Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №28 (11.2000)

Гран При Японии

Гран При Японии

 

Сердце красавицы склонно к измене

Гонка на Сузуке появилась в календаре чемпионата мира лишь в 1987 году. Но за свою короткую историю одна из самых красивых трасс чемпионата уже успела приобрести славу вершительницы судеб. Восемь раз за тринадцать последних лет эта гонка решала судьбу чемпионского титула. Трижды капризная «японка» короновала Айртона Сенну, дважды Мику Хаккинена, по разу Нельсона Пике, Алена Проста и Дэмона Хилла. И только герой нашего времени Михаэль Шумахер, дважды - в 1994 и 1998 годах - уже пытавшийся покорить сердце японской красавицы, до нынешнего сезона здесь не добивался успеха.

Кто не работает, тот не ест

Пятница. Тренировка

На этот раз Михаэль приехал на Сузуку лидером чемпионата мира. Восемь очков преимущества перед Хаккиненом позволяли ему надеяться на победу уже в Японии. Для этого ему необходимо было набрать хотя бы на 2 очка больше финна. Но Мика, два года ходивший в фаворитах у «японки», вовсе не собирался сдаваться. «У меня специфические взаимоотношения с этой трассой, ведь она принесла мне два чемпионских титула», - хитро улыбался Хаккинен.

Уже в четверг Мика и Михаэль сошлись в первой очной схватке. Пока словесной - на пресс-конференции.

- Я подхожу к этой гонке, как и к любой другой. Разве что перед каждым поворотом постараюсь тормозить на три метра позже, - пошутил Хаккинен.

- Если ты собираешься тормозить позже на три метра, я буду тормозить позже на пять, - отпарировал Шумахер.

- Приятно будет увидеть тебя на гравии...

- Отлично, вместе с тобой.

Как говорил герой известного советского детектива: «Чего не скажешь в шутейном разговоре...» Но директору гонки Чарли Уайтингу, в памяти которого еще свежи воспоминания о столкновениях здесь на Сузуке Сенны и Проста, шутки претендентов явно не понравились. На брифинге пилотов в пятницу Чарли жестко предупредил всех гонщиков, что за блокировку и неспортивное поведение на трассе последует расплата - дисквалификация на три гонки. Потом он, правда, уточнил, что хотел лишь, чтобы претендентам не мешали бороться за титул, но кому нужно, те поняли, ЧТО и КОМУ хотел сказать Уайтинг.

В отличие от европейских автодромов, где тесты накануне Гран При порой превращают пятничные тренировки в пустую формальность, Сузука является приятным исключением. Не имея возможности устраивать пробы в Японии, большинство команд во главе с McLaren выбрали для тренировок более или менее близкую по своим характеристикам к Сузуке трассу в Сильверстоуне. Ferrari предпочла Муджелло и Фьорано.

Впрочем, подготовка лидеров к решающей гонке чемпионата отличалась не только выбором трасс. Рон Деннис в очередной раз отправил своих пилотов в отпуск, освободив их от тестов до конца сезона. Жан Тодт, наоборот, - загрузил команду и Шумахера работой.

Первые свободные заезды на Сузуке только подтвердили справедливость старой русской поговорки: «Кто не работает, тот не ест» и улучшили и без того прекрасное настроение Шумахера. «Мы неплохо потрудились в Муджелло, и сегодня это принесло плоды», - заметил Михаэль, без проблем показавший лучшее время дня,- на 0,6 с быстрее Хаккинена. Баррикелло, несмотря на вылет в «шпильке», сумел опередить Култхарда. В McLaren особых проблем, по крайней мере, механических, тоже вроде бы не наблюдалось. Норберт Хауг еще в четверг извинился перед Микой за американский провал и заверил журналистов, что команда полностью разобралась в причинах поломки мотора в Индиане и в Японии этого не повторится.

А вот Вурцу мотористы Supertec никаких обещаний не давали. И за два часа тренировки Benetton австрийца дважды курился сизым дымком, а механики выбились из сил, раз за разом трансплантируя железное сердце весом больше центнера. В итоге Александру удалось показать лишь 19-е время. Что, впрочем, вряд ли кого-то удивило. Как и эффектное 5-е место дебютанта Сузуки Баттона, который в конце тренировки обул на Williams свежий комплект резины. Единственным настоящим сюрпризом в тот день стало, пожалуй, землетрясение силой 7,1 балла по 11-балльной шкале Рихтера, обрушившееся на Японию в самый разгар второй тренировки. К счастью, эпицентр подземных толчков находился в 160 км западнее Сузуки. И их отголоски, немного тряхнувшие автодром, лишь слегка пощекотали нервы механикам, словно горох из мешка высыпавшим на пит-лейн.

Лучше меньше, да лучше

Суббота. Тренировка

В отличие от всех остальных гонок сезона, на этот раз Bridgestone не дал командам возможности выбора резины, привезя на свою домашнюю гонку только одну- новую резиновую смесь средней твердости. «Эти шины в корне отличаются от тех, что мы предлагали раньше, - убеждал журналистов технический директор Bridgestone Йошихико Ичикава. - Не было никакого смысла везти сюда еще и мягкую резину, поскольку даже по сравнению с ней, новая смесь обладает достаточными сцепными свойствами. Думаю, команды уже убедились в этом во время последних тестов».

«Эта резина действительно намного лучше прежнего Medium. Она хороша во всех отношениях», - признал еще в пятницу Шумахер, которому на тестах благодаря новинке Bridgestone даже удалось побить рекорд трассы в Муджелло. Впрочем, и на Сузуке новая резина и новые бордюрные камни в «эске» перед стартовой прямой сделали свое дело. Скорости выросли. И выросли значительно. Уже в конце первой 45-минутки Шумахеру удалось превзойти время своей прошлогодней поул-позишн на 0,049. К концу же тренировки Хаккинен, обувший на McLaren свежую резину, и вовсе сбросил с поула Михаэля почти полсекунды. Героем «генеральной репетиции», как и накануне, стал Баттон, перебравшийся на этот раз еще на две строчки вверх. А роль злодея и одновременно жертвы досталась Педро Паоло Диницу.

Утром на его Sauber загорелся мотор, но остановить машину на трассе, где стюарды ее тут же утопили бы в пене огнетушителей, - значило почти наверняка обречь себя на запасную в квалификации. «Я решил добраться до боксов, где пожар можно было бы потушить поаккуратнее»,- признался Педро Паоло. До боксов-то бразилец добрался, но попутно из Sauber на трассу вылилось почти все масло, на котором тут же поскользнулись Ярно Трулли и Дэвид Култхард. И если шотландцу удалось выбраться обратно на асфальт, то Jordan итальянца намертво увяз в гравии, и половина тренировки оказалась для Ярно потеряна. Впрочем, «саботаж» Диница не остался безнаказанным. Хитрый лис Бриаторе, хотя его пилоты и не пострадали, увидел возможность избавиться от одного из конкурентов и быстренько направил директору гонки протест: через сорок минут несчастного бразильца жестоко покарали. Решено было аннулировать два его лучших результата в квалификации. Обидно!

55 сантиметров, длиною 8 метров

Суббота. Квалификация

Хотя к началу квалификации теплое японское солнышко разогрело серый асфальт Сузуки до 30 °С, претенденты на титул не спешили появляться на трассе. На кону стояло слишком много!

Хаккинен и Шумахер были великолепны. А схватка за поул напоминала финал Уимблдона. Выражаясь теннисной терминологией, каждый новый удар попадал в «линию», но соперники раз за разом вытаскивали, казалось бы, уже «мертвые» мячи. Первым подал Шумахер: 1’36.094 - и это уже почти на полторы секунды быстрее его прошлогоднего поула. Мика почти достал подачу Михаэля, но только почти: +0,074. Во второй попытке первым подал финн - на 0,077 быстрее Михаэля. Но через пять минут красная Ferrari снова появилась на трассе, и немец с удивительной легкостью ответил: -0,109. Поочередно возвращаясь в боксы, претенденты не сводили глаз с мониторов, и стоило кому-то из них улучшить время, как другой мгновенно срывался с места и устремлялся на трассу.

Третья попытка Хаккинена получилась фантастической: на первом секторе он уступил Михаэлю 0,043. Затем показал абсолютно лучший результат на втором участке. А на третьем и вовсе отыграл у немца почти 0,1 с: -0,074 - снова в «линию». В McLaren уже радостно потирали руки, готовясь вскинуть их вверх, когда Шумахер в третий (и последний) раз - времени на четвертую попытку у немца уже не оставалось - отправился на трассу.

На первом секторе немец отстал от финна на 0,039 с, на втором отыгрался: -0,012. А на третьем - в медленной «эске», где до этого он проигрывал Хаккинену почти одну десятую, Михаэль собрался и подал навылет, вколотив мяч точнехонько в линию: -0,009 с - всего 55 сантиметров определили на почти шестикилометровой трассе судьбу поул-позишн! На последней минуте Мика, правда, ушел на свой четвертый быстрый круг, но ответить на «эйс» Шумахера оказался уже не в силах. «Во время моей заключительной попытки все шло очень даже неплохо. Но, войдя в последнюю «эску», я не смог как следует разогнаться на выходе и потерял две десятых, - качал головой Хаккинен. - Впрочем, последние пару лет я здесь неплохо стартовал. Так что и на второй позиции чувствую себя вполне уверенно».

На пресс-конференции претенденты выглядели порядком помятыми. «Конечно, мне бы хотелось закончить чемпионат уже здесь, в Японии. И первый шаг к этому сделан. Хотя, честно говоря, считаю, что здесь поул не так важен. Асфальт на внешней стороне трассы, где находится поул-позишн, более гладкий, зато внутри больше грязи. Положение равное, а потому единственная выгода этой позиции в том, что ты стоишь на несколько моров впереди». Действительно, 55 сантиметров, выигранные Шумахером в квалификации, на старте превратились в 8 метров. Неплохая арифметика.

Тучи сгущаются

Воскресенье. Разминка

Японские синоптики клятвенно обещали, что в воскресенье над Сузукой прольется дождь. И ближе к полудню мрачные тяжелые тучи заволокли небо над автодромом.

Нечто подобное происходило и на трассе.

Почти всю тренировку Хаккинен и Шумахер провели примерно в одинаковом ритме. Но на последней минуте Михаэль резко прибавил и разом привез финну более 0,5 с. Как и во время квалификации, Хаккинен, на основной машине которого вдруг проявилась избыточная поворачиваемость, а на запасной потребовалось чуть подрегулировать педаль газа, не нашелся, чем ответить немцу. И хотя на этот раз победа Шумахера носила лишь психологический характер, скорость Ferrari, на которой в отличие от квалификации стоял старый мотор 049В, впечатляла. Двукратный чемпион мира перекрыл лучшее время прошлогодней разминки аж на 2,6 секунды. Михаэль оказался не одинок. Помимо него на новой резине прошлогодний результат Хаккинена превзошли еще 15 (!) пилотов. Впрочем, их могло быть и больше, если бы де ла Роса и Френтцен нашли бы на гонку более или менее приличные настройки. «Машина ведет себя просто отвратительно», - жаловался Хайнц-Харальд, которому еле-еле удалось показать 19-е время, да и то лишь на запасной машине.

А вот Трулли, в отличие от немца, сумел справиться со вчерашними проблемами: итальянец вскарабкался на 6-ю строчку протокола, всего 0,006 уступив Баттону. Не по годам ворчливый Дженсон, хоть и оказался в очередной раз лучшим позади «большой четверки», все же остался недоволен своим Williams. «Машина ведет себя лучше, чем вчера, но все еще дергается в быстрых и среднескоростных поворотах», - бурчал англичанин.

Единственным более или менее серьезным инцидентом разминки стал вылет в «эске» после первого поворота Гастона Маццакане: за десять минут до конца его Minardi врезалась в отбойник. Аргентинец напугал команду и болельщиков, но если не считать вдребезги разбитой машины, все обошлось благополучно, а расстроенный Гастон понуро побрел в боксы. Благо, до них было рукой подать.

Энцо Феррари улыбается нам с небес

Воскресенье. Гонка

Перед стартом дождь, обещанный синоптиками, все же пошел. И хотя те несколько капель, что скупо оросили асфальт Сузуки, к началу гонки высохли, грязно-белые, как весенний снег на московских улицах, облака так и остались висеть над автодромом. Это была погода Ferrari - в Маранелло в это утро тоже шел дождь, и тысячи болельщиков Scuderia, просидевших полночи у огромных экранов, установленных прямо на городской площади, видели в этом знамение божье. Предстоящий старт волновал всех. Еще свежи были в израненных сердцах итальянцев воспоминания о двух последних гонках на Сузуке, когда именно провалы на старте стоили Ferrari чемпионских титулов.

«Я учел уроки прошлого и постараюсь на этот раз стартовать лучше», - обещал Михаэль болельщикам. Но... человек предполагает, а Бог располагает.

«Едва тронувшись с места, я сорвал колеса в пробуксовку, - вспоминал потом немец. - Я попробовал сместиться в сторону и защитить свою позицию, но Мика был уже там, и мне пришлось его пропустить». Из уст тысяч людей в Маранелло в этот момент вырвался вздох отчаянья. Неужели коварная красавица Сузука и на этот раз похоронит их мечты на чемпионский титул?

В английском Уокинге тем временем переживали за Хаккинена. Перед самым стартом из-под капота его McLaren вдруг начала выбиваться тонкая струйка дыма, а на трассу полилась какая-то жидкость. «Ну все, горим! - подумал я, увидев в зеркалах дым, - признался Мика. - В гонке, правда, команда мне больше об этом не напоминала. Стоит поговорить с инженерами. Должна же быть какая-то причина».

Захватив лидерство, Хаккинен начал понемногу отрываться от Михаэля. Финн выигрывал у немца по 0,1-0,2 на круге, и к первому пит-стопу ему все-таки удалось уйти от Ferrari на 2,5 с. Все остальные отставали уже значительно: шедший третьим Култхард проигрывал более 12 секунд, Баррикелло и опередивший его на старте Ральф Шумахер - почти полминуты.

На 10-м круге гонка понесла первые потери: полетела коробка передач на машине Йоса Ферстаппена и раненый Arrows медленно пополз в боксы. Еще через 10 кругов взорвался двигатель на Prost Жана Алези.

Претенденты тем временем готовились к первым дозаправкам. Хаккинен заехал на круг раньше Шумахера. Механики сработали практически одинаково, и статус-кво сохранилось. Вернувшись на трассу, Мика начал было снова отрываться от Михаэля. Но на беду McLaren, в этот момент лидеры уперлись в круговых. Помня о предупреждении Уайтинга, пилоты шарахались от претендентов как от огня, едва не съезжая при этом на обочину. Но Хаккинен все равно терял на каждом обгоне на несколько десятых больше, и к 32-му кругу его отрыв от Шумахера практически растаял - 0,7 с. А с небес начали падать на трассу первые капли дождя.

И в этот момент у Хаккинена сдали нервы. Догнав два отставших на круг Jaguar, Мика решил не терять времени и рванул в боксы. Механики McLaren сработали за 7,4 с, но дождь усилился, к тому же, вернувшись на трассу, финн уперся в Arrows Педро де ла Росы. «Я понимал, что все решат секунды. Но трасса была мокрой, и на новой, еще не прогретой резине машину носило из стороны в сторону», - убивался Мика.

Росс Браун тем временем насколько это было возможно оттягивал пит-стоп Шумахера. Ferrari под номером 3 продержалась на трассе на четыре круга дольше запланированного и на три больше Хаккинена. «Я думал, что этого не хватит, потому что пришлось обгонять две машины. Потом стало очень скользко, и меня водило по трассе. Когда же я заезжал на пит-лейн, в «эске» передо мной развернуло Benetton Вурца. Я подумал, что мне уже не удастся вернуться в гонку лидером. Но Росс следил за Микой и говорил по радио: «Отлично, все отлично...» Я ждал, что вот-вот он скажет, что «все плохо». Но когда выехал на трассу и он сказал «все отлично, черт возьми», понял, что лидирую. То был самый удивительный момент в моей гоночной карьере!» - ликовал Шумахер.

В Маранелло же волна эмоций захлестнула сразу несколько тысяч человек. Перед вторым пит-стопом Шумахера священник местной католической церкви дон Альберто Бернардони начал читать мессу, прося Бога даровать Ferrari победу. И Господь услышал его!

Когда в далекой Японии Шумахер пересек линию финиша, Маранелло огласился звоном церковных колоколов. Они звонят каждый раз, когда Ferrari выигрывает гонки, словно возвещая о победе Scuderia. Но вот уже 21 год, что минул со времен последней победы в чемпионате пилотов, их голос не был столь звонок и радостен для жителей этого крохотного городка на севере Апеннин. Более двух десятилетий ждали в Маранелло этой победы. И сегодня она, наконец, пришла к ним - первая победа в чемпионате пилотов, завоеванная без Коммендаторе. Впрочем, в Италии уверены, что Энцо, где бы он ни был, радуется ей вместе со всеми. А один из итальянских телекомментаторов даже воскликнул в порыве ликования: «Энцо Феррари улыбается нам с небес!»

Владимир Маккавеев

После гонки

Не ждите, что я заплачу, как в Монце. Но выразить словами то, что я сейчас чувствую, очень трудно. Я имею в виду всплеск эмоций, который я испытал, пересекая финишную черту. Условия сегодня были трудными. Дождь то шел, то переставал, то стихал, то усиливался. Дождь - далеко не лучший помощник, когда ты лидируешь, а у тебя за спиной соперник, которому нечего терять. Еще одно испытание после всех превратностей этого сезона. Победа, путь, который мы прошли, чтобы добиться ее - это просто замечательно, нет слов. Представляю, что сейчас творится в Италии.

Михаэль Шумахер




Категория: №28 (11.2000) | Добавил: LiRiK3t (24.06.2014)
Просмотров: 876 | Теги: Гран при, №28(11.2000)
вход выход Created by SeldonSF