Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №29 (12.2000)

Формула 007

Формула 007

 

Интриги, провокации, политика, судебные разбирательства, словесные войны, время от времени вспыхивающие на страницах мировой автоспортивной прессы, - все это тоже Формула-1. Но это только видимая часть айсберга. Сотни миллионов долларов, вовлеченные в этот спорт, диктуют свои правила игры, не обязательно совпадающие со спортивным регламентом. Олимпийский принцип «главное - участие» ныне актуален разве что для Minardi. Большинство же команд просто обязаны оправдать вложенные в них громадные средства. Оправдать во что бы то ни стало. Мы предлагаем три взгляда трех разных авторов на то, что принято многозначительно называть закулисной борьбой в Ф-1. Спешим оговориться, что высказанные в этих статьях мнения не являются официальной позицией журнала.

Рон против красных человечков

В ночь на 20 нюня 1952 года в Вашингтоне была объявлена воздушная тревога - американская ПВО приняла диковинное атмосферное явление за летающие тарелки. В те времена страх перед вторжением пришельцев достиг высшей точки. Таинственные межпланетные корабли, если верить прессе, бессовестно шпионили за фермерами Техаса и Арканзаса. Агенты инопланетян были везде, даже в правительстве. Слухи о маленьких зеленых человечках возглавили хит-парад фобий того времени, затмив даже боязнь советского вторжения.

На первый взгляд может показаться, что подобные вещи происходи сейчас в Формуле-1. Рон Деннис, кажется, совсем охладел к страстной борьбе с малейшими проявлениями беспорядка и грязи в боксах McLaren. Теперь он целиком посвятил себя новому «сдвигу» - охоте на красных человечков, этих лазутчиков Ferrari, вынюхивающих секреты его команды. Ни дать ни взять вариация на тему американской НЛО-мании! Благо, забавные рожки-антенны, торчащие из наушников руководителей Scuderia, делают их похожими на гуманоидов из фильмов 40-50-х.

Борьба эта успела выйти далеко за пределы боксов McLaren. По мнению Денниса, красные человечки проникли даже в FIA и завербовали ее президента Макса Мосли. Решив, что этот факт нельзя скрывать от общественности, Рон с откровенностью, достойной Фокса Малдера, доложил о своих опасениях на совещании Федерации с руководителями «конюшен» Ф- 1. Представляете, как изменился в лице мистер Мосли, узнав, что FIA подыгрывает Ferrari, а сам он должен уйти в отставку как чиновник, злоупотребляющий служебным положением? Мало того, Берни Экклстоун - тоже засланный казачок Scuderia, работающий на ее победу в чемпионате и Кубке конструкторов. Об этом Рон поведал в одном из своих газетных интервью. Честно говоря, в реальность поистине самоубийственного заявления опытнейшего менеджера верится с трудом. Неужели Рон забыл, что Берни совсем недавно стал владельцем всех коммерческих прав в Ф-1 на ближайшие сто лет? Если Хозяин обидится по-настоящему, то «серебряным стрелам» век победы не видать...

 Однако не стоит поспешно объяснять поведение патрона McLaren последствиями внезапного помутнения рассудка. Рассуждения о сговоре руководства Ferrari с автоспортивными «шишками» имеют под собой основания. Вспомнить хот бы сомнительную дисквалификацию Култхарда в Бразилии или некрасивую историю с письмом Ferrari стюардам австрийской гонки, после чего опять же последовала дисквалификация автомобиля McLaren, на этот раз Хаккинена. А недавно в ФИА пришел очередной запрос итальянцев. Его содержание было весьма примечательным: «Допустимо ли использование «управляющего дифференциала» для достижения эффекта управления четырьмя колесами?» Официальный ответ Федерации гласил, что использование такого устройства противоречило бы статье технического регламента за номером 9.7. Любители чтения между строк уже усмотрели в этой переписке намек на конструктивные особенности серебристых машин.

Дело тут даже не в том, что Ferrari прибегает к закулисной борьбе, когда не может одолеть соперников на трассе. У Денниса рыльце тоже в пушку: в Малайзии-00 британец обратил внимание технического делегата FIA на нелегальность дефлекторов красных машин. И все же только слепой не видит, что автоспортивные чиновники со всей строгостью реагируют лишь на протесты Ferrari, тогда как на нарушения самих итальянцев смотрят сквозь пальцы. К слову, упреки в фаворитизме Мосли по отношению к Ferrari поддержали Флавио Бриаторе, Фрэнк Уильямс и Эдди Джордан. Так что если Деннис и повредился в уме, то этот недуг заразен.

Проблема конечно, не в пристрастии Мосли и компании к алым тонам. Просто победа Scuderia и Шумахера, самой известной «конюшни» и самого популярного пилота - весьма выгодная штука с точки зрения коммерции. В то же время третий кряду триумф «серебряных стрел» может охладить интерес к мировому первенству. Вот и позволяет себе Экклстоун, обязанный, по идее, быть беспристрастным президентом FOA, ужасно некорректные высказывания. «У Мики нет очарования, харизмы если хотите. Финн не похож на настоящего чемпиона, - рассуждает Берни. Он замкнут, холоден, действует как человек, не имеющий собственного мнения. А вот Михаэль - лучший гонщик двух последних десятилетий. Он ездит не хуже, чем великий Айртон Сенна».

Словом, когда автогоночное начальство уже избрало чемпиона соответственно своему вкусу, у Рона остался единственный способ изменить написанный наверху сценарий: громко, до хрипоты кричать о предвзятости в Ф-1. Ведь, как известно, даже кошка, загнанная в угол, может стать тигром. Чего же тогда ожидать от тигра, которому мешают совершить прыжок?

Игорь Постнов

На войне, как на войне

Перехват радиопереговоров. Шифры. Кодирующие устройства. Можно подумать, что речь идет о радиоэлектронной разведке. Так, в сущности, и есть. Только на невидимом фронте сражаются не агенты спецслужб различных государств, а инженеры Формулы-1.

Как всегда, когда дело касается подобных вещей, получить исчерпывающую информацию практически невозможно. Достоверно известно лишь, что наиболее совершенной кодирующей аппаратурой располагает Ferrari. Но и тут далеко не все ясно. Без прямых ссылок на Scuderia некоторые специалисты из стана соперников утверждают, будто одна из команд располагает шифровальной системой военного происхождения, что само по себе вызывает вопросы, поскольку такая аппаратура приравнивается к оружию, и для ее приобретения необходимо специальное разрешение. Намек более чем прозрачен. Действительно, год назад Ferrari для ведения «внутрикомандных» радиопереговоров закупила оборудование, которое используется, в частности, вооруженными силами Израиля. Впрочем, не исключено, что в данном случае речь идет об аппаратуре так называемого «двойного назначения». Но проблема легальности ее применения остается. Рабочий частотный диапазон этой системы (2-4 ГГц) зарезервирован для передачи телевизионных сигналов, и какое-либо несанкционированное его использование запрещено. Но, видимо, нет правил без исключения. В качестве оправдания ответственные лица Scuderia могли бы сослаться на то, что аналогичная аппаратура с рабочим диапазоном 5-6 ГГц, позволяющая получить качественный кодированный сигнал, на рынке практически отсутствует (спрос на нее слишком мал, чтобы окупить затраты на разработку). Да только оправдываться никто не собирается. На обсуждение этой темы в Ф-1 наложено негласное табу.

Еще меньше известно о прослушивании радиопереговоров конкурентами. Наиболее преуспевшими на этом поприще считаются две команды. Их не называют вслух, но по косвенным данным становится понятно, что речь идет все о той же Ferrari и BAR. В BAR, например, настолько уверены в реальности прослушивания, что применяют в боксах систему переговоров между гонщиком и его инженером по проводам, то есть посредством прямого подключения к автомобилю.

Видимо, и в McLaren всерьез обеспокоены присутствием чужих ушей, если пригласили в команду специалиста в области безопасности систем связи Жиля Флера, который до недавнего времени работал на Министерство обороны Франции. Поставленные перед ним задачи не отнесешь к числу простых. Во-первых, Флер должен обеспечить максимально высокое качество радиосвязи, исключающее необходимость повтора сообщений. Чтобы справиться с этой проблемой, французу придется изрядно потрудиться. Ведь во время Гран При различными пользователями задействуются до 650 радиочастот, кроме того, в эфире работают десятки телепередатчиков... Во-вторых, Флер призван создать систему кодирования радиопереговоров McLaren, абсолютно «неприступную» для дешифровальщиков соперников. Наконец, французский специалист (хотя, понятно, официальных подтверждений этому нет), возможно, попытается найти ключ к шифру Ferrari, которая использует полувоенную систему кодирования, принятую ООН. По заявлению Флера, для взлома такого шифра потребуется 2-3 недели непрерывного труда. При этом Ferrari в любой момент может сменить ключ, и тогда - начинай сначала. Но даже если дешифровка удается, где гарантия, что за хитро смодулированными радиосигналами не скрываются жаргонные фразы, понятные лишь пилоту и его гоночным инженерам? Не стоит забывать: мало раздобыть информацию, надо уметь ею оперативно распорядиться. А иначе грош цена всем этим шпионским играм. Отсюда логичный следующий шаг - вербовка «агентов» в команде соперников с заданием выяснить, что означают, например, слова «установить тумблер 3 в положение +2». Не паранойя ли это?

Михаил Козлов

«Жучок» в муравейнике

Однажды репортер нашего журнала был гостем команды Minardi. Радушная пресс-секретарь итальянской команды, славящейся своим гостеприимством, показала русскому журналисту все, от мастерских до столовой, а в конце этой небольшой экскурсии провела его в боксы, где в этот момент «препарировали» автомобили перед очередными заездами. И тут женщину отозвали в сторону. Предоставленный сам себе, журналист, естественно, сразу достал фотоаппарат и направился к группе механиков, суетившихся, словно муравьи, вокруг разобранных до последнего винтика механизмов. Полыхнула вспышка. Один из механиков поднял голову, обернулся и взгляд его остекленел… Совершенно случайно в тот день на нашем журналисте оказалась майка с крошечной эмблемой McLaren. Появление дерзкого «лазутчика» в гараже вызвало целый переполох. Итальянцы пришли в крайнее возбуждение. Сбежавшееся руководство выглядело сбитым с толку и чуть ли не польщенным подобным вниманием со стороны грозного конкурента. И когда дело объяснилось, все, кажется, были несколько разочарованы...

Команды приглашают специалистов компаний, занимающихся контрразведкой, для обеспечения секретности тестов своих новых автомобилей. Команды засылают на Гран При высококвалифицированных инженеров под видом простых болельщиков с тем, чтобы дать им возможность незаметно подсмотреть как можно больше из того, что происходит в лагере противника. Команды осуществляют радиоперехват переговоров соперников. Команды содержат в штате специальных людей, в чьи обязанности входит наблюдение за действиями конкурентов, анализ сообщений, просочившихся в прессу, тщательное изучение «открытых» видео и фотоматериалов и прочие виды аналитической (и не только) разведки. Это бред? Или все это уже давно часть Формулы-1? И как далеко жажда информации может завести людей по пути, ведущему к настоящему шпионажу: с агентурной работой, слежкой и подслушивающими устройствами?

«Такова природа человека, - утверждает некто Джон, директор одной лондонской компании, уже 25 лет снабжающей крупнейшие корпорации средствами технической разведки. - Люди жадны. Им всегда хочется урвать побольше. Шпионаж - обычное явление в бизнесе, и я не могу себе представить, что Ф-1 является исключением».

Формула-1 - большой бизнес. Суммарный годовой доход этого «предприятия» составляет более 3 млрд долларов. В паддоке работают около 30 миллионеров. Не говоря о целой сети глобальных корпораций, кровно заинтересованных в успешных выступлениях «своих» команд. А теперь представьте себе чувства сотен карьеристов, блестящее будущее которых зависит подчас от того или иного распределения мест на финише Гран При. Такой «болельщик» способен на многое. Может быть, даже на все.

Промышленный шпионаж - весьма эффективный инструмент конкурентной борьбы в современном мире. В Западной Европе достаточно прозрачно намекают на то, что небывалый научно- технический бум и поразительно устойчивое экономическое развитие США в 90-е годы, возможно, связано с глобальной системой технической разведки «Эшелон». Она создавалась под СССР, и американцы вложили в нее громадные средства. Однако Союз распался, и (не пропадать же добру) «Эшелон» был развернут против всего остального мира. Ни для кого не секрет, что и многие достижения отечественной индустриализации и военного строительства не в последнюю очередь связаны с успешной работой спецслужб, эшелонами ввозивших с Запада секретные материалы, документацию, образцы новейшей техники.

Истории, связанные с разведкой, как правило, весьма темны. Но время от времени они всплывают наружу. В Формуле-1 - тоже. Вот несколько глухих свидетельств той невидимой борьбы за информацию, которая не прекращается ни на минуту.

В 70-х годах команды Ф-1 оставляли автомобили на ночь, просто накрыв их брезентом. И однажды инженеры Brabham, вернувшись в свои боксы после наступления темноты, застали там владельца одной из конкурирующих команд, который с дюжиной своих людей осматривал их машину при свете фонариков.

Шеф McLaren Рон Деннис подтверждает, что как-то раз его люди застигли и заперли в командном фургоне инженера соперничающей «конюшни», который обследовал их автомобиль.

Росс Браун, технический директор Ferrari, вспоминает, что когда он на заре своей карьеры работал в Williams, их конструкторское бюро было взломано. Сперва показалось, что ничего не пропало, и лишь позже обнаружилось, что в ту ночь исчезло огромное количество фотокопировальной бумаги. «Не нужно быть гением, чтобы понять, что произошло», - утверждает Росс.

Спустя два года после этого случая с завода той же Williams в Дидкоте были украдены 11 компьютеров, содержавших важнейшую информацию. «Возможно, это были простые воры, - размышляет технический директор команды Патрик Хед. - А возможно, и нет». В результате целой серии подобных инцидентов Williams стала первой «конюшней», которая обзавелась собственной охраной.

Своя служба безопасности теперь есть практически у всех команд. И дело не только в необходимости отбиваться от назойливых болельщиков. «Инвестиции в новейшие технологии должны быть защищены», - считает коммерческий директор Jordan Ян Филлипс.

Однажды неизвестные злоумышленники вскрыли контейнеры с двигателями Mercedes- Benz. Расследование показало, что система, которая подверглась осмотру, может заинтересовать только автогоночного инженера.

Во времена бензиновых войн, когда состав топлива еще не был так строго регламентирован правилами, одной команде удалось раздобыть каплю горючего из бочки, брошенной соперниками после тестов. Состав был подвергнут химическому анализу, его составляющие немедленно доставлены из трех разных стран. Цена «коктейля» составила более 1500 долларов за литр, но эта смесь позволила за ночь улучшить результат на секунду на круге. С тех пор среди механиков заведено справлять малую нужду в пустые бочки из-под бензина, чтобы таким незамысловатым, но эффективным способом сбить со следа охотников за секретами.

Шпионаж - грязная работа. Копание в мусоре, который оставляют команды после гонок и тестов, еще несколько лет назад было распространенным явлением. Ныне все используют машины для уничтожения документов. «Мы ничего не оставляем после себя. Ничего!» - подчеркивает технический директор Benetton Пэт Симондс.

Механики McLaren и Ferrari чуть ли не на ходу закрывают чехлами аэродинамические поверхности автомобилей при возвращении в боксы. В спорте, где решающим может оказаться преимущество в тысячную секунды, мелочей не бывает. И все же от длиннофокусных объективов не скроешься. Анализ фото- и видеоизображений может дать немало пищи для размышлений конструкторам соперничающих команд. Существуют программы, позволяющие проводить измерения на экранах компьютеров с точностью до миллиметра. Вспомните скандал в Малайзии-99. Люди McLaren сумели разглядеть чрезвычайно малое отклонение от регламента в размерах переднего дефлектора Ferrari. А ведь вряд ли кого-то из инженеров британской команды допустили к красному автомобилю с рулеткой в руках. «Глазомер» специалистов McLaren столь поразителен, что в голову невольно закрадывается мысль об осведомителе.

Мы подходим к самому интересному - к агентурной работе. «Здесь быстро учишься отличать простого болельщика от возможного шпиона. - утверждает главный механик McLaren Майк Неджлайн. - Помню случай, когда одна команда внедрила двух своих специалистов по аэродинамике в группу поддержки, которая путешествовала с командой на Гран При, и они смогли увидеть много интересного». Но это все шпионская романтика, невинные шалости. А вот расследование, недавно начатое магистратурой Модены по фактам промышленного шпионажа на заводе Ferrari в Маранелло, - это дело уже серьезное.

Подслушивающие устройства, или «жучки», - неотъемлемый атрибут любого уважающего себя шпиона. Довольно современная шпионская техника ныне вполне доступна всем желающим. Были бы деньги. А у людей из мира Ф-1, как мы знаем, они есть. И многим из них хочется, чтобы их стало больше. «Достаточно заглянуть в известного рода магазинчики на Парк-лейн, чтобы понять: эти технологии вполне нам доступны, - говорит Патрик Хед. - Стоит только захотеть».

Телевизионную камеру с 72-кратным увеличением, автофокусом и дистанционным управлением можно вмонтировать в смятую пивную банку. А уж элементарное подслушивающее устройство имеет размер не больше спичечной головки. Пройдут годы, прежде чем вы сможете отловить всех этих «жучков» и «блошек» с помощью простого осмотра.

«Люди - рабы своих привычек, - утверждает некто Грэм, известного рода специалист, работающий в одной частной компании. - Они имеют обыкновение возвращаться в прежние места, из года в год занимать одни и те же помещения, использовать то же оборудование, в котором нетрудно заранее спрятать подслушивающие и подглядывающие устройства. Пару лет назад мы работали с одной командой, обеспечивая ее выдвижение на тесты в Европе. Нет, я не могу назвать ее. Мы должны были сопровождать автомобиль и гарантировать, что к нему не будет доступа посторонних лиц во время транспортировки. Кроме того, мы обследовали на месте все помещения и убедились, что там нет предметов, которые излучают сигналы, хотя с виду и не должны этого делать».

«Я не удивлюсь, если в Ф-1 найдутся люди, способные зайти столь далеко, - Патрик Хед высказывается крайне осторожно. - И я легко могу себе представить, например, Рона Денниса, проверяющего боксы на наличие подслушивающих устройств. В принципе, нет ничего сложного явиться на переговоры в офис и что-либо оставить там после себя. А однажды мне показали человека с микрофоном, способным «расслышать» шепот за 100 метров. Если дошло до такого, то воистину ничто в этом мире невозможно сохранить в тайне».

Впрочем, Хед тут же выражает свой скепсис по поводу полезности подслушивания. Ведь большей частью сделанная в гараже запись будет состоять из автогоночного слэнга, малопонятных терминов и заковыристых матюгов механиков. «Здесь нужен эксперт, - утверждает Патрик. - Вы не можете просто отдать секретарю двухчасовую пленку и попросить ее отобрать самое важное. А у людей вроде Ньюи вряд ли найдется время для подобного занятия».

Хед, возможно, прав, если речь идет о технической информации. В командах Ф-1 уже давно применяют принцип секретности, использовавшийся и на наших закрытых предприятиях: никто не должен знать больше того, что ему необходимо для выполнения своих служебных обязанностей. Инженер приказывает механику заменить амортизатор номер 8 на номер 6. Но который из них более жесткий, а который мягче?

Есть, правда, еще и коммерческие тайны. И есть люди, в устах которых важно каждое слово, а тем более - цифра. «Я знаю, что все мои разговоры прослушиваются, - заявляет один такой человек. - Мне не раз и не два вручали стенограммы моих частных бесед».

Само собой, этот человек просил не называть его имени. Но оно имеет к Ф-1 самое непосредственное отношение.

Влад Глебов

Категория: №29 (12.2000) | Добавил: LiRiK3t (16.07.2013)
Просмотров: 911 | Теги: №29(12.2000), тема
вход выход Created by SeldonSF