Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №26 (09.2000)

Мягкий подход

Мягкий подход

 

Петер Заубер - человек для Формулы-1 относительно новый. Швейцарская команда вышла на сцену Гран При всего семь лет назад и до сих пор держится здесь несколько особняком. Sauber никогда не называли аутсайдером, ибо подход к автогонкам его хозяина с самого начала был серьезным и весьма профессиональным, в отличие от бесшабашной легкомысленности многих случайных людей, устремившихся в Ф-1 на рубеже 80-90-х годов. Но и в лидерах она никогда не ходила. Не исключено, именно потому, что сам герр Заубер слишком уж отличается от своих коллег менеджеров.

Он не очень хорошо говорит по-английски, поэтому только люди, знающие немецкий, могут по достоинству оценить его чувство юмора и мягкую, без напора и аффектации, манеру говорить. Заубер скромен и чуть сентиментален - какой контраст с плейбоем Бриаторе, живчиком Тодтом, расчетливым прагматиком Деннисом, чуть холодноватым фанатиком автогонок Уильямсом, Простом, за плечами которого слава четырехкратного чемпиона мира! Порой даже можно услышать, что Петер «слишком хороший человек, чтобы рассчитывать на успех в Формуле-1».

И своей «конюшней» швейцарец управляет мягко, внимательно и осторожно, семь раз отмеряя, прежде чем отрезать. Не мудрено, что автомобильные журналы не часто сравнивают ее с точным, как швейцарские часы, механизмом. Предпочитая называть «семейным делом». Вот почему серьезные изменения, что произошли минувшей зимой и весной в штаб-квартире команды в Хинвиле, вполне можно назвать бархатной революцией.

В конце 1999 года у Заубера появился партнер - некто Фриц Кайзер, купивший часть акций. И уже с 1 января на должность исполнительного директора холдинга Red Bull Sauber (держателями акций компании являются производитель прохладительных напитков Red Bull и сам Петер Заубер), зарегистрированного в столице соседнего Лихтенштейна Вадуце, назначили 44-летнего Хайнца Халлера. Введя опытного немецкого менеджера в совет директоров, партнеры поручили ему самое, пожалуй, ответственное направление - поиск финансовых средств.

Заубер остался председателем совета директоров компании и начальником гоночной команды. Но он осуществляет лишь общий, «стратегический», как сам он выражается, контроль. Непосредственной же работой «конюшни» руководят исполнительный директор Йост Капито и менеджер Бэт Цендер. Складывается такое впечатление, что Заубер, возможно, сознавая, что его манера управления не слишком соответствует стилю нынешней Формулы-1, набрал себе в заместители «злых следователей» с большим опытом управления в современном бизнесе.

Однако самые серьезные изменения произошли в техническом департаменте команды. Сначала в Хинвиле появился Серхио Ринланд. В свои 48 лет аргентинский инженер успел поработать в Williams, Brabham, Dallara. «В должности главного конструктора он будет реализовывать идеи нашего технического директора», - объяснил Заубер. С одной стороны решение логичное, вполне в духе современных веяний - ведь во всех сильных командах Формулы-1 сложились в последние годы такие тандемы из «ученого» технического директора, в голове которого рождается общая концепция будущего автомобиля, и «технаря» главного конструктора, чьей обязанностью становится воплотить идеи шефа в металле и пластике.

Однако вот незадача: хотя Ринланд работает в Формуле-1 аж с 1983 года, на счету аргентинца ни одной по-настоящему яркой или успешной конструкции. Кто теперь помнит не набравшую ни одного очка Dallara F188 или беспомощные Brabham конца 80-х - начала 90-х?

Но это еще не все. После непростительной небрежности в Австралии, когда команда «забыла», что машина Мики Сало оснащена передним антикрылом прошлогоднего образца, и конфуза в Бразилии, где оба гонщика Sauber потерпели серьезные аварии из-за одинаковой поломки задних антикрыльев, Лео Ресс уступил свою должность «ученого» технического директора Вилли Рампфу. 46-летний немецкий инженер долго работал в техническом департаменте BMW, затем ушел оттуда в Sauber, до конца сезона-97 опекая Хайнца-Харальда Френтцена в качестве гоночного инженера, вновь отправился в Мюнхен. И наконец 1 декабря прошлого года окончательно оставил BMW, чтобы вскоре возглавить технический штаб в Хинвиле.

Как видим, у герра Рампфа практически нет опыта конструкторской работы в Формуле-1. Зато в команде высоко ценят его организаторские способности. Возможно, Заубер решил создать некую трехступенчатую структуру - Ресс выдает идеи, Ринланд чертит, Рампф руководит постройкой. Красиво, конечно. Но не слишком ли сложно?

Не забудем, ведь в Хинвиле работает еще один инженер, Осаму Гото, руководитель отдела по доводке двигателей. Японский конструктор, возглавлявший проект Honda в Формуле-1, после ухода компании со сцены Больших Призов перешел в Ferrari, а вместе с итальянским двигателем перебрался в Швейцарию. Вообще же у Заубера с мотором из Маранелло были связаны далеко идущие планы. Сделка планировалась не столько банальной ежегодной покупкой относительно устаревших моторов, сколько созданием полноценного моторостроительного отделения во главе с Гото. Весной 1996 года было основано совместное предприятие Sauber Petronas Engineering AG. Увы, все карты спутал экономический кризис, больно ударивший не только по нам с вами в августе 1998-го, но и по экономике всех дальневосточных стран. Пострадала и Малайзия, и государственный нефтяной гигант Petronas, поначалу планировавший выпустить на рынок при помощи Заубера и его инженеров 2-литровый 4-цилиндровый двигатель для легковых автомобилей. Мотор мощностью в 200 л.с. появился уже через два года, увидев свет как раз в 98-м. Но всю программу пришлось отложить на неопределенное время.

И все же Заубер и его швейцарский интернационал - в компании работают люди из 15 стран, есть в гоночной команде даже один инженер из Малайзии - и не думают опускать руки. «Если сравнить бюджеты команд Формулы-1, то наша работает едва ли не эффективнее всех», - скромно улыбается герр Петер. На заводе площадью 8000 кв. м работают свыше 200 человек, еще полсотни трудятся на соседних фирмах, поставляющих Sauber углепластиковые кузовные панели и прочие комплектующие. Здесь установлены два автоклава, где «выпекают» монокок и другие наиболее ответственные и габаритные детали. Прошлым летом в отдельном здании появился 7-позиционный испытательный стенд стоимостью в несколько миллионов долларов, который позволяет «по проводам» настраивать подвеску под любую трассу Формулы-1 непосредственно к старту Гран При, пользуясь данными, полученными в ходе тренировок и квалификации.

А зимой начала работу группа компьютерного проектирования (CDF - компьютерной гидродинамики) - теперь, впервые в истории команды, новый автомобиль целиком будет создаваться в «электронных мозгах» при помощи новейшего программного обеспечения. И уже совсем скоро войдет в строй собственная аэродинамическая труба, и тогда английский специалист Симас Малларки и его люди получат возможность в течение всего года оттачивать форму кузова Sauber, не обращаясь за помощью к фирме SF, как это приходилось делать до сих пор.

Наконец последнее, но отнюдь не наименее важное изменение в швейцарской команде касается рекламы. Ведь в современном бизнесе «казаться» значит порой никак не меньше, нежели «быть». Зимой в Хинвиле появился новый кабинет, хозяин которого, 38-летний Марко Фезер, возглавил отдел маркетинга. Подчиняющийся, однако, не Зауберу, а его новому партнеру, владельцу Fritz Kaiser Group из Лихтенштейна. Господа Кайзер и Фезер займутся не только поисками и обработкой потенциальных спонсоров и поставщиков, но и созданием имиджа команды, расширением сети продажи сувениров. Конечно, небольшой швейцарской «конюшне», которая за тридцать лет в автогонках может похвастать двумя личными и двумя командными титулами в чемпионате мира спортпрототипов, победой в «24 часах Ле-Мана» и еще в 21 этапе мирового первенства, трудно тягаться с поистине всемирной славой Ferrari. Однако на презентации новой машины в начале февраля 2000 года на трибунах крытого стадиона в Цюрихе собралось 7 тысяч поклонников «конюшни». «Петер Заубер, - сказал тогда один из них, - дал нам что-то, чем мы в Швейцарии можем гордиться».

И Петер Заубер полон решимости преумножить гордость поклонников своей команды. Причем принципы, которыми он руководствуется, наверняка вызовут сочувствие не только в Швейцарии, вне зависимости от того, приведут ли они к скорому успеху или нет: «Я буду говорить снова и снова, что автогонки, а особенно Формула-1, это фантастическая смесь таланта лучших в мире пилотов и командного духа. Вам не добиться успеха без того и другого. Лично я в Ф-1 отдаю предпочтение спорту. Хотя и не осуждаю тех, для кого это прежде всего коммерция. Это вполне разумное предпочтение».

Александр Мельник

Категория: №26 (09.2000) | Добавил: LiRiK3t (02.07.2013)
Просмотров: 889 | Теги: команда, №26(09.2000)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t