чемпионата мира. И наоборот: за неделю до старта Большого Приза Франции все участники собираются здесь и целых три дня усердно ищут нужные настройки. Но - внимание! - есть у этой трассы и еще одна особенность. На удивление гладкий и ровный (самый ровный в Ф-1), здешний асфальт обладает фантастической чувствительностью к изменениям температуры. Прогреваясь, он становится скользким, как масло. А намокая от дождя, неохотно сохнет. Вот почему любые решения, найденные за три дня испытаний и даже бережно накопленные командой в течение нескольких сезонов, могут в одночасье оказаться совершенно бесполезными. И даже вредными.

Бесполезный день

Пятница. Тренировка

«Да, вы правы, сегодня можно было бы сравнить нашу скорость с результатами тестов, - Ярно Трулли поднял брови горе, отхлебнув порядочный глоток сока из высокого стакана, - но мы об этом не беспокоимся. Поэтому так уверены, что найдем верную настройку завтра». Солнце прогрело асфальт до 36 ºС, как свидетельствовал термометр над боксами Ferrari. Прошел уже целый час тренировок, а в паддоке царила удивительная атмосфера какой-то расслабленности, чуть ли не лени.

Пилоты Jordan и Рубенс Баррикелло вообще не выезжали на трассу, большинство проехало по 4-8 кругов и отправилось восвояси. «Нет нужды много ездить», - обронил Хайнц-Харальд Френтцен. «Состояние трассы таково, что единственно верной тактикой сегодня остается экономия шин», - продолжил Баррикелло. «Мы спокойно доделывали сегодня то немногое, что не успели за три дня тестов, - подытожил обмен ленивыми комментариями неспешной этой тренировки показавший всего лишь 18-е время Вильнев. - И совершенно не беспокоились о местах, которые занимаем».

Почти все использовали один комплект шин. И только две команды старались вовсю. Пилоты Minardi, единственные из участников чемпионата пропустившие июньские тесты, исправно утюжили асфальт, в надежде наверстать отставание. Да гонщики Prost, для которых любая возможность выйти на трассу необходима как воздух, случая, разумеется, упускать не стали. Так что долгое время результаты Ника Хайдфельда и Жана Алези оставались лучшими.

Первым же в конце концов стал Дэвид Култхард. McLaren шотландца, едва выехав из боксов, так и не разогнался и, словно подбитая птица, медленно «спланировал» обратно - сломался бензонасос. Пришлось извлекать весь двигатель, и первый час Култхард оставался зрителем. А стоило ему выехать вновь, как в масляном баке обнаружилась небольшая трещинка. И опять механики бросились демонтировать мотор. В распоряжении невезучего шотландца оставалось всего 25 минут, но их вполне хватило.

Между прочим, Дэвид превысил свой прошлогодний результат на две с лишним секунды. Однако лидера чемпионата прыть ближайшего преследователя совершенно не обеспокоила. «Хорошие получились заезды, - удовлетворенно заметил Михаэль Шумахер. - Покрытие становится очень скользким, когда трасса нагревается, а покрышки изнашиваются. Но с этим ничего поделать нельзя».

Зато Алези, проведший на трассе времени поболее, чем Шумахер, задумчиво отметил: «Похоже, шины ведут себя совсем не так, как на испытаниях на прошлой неделе». И менеджер Ferrari Жан Тодт произнес фразу, которой суждено было стать пророческой: «Мы заметили, что характеристики покрышек здорово изменяются после буквально пары кругов. Это будет важным фактором в гонке». Михаэль своего шефа, похоже, слушал не слишком внимательно - он и сам все хорошо знал, без подсказчиков. Это пусть ребята из Benetton жалуются, что выбрать нужные шины будет делом архитрудным. Для гонщиков Ferrari, как и для пилотов Jordan, предстоящая гонка никаких особых секретов не таила.

Продолжаем экономить

Суббота. Тренировка

Действительно, что тут думать? Во Францию Bridgestone, как обычно, привез два типа резины - мягкую и сверхмягкую. Технический руководитель японских шинников Йосихико Ичикава настоятельно рекомендовал пилотам выбрать последнюю: «Экстра-софт обеспечивает большее сцепление колес с дорогой. А недостаточная поворачиваемость - обычная болезнь таких покрышек - в Маньи-Куре не так заметна, как на более неровных трассах. Правда, сверхмягкая резина и изнашиваться будет сильнее, особенно сзади. Машины начнут терять сцепление с асфальтом очень рано».

И утром в субботу сомневающихся, похоже, не осталось. «Ребята говорят, что на «экстре» труднее нащупать верный баланс машины, - заметил технический директор McLaren Эдриан Ньюи. - Но они предпочитают дополнительное сцепление колес с дорогой».

Помимо прочего такое решение означает, что крайне желательно оставить в неприкосновенности максимальное количество из девяти комплектов, полагающихся на гонку каждому. Три свежих, как минимум, необходимо на гонку, четыре - на квалификацию. Поэтому Шумахер-старший выехал утром на облегченной «квалификационной» версии F1-2000 с тонкими тормозными дисками, но... на старой, использованной уже резине. И несмотря на то, что с утра облака какое-то время закрывали солнце, помогая пилотам показать быстрые секунды - даже улучшить вчерашнее время не сумел.

А вот Трулли и Френтцен на последних минутах все же обули свежие шины. И внезапно обнаружили, что баланс их Jordan весьма далек от совершенства. «Постоянно изменяющееся состояние трассы означает, что борьба в квалификации будет сегодня очень напряженной», - озабоченно заметил Хайнц-Харальд.

Вообще же судить о силе пилотов и их машин по результатам этих двух часов было крайне сложно. Кто-то обувал свежие покрышки, когда асфальт разогревался на солнце, кто-то подгадывал под облака, а иные вообще предпочитали старую резину. «Столь резкий износ шин не позволяет точно анализировать результаты», - заметил чемпион мира. Хаккинен вновь уступил своему товарищу по команде. А шотландца, как и в пятницу, донимали проблемы с машиной. За 20 минут до конца заездов снова потек масляный бак, чтобы устранить неисправность, опять пришлось снимать двигатель, и тут выяснилось, что сломался бензонасос. За два часа, оставшиеся до квалификации, закончить работу в McLaren не успели. Так что Култхарду пришлось осваивать запасную машину. Настроенную под его товарища по команде...

Все дело в первой попытке

Суббота. Квалификация

Точно так же не повезло Педро Паоло Диницу - в его «боевом» Sauber закапризничала коробка передач, - Педро де ла Росе (на Arrows испанца появились проблемы с электросистемой) и Рикардо Зонте, чей основной Reynard, задымив, остановился на трассе. Бразильцу пришлось брать запасной автомобиль, который не был оснащен новым аэродинамическим набором. Но главное, пока все четверо неудачников квалификации осваивались с новыми машинами, солнце окончательно раскалило асфальт.

«Секрет моей победы прост, - экс-чемпион мира принимал поздравления с 27-й поул-позишн в Ф-1 со скромным достоинством. - Я постарался выжать максимум из первой попытки. А другим казалось, что они смогут улучшить свое время потом». «Согласитесь, Михаэль - это нечто особенное!» - сиял технический директор Ferrari Росс Браун. И все же жара и чудной асфальт Маньи-Кура оставили внимательным зрителям множество вопросов.

Что было бы, если бы Култхарду не пришлось две из четырех попыток провести на запасной машине, если бы в третьей ему не помешал неосторожно выезжавший из боксов Ральф Шумахер, если бы сам он в четвертой не поскользнулся в одном из поворотов? Удалось бы Михаэлю удержаться на вершине, если Баррикелло вдруг не пришло бы в голову кардинально менять настройку после первой попытки? («Машина была отбалансирована просто здорово, но мне захотелось сделать ее еще лучше. А зря», - признался бразилец.) И наконец, почему столь апатичным во Франции выглядел Хаккинен?

Тревожные симптомы в поведении чемпиона мира на трассе проглядывались еще в Монако и, особенно, в Канаде. Мика как будто смирился с тем, что чемпионскую корону в сезоне-2000 будут оспаривать другие актеры и, не сопротивляясь, ушел в тень. Впрочем, Монреаль, по словам Ирвайна - «...странное место. Здесь год на год не приходится. То вы показываете фантастический результат, то, как Хаккинен в нынешнем июне, никак не можете нащупать верный темп».

Маньи-Кур на этот раз, по-видимому, оказался еще более странным местом. Во всяком случае, Мика, после того как уступил Баррикелло три тысячных секунды, невесело пошутил: «Все лучше, чем 14-е место год назад. Впрочем, если серьезно, мне придется крепко подумать вместе с моими инженерами, чтобы понять, в чем дело - мне совсем не нравится, как ведет себя машина». Не одного чемпиона беспокоило поведение автомобиля. «Гонка будет интересной, - кисло улыбнулся в третий раз подряд занявший на старте 11-е место Джонни Херберт. - Но я вовсе не жду ее с нетерпением. Машины начнет заносить после пары кругов. В квалификации они плясали на асфальте уже в конце первого круга!»

Еще одна любопытная странность обнаружилась в Маньи-Куре. Всего 2,5 секунды проиграли победителю пилоты Minardi. И хотя заняли последний ряд на старте, очень гордились своим временем. «Сегодня заезды удались мне, как, пожалуй, никогда в Ф-1, - заявил Марк Жене. - А ведь мы не участвовали в тестах, к тому же у других команд, в отличие от нашей, есть специальные «квалификационные» двигатели». Но это еще не все - занявшего 19-е место Зонту от пятого, Шумахера-младшего, отделило менее полутора секунд! Между тем, как мы помним, Рикардо стартовал на запасной машине, а Ральф сам был удивлен своим высоким результатом: «Честно говоря, сюрприз! Я ожидал места в 4-5-м ряду».

Казалось бы, все это свидетельствует о напряженности борьбы, о выравнивании сил. Однако чисто субъективно создавалось впечатление, что Ferrari и McLaren справятся со всеми остальными своими соперниками одной левой. Лишь подчеркивали это ощущение трудности пилотов Sauber. Накануне старта они получили модернизированный двигатель - а ведь это, напомним, прошлогодний агрегат Ferrari, и без того очень мощный и надежный. Но Мика Сало два дня боролся со своей машиной: мотор никак не желал работать плавно, мощность, по словам финна, «как лампочка включалась». Похоже было, что поспорить с лидерами всем остальным может помочь только дождь.

Может, все же грянет буря?

Воскресенье. Разминка

Ливень начался, едва финишировала субботняя гонка Ф-3000, и к утру еще моросило. Однако, чтобы побить Ferrari и McLaren, нужно еще удержаться на мокрой трассе. Сделать это даже на дождевой резине удалось далеко не всем - Ральф Шумахер, Ирвайн и Хайдфельд вынуждены были прогуляться на травку, а у Jordan Френтцена в результате такой экскурсии даже сломалась полуось.

Солнце быстро сушило асфальт, и результаты скоро поползли вверх. И опять осталось не совсем ясным, лучшие секунды Хаккинена и Култхарда - результат хорошей настройки машин, как уверяли сами пилоты McLaren, или всего лишь стечение благоприятных обстоятельств. Ведь, к примеру, в Williams 16-м и 19-м местами остались вполне довольны. «Мы в хорошей форме, - улыбался Ральф. - Нужно лишь быть готовым к внезапной смене погоды. Прогноз обещает дождик во время гонки». Кстати, старший брат Ральфа, в отличие от своих главных соперников, в ходе разминки продолжал регулировать свою машину. Может быть, решил последовать примеру младшего, страхуясь на случай сырой погоды? Пока же светило яркое солнышко, становилось все жарче... И вспоминались слова Михаэля, сказанные им накануне, сразу после победы в квалификации: «Часто бывает (не скажу, что именно так случилось на этот раз, но бывает!), что хорошо подготовившись к гонке на тестах, обнаруживаешь вдруг, что условия изменились. А различные факторы - выбор шин, к примеру, становятся столь жизненно важны, что вы обязаны изменить все ваши представления о настройке, наработанные на испытаниях. И здесь очень важно сохранять гибкость, ни в коем случае не зацикливаясь на принятом решении, пусть даже оно кажется единственно верным». Лидер чемпионата выглядел тогда чуть менее уверенным, чем в пятницу или даже в субботу утром.

Проруха на старуху

Воскресенье Гонка

«Маиьи-Кур - далеко не самая волнующая трасса из тех, что я видел, - к числу критиков французского кольца накануне гонки присоединился и Френтцен. - Но есть здесь один по-настоящему серьезный поворот. Левый-правый после старта - довольно быстрый и длинный, он требует от водителя всего его мастерства и тонкого чувства машины».

Первый поворот 50-го Гран При Франции, казалось, окончательно похоронил McLaren, разгромленный пилотами Ferrari в Монреале. Не слишком удачно стартовав, Шумахер резко принял влево, перекрыв Култхарду путь, и Дэвиду пришлось чуть приотпустить педаль газа. А в это время справа в освобожденный немцем коридор мимо шотландца рванулся второй Ferrari - Баррикелло. Хаккинен же, чей McLaren стоял на 24 метра дальше «поул-позишн», просто не успел вмешаться в борьбу: «В этом повороте умещается только два автомобиля. А когда я туда подъехал, две машины уже занимали траекторию. И я не захотел соваться...» Совсем другой Мика, не правда ли? Во Франции, как и в Канаде, от былого Хаккинена, похоже, осталась лишь бледная тень. Впрочем, может быть, в поведении двукратного чемпиона мира был тонкий тактический расчет?

Зато Култхард вновь показал себя во всей красе. «Одно дело - знать, что у тебя самый быстрый автомобиль, - сказал он после финиша, - и совсем другое - найти способ обогнать соперника». Ключик к обороне Рубенса шотландец отыскал на 22-м круге, непрестанно атакуя. Поначалу он столкнулся с некоторой недостаточной поворачиваемостыо, так что Баррикелло был быстрее, но как только машина перестала капризничать, Дэвид почувствовал себя уверенней и сумел воспользоваться своими преимуществами - очень поздним торможением и задним антикрылом небольшой площади. «Я был быстрее в конце прямых, что давало возможность раньше соперников заходить внутрь поворотов, - продолжал шотландец. - И с этого момента знал, что шанс для обгона у меня есть. Нужно было только точно рассчитать риск».

В конце концов, измотанный постоянными атаками, бразилец чуть ошибся, шире, чем нужно, зайдя в третий поворот, и в «шпильке» «Аделаида» Дэвид наказал Рубенса. И бросился догонять Шумахера, который, как ни странно, оторвался к тому времени всего-то на 7,2 с. А ведь можно было предположить, что прикрываемый «ведомым», экс-чемпион быстро обеспечит себе неооходимые для быстрого пит-стопа полминуты отрыва. Не тут-то было!

Больше того, после остановки в боксах разрыв между Ferrari лидера и преследовавшим его McLaren стал сокращаться еще стремительнее. «Мы кое-что подрегулировали, и машина полетела как на крыльях», - признался Култхард. Михаэль же проходил свои первые (лучшие, напомним, - ведь шины, как мы знаем, начинали очень быстро «плыть» по ходу гонки) круги на секунду хуже, чем в начале гонки. «Мои покрышки, похоже, снашивались гораздо быстрее, чем у других, - рассказывал вскоре о своих невзгодах Михаэль. - Хуже всего пришлось после первой остановки. Сначала я хоть как-то контролировал ситуацию, но потом шины просто отказались служить, и я был вынужден ехать сверхосторожно - ведь до следующей смены оставалась еще куча времени. Тут-то Култхард меня и обогнал».

Правда, Дэвиду понадобилось на это две попытки. В первой, зайдя в «Аделаиду» по внешней траектории, он не сумел опередить лидера. И недвусмысленным жестом показал Михаэлю, что думает о «глухой защите» немца. Однако трудно понять, на что рассчитывал гонщик в такой ситуации - что экс-чемпион остановится и расшаркается перед соперником: проходите, мол, будьте так любезны! Подобной бесхребетности за Шумахером никогда не замечалось, обогнать же его «понаруже» в «шпильке» можно разве лишь в том случае, если Михаэль едет на велосипеде. К чести Култхарда, он после финиша извинился перед соперником и зрителями за «неспортивный», как выразился Дэвид, жест: «Вы же понимаете, мои чувства в этот момент были на пределе! Мне необходима была победа, вот почему я попытался атаковать по внешней». И хотя шотландец все же поворчал по поводу жесткого маневра Шумахера на старте, да и в злополучной «шпильке», считал, соперник был не совсем прав, признался: «Оба, и Рубенс, и Михаэль, играли честно. Жестко, но честно. И это были хорошие гонки».

Совсем не такой красивой и драматичной получилась борьба между двумя чемпионами. Догнав Михаэля (Баррикелло Мика довольно легко обошел во время дозаправок - заехав в боксы на два круга раньше бразильца и затратив на это на 0,7 с больше, он превратил секундное отставание в две секунды отрыва), Хаккинен отнюдь не горел желанием расправиться с Ferrari. По крайней мере, так казалось со стороны. Сам же финн потом поведал: «Я внимательно следил за его траекторией и ждал, пока он ошибется. А потом скоро мы должны были начать обгонять круговых - глядишь, случай бы и представился. Но рано или поздно я его обошел бы». Ну-ну! Ждать ошибки Михаэля Шумахера - не самое благодарное занятие на свете. К тому же, пока Мика «внимательно следил» за первым Ferrari, к нему подъехал второй. И еще вопрос, кто занял бы вторую ступеньку пьедестала в Маньи-Куре, если бы не очередная досадная случайность в боксах Scuderia - заело крепление переднего правого колеса, и Баррикелло потерял на пит-стопе лишние 10 секунд.

Ошибки же Шумахера Хаккинен так и не дождался - кому-то из чемпионов помог сохранить лицо двигатель Ferrari, отказавший впервые в сезоне. «Автогонки, ничего не поделаешь», - разочарованно протянул, снимая шлем, Михаэль.

Экс-чемпион, как всегда, мужественно держал удар. Ведь на этот раз он в первую очередь сам ошибся, неверно настроив автомобиль, который стал буквально сжирать покрышки. В последний раз Шумахер допускал столь крупный просчет, пожалуй, в Венгрии, три года назад.

Не ошибается же лишь тот, кто ничего не делает, гонка в Маньи-Куре доказала это со всей очевидностью. Провалились пилоты Jordan, хотя еще накануне Майк Гаскойн предвкушал успех своей команды. А ведь на этот раз обе машины добрались до финиша, и оба пилота показали отличную езду, сражаясь за каждый метр трассы с превосходящими силами Williams.

Ошибся и сам лидер Williams, пропустив на старте в числе прочих Вильнева. А уж канадец не хуже Шумахера-старшего может перекрыть атакующему все возможности для атаки. Ошиблись даже в BAR, не ожидая от своих машин такой прыти. «Сказать по правде, французский автодром отнюдь не то место, где мы можем рассчитывать на что-то серьезное», - без тени улыбки говорил накануне старта главный инженер команды Стив Фаррелл.

Воистину странное место, эта деревенька в центральной Франции, в трех часах езды от Парижа. Никому-то оно не нравится. Кроме болельщиков.

Александр Мельник

После гонки

Я должен извиниться за свой жест. Эмоции захлестнули. Я чувствовал, что могу чисто пройти Михаэля по внешнему радиусу поворота. Вместе с тем мне показалось, что он выжимает меня, заходя в поворот слишком широко. Теперь вы можете говорить, что он имел на это право, поскольку занимал более выгодную позицию. Но тогда я очень разозлился, увидев, что он намеренно ушел с оптимальной траектории. Именно поэтому я и показал этот неспортивный жест. В конце концов мне удалось пройти его по внутреннему радиусу. Я ожидал, что он захлопнет «калитку», но он понял, что я продвинулся достаточно далеко. Был легкий контакт на выходе из поворота. При моей первой попытке обгона мы не столкнулись только потому, что я уступил.

Дэвид Култхард


 
Категория: №25 (08.2000) | Добавил: LiRiK3t (24.06.2014)
Просмотров: 665 | Теги: №25(08.2000), Гран при
вход выход Created by SeldonSF