Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №28 (11.2000)

Гран При США

Гран При США

 

Судьба Шумахера хранила

Волновались все. Владелец трека Тони Джордж, вложивший в реконструкцию «Старой кирпичницы» миллионы и уже к лету распродавший 250 тысяч билетов, - а ну как плакали его денежки? Зрители, собравшиеся в столицу Индианы не только из Штатов, Канады, Мексики, Бразилии, Аргентины, но и специально прилетевшие из Европы - что если долгожданный Гран При США превратится в скучную гонку за лидером, как это случается (и не так уж редко) в Ф-1. Гонщики горели желанием понравиться публике, команды из кожи вон лезли, чтобы угодить своим заокеанским спонсорам. Как важно было, чтобы все прошло без сучка и задоринки. Ведь от результата 15-го этапа чемпионата мира зависело гораздо больше, нежели судьба чемпионских титулов. В известной степени «Старая кирпичница» могла определить будущее всей Формулы-1. Ни больше ни меньше.

Хорошо, но непонятно

Пятница. Тренировка

Никто не сомневался, что едва лишь на выезде из новеньких боксов Индианаполиса зажжется зеленый сигнал светофора, как все 22 участника чемпионата мира, забыв об обычной в первый день тренировок экономии шин, рванутся на трассу. Ведь для всех, в том числе для Жака Вильнева, который пять лет назад выиграл здесь почти полтора миллиона долларов за победу в Инди-500, американское кольцо было совершенно незнакомым. «В действительности мы даже не будем использовать трек, - говорил эксчемпион CART. - Только первый поворот, да и тот будем проходить в обратном направлении. А мне все время придется помнить, что поворачивать нужно не налево, а направо...» Не мог помочь опыт работы в «Старой кирпичнице» ни Эдриану Ньюи, главному инженеру March в 1984-1987 годах, ни Гэри Андерсону, в 1985-1986 годах работавшему в команде Galles Racing. Нынешний технический директор Jaguar мог только строить предположения: «Думаю, что многие выберут сразу два варианта настройки.

Большую прижимную силу для лучшего прохождения медленного участка трассы внутри трека в квалификации и меньший угол наклона антикрыльев в гонке, чтобы получить большую максимальную скорость и возможность обгона на гигантской 926-метровой прямой».

Только Френтцену посчастливилось уже прокатиться по трассе будущей гонки за рулем легкового автомобиля во время своей летней экскурсии в Индианаполис. «Единственный автодром, с которым можно сравнить это кольцо, - Нюрбургринг, - говорил Хайнц-Харальд. - Но дорожка в Инди более сложная, так что найти верную аэродинамическую настройку будет здесь необыкновенно трудно. Может быть, нечто похожее мы использовали в Спа... Впрочем, все это теория. Подождем первого дня тренировок».

Когда же два рабочих часа Гран При США подошли к концу, общее впечатление гонщиков от трассы было трудно выразить одним словом. И даже одним предложением. Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, легко выигравшие первую тренировку, но так и не сумевшие улучшить свои результаты во второй, с едва заметным разочарованием отметили, что скорость в вираже совсем не так велика, как ожидалось. Мика Хаккинен и Дженсон Баттон «получили от вождения истинное удовольствие», хотя финн провел всего 31 круг против 53 у Шумми - утром механикам пришлось менять коробку передач McLaren. «Этот автодром требователен к двигателю, как никакой другой», - хмурился управляющий директор научно-исследовательского отдела Honda Такефуми Хосака. «Скользко!» - жаловался Александр Вурц. А ведь не он, а товарищ австрийца по команде Джанкарло Физикелла стал первой жертвой американской трассы. «Все было бы хорошо, если бы не эти ужасные три поворота внутри трека, которые приходится проходить на первой передаче, - задумчиво крутил головой Мика Сало. - Только войдешь в нужный ритм, как все испорчено». «Отличная трасса, - не согласился с финном Йос Ферстаппен, показавший в конце прямой наивысшую скорость 350,8 км/ч, - здесь прекрасно чувствуешь ритм».

И только ближе к вечеру, когда первые восторги по поводу заполненных уже в пятницу трибун и поворота, в котором не нужно снимать ногу с педали «газа», улеглись, а инженеры стали получать первую обработанную информацию. Вильнев подвел итог этой своеобразной дискуссии: «Очень трудная трасса. В последних двух виражах можно просто нажимать на педаль до пола. Зато на остальной дистанции необходимо здорово поработать, чтобы удержать машину в бесконечном каскаде поворотов. Удивительно, насколько это трудно даже физически. Поначалу мы думали, что трасса требует низкой прижимной силы. Но чем дальше, тем больше «загружали» свои машины».

И хотя Дэвид Култхард, даже несмотря на то что пропустил весь первый час, с видимой легкостью установил лучшее время уже на 27-й минуте второй половины, Норберт Хауг не испытывал особого восторга: «Базовые настройки хороши, а вот оптимальный вариант мы пока так и не нашли». А менеджер McLaren Рон Деннис, после того как машина шотландца остановилась на обочине на первых же минутах, и Дэвид до перерыва не мог больше выехать на трассу разделил опасения коллеги: «Упущенного времени ничто не заменит».

Учеба продолжается

Суббота. Тренировка

Секунды, показанные пилотами английской команды утром, казалось, наилучшим образом подтвердили правоту шефа. Но если бы все было так просто! Первую 45-минутку выиграл как раз Хаккинен. Однако трасса лишь высыхала после ночного дождя, так что быстрейшим был тот, кто финишировал последним.

Зато потом, пока пилоты Ferrari, по словам Шумахера, «тщательно отлаживали машины на квалификацию, пробуя разные аэродинамические решения и варианты настройки подвески», McLaren откатывали круг за кругом... с полными баками!

И вообще, было похоже, что чем дальше, тем больше запутываются инженеры и гонщики. То, что накануне казалось простым и ясным, вдруг превращалось в неразрешимую загадку. Еще вчера такой довольный своим Benetton, Вурц теперь жаловался на плохую управляемость. Физикелла же, наоборот, отметил прекрасную отбалансированность машины. «Совершенная неразбериха», - недоумевал Том Уокиншоу, несмотря на то, что пилоты Arrows все-таки улучшили свое время. Впрочем, как и гонщики Ferrari, совсем ненамного. В Minardi, где так радовались девятому времени, показанному накануне Марком Жене, теперь недоумевали, почему испанец уступил сам себе целых 1,5 секунды.

Пилоты лихорадочно искали нужное давление в шинах, снова и снова меняли тип покрышек, в надежде найти оптимальный вариант. В боксах большинства команд царило нечто похожее на легкую панику. И тут еще синоптики обещали дождь.

Командная работа

Суббота. Квалификация

Воистину, даже в нынешнем сезоне, богатом на капризы погоды, не случалось еще такой чудной серии заездов. Как и в пятницу, большинство гонщиков рванули из боксов на первых же минутах, чтобы не попасть под ожидавшийся ливень. И Хаккинен устанавливает лучшее время... на полторы секунды медленнее своего вчерашнего результата! Соперники во главе с Баррикелло и Култхардом, тут же воспользовавшись таким подарком чемпиона мира, отодвигают его далеко в глубь таблицы, а финн на следующем же круге все-таки показывает самые быстрые секунды.

И чего-то ждет в боксах старший Шумахер. «Поначалу трасса всегда чуть медленнее, - говорил он часом позже, уже переодевшись в джинсы и рубашку, но еще не до конца остыв от удивительной этой квалификации. - Я лишь надеялся, что дождь не пойдет. Вернее, я был уверен. Хотя, как только выехал из боксов, о стекло шлема ударилось несколько капель. И я прибавил «газу», чтобы как можно скорее пройти круг разгона».

Так и не научились ничему пилоты за 3,5 часа тренировок! Уже в ходе квалификации они меняли аэродинамическую настройку, резко увеличивая прижимную силу. Выезжали на один всего круг и тут же ныряли обратно в боксы. Такого нервного напряжения, такой неразберихи и суматохи давненько не наблюдалось в Формуле-1. Дождь так и не пошел, хмурые тучи уронили на новенький асфальт и виражи трека лишь считанные капли. А трибуны зияли широкими проплешинами - американцы привыкли к длящимся неделями тренировкам Инди-500, может быть, поэтому и отвлекались часто во время квалификации.

Справедливости ради стоит отметить, что и искушенного знатока Формулы-1 происходящее в тот день в «Старой кирпичнице» легко поставило бы в тупик.

Не прошло и трети из отведенных на квалификацию 60 минут, а оба McLaren откатали уже по 7 кругов. Михаэль Шумахер, заменив новыми только задние покрышки, не сумел улучшить своего времени. Проходит еще несколько минут, и на трассу выезжают оба Ferrari. Аккуратно пройдя круг за своим партнером, Михаэль устанавливает рекорд круга. «Невероятно!» - восклицают поклонники Ф-1. «А эти европейцы не так уж просты», - отмечают старожилы американских трековых гонок. Ведь пилоты Scuderia воспользовались известным местным трюком, когда один из пилотов «разгоняет» другого в аэродинамической тени своей машины. «Здесь такая длинная прямая, что мы позволили себе поиграть с командной тактикой», - довольно улыбался Шумми.

Увы, во второй раз этот трюк не удался - то ли Михаэль не сумел как следует разогнать Рубенса, то ли бразилец не смог удержаться на достаточно близком расстоянии от своего партнера. И только после того, как Хаккинен в одиночку так и не сумел превысить результат «паровоза» Ferrari, хотя и сместил Баррикелло со второй позиции, технический директор McLaren понял в чем дело.

«Эдриан подошел ко мне и спросил, как я смотрю на то, чтобы воспользоваться Микой в качестве буксира, - рассказывал о последних минутах квалификации Култхард («Это была моя идея», - скромно поправил своего коллегу Хаккинен, который к тому времени все равно израсходовал 10 из положенных 12 кругов и рассчитывать ни на что не мог.) - И я, разумеется, с радостью согласился».

Выскочив из-за снины черно-серебристого McLaren под № 1 в конце стартовой прямой, Дэвид рванулся атаковать сложный внутренний участок трассы и после двух секторов выигрывал у Шумахера две тысячных. Однако тактика Ferrari все же оказалась гораздо эффективнее. Ведь бразилец тащил за собой немца не перед началом круга, где набранная скорость все равно во многом нейтрализуется торможением перед первым поворотом, а в конце его. В результате шотландец переместился с четвертого места всего лишь на второе, обойдя своего щедрого коллегу.

Однако на пресс-конференции чемпион мира отнюдь не выглядел разочарованным. «Это, если хотите, судьба, - скупо улыбнулся финн. - Посмотрите на стартовую прямую. Эта их знаменитая кирпичная полоса проходит в полуметре впереди поул-позишн. Думаю, первым двоим придется несладко, если их колеса здесь пробуксуют. Так что моя позиция в этом отношении не так уж плоха. Не так ли?»

Мика, Мика! Кто же тебя за язык тянул?! Михаэль Шумахер внимательно выслушал своего главного соперника, и вскоре руководство Ferrari отправило главному судье просьбу перенести стартовые позиции на один ряд назад. Технический делегат FIA Чарли Уайтинг немедленно ее удовлетворил. «Согласитесь, нечестно, если обладатель «поула» будет поставлен в неравные условия», - рассудительно заметил экс-чемпион. А менеджер Scuderia Жан Тодт, еще два часа назад и не подозревавший о «кирпичной опасности», живо подхватил: «Кто знает, как будет вести себя автомобиль на этих кирпичах? Ведь мы обязаны думать о безопасности гонщиков».

Эх, Мика. Учиться тебе и учиться выдержке. У Михаэля.

Сколько выдержат «мокрые шины»?

Воскресенье. Разминка

«Американцы никогда не видели гонок в Индианаполисе под дождем, - с пафосом восклицал еще в четверг, когда впервые синоптики стали предсказывать вероятность субботней непогоды и почти наверняка ливень во время воскресного Гран При, Фрэнк Уильямс. - Вот когда они поймут, почему пилоты Ф-1 лучшие водители в мире!»

В ночь на воскресенье дождь опять пошел, однако утром перестал, задав лучшим в мире водителям очередную загадку. Дело в том, что трековый вираж - профилированный поворот № 13, длинная и короткая прямые трассы высохли довольно быстро. А вот хитроумные медленные шпильки внутри трека так до конца и не избавились от воды. «Половина кольца уже была сухой, а другая - влажной, - говорил после разминки Вильнев. - Так что слики не работали, а «мокрые» шины перегревались». Канадец выехал на покрышках с рисунком, затем сменил колеса и, показав 4-с время, вскоре вновь обул свой Reynard в «дождевую» резину. «Обычно в таких условиях все используют слики, - объяснял сложности, с которыми столкнулись пилоты, управляющий директор Jordan Тревор Фостер. - Но теперь внутренний участок трассы был таким скользким, что нам ничего не оставалось, как выбрать «мокрые» шины».

Итак, к обычной заботе - оценить, насколько удачной оказалась настройка автомобиля на гонку, насколько его управляемость с полными и наполовину пустыми баками соответствует конфигурации трассы, в это утро прибавилась другая - какие из двух разновидностей дождевой резины предпочесть. Ведь дождь, постоянно пугая пилотов, в полную силу так и не шел. «Надеюсь, что рано или поздно он начнется, - откровенничал Баттон, впервые в сезоне очутившийся в равных со всеми своими соперниками условиях: для англичанина трасса была такой же загадкой, как для всех остальных. - Гонка под дождем будет выглядеть здорово, особенно трековый вираж! В начале сезона я слегка опасался скользкой трассы на сликах. Но теперь чувствую гораздо большую уверенность в машине».

Очень немногие, подобно техническому директору Arrows Майклу Куглану, еще вчера сделали окончательный выбор, поставив на меньшую прижимную силу, меньший клиренс, а значит - против дождя. Большинство сомневалось до последней минуты. Прежде чем, как Benetton, выбрать самую «мокрую» схему. Наиболее проницательные могли бы вспомнить вчерашние слова лидера Ferrari. Отвечая на вопрос одного из журналистов, опасается ли он дождя во время гонки, Михаэль Шумахер ответил весьма примечательно: «Да-а-а. Но что значит «опасаюсь»? Шанс на «мокрую» гонку ЕСТЬ. Остается лишь надеяться, что по асфальту не потекут настоящие реки. Вот тогда будет трудно». Шумми ждал небольшого дождика?

А пилоты Jaguar тем временем увеличивали углы атаки антикрыльев, не скрывая от любопытных газетчиков, что их синоптики твердо обещали ненастье. В таких условиях лучшие секунды ребят из McLaren никого не удивили, никому ничего не объяснили. «Весь смысл разминки состоял в том, - заключил Фостер, - чтобы понять, как работают «мокрые» шины на сухой трассе».

Короля играет свита

Воскресенье. Гонка

Не угадал никто! Трудно припомнить, чтобы гонка Формулы-1 превратилась в такую бесконечную цепь ошибок, недоразумений, неверных решений. Можно подумать, в самом воздухе Америки есть что-то, что заставляет попадать впросак самых непогрешимых пророков, гореть самые надежные моторы, краснеть от собственной неловкости на трассе самых великих гонщиков. Ведь именно такая прихотливая игра Фортуны делает непредсказуемой любую трековую гонку в Штатах. И толпы болельщиков, заполнившие гигантские трибуны «Старой кирпичницы», во всяком случае, на три четверти, ждали именно такого.

Первым ошибся Култхард, отпустивший сцепление за мгновение до того момента, как погасли огни. И стало ясно, что одним претендентом на мировую корону сегодня будет меньше. Шотландец, будто не веря в злосчастную судьбу, еще пытался убежать от Шумахера, которого он, разумеется, благодаря фальстарту легко обогнал, и оторвался от немца почти на две секунды. Но наказание последовало неотвратимо: 10 с штрафа в боксах.

Однако еще раньше произошло необъяснимое - Дэвид сбросил темп (6-й круг он прошел почти на 4 с хуже Михаэля!) явно тормозя немца. Поломка? «Он просто хотел помешать мне, чтобы дать возможность Хаккинену атаковать», - говорил потом Шумахер. Но не лучше ли было самому атаковать изо всех сил, чтобы оторваться и сохранить пусть призрачные, но все-таки шансы на победу? Тем более что «сдерживал» лидер Михаэля так неуклюже, что дал тому пройти себя в первом повороте.

К тому времени уже вышли из игры, столкнувшись в 12-м повороте, Трулли и Баттон. Оба отлично показали себя в Индианаполисе, опередив своих более опытных коллег по команде. Но уже на втором круге отправились менять пробитые в столкновении колеса.

Наступила очередь Баррикелло. На 6-м круге бразилец помчался обувать «сухую» резину, и после того как его соперники сделали это чуть позже, очутился аж на 9-м месте! «Машина была очень тяжелой с полными баками, угол атаки антикрыльев слишком велик, и на сликах я терял по две секунды на круге по сравнению с «мокрыми» покрышками», - признался после финиша Рубенс.

Картина была удивительной: в то время как один Ferrari лидировал, другой обходили чуть ли не все кому не лень! Ральф Шумахер, Ферстаппен, прорвавшийся с 21-го места Баттон, наконец Херберт - единственный из пилотов, стартовавший на сликах (помните «дождевые» обещания Jordan на разминке? Хитрили англичане!).

На 16-м круге одним из последних сменил резину лидер, а Хаккинен, заехавший в боксы чуть раньше, чем нужно, расправился-таки с неуступчивым Маццакане и рванулся в погоню. И тут выяснилось, что сегодня ошибся и сам непогрешимый Михаэль. Ведь по мере того как все больше просыхала трасса, его преимущество перед финном таяло с катастрофической быстротой - 0,5; 0,8; 0,9 с на круге! Как и в Бельгии, Шумахер, очевидно, решил настроить машину на сырую погоду (что косвенно подтвердил Баррикелло, пожаловавшись на большой угол наклона антикрыльев), а пилотам McLaren синоптики подсказали более верное решение.

Но в тот момент, когда Мика отыграл семь с половиной из десяти с лишним секунд своего отставания, из-под капота его Mercedes-Benz показалось пламя. Для чемпиона мира все было кончено. Но и остальным соперникам Ferrari пришлось несладко.

«Я наехал на что-то, а потом мотор просто умер», - горевал Баттон. «Думаю, проблема была в кнопке регулятора тормозных усилий, - Ферстаппен практически догнал Френтцена, но на 35-м круге не удержал свой Arrows. - Задние колеса заблокировались, и я поехал прямо в стену из покрышек». Механики почти минуту меняли переднее антикрыло Jaguar Херберта. Упало давление в пневмосистеме двигателя Williams-BMW Ральфа Шумахера. Дважды ошибся - сначала заехав правыми колесами на грязную обочину, потом слишком поздно затормозив в первом повороте при попытке обгона Френтцена - Вильнев.

И Ferrari одержала, как показалось, совсем легкую победу. Ибо единственный по-настоящему грозный соперник Scuderia Култхард, дважды подряд остановившийся в боксах и замечательным слаломом пробившийся уже на 5-е место, после второй дозаправки перестал быть опасен. Только что шотландец показывал фантастические секунды, заставляя нервничать Росса Брауна на капитанском мостике Ferrari, и вдруг, словно бы удовлетворившись двумя очками, которые окончательно хоронили все его надежды на чемпионское звание, во второй раз в этой гонке резко и необъяснимо сбросил темп. «Второй комплект покрышек был не так хорош, как первый, и в результате я не мог нажимать по-настоящему», - спокойно подвел итог очередному своему разочарованию Дэвид, имея в виду, очевидно, второй комплект сликов.

Но несмотря на видимую легкость двойной победы, пожалуй, ни разу еще в нынешнем сезоне судьба не была столь благосклонна к ее пилотам. Ведь за 4 всего круга до финиша буквально расступившиеся соперники общими усилиями едва не усыпили лидера. Михаэль в точности повторил ошибку другого экс-чемпиона мира, заехав на траву. «Да, вы правы, - несколько смущенно отвечал победитель. - Я и вправду потерял концентрацию. Круг за кругом, преимущество огромное, да еще из боксов все твердят: «Тише, тише!» Потом уже Росс напомнил, чтобы я собрался. И я ответил: «Не волнуйтесь, больше не засну!»

«Наш царь дремал» - последняя строчка «Отрывков из Путешествия Онегина», главы, которую сам Пушкин изъял из своего романа. Так как, по признанию Александра Сергеевича, «пропущенные строфы подавали неоднократно повод к порицанию и насмешкам».

Александр Мельник

После гонки

Мы знали, что Култхард должен получить штраф. Но ему все-таки удалось затормозить меня достаточно, чтобы Хаккинен приблизился вплотную. Таковы и были его намерения, ведь эти двое выступают в одной команде и подобные действия совершенно законны. Что касается обгона, то, с учетом того, что Дэвид в действительности уже не боролся за победу в чемпионате, с моей точки зрения, он слишком жестко пытался вытолкнуть меня на наружную часть поворота. Мы даже чуть столкнулись. Он мог бы вспомнить Маньи-Кур и сказать, что ответил мне тем же. Но с другой стороны, он больше не боролся за победу в чемпионате и, я думаю, все, что он делал, он делал для команды и для товарища по команде. Я не уверен, стоило ли поступать так. Но в любом случае, мы победили. И победили честно. Только это имеет значение.

Михаэль Шумахер



 
Категория: №28 (11.2000) | Добавил: LiRiK3t (24.06.2014)
Просмотров: 829 | Теги: Гран при, №28(11.2000)
вход выход Created by SeldonSF