Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №29 (12.2000)

Человек, не ставший звездой

Человек, не ставший звездой

 

«Сейчас за спиной у Алена Проста вся Франция!» - патетически воскликнул старейший британский телекомментатор Марри Уокер. «Скорее можно сказать, что она сидит у него на шее...» - иронично добавил коллега Уокера по репортажу. У второго телеведущего было право на иронию. Мартин Брандл, а это был именно он, провел в Формуле-1 двенадцать сезонов, в том числе два - за команду Ligier, которая потом превратилась в Prost. Он видел мир Формулы изнутри и знает о нем все. Он в курсе, кто у кого сидит на шее.

Сейчас Мартин работает на телевидении, а иногда «подрабатывает извозом» - он был штатным водителем первого в мире 2-местного формульного болида McLaren МР4-98Т. Он возил своего телевизионного партнера Марри Уокера, президента FIA Макса Мосли, нашего соотечественника космонавта Василия Циблиева и многих других, известных и не очень, людей.

Когда Эдди Джордан объявил, что хочет уволить Брандла и пригласить кого-нибудь помоложе и побыстрее, Мартин понял, что пора заканчивать с Формулой-1. Том Уокиншоу предложил ему пост директора своей команды, но административная карьера Брандла не удалась. Да и какой из Мартина директор… Он предпочитал появляться перед публикой не в строгой синей форме Arrows, а все больше в рубашках каких-то несерьезных расцветок. И вот уже Мартин катает пассажиров и ведет теле-репортажи, нередко отпуская ехидные замечания по поводу происходящего в гонке.

Когда он был пилотом, коллеги его не очень-то любили. То ли за острый язык, за иронию, ясно читаемую в его улыбке. То ли за то, что слишком неуступчив был Брандл на трассе, слишком настойчив в решении своих задач, как правило, весьма скромных.

Когда-нибудь будущий историк Ф-1, занявшись арифметическим подсчетом результатов его выступлений, признает: карьера пилота Мартина Брандла сложилась неудачно.

По крайней мере, для гонщика, в юношеском возрасте упорно сражавшегося с самим Айртоном Сенной. Мартин выиграл «24 часа Ле-Мана», одержал блестящую победу спортпрототипов, но выступления в «большом цирке» не задались. Брандл так ни разу и не победил в Формуле-1! Хотя успел поездить за хорошие команды - Williams, Benetton, McLaren… Значит, не так уж был и талантлив?

Ну, о таланте Брандла судить не надо. Но нужно признать: обстоятельства часто складывались так, что в хорошие команды Мартин попадал в плохие для них времена. Он лихо начал свою карьеру в Tyrrell, которая, казалось, шла к возрождению славных достижений времен Джеки Стюарта. Он и его партнер Штефан Беллоф удивляли, выступая слишком уверенно для дебютантов. Но команду уличили в нарушении технического регламента, исключили из чемпионата, и Брандл на несколько лет оказался в тени.

Да, ему не всегда везло. Но он умел сражаться с обстоятельствами. Когда обстоятельства воплощались в конкретном сопернике, он сражался с ним. Он ведь и с Сенной в молодежных гонках так ожесточенно боролся не оттого, что был столь же талантлив. Нет, просто не любил уступать, даже если исход борьбы ясен заранее. А если кому-то природой отпущено больше таланта, нужно противопоставить его способностям свое упорство - и тогда еще неизвестно, чья возьмет.

Никакие статистические сводки не подскажут будущему историку, что Брандл был единственным партнером Михаэля Шумахера, который вел с ним на трассе жесткую, непримиримую борьбу. Нельсон Пике своего партнера Шумахера не выделял из числа прочих пилотов, он играл в гонках в свою игру. Потом вместо него пришел Брандл, никак не хотевший признавать первенства немца, за что, собственно, из команды Benetton сразу и вылетел. Все последующие партнеры подбирались для Шумахера из числа более покладистых.

А когда рядом с Мартином Брандлом не находилось человека, с которым стоит сражаться, он сражался с обстоятельствами. И, наверное, не случайно руководители команд приглашали его в самые кризисные моменты. Укротить постоянно горевший мотор Peugeot для команды McLaren или научить ездить неудачный болид для Эдди Джордана - любую из подобных задач он решал с видимой легкостью, не прогоняя с лица иронической улыбки. И не вина Брандла, что поставленные перед ним цели подчас были недостижимыми.

Ему и потом задавали неразрешимые задачи. Два года подряд он стартовал в Ле-Мане на абсолютно новых машинах. В 1997 году это был Nissan, а в 1998 году - Toyota. Мартин с самого начала знал, что ни одна из этих машин не сможет финишировать в 24-часовой гонке. Но он делал свое дело так же спокойно, добывая данные для инженеров и конструкторов. Данные, которые помогут выйти вперед будущим победителям…

Он ни разу не побеждал в Формуле-1. Да и на подиум приезжал редко. 2-е место занимал всего дважды. Один раз - в 1992 году, все-таки опередив своего партнера Шумахера и уступив только давнему сопернику, Айртону Сенне. Второй раз - в 1994-м, в Монако. На этот раз Михаэль был впереди. А Сенна на старт не вышел, потому что погиб две недели назад в Имоле. На подиуме Мартин как-то виновато улыбнулся, а позже чуть растерянно сказал: «А я не могу поверить, что Айртона больше нет. Мне кажется, что он тоже на трассе. И я, как всегда, не могу его догнать...»

Да, Мартин так и не стал звездой. О нем вряд ли напишут книгу. Удел таких пилотов, как он, - оставаться в истории лишь строчками гоночных протоколов. Но эта история еще не наступила. Слава Богу, не всегда роль человека определяется статистическими показателями его деятельности. Нынешнее поколение болельщиков прекрасно помнит Мартина Брандла, человека с иронической улыбкой и очень серьезными глазами. И будет помнить еще долго.

Собственно, он и сам не даст о себе забыть!

Евгений Юданов

Мартин Брандл

(Великобритания)

Дата рождения: 1 июня 1959 г.

Место рождения: Кингс-Линн, графство Норфорлк. Великобритания

Место жительства: Лондон, Великобритания

Рост: 171 см

Вес: 72 кг

Семейное положение: Женат. Жена Элизабет, две дочери: Шарлотта и Александра

Любимая певица: Дионн Уорик

Хобби: Полеты на вертолете

Карьера:

1972 г.    Дебютировал в кроссовых гонках

1977-1978 гг. Участник ВТСС

1979-1980 гг. Участник британского чемпионата Ф-Ford 2000

1981 г.    Участник ВТСС; дебютирует в британской Ф-3

1982 г.    4-е место в британском первенстве Ф-3 (2 победы)

1983 г.    Вице-чемпион Великобритании в Ф-3 (7 побед)

1984 г.    Чемпионат мира Ф-1, 9 гонок в составе Tyrrell-Ford, 0 (2ДК) очков

1985 г.    Чемпионат мира Ф-1, 15 гонок в составе Tyrrell-Ford (Renault), 0 очков; участник чемпионата мира спортпрототипов

1986 г.    Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе Tyrrell- Renault, 8 очков, 11-е место; участник чемпионата мира спортпрототипов

1987 г.    Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе Zakspeed, 2 очка, 18-е место; участник чемпионата мира спортпрототипов (1 победа)

1988 г.    Чемпионат мира Ф-1, 1 гонка в составе Williams-Judd, 0 очков; чемпион мира в гонках спортпрототипов (5 побед); победитель «24 часов Дайтоны»

1989 г.    Чемпионат мира Ф-1, 14 гонок в составе Brabham-Judd, 4 очка, 16-е место

1990 г.    8-е место в чемпионате мира спортпрототипов (1 победа), победитель «24 часов Ле-Мана»

1991 г.    Чемпионат мира Ф-1, 14 гонок в составе Brabham-Yamaha, 2 очка, 15-е место; участник чемпионата мира спортпрототипов (1 победа)

1992 г.    Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе Benetton-Ford, 38 очков, 6-е место

1993 г.    Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе Ligier-Renault, 13 очков, 7-е место

1994 г.    Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе McLaren-Peugeot, 16 очков, 7-е место

1995 г.    Чемпионат мира Ф-1, 11 гонок в составе Ligier-Mugen-Honda, 7 очков, 13-е место

1996 г.    Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе Jordan-Peugeot, 8 очков, 11-е место

1997-1999 гг. Участник «24 часов Ле-Мана»

1997-2000 гг. Телекомментатор Ф-1 на канале ITV

Всего за карьеру:

Гран При в Ф-1:             165

Гонок в Ф-1:                   158

Очков:                            98

Побед:                           

Поул-позишн:               

Быстрейших кругов:     

Примечание: все данные представлены по состоянию на 01.11.00

Категория: №29 (12.2000) | Добавил: LiRiK3t (15.07.2013)
Просмотров: 810 | Теги: один на один, №29(12.2000)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t