Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №27 (10.2000)

Сказка о потерянном времени

Сказка о потерянном времени

 

В начале года Александр Вурц снялся в рекламе. Казалось бы, случай рядовой - всем сколько-нибудь популярным людям время от времени выпадает случай сыграть роль в рекламном клипе. И сюжет вполне достойный - Вурц не хвастается отсутствием перхоти, а демонстрирует чудеса владения горным велосипедом. Юный поклонник гонок неопределенного пола залавливает австрийского гонщика возле боксов и предлагает опробовать свой велосипед. Вурц показывает класс! Прыгает, вертится на одном колесе - в общем, с двумя колесами он дружен так же, как с четырьмя (что неудивительно, ведь Вурц - чемпион мира по горному велосипеду). А потом нахальный поклонник кивает на стоящий в боксе Benetton - мол, а теперь я на твоем покатаюсь, ты не против? Вурц усмехается.

Но вряд ли было до смеха австрийцу, когда Флавио Бриаторе в середине сезона вызвал на тесты почти таких же мальчишек - Пантано и Пиццонию, пацанов, которые совсем-совсем недавно соревновались на картинговых трассах. Официальной причиной появления юных гонщиков на тестах был поиск замены водителю-испытателю, который в канун сезона был навязан команде японскими спонсорами и пришедшего позже Флавио Бриаторе никоим образом не устраивал. Но это причина официальная...

И все тут же заговорили о том, что кому-то из этих молодых парней вскоре предстоит сменить Алекса Вурца в кокпите «боевой» машины. И теперь уже не на экране, а в жизни мальчишки примеривались к автомобилю Вурца и наверняка мечтали прокатиться на нем в гонке. Как показали дальнейшие события, Бриаторе вряд ли рассматривал молодых гонщиков в качестве серьезных кандидатов на место в команде. Но в изощренной психологической игре, которую затеял со своим подчиненным хитрый итальянец, приход юных дарований и сопровождавшие его комментарии в прессе стали средством давления на самолюбие Вурца. Флавио как бы призывал австрийского спортсмена встряхнуться, мобилизоваться и показать себя с лучшей стороны. Ту же цель преследовали и прямо-таки издевательские туманно-оптимистичные заявления бенеттоновского пресс-бюро: мол, не верьте, господа, слухам об уходе Вурца, на следующей гонке он точно поедет. На следующей-то поедет, а потом?

«Разбудить» австрийца Бриаторе хотел не потому, что близко к сердцу принимал проблемы Алекса или надеялся на дальнейшее сотрудничество с ним. То, что Вурц уходит, было ясно всем - спорили лишь о том, дадут ему завершить этот сезон или вышвырнут, не дожидаясь окончания чемпионата. Флавио делает новую команду, и вполне могло оказаться, что в ней не нашлось бы места даже довольно успешно выступающему Физикелле. Что уж говорить о его коллеге, не зарабатывающем в гонках очков!

Однако вернувшийся в Benetton руководитель - прежде всего бизнесмен, и стремится извлечь выгоду из любого обстоятельства, обратить на пользу команде даже негативные моменты. Вурц уходит - ладно, но пока парень надевает голубой комбинезон команды, от него надо взять все, на что он способен. Потому-то не махнул рукой Бриаторе на неудачливого гонщика, потому-то и проводит продуманную «шоковую терапию» - авось, Вурц оправится от неудач и принесет несколько очков.

Терапевтические процедуры не прошли бесследно: бледно начавший сезон Александр попытался что-то изменить, предпринять на трассе нечто конструктивное, что-то кому-то доказать. Правда, мы можем только предполагать, что же творится в душе у гонщика, находящегося под жестким психологическим прессингом. Не сломается ли он, сможет ли в дальнейшем продолжать карьеру в Формуле-1?

А вот это уже волнует Бриаторе меньше всего. Если после его «воспитательных мероприятий» Вурц принесет какую-то пользу команде, значит цель достигнута. Что будет делать австриец дальше - отнюдь не забота его нынешнего руководителя.

Но сам-то Вурц наверняка об этом задумывается, как и его поклонники. Еще несколько месяцев назад считалось, что с карьерой Алекса покончено, что положение у него безвыходное и в перспективе - одна дорога, куда-нибудь в кузовные гонки. Потом всплыл вроде бы неплохой вариант - Sauber.

Команды, имеющие сколько-нибудь серьезные амбиции, Вурца уже не зовут. Туманное будущее, разговоры о молодых гонщиках, которые его заменят - честное слово, такое ощущение, что австрийцу лет тридцать пять. Что за спиной у него долгая карьера в Формуле-1, что пришло время думать о том, как бы ее завершить или спокойно «доездить» годик-другой в какой-нибудь средненькой «конюшне». Между тем Вурцу двадцать шесть. Он проводит лишь третий полный сезон в Формуле-1.

Переход в Sauber сейчас видится чуть ли не лучшим выходом из положения, в которое попал Александр. А в 1997 году аналогичное предложение вызвало лишь ироническую усмешку. Проведя три гонки за Benetton, Вурц должен был снова стать тест-пилотом - возвращался после болезни Герхард Бергер, которого он временно заменял. В тот момент возникла вероятность, что Петер Заубер договорится с Бриаторе и чемпионат Вурц завершит в швейцарской команде. Сам же гонщик только усмехался в ответ на вопросы по этому поводу. Он не хотел в Sauber. Он хотел оставаться в Benetton, уже на должности призового пилота. Он чувствовал себя восходящей звездой - да, наверное, он и был восходящей звездой.

Как же так вышло, что молодой подающий надежды пилот за какие-то три года превратился в этакого бесперспективного «переростка», которого журналисты старательно спроваживают на «пенсию»? Все это сильно напоминает произведение, возможно, знакомое многим с детства - «Сказку о потерянном времени». Там не слишком сознательные дети не берегли время, транжирили его попусту, и за несколько лет превратились в седых старичков. В сказке все окончилось хорошо, и дети снова стали детьми. Сможет ли Вурц снова превратиться в молодого (26 - время расцвета!) и многообещающего гонщика?

Девяносто седьмой год оказался для него хорошим трамплином. Александр был совершенно прав, когда отказался выступать за Sauber. Сильнее укрепить свою репутацию, чем за три проведенные гонки, он уже не мог. Австриец выглядел отнюдь не хуже своего опытнейшего партнера Жана Алези, а в третьей (и последней для него в том сезоне) гонке в Сильверстоуне он приехал к финишу третьим!

Все складывалось наилучшим образом. Так хорошо, насколько вообще могло сложиться. Всю первую половину сезона Benetton лихорадило, гонщики и инженеры допускали досаднейшие ошибки, боролись с постоянно возникавшими техническими проблемами. Вурц сел в кокпит «боевой» машины в тот момент, когда все более-менее наладилось, и он сразу смог произвести благоприятное впечатление на зрителей и журналистов. После замечательного «бронзового» финиша в Гран При Великобритании он был вновь заменен на Бергера - и осталось впечатление, что Алекса остановили на подъеме, что еще гонка-другая - и он мог бы побеждать. Ни у кого не возникало сомнений в блестящем будущем молодого австрийца.

На следующий сезон Benetton полностью обновил свой состав - места «старичков» Бергера и Алези заняли Вурц и Физикелла. В отличие от пришедшего со стороны итальянца Александр уже был своим, роль первого пилота безоговорочно отдавалась ему. Да что там первого пилота! Benetton пережил настоящий культ Вурца, который с удовольствием поддерживали болельщики и журналисты. Для довольно многочисленной армии поклонников Герхарда Бергера Вурц стал продолжателем традиций, подхватившим эстафету у ушедшего из гонок опытного соотечественника (хотя особой близости между двумя австрийцами в период их пребывания в Benetton не наблюдалось). Для журналистов он был восходящей звездой (у которой к тому же за плечами большой успех в Ле-Мане), самостоятельно мыслящим, колоритным персонажем. Высокий рост, характерная внешность и пресловутые разные ботинки на ногах делали Вурца героем ярким, фактурным. Туг бы еще и побеждать начать...

Однако на поверку оказалось, что Физикелла-то выступает ярче. Правда, Вурц опередил партнера в зачете 1998 года на одно очко. Но Физико дважды приезжал на пьедестал, в то время как очки Вурца оказались собраны во множестве гонок - Александр выступал старательно, но не слишком эффектно, пять раз заняв четвертое место. И, главное, - при всех проблемах команды Физикелла в 1999 году сохранил свое девятое место в чемпионате, а его партнер резко сдал, опустившись с восьмого на четырнадцатое. О том, что творилось с Александром в нынешнем году, - даже и писать не стоит, все происходит на наших глазах.

Многие склонны выводить нынешние беды Вурца из его слишком высокого роста, не дающего возможности австрийцу комфортно чувствовать себя в маленьком кокпите. На мой взгляд, трактовка ситуации довольно поверхностная. Да и почему хуже всего Алексу удался нынешний сезон, когда кокпит проектировался именно с учетом его антропометрических особенностей? Нет, дело не в росте или, по крайней мере, не только в нем.

В чем же? Может быть, в потерянном времени? Формула-1 не похожа на войну, где можно закрепиться на определенных позициях и вести стратегическую оборону. Формула-1 похожа на арм-рестлинг - чуть ослабил напряжение руки, и тут же противник жмет и фиксирует твое поражение. Или на крутую ледяную горку - перестаешь карабкаться и тут же скатываешься вниз. Стоять на месте здесь нельзя. Деградация Вурца шла параллельно с деградацией его команды. В сущности, обвинять австрийца в случившемся язык не поворачивается - он выступал так, как позволяли ему техника и команда. Benetton откатывался на позиции середняка - то же делал и Александр. Но Физикелла-то не смирился, наоборот, боролся и выжимал из ситуаций даже больше, чем они могли дать на первый взгляд!

Рискну предположить, что, оставайся у руля команды Бриаторе, карьера Вурца сложилась бы иначе. Флавио бы нашел способы мотивировать гонщика, склонного плыть по течению - не пряником, так кнутом. Обратите внимание: застой Вурца начинается именно в тот момент, когда к руководству командой приходит Рокко Бенеттон, личность довольно аморфная, так и не сумевшая наладить нормальной работы. Пока у руля оставался опытный Дэвид Ричардс, Александр худо-бедно выдавал результат. Даже при том, что у Ричардса не было достаточного количества времени на психологическую игру с подопечным. Рокко Бенеттон вообще пустил деятельность команды на самотек. Результаты подобного стиля руководства очевидны.

Похоже, Вурцу действительно был нужен наставник, постоянно следивший за его успехами и корректировавший его работу. Кому-то такая забота может показаться излишней и сковывающей, кому-то она, наоборот, очень нужна. Да-да, в Формуле-1 вполне взрослые люди, гонщики, кумиры тысяч людей, время от времени нуждаются в «педагогической» помощи. Не у всех руководителей команд есть такие способности. И не они в конечном итоге определяют успех команды. Вот Ален Прост ими обладает - и что же, его команда на грани развала. А ведь Мика Хаккинен и Дэвид Култхард, ставшие звездами именно после краткого пребывания Проста в команде McLaren, до сих пор с благодарностью вспоминают роль, которую Профессор сыграл в их жизни.

То, что для «конюшни» не главное, в судьбе конкретного гонщика может сыграть решающую роль. Рядом с Вурцем в переломный момент его карьеры такого наставника, как Прост, не оказалось. Холодный душ «педагогических приемов» Бриаторе запоздал - нельзя за несколько месяцев собрать то, что транжирил три года. Время было потеряно, и его очень трудно вернуть. Настоящая «Сказка о потерянном времени» - за три года Александр Вурц растратил свой блестящий потенциал.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - нравоучительность этой мудрости приторна, но с истиной, содержащейся в ней, не поспоришь. Серьезно задуматься над судьбой австрийца и сделать для себя выводы следует и Дженсону Баттону, и Пиццонии с Пантано, которые надеются на успешную карьеру в Ф-1, и многим другим молодым гонщикам. Да и не только им.

Евгений Юданов

 

Александр Вурц

Австрия

Дата рождения:                                   15 февраля 1974 г.

Место рождения:                                Вайдхофен, Австрия

Место жительства:                              Монте-Карло, Монако

Web site:                                              www.wurz.com

Рост:                                                    187 см

Вес:                                                      74 кг

Семейное положение:                         Холост

Любимые виды спорта, помимо

автогонок:                                           Лыжи, сноуборд, теннис, горный велосипед

Любимое блюдо:                                Спагетти и прочие блюда итальянской кухни

Любимый напиток:                             Яблочный сок с минеральной водой

Первый старт:                                     1986 г. - горный велосипед

Первый гоночный автомобиль:         Формула-Ford 1600

Самые запоминающиеся события

в карьере:                                            Победа в «24 часах Ле-Мана»

Карьера:

1986 г.  Чемпион мира и вице-чемпион Европы в гонках на горном велосипеде

1988 г.  Чемпион Австрии в гонках на горном велосипеде

1989 г.  Вице-чемпион Австрии по картингу

1990 г.  3-е место в чемпионате Австрии по картингу; 2-е место в австрийском «Картинг-Трофи»; 4-е место на чемпионате Ближнего Востока по картингу

1991 г.  Чемпион Австрии среди юниоров в Формуле-Ford 1600; 2-е место в чемпионате Австрии Ф-Ford 1600; 2-е место на международном Кубке Формулы-Ford 1600

1992 г.  Чемпион Австрии и Германии в Формуле-Ford 1600 (22 победы, 24 поул-позишн); победитель международного Кубка Формулы- Ford 1600; 4-е место в чемпионате Новой Зеландии Ф-Ford 1600; 4-е место в австрийском чемпионате Формулы-Ореl; 9-е место в Кубке Наций; победа в группе С в «24 часах Нюрбургринга» (Porsche 911), 7-е место в общем зачете; признан «Гонщиком года» в Австрии

1993 г.  Чемпион Австрии в Формуле-3; 13-е место в немецкой Ф-3

1994 г.  Вице-чемпион Германии в Формуле-3; победитель Кубка Топик Ф-3; обладатель Кубка Себринга

1995 г.  6-е место в чемпионате Германии Формулы-3; 6-е место в ГП Монако Ф-3

1996 г.  Победитель «24 часов Ле-Мана»; 16-е место в чемпионате ITC; «Новичок года» в ITC

1997 г.  Тест-пилот команды Benetton Формулы-1.Чемпионат мира Формулы-1, 3 гонки в составе команды Benetton, 4 очка, 14-е место; 10-е место в международном чемпионате GT

1998 г.  Чемпионат мира Формулы-1, 16 гонок в составе команды Benetton, 1 быстрейший круг (ГП Аргентины), 17 очков, 7-е место

1999 г.  Чемпионат мира Формулы-1,16 гонок в составе команды Benetton, 3 очка, 13-е место

2000 г.  Чемпионат мира Формулы-1, выступает в составе команды Benetton

Всего за карьеру:

Гонок в Ф-1:                 49

Очков:                          26

Побед:                         

Поул-позишн:             

Быстрейших кругов:    1

Примечание: все данные представлены по состоянию на 15.09.00

Категория: №27 (10.2000) | Добавил: LiRiK3t (15.07.2013)
Просмотров: 877 | Теги: один на один, №27(10.2000)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t