Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №27 (10.2000)

Гран При Бельгии

Гран При Бельгии

 

Красная вода

Доставшаяся современному автоспорту от легендарных времен довоенных Гран При трасса в Спа - одно из немногих мест в сегодняшней Ф-1, где гонщик важнее автомобиля, и, если в его жилах течет кровь, а не вода, способен преодолеть недостатки техники, имеющейся в его распоряжении. Или подчеркнуть достоинства.

Жаркий день

Пятница. Тренировка

Который год организаторы Гран При думают, что им делать с пятницей. То ли упразднить тренировки, то ли превратить их в квалификацию. А пока - зрители скучают, гонщики, две недели «пахавшие» на тестах, прохлаждаются.

В тренировке доминировал Култхард. Вернее, результат, который шотландец показал незадолго до перерыва. Михаэль Шумахер тут же заявил, что преимущество Дэвида ни о чем не говорит: «Он не проехал больше ни одного круга со временем, хоть сколько-нибудь близким к своему лучшему». На что Дэвид ответил, что, во-первых, гонщики McLaren (как и Ferrari) первые 40 минут провели в боксах, ожидая, когда расчистится трасса. А во-вторых, после перерыва у него случился «медленный» прокол, но он, тем не менее, продолжал ездить с пробитой шиной из-за «дисциплинированного подхода к делу», как назвал это Рон Деннис. И вообще, зачем лидеру Ferrari обращать внимание на результат, который ни о чем не говорит? Не потому ли, что сам он не сумел подняться выше 5-го места, хотя, справедливости ради отметим, всю тренировку использовал только один комплект шии. И почему расстроился Рубенс Баррикелло, одевший-таки свежую резину, но показавший лишь 9-е время? Ведь этот результат, ясное дело, не имеет никакого значения. Тем не менее бразилец вздыхал: «Завтра нам придется начинать с нуля».

Под конец заездов неожиданно отличился Херберт, на новых шинах и с пустыми баками показавший 3-е время после «великолепного согласно любым стандартам круга», по выражению Джеки Стюарта. Но уж на этот результат точно никто не обратил внимания. «Сегодня мы стали свидетелями одного из самых жарких дней в Спа», - заявил Френтцен, чей Jordan половину тренировки простоял у обочины из-за утечки масла в дифференциале. Речь, понятно, не о событиях на трассе.

Знание - сила

Суббота. Тренировка

Синоптики в Бельгии традиционно грозят гонщикам дождем, но пока «водные процедуры» обходили арденнскую трассу стороной. За исключением небольших проблем с двигателем на McLaren Култхарда в начале тренировки и поломки Jordan Френтцена в ее середине, заезды прошли в обстановке безмятежной, как небо над Спа в этот день. Жан Алези, например, настолько был доволен своим Prost, что решил вообще не выезжать на трассу после перерыва. Все гонщики отмечали сильное ухудшение характеристик шин после первого же быстрого круга. Износ резины в Спа таков, что организаторы «Суперкубка Porsche Pirelli», гонки поддержки, которая ездила за Ф-1 даже в Австралию, отказались от выступлений в Бельгии. «Свежая резина даст преимущество секунды в две, - утверждал Мика Сало. - Поэтому, одев новый комплект, сразу можно улучшить свою позицию мест на десять». Именно этим многие и объяснили взлет на 2-е место на последних минутах заездов Дженсона Баттона, а также отсутствие в первой шестерке обоих гонщиков Ferrari. Как показали дальнейшие события, ни то, ни другое случайным не было. «Это результат, который я могу показать на знакомой трассе», - заявил Дженсон, выступавший здесь в гонках Ф-3. Знания в Спа действительно могут оказаться важнее лошадиных сил...

Тренировку же «выиграл» Мика Хаккинен. И, что характерно, новых шин ему для этого не понадобилось. Время, которое он установил сразу после перерыва, так и осталось лучшим.

Удивительное - рядом

Суббота. Квалификация

«Это очень красивая трасса, - Жак Вильнев мечтательно улыбается. - А что такое «Красная вода» - просто невозможно объяснить человеку, который не попробовал этот поворот сам. В этом году я еще не проходил его «в пол», но намерен сделать это сегодня». «Спа - место, где ты особенно остро ощущаешь связь между головой и задницей, - со свойственной ему прямотой высказал свое мнение о бельгийской трассе Дэвид Култхард. Именно верный баланс между двумя перечисленными бравым шотландцем частями тела, равно как и правильная настройка шасси, решили исход квалификации.

Гонщики не слишком спешили выяснить, для кого сияет в этот день солнце в Спа. Первым лишь через 10 минут после открытия трассы из боксов выехал Гастон Маццакане. Что не удивительно, поскольку аутсайдеры традиционно открывают все заезды. Удивительно, что вторым выехал Хаккинен. «Мы сделали радикальные изменения в настройке автомобиля, поэтому я и выехал раньше, чтобы проверить их», - объяснял Мика.

Естественно, финн взял промежуточный «поул», к которому долго никто не мог подобраться. Несмотря даже на то, что первый сектор с его знаменитой «Красной водой» хуже Мики проходил разве что Маццакане. Но вот второй и третий... Промежуточный «поул» Мики в третьей попытке превратился в окончательный, причем с преимуществом, которое сам Хаккинен на пресс-конференции, помолчав и подумав, назвал «массивным» - 0,773 с. И при всем старании Михаэль Шумахер с этим поделать ничего не смог. Чему впрочем, тоже особо никто не удивился. Финн во второй половине чемпионата, что называется, попер. Удивило другое: Михаэль с превеликим трудом, в последней попытке, под желтыми флагами, вывешенными после того, как Жан Алези заглушил свой Prost в «Автобусной остановке», вскарабкался на... 4-ю строку. Впереди немца оказался Ярно Трулли и, что еще более удивительно, - Дженсон Баттон. И лидеру Ferrari еще повезло, что второй гонщик Jordan - Френтцен - и второй пилот McLaren - Култхард - фактически взаимоустранили друг друга.

Сначала Френтцен блокировал Култхарда на входе в «Автобусную остановку»: «Это моя ошибка, - признается Хайнц-Харальд. - Я заметил его слишком поздно». А затем Култхард принялся вредить Френтцену, испортив ему две попытки. Причем в первый раз Jordan даже вылетел с трассы и повредил переднее антикрыло, а вслед за этим Дэвид, практически остановившись на траектории, вынудил Френтцена срезать все ту же «Остановку». По решению судей немец был лишен своего лучшего результата. А установил Хайнц-Харальд не больше, не меньше - 2-е время!

Анализ прохождения кругов по секторам показал, что решающим стал вовсе не 1-й участок со знаменитой «Красной водой» (все лидеры проходили его одинаково смело), а второй, где Хаккинен добился наибольшего преимущества, и третий, где Шумахер просто провалился (7-й результат), правда, большей частью из-за проблем с обгонами аутсайдеров. С другой стороны, те 2 сотые, которые отделили Дженсона Баттона от 2-го места, англичанин потерял именно на первом участке.

«Я даже не пытался пройти «Красную воду», не снимая ноги с педали «газа», - Дженсон Баттон был «немного в шоке» от своего 3-го места. - И вряд ли буду пытаться... Может быть, в следующем году». «Это было удивительно - пройти «Воду» с педалью «газа» в пол», - Ярно Трулли наслаждался своим 2-м местом. Да, удивительное в Спа - всегда рядом, и испытать это чувство никому здесь не запрещено.

Туман рассеивается

Воскресенье. Разминка

Синоптики накликали-таки непогоду. Дождь пошел в 5 утра. Он то усиливался, то совсем стихал. С рассветом на землю упал туман. К концу заездов небеса стали понемногу проясняться, но трасса оставалась мокрой и скользкой. Команды спешили опробовать настройки на дождевую гонку. Для McLaren спешка обернулась курьезом. Дэвид Култхард вылетел с трассы в начале разминки из-за того, что покинул боксы с чехлами на переднем антикрыле. «Аэродинамический баланс очень странный», - успел сообщить шотландец. «Кое-кому пришлось краснеть в нашем гараже», - прокомментировал ситуацию Деннис. Однако лучшее время тренировки все же осталось за McLaren. К концу заездов трасса начала подсыхать, а результаты - улучшаться с каждой попыткой, после того как гонщики надели промежуточные шины вместо дождевых. Наилучшим образом в этих условиях проявил себя Мика Хаккинен. А Михаэль Шумахер, несмотря на то, что пересек контрольную линию позже Мики, показал лишь второй результат. Очередной тревожный сигнал для Ferrari. Туман рассеивался, а тучи над итальянской командой продолжали сгущаться.

А вот перед Williams открывались светлые перспективы. Дженсон Баттон снова был 3-м, продемонстрировав, что на мокрой трассе с полными баками чувствует себя не менее уверенно, чем на сухой с пустыми.

Что касается вылетов, без них на влажной трассе, конечно, не обошлось. Наиболее же серьезный инцидент произошел в Stavelot с Физикеллой. Benetton итальянца наехал задним колесом на белую линию, колесо потеряло сцепление, автомобиль занесло и с такой силой ударило о стену из покрышек, что он взлетел и перевернулся. Заезды были прерваны на 20 минут. Не столько времени заняла уборка обломков, сколько восстановление отбойников.

Торжество морали

Воскресенье. Гонка

Вряд ли кто-то станет спорить, что одним из самых волнующих моментов гонки Ф-1 является старт. Увы, в Бельгии мы были лишены этого зрелища. Гонщики отправились на дистанцию вслед за автомобилем безопасности. Откровенно говоря, особой необходимости в этом не было. Утренний дождь давно закончился. Но воспоминания о завале на старте Гран При Бельгии, случившемся два года назад, еще настолько ярки, что руководство гонки решило не рисковать. Ни у кого не было желания сделать воду в Спа красной в буквальном смысле этого слова.

Хаккинен сохранил лидерство в первом повороте и стал быстро увеличивать отрыв, в то время как Jordan Трулли, ушедший на трассу вторым, явно тормозил Баттона, Шумахера-старшего, Култхарда и Шумахера-младшего. Наибольшую активность в этом «паровозе» развил Баттон, но плодами его усилий воспользовались другие.

Дженсон попытался обойти Трулли в «Автобусной остановке». Не вышло. Зато вышло у Михаэля Шумахера, который тут же обогнал притормозивший Williams Баттона. После чего Михаэль немедленно атаковал в «Источнике» Трулли и сразу прошел его. Гонщик Jordan резко ушел внутрь поворота, пытаясь перекрестить траекторию с обогнавшим его Шумахером, и тут в него въехал Williams Баттона, решившего, что у него хватит пространства для обгона. За круг до столкновения в этой же «шпильке» Баттон уже пытался пройти Трулли так же, как это сделал Шумахер, но Williams англичанина вынесло на внешний радиус, и Ярно, нырнув внутрь, сохранил 2-е место. «То же самое было бы и с Шумахером, если бы Баттон не врезался в меня, - уверял Трулли. - Я думаю, Дженсон погорячился».

Как бы то ни было, Williams и Jordan столкнулись. От удара желтую машину развернуло, и двигатель Jordan заглох. «Передайте Ярно, что я сожалею», - сокрушался Дженсон, который также поплатился за свою горячность. Он сумел вернуться в гонку, но его обошли Култхард и Ральф Шумахер.

Между тем траектория, которую дружно утюжили 22 автомобиля, стремительно подсыхала. Что к чему, первыми сообразили в Prost. Команда зазывает в боксы Жана Алези, и он тут же устанавливает на «сухих» шинах быстрейший круг в гонке. И на следующем круге «переобуваться» рванули все. Причем в Ferrari, BAR, Jaguar и Benetton ухитрились обслужить обоих гонщиков на одном круге. Правда, для последней команды это обернулось катастрофой. Пит-стоп Физикеллы не заладился, из-за чего ожидавший своей очереди Вурц потерял уйму времени и вернулся на трассу последним. А в McLaren сделали ставку на надежность. И тоже просчитались. Мало того, что Хаккинена от греха подальше продержали лишний круг на «дождевых» шинах, что съело значительную часть его отрыва, так еще и своего второго гонщика, Култхарда, зазвали в боксы только на следующем круге. В результате Дэвид с 5-го места опустился на 9-е. В то время как Жан Алези с 15-го поднялся на 4-е!

Но был среди гонщиков один еще более дерзкий, чем Жан Алези. Педро Паоло Диниц вывел свой Arrows на старт в псевдосликах. Подобная «предусмотрительность» едва не вышла бразильцу боком. Он чуть не вылетел уже на прогревочном круге. А после старта сразу же опустился на последнее место. Однако после того как все побывали в боксах, поднялся на 10-ю позицию. Даже эпизод на прогревочном круге сыграл на руку Диницу: обогнавший его другой Педро - де ла Роса - был наказан 10-секундным штрафом за обгон тезки до пересечения стартовой линии. На гонке, кстати, Педро из Бразилии вышел на запасном автомобиле, в который едва успел пересесть после того, как его основной Sauber «закапризничал». Возможно, Диницу просто не успели сменить шины.

Но вот суматоха со сменой шин закончилась, и в борьбе лидеров гонки наступил драматический поворот. «Бордюрные камни здесь, в Спа, очень, очень непростые и скользкие», - комментировал Хаккинен случившееся. Повторилась та же история, что и в Монце в прошлом году: одно из задних колес McLaren попало на поребрик, потеряло сцепление, Хаккинен нажал на «газ», и автомобиль развернуло.

Все выглядело так, что он упустил победу. Пока финн боролся со своей машиной, мимо него пронесся автомобиль Шумахера, и 5-секундное преимущество McLaren мгновенно превратилось в 5-секундное же отставание. После этого Михаэль на подсыхающей трассе 11 раз поднимает планку лучшего круга и увеличивает отрыв до 10 с. Так продолжалось до серии дозаправок. Механики внесли коррективы в настройку автомобиля Хаккинена, и ситуация изменилась. McLaren полетел...

Шумахер тот же темп поддерживать не смог. Всякий раз, взлетая после «Красной воды» на холм, Михаэль уводил свой автомобиль с траектории на мокрую часть трассы. «Я просто охлаждал шины, - рассказывал он, - что помогало увеличивать отрыв в первой половине гонки. Но потом этого стало недостаточно». По мнению технического директора Bridgestone Ичикавы, Ferrari быстрее, чем McLaren, изнашивали шины, и Михаэль чувствовал это. Но сделать ничего не мог.

Хаккинен догнал Шумахера и, обладая значительным преимуществом в скорости на прямых, начал атаковать Ferrari. Благо, Спа - не Хунгароринг, и обгоны здесь возможны даже и не при таком явном преимуществе в скорости, которым обладал McLaren финна. Тем не менее, первая попытка не удалась Мике. Михаэль пресек его атаку решительным, точным, хотя и опасным маневром. «То, как Михаэль изменил траекторию, находится на грани дозволенного, - возмущался шеф McLaren Рон Деннис. - Мике повезло, что он не закончил гонку на траве».

За четыре круга до финиша наступила кульминация. «Я уверен, что этот обгон войдет в историю Формулы-1 как один из величайших маневров», - не жалел громких слов Деннис. Выглядело это действительно эффектно. Мика обогнал Михаэля в том же месте, где попытался сделать это кругом раньше: на длинной прямой перед Les Combes. Зная характер немца, не приходится сомневаться, что и на этот раз Шумахер попытался бы сделать все, чтобы усложнить Хаккинену жизнь. Однако теперь между ними оказался третий - BAR Рикардо Зонты. «Проходя «Красную воду», я увидел в зеркалах приближающихся Шумахера и Хаккинена, - вспоминает Рикардо. - На следующей прямой я снизил скорость и выехал на середину трассы, чтобы дать им пройти. Когда они обгоняли меня с двух сторон, - зрелище было поразительное».

Михаэль прошел слева, по траектории, а Мика направил McLaren в узкий коридор между бортом BAR и обочиной. Все это на скорости под 300 км/ч! Когда Зонта остался позади, предпринимать что-либо со стороны Шумахера было поздно. Хаккинен вошел в Les Combes первым. Михаэль, разумеется, описал произошедшее более сдержанно: «Обычно на трассе есть место только для двух автомобилей. Мика предпринял действительно неожиданный маневр, но, честно говоря, если бы он не обогнал меня тогда, он все равно обогнал бы меня через круг или два. Просто он был быстрее».

Пока лидеры решали судьбу гонки, вторые, хотя и упорно отрицающие таковой свой статус, номера команд бились с собственной злосчастной судьбой. Дэвид Култхард безнадежно застрял за Френтценом. Обойти Jordan немца Дэвидуудалось только во время дозаправки, на которую оба гонщика заехали одновременно. «Я заехал в лужу, - жаловался Френтцен. - Передние колеса заблокировало, и автомобиль проскользил чуть дальше, чем положено при остановке в боксах». Затем Дэвиду удалось «съесть» Баттона, но 3-я ступень пьедестала вместе с Ральфом Шумахером «уехала» уже слишком далеко.

У Баррикелло же дела обстояли и того хуже. Он обошел Херберта в самом начале гонки, но затем застрял за Вильневым, который в этом году в основном именно таким образом проявляет свой недюжинный талант. Тогда команда решила сменить стратегию, и Рубиньо срочно зазвали в боксы. Возможно, это и помогло бы, но до своего 3-го пит-стопа бразилец не дотянул. Установив быстрейший круг в гонке, Рубенс замедлил ход и замер на въезде на пит-лейн. Некоторое время гонщик угрожающими жестами героически отгонял спешивших ему на выручку судей (за постороннюю помощь полагается дисквалификация), но делать было нечего, и подоспевшие механики затолкали машину в боксы. Причина схода проста и, как ни печально, вполне в духе итальянской команды: не хватило горючего.

После финиша Мика и Михаэль имели довольно продолжительную беседу. Говорил в основном финн. Причем довольно эмоционально. Для себя, разумеется. И судя по жестам, речь шла именно об эпизоде с блокировкой за круг до обгона. Михаэль слушал, кивал головой и печально улыбался. Зачем оправдываться? Было бы слишком скучно, если б в Ф-1 собрались сплошь только хорошие парни. Кто-то должен быть и «плохим». Так, постепенно, мы подходим к морали.

На 300 км/ч многое в этом мире выглядит иначе. Пространство вокруг сливается в один огромный вихрь, который в «Красной воде» «закипает», швыряет автомобиль вниз, закручивает по спирали и выбрасывает вверх, а горизонт сходится в точку, в которой надо успеть затормозить перед следующим поворотом, тут не до пространных размышлений о добре и зле. Но если уж морали непременно нужно торжествовать, то пусть она будет такой, как в высказывании спортивного директора Ferrari Жана Тодта: «Мы уступили очень сильному и очень удачливому гонщику».

Мика Хаккинен провел выдающуюся гонку. И судьбу Гран При, как и положено на такой трассе, решила лихость. Вместе с опытом, мощью двигателя и точной настройкой шасси.

Леонид Ситник

После гонки

Необычно, когда гонщик обгоняет соперника на прямой в тот момент, когда между ними находится отставший на круг автомобиль. Но я знал, что просто следовать за Михаэлем и пытаться обогнать его в конце прямой нет никакого смысла, поскольку он не оставит мне пространства для маневра. Правильно? (Сидящий рядом Михаэль улыбается: «Да, я думаю, так».) Поэтому я перешел к плану Б: на следующем круге нырнул внутрь и обогнал кругового вместе с Михаэлем. Кроме того, следуя за круговым, я получил дополнительную скорость. Это был отличный обгон. И он мне очень понравился. Насчет Михаэля я не уверен...

Мика Хаккинен



 
Категория: №27 (10.2000) | Добавил: LiRiK3t (24.06.2014)
Просмотров: 825 | Теги: Гран при, №27(10.2000)
вход выход Created by SeldonSF