Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.

Гран При Малайзии

Гран При Малайзии

 

Красная жара на экваторе

Сколько ни говори «халва», во рту сладко не станет. Можно хоть тысячу раз написать – «жара, духота, влажность», но представить себе конец октября в Малайзии, не побывав в трех градусах севернее экватора, невозможно. Липкий, вязкий, горячий воздух обволакивает, как мокрая вата, забирается в легкие. От парной духоты спасения нет и в тени. Легкий ветерок не несет прохлады, превращаясь в волны скользкой удушающей жары. Работать здесь можно лишь в обнимку с кондиционером. А напялить на себя огнеупорный комбинезон, перчатки, теплую «балаклаву», шлем и залезть в узкий, как джинсовый карман, кокпит гоночной машины, чтобы час за часом утюжить раскаленный до 45 градусов асфальт - на это, ей-богу, могут решиться только сумасшедшие!

Очень трудный легкий выбор

Пятница. Тренировка

Михаэль Шумахер - цивильные шорты и обязательная красная футболка - бежал по широкой аллее паддока напористо и легко, высоко поднимая колени. Глядя на мощную, как форштевень броненосца времен Первой мировой, челюсть и победительную улыбку немца, даже человек, абсолютно несведущий в Формуле-1 (а для подавляющего большинства малайзийцев она так и осталась заморской диковиной), мог бы точно определить, кто здесь чемпион мира.

Достаточно было посмотреть на остальных пилотов, более или менее медленным шагом направлявшихся на обшее собрание. Всем было жарко, все хотели поскорее очутиться в кондиционированной прохладе, почти все они ничего особенного от этой гонки не ждали. И только Михаэль словно наслаждался каждой минутой, буквально купаясь в лучах всеобщего интереса, восхищения, поклонения.

«Я только что провел замечательные дни на одном прекрасном острове, - рассказывал Шумахер, прилетев в Куала-Лумпур. - Только я и Коринна. Жена была очень довольна, она никогда не видела меня таким. Я не тренировался 3-4 часа в день, я вообще ничего не делал, только валялся на пляже, загорал и даже пару книжек прочитал. Это для меня огромное достижение!»

Услышав слова Михаэля, нынешний со-директор спортивной программы BMW Герхард Бергер не смог удержаться: «Удивительно! Он читал книжки, он валялся на пляже, он не тренировался. Да я всю жизнь так делал! Возможно, поэтому и не стал чемпионом мира...»

Но и каникулы пошли немцу на пользу. После первого часа свободных заездов его время было лучшим. Причем прошлогоднему своему достижению Шумахер уступал всего чуть больше полсекунды. Специалисты Bridgestone объясняли такие скорости новыми шинами из мягкой смеси. «В прошлом году многие пилоты столкнулись с постоянно увеличивающейся недостаточной поворачиваемостью на сверхмягкой резине, - объяснял появление новинки технический руководитель спортивного отдела компании Йосихико Ичикава. - Новая мягкая смесь серьезно уменьшает вероятность появления такого дисбаланса и при этом сохраняет практически такие же сцепные свойства. Мягкие шины, пожалуй, могут быть даже быстрее сверхмягких».

В Ferrari слова японца подвергать сомнению не стали, так что пилоты из Маранелло откатали по два часа на одном всего комплекте покрышек. А вот в Jaguar и BAR пробовали разные смеси. В McLaren же и вовсе всю тренировку провели только на сверхмягких шинах. В конце концов Мика Хаккинен опередил чемпиона мира на ничтожные 14 тысячных. И при этом «укатал» не только два комплекта, но и еще пару задних шин: пытаясь бороться с той самой недостаточной поворачиваемостью, финн обул свою машину в изношенные передние и новые задние покрышки.

У Култхарда такой возможности не было - 40 минут первой части заездов Дэвид просидел в боксах, пока механики чуть не по винтику разобрали его McLaren, устраняя дефект сцепления. И шотландец Михаэлю уступил довольно много.

Впрочем, мало кто в этот день был доволен своими результатами. Ярно Трулли радовался, что впервые за долгое время пятница обошлась без проблем. Рикардо Зонта неожиданно заявил, что завтра готов побороться за место в шестерке. Да Александр Вурц весьма лестно отозвался об автомобиле: «Лишь желтые флаги из-за аварии Мики Сало помешали мне установить хорошее время». Большинство же гонщиков старательно искали необходимые настройки, приспосабливая свои машины к непростой малайзийской трассе. II пока, похоже, безуспешно. «Думаю, завтра все они обуют мягкую резину, - улыбался Ичикава. - Или почти все».

Они одумались

Суббота Тренировка

Пилотам Сепанг нравится. Не своим местоположением - голая чуть холмистая равнина близ международного аэропорта столицы страны и в 64 километрах к югу от Куала-Лумпура не вызывает никаких чувств. И даже не своей архитектурой, хотя уютный и красивый паддок выгодно отличается от походной роскоши обычного лагеря команд, а замечательные крытые трибуны не спутаешь ни с одним автодромом мира. Главная изюминка Сепанга - конфигурация самого кольца. Здесь тебе все 33 удовольствия - медленные, быстрые и среднескоростные повороты, ходовые связки, две более чем 800-метровые прямые, трудные «эски». При этом ширина полотна позволяет по-разному проходить виражи и заходить даже в самые медленные шпильки быстрее, чем на большинстве других автодромов. А обширные зоны выбега, гравийные ловушки делают кольцо безопаснее, вселяя в пилотов дополнительную уверенность.

«Интересная трасса, - в один голос твердили они. - И трудная». «Особенность ее в том, - отметил теперь уже экс-чемпион мира Хаккинен, - что здесь крайне важен момент входа в поворот и выхода из него. Тут можно проиграть или выиграть гонку».

Вот почему все так старались в это субботнее утро. («Что-то сегодня прохладно, - улыбались местные журналисты, - всего-то 29!»). Вот почему так долго и кропотливо подбирали площадь и углы атаки антикрыльев - несмотря на длиннющие прямые Сепанга, лишь в Венгрии и Монако требуется еще большая прижимная сила, - высоту дорожного просвета, обували по-разному изношенные шины на передние и задние колеса.

И как они помчались! Уже на девятой минуте Джонни Херберт на полторы секунды превысил свой вчерашний результат. На 15-й Шумахер установил новый рекорд, и тут же его опередил... Вурц! После двух 45-минутных серий заездов 17 гонщиков превзошли прошлогоднее достижение Михаэля. Но главное, 19 уложились менее чем в две секунды - весьма обнадеживающая плотность, если учесть, что 20-й, Хайнц-Харальд Френтцен, простоял всю первую часть в боксах (электронный датчик заглушил мотор на исходе первого же пробного круга, и немцу пришлось самому толкать Jordan до границы боксов), а после 10 кругов во второй половине тренировки - вылетел в гравий. И только гонщики Minardi безнадежно отстали. Впрочем, и они могли бы, возможно, проехать быстрее. Если бы Марк Жене не повредил машину, неудачно подпрыгнув на бордюрном камне. А Гастон Маццакане удержал бы желтый М02 в повороте «Аэропорт».

Не будем забывать, что аргентинец впервые испытал на себе норов Сепанга, как и Ник Хайдфельд, Дженсон Баттон, Йос Ферстаппен и Мика Сало. Но и остальные пилоты, годом раньше уже изучавшие непростой характер малайзийского кольца, не смогли избежать различных неприятностей. Вот только если в пятницу все они, включая Шумахера, Хаккинена, Култхарда, Баррикелло, Вильнева, в основном вылетали на траву на выходе из поворотов - сказывалась недостаточная поворачиваемость, - то теперь чаще задние колеса «формул» начинало сносить в середине виража. То и дело автомобили совершали пируэты в клубах сизого дыма из-под бешено вращающихся колес. К счастью для Култхарда, так же как и для Жана Алези, Педро Паоло Диница и Джанкарло Физикеллы, подобные эпизоды обошлись без серьезных последствий.

В общем, это подтверждало правоту инженеров Bridgestone. По всей видимости, даже самые недоверчивые отказались от сверхмягких покрышек, выбрав, наконец, новые мягкие шины. А настроенные чуть иначе автомобили были склонны теперь к избыточной поворачиваемости и требовали дополнительных регулировок. Показательно, что меньше других проблем в этом отношении испытывали гонщики Ferrari, с самого начала не сомневавшиеся в своем выборе. Как видим, дело не только в том, что Шумми много тренируется и редко загорает…

Достаточно одной попытки

Суббота. Квалификация

Кто знает, что творится в нынешнем сезоне с Хаккиненом!

Еще в четверг, грустно улыбаясь, Мика отказался отвечать на вопрос, почему он будто проснулся от долгого сна лишь в Австрии, когда чемпионский поезд уже почти ушел: «Не хочу обсуждать эту тему. Может быть, позже я и расскажу. Но не всем». А когда со старта квалификации в Сепанге прошла уже четверть часа и никто из пилотов не хотел выезжать на трассу, на 17-й минуте из боксов вдруг вынырнул серебристо-черный McLaren с алой единичкой на носу.

За ним потянулись Маццакане, Жене, Физикелла, Педро де ла Роса. Через пару минут финн целых трех десятых не дотянул даже до своего утреннего времени.

Нужно было видеть плотоядную улыбку Михаэля, внимательно наблюдавшего, как его главный соперник губит первую из четырех попыток! И только когда Култхард показал действительно быстрые секунды, чемпион надел шлем и перчатки и сел за руль.

Чтобы оставить не у дел не только Хаккинена, но и всех остальных - на четверть секунды лучше Дэвида. «С Михаэлем так просто работать! - в который уже раз восхищался своим любимцем Росс Браун. - Первая же его попытка была просто класс!»

В McLaren засуетились. Механики Култхарда меняют настройку, Мика не дотягивает до времени немца почти полсекунды, его партнер и вовсе заезжает в боксы, не закончив второй попытки. То же самое происходит с Хаккиненом, а Дэвид уступает сам себе 0,2 секунды и решает вернуться к первоначальному варианту настроек. И в этот момент на горячем моторе Ilmor/Mercedes-Benz лопается бензопровод, топливо брызжет в лицо Дэвида через открытое забрало шлема, попадает в левый глаз. Механики работают в шортах и рубашках с коротким рукавом. В любую секунду может вспыхнуть пожар. Бензин горит, но, к счастью, пламя быстро тушат… А Михаэль Шумахер ставит жирный крест на всех потугах соперников: 1’37.397 - семь десятых от Култхарда, почти секунда от Хаккинена. И Баррикелло, третий день жалующийся на простуду, кажется, вбивает в гроб английской команды последний гвоздь: 1’37.896.

Надо отдать должное Мике и Дэвиду - им почти удалось невозможное. Шотландец ушел на свой последний крун за 17, а финн за 7 секунд до того, как судья взмахнул клетчатым флагом. И обошли-таки Рубиньо. Но до Михаэля, завоевавшего десятый «поул» Ferrari (это повторение рекорда команды образца 1974 года Лауда-Регаццони), осталось еще почти полсекунды. «Сегодня я был на пределе возможностей машины», - честно признался лидер McLaren: еще через четверть часа после квалификации он был весь мокрый, и выглядел совершенно измученным. Чемпион же, свежий как огурчик, в свойственном ему стиле не преминул заметить как бы вскользь: «Ferrari не слишком хорошо вела себя в первом и втором поворотах».

И все же не стоит преувеличивать легкость, с которой досталась Scuderia эта победа. Шумахер тоже пробовал изменить настройку в ходе квалификации. И тоже неудачно, испортив одну из попыток. К тому же можно привести любопытную статистику: по сравнению с прошлым годом, Михаэль улучшил результат на 2,3 секунды. Хаккинен на 3, а Култхард на 2,9. «Натура этой трассы такова, - заключил шотландец, который пока стойко держит все удары судьбы, - что здесь довольно легко установить, где ты теряешь время. Поэтому я уверен - завтра мы будем в хорошей форме».

Лучик надежды

Воскресенье. Разминка

Когда организаторы Гран При Малайзии добились права проводить свой этап мирового первенства последним в календаре-2000, они, безусловно, надеялись, что именно в Сепанге определится судьба чемпионской короны. И ожидали большого наплыва заморских туристов, которые, несомненно, захотят взглянуть на решающую схватку сезона. Мастерство Шумахера, просчеты McLaren лишили их такой возможности. Правда, не совсем ясной оставалась еще ситуация в командном зачете. Благодаря более чем спорной дисквалификации Култхарда в Бразилии и австрийскому скандалу, когда победные очки оставили Хаккинену, но отняли у McLaren, итальянская «конюшня» опережала англичан на целых 13 очков. «Только чудо может помешать нам набрать в гонке три очка», - говорил, спокойно улыбаясь, чемпион мира. И все же одна надежда у тех, кто хотел увидеть нечто иное, нежели ставшая обычной схватка «большой четверки», оставалась - малайзийская погода.

«Она настолько непредсказуема, что квалификация может принести парочку сюрпризов», - с надеждой в голосе говорил в четверг технический директор Sauber Билли Рампф. Увы, к огорчению команд-аутсайдеров, последние капли дождя упали на асфальт Сепанга в пятницу, за полтора часа до старта первой тренировки. А тропический циклон Яги только зарождался где-то к востоку от Тайваня, чтобы достичь Куала-Лумпура аж через неделю.

Так что воскресное утро встретило участников Гран При ясным небом, проливавшим на трассу испепеляющий зной. Золотые рыбки сонно шевелили красивыми хвостами в горячей воде маленьких бассейнов. Бдительные полицейские и бесчисленные работники охраны любезно, но твердо поднимали с изумрудных газонов изнемогавших от жары финнов, немцев, англичан: «Простите, это для вашей же пользы. Пройдите лучше в тень...» Ни малейшего намека на дождь и сюрпризы.

И тут, громом среди ясного неба, первое время Зонты в разминке. И Вурц, еще вчера блестяще подтвердивший свои собственные прогнозы, сумел оттеснить один из Ferrari на 6-е место. Надеюсь, теперь все разговоры обо мне остались в прошлом, - ликовал австриец, в третий раз подряд опередивший своего вконец расстроенного товарища по команде. - Пятое место на старте дня меня равнозначно поул-позишн». Но даже эти слова Александра лишь подтверждали простую истину - никто всерьез и не помышляет бросить вызов Ferrari и McLaren. «Большая четверка», как и на всех прочих трассах, оставалась вне конкуренции. И пока остальные напрягали все силы (сравните хотя бы время круга Зонты в гонке и на разминке), лидеры были заняты последними регулировками - в McLaren чуть изменили установку стабилизаторов поперечной устойчивости, - да обкаткой передних шин. Как мы уже знаем, для устранения дисбаланса управляемости на передние колеса необходимо поставить не свежие, а уже использованные.

Энциклопедия собственных ошибок

Воскресенье. Гонка

Солнце скрылось за облаками, но жара, как обычно, и не думала спадать. По-прежнему влажная, изнуряющая духота обволакивала тело, проникала в мозг, парализовала волю, застилая разум струящейся пеленой. Не верите? Думаете, все это не более чем красивое и не слишком уместное преувеличение? Но тогда почему, объясните мне, Хаккинен, зная, что его машина позволит еще до первого поворота ликвидировать 8-метровое отставание от красного Ferrari, сорвал McLaren с места, до того как погасли красные огни? Почему Рон Деннис, разрабатывая тактику гонки и зная, что только риск может принести двойную победу, главное и необходимое условие гипотетического командного первенства, решил, что Култхард должен лишний раз заезжать в боксы? Почему так непростительно ошибся сам Дэвид в простейшей ситуации, ведь на него не давил груз ответственности, для шотландца (как и для Шумахера) эта гонка ничего не решала... Я вижу только одно объяснение - с самого начала сезона авторитет Шумми, его постоянное психологическое давление на соперников, его непробиваемая выдержка даже в дни неудач действовали на всех в McLaren, как малайзийская жара. Постепенно затмевая разум, лишая воли, заставляя ошибиться...

«Я действительно тронулся раньше времени, - на убитого экс-чемпиона после финиша было больно смотреть. - Но ведь я полностью остановился еще до старта. И не пересек белой линии». Мика, разве ты забыл? Что позволено быку, то не позволено Юпитеру! Что можно было год назад в Бельгии, то сейчас никак не возможно - таковы резиновые правила нынешней Ф-1. Не прошло и 10 минут после старта, как судьи вынесли вердикт: «Виновен, 10 секунд штрафа».

Между тем на старте - и это тоже стало обычным в минувшем сезоне - не только Хаккинен внутри, но и Култхард по наружной стороне трассы без особых проблем опередили обладателя поул-позишн. И дело здесь не в фальстарте, не в том, что Михаэль «проспал» сигнал светофора. «Старт - наше слабое место, - признался он еще в середине сезона. - Будем над ним работать». Но пока, как видим, инженерам Ferrari не удалось нащупать тот путь, по которому ушли от них коллеги из McLaren.

Даже Вурцу и Вильневу удалось на несколько коротких мгновений опередить второго «жеребца из Маранелло». Но Баррикелло быстро восстановил статус-кво, выйдя из стартовой «эски» четвертым. А вот его земляк Педро Паоло Диниц устроил в этом повороте кучу-малу. Не рассчитав скорости своего Sauber - швейцарская машина второй сезон подряд отличается отменной резвостью с полными баками при слабых выступлениях в квалификации, - бразилец толкнул Prost Хайдфельда, тот, в свою очередь, зацепил Arrows де ла Росы, и для всех троих гонка на этом закончилась. «Так далеко ехать, чтобы сойти так рано!» - сокрушался Диниц. Судьи же решили выпустить на трассу пейс-кар.

В McLaren уже знали о неотвратимости наказания своего лидера, а потому предупредили Хаккинена, чтобы тот пропустил шотландца. Поэтому, как только серебристый Mercedes-Benz покинул трассу, Мика уступил дорогу Култхарду. Но сделал это так неудачно, что Шумахер и тут же Баррикелло обошли финна.

В тот самый момент, когда недавний лидер, отбыв штраф, с 40-секундным отставанием очутился на 18-м месте, наступил черед ошибаться его партнеру. Пытаясь насколько возможно оторваться от пары Ferrari, Дэвид слишком широко вышел из поворота Гентинг, выехал на обочину и в радиатор McLaren попала трава. Через несколько кругов инженеры английской команды увидели на своих мониторах, что температура воды и масла в двигателе шотландца поползла вверх. И, несмотря на то, что вскоре тревожный этот рост остановился, лидер получил приказ заехать в боксы. Так McLaren проиграл Гран При Малайзии.

«Для нас столь ранняя остановка стала полной неожиданностью, ухмылялся через два часа Браун. - Мы даже слегка струхнули: что там такое приготовили ребята из Уокинга?» Технический директор Scuderia не верил своему счастью - остановившись после 17 кругов, Култхард не только растерял свое 6-секундное преимущество, но и уступил еще пять. Ведь Михаэль, едва McLaren скрылся в боксах, понесся на всех парах, именно тогда установив свое лучшее время круга.

Нет, конечно, гонка на этом отнюдь не закончилась. Оба пилота серебристо-черных сражались как львы, Хаккинен наглядно доказал преимущество минимального числа дозаправок, остановившись аж на 35-м из 56 кругов. Култхард изо всех сил пытался повторить свой обгон годичной давности, по пятам преследуя лидера. «Дэвид здорово нажимал в конце, - спокойно рассказывал Шумахер после финиша. - Но я внимательно следил за состоянием последнего комплекта шин, так что вполне смог бы защитить свои позиции, если бы в этом возникла вдруг необходимость».

Необходимости не возникло. Хотя 10 кругов McLaren шел вплотную за Ferrari, но как только приближался слишком близко, переднее антикрыло теряло чистый поток воздуха. Если уж Хаккинен два круга тщетно пытался обойти Minardi Жене, прежде чем рискованнейшим маневром опередил испанца, едва не вылетев с трассы, то пройти в такой ситуации трехкратного чемпиона мира представлялось задачей нереальной. С чем Дэвид и смирился: «Если бы Михаэль ошибся, я бы его обошел. Но к несчастью, он ошибки не совершил».

...Жара не спадала. В клоунском красном парике по случаю победы Ferrari бронзовый призер чемпионата мира выглядел смешно и немного жалко. Рядом веселился Шумахер, а Култхард вдруг взялся просить прощения у чемпиона: «Иногда я слишком много говорил на публике, вместо того чтобы потолковать с Михаэлем с глазу на глаз. Так что в конце сезона я хочу извиниться за это и сказать, что он великий чемпион».

Удивил всех, и тоже после гонки, Баррикелло. В очередной раз попав на пьедестал благодаря ошибкам соперников, Рубенс счастливо улыбался, то и дело поправляя красный парик: «Должен сказать, что это было одним из лучших моих выступлений. После Хоккенхайма. И хотя Михаэль уходил по паре десятых на круге (иногда меньше), я был вполне доволен ситуацией. Главное, что я выполнил свою задачу на сезон - я стал самым серьезным соперником Михаэля в команде...» При одинаково разгромном счете побед и поул-позишн 1:9, проиграв 15 из 17 квалификаций, лишь единожды опередив Шумахера на финише, считать себя серьезным соперником?

Вот что делает с людьми красная жара на экваторе.

Александр Мельник

После гонки

Я не видел в зеркалах момент фальстарта Хаккинена, как видел фальстарт Култхарда в Индианаполисе, потому что Мика был в восьми метрах позади меня. Да и вообще, я вряд ли мог оценить ситуацию, поскольку сосредоточился на огнях светофора и на собственных действиях. Хорошего старта не получилось из-за сильной пробуксовки, Дэвид перетормозил меня, и в первый поворот я вошел третьим. Дэвид отрывался, и это меня беспокоило. Но сделать я ничего не мог. Я шел на пределе и надеялся только на ранний пит-стоп Култхарда. Это означало бы, что он идет быстрее на более легкой машине. Так оно и оказалось. Далее наступила очередь правильной стратегии дозаправок, на этом мы и подловили соперников.

Михаэль Шумахер




Просмотров: 1098 | Теги: №29(12.2000), Гран при

вход выход Created by SeldonSF