Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №29 (12.2000)

Из века в век

Из века в век

 

Брандл: Ferrari лидирует, но McLaren очень, очень близко. Никогда бы не выбрал Ferrari, чтобы скрыться от погони. Красный автомобиль привлекает слишком много внимания.

Уокер: Все может случиться в гонках Гран При, и действительно случается!

Последний чемпионат XX века. Поневоле тянет на пространные рассуждения о прошлом и будущем Формулы-1. Но делать глобальные выводы время еще не пришло. Пройдут годы, и 51-й чемпионат займет свое, рядовое или выдающееся, место в истории Ф-1. Чем он запомнится? Интереснейшими гонками, захватывающей интригой, красивой борьбой замечательных пилотов, но в первую очередь - победой Ferrari, одержанной после более чем 20-летнего перерыва. А еще множеством постепенных, а на самом деле - стремительных перемен, которые определят облик Формулы-1 наступающего века. Это и воскрешение Гран При США, причем не где-нибудь, а в Индианаполисе, в этой мекке мирового автоспорта. Это и появление в Ф-1 новых и возвращение старых имен, громких имен: Jaguar, Honda, BMW, Renault - гиганты мирового автомобилестроения выбрали себе полигон для соперничества. Это и постепенное превращение всей Ф-1 в огромную и очень сложную финансовую империю, с крайне запутанной структурой собственности и неясной системой управления.

Суть этого спорта уже давно не сводится к борьбе McLaren с Ferrari. Ф-1 борется с другими развлечениями, борется за внимание миллионов людей во всем мире. Для меня одним из самых важных событий этого сезона стало появление в ресторанах McDonalds по всей Европе моделей автомобилей Ф-1 в детских «комплексных обедах» Happy Meals. Одну неделю юным гурманам в нагрузку к кусочкам цыпленка и жареной картошке предлагали Benetton, другую - Williams, затем подошла очередь McLaren и Jordan. Эта кампания стала результатом соглашения между McDonalds и американским игрушечным гигантом Mattel. За месяц прожорливым европейским детям всучили 21 миллион моделей. Для McDonalds и Mattel это дополнительные прибыли. А для Ф-1 - огромная армия новых болельщиков, болельщиков XXI века.

А хотите знать, кто продал больше всех игрушечных автомобилей? Mattel? Matchbox? Hot Wheels? Правильный ответ - Shell. На своих 48 000 заправок по всему миру эта компания продала 25 миллионов моделей Ferrari! Ferrari -самая большая рыночная ценность Ф-1. Конкуренты не так далеки от нее в смысле спортивных достижений: 10-я победа в чемпионате пилотов позволила итальянцам приблизиться к McLaren (11 побед), а 10-й Кубок конструкторов обойти Williams (9 Кубков). Но пройдут годы, если не десятилетия, прежде чем какая-либо команда сможет сравняться по популярности с итальянцами. Именно поэтому увенчавшая век автомобиля победа Шумахера, первая для Ferrari за 21 год, названа исторической.

Успех - одним этим словом можно подвести итог прошедшему сезону. Успех зрительский и успех финансовый. На это нацелено все в современной Формуле-1. Без этого она не может существовать как спорт. А для всех нас автогонки Гран При - это прежде всего любимый спорт и гонщики, за которых мы болеем. Эта любовь стала частью жизни миллионов людей. Эта любовь во всем мире передается из поколения в поколение, а теперь можно сказать - из века в век.

Давайте же вспомним 17 мгновений этого сезона. И сделаем это вместе с двумя интереснейшими людьми: британскими тележурналистами Марри Уокером и Мартином Брандлом. Марри работал на всех гонках Ф-1 (за исключением Гран При Франции-2000, когда он подвернул ногу) начиная с 1949 года! Он много чего повидал в Ф-1 (еще больше - забыл, как утверждают злопыхатели), но с возрастом энтузиазма в его сверхэмоциональной манере комментирования только прибавилось. Мартин 12 лет выводил автомобили разных команд на старт Гран При. Но известность им принесла не только компетентность Брандла, но и чувство юмора, а также количество ситуаций, когда они попадали впросак. Чего не ляпнешь за два часа телерепортажа!

1. Гран При Австралии

Уокер: Смотрите! Смотрите!!! Дженсон Баттон!!! Этого просто не может быть! Он уже в первой десятке на двенадцатом месте!

В сущности, уже первая гонка расставила всех по местам. Мика Хаккинен взял поул-позишн, показав, что McLaren по-прежнему располагает самым быстрым автомобилем. Но команда спалила четыре двигателя за уик-энд. Два из них - в гонке. В итоге 1-е и 2-е место досталось Ferrari. Сошли и оба Jordan, стартовавшие, в соответствии с прошлогодним статусом, с 3-й линии стартового поля. Технические проблемы будут преследовать эту команду весь год и отбросят с завоеванных в 1999 году позиций. 3-е же место в австралийской гонке (а затем - и по итогам всего сезона) досталось Williams и Ральфу Шумахеру. Супердебютант этой команды, Дженсон Баттон, выбыл из гонки в Мельбурне в момент, когда шел на 6-м месте, куда он пробился с 21-й позиции на старте!

2. Гран При Бразилии

Брандл: Вылетел Алези! Пустяковая авария, а ремонта - тысяч на 200-300. Мне кажется, что в этом сезоне прольется немало галльских слез. У Алези очень короткий запал. Помню, однажды мы столкнулись с ним нос к носу в Имоле и он завывал: «Я убью тебя! Я убью-ю-ю тебя!» А теперь мы лучшие друзья.

В Бразилии Дженсон Баттон стал-таки самым молодым в истории Ф-1 гонщиком, набравшим очки в Гран При чемпионата мира. Правда, 6-е место досталось Дженсону после дисквалификации Дэвида Култхарда. Бразильский этап вообще отличился по части скандалов: пять автомобилей из первой шестерки пришли на финиш со стесанными досками скольжения. Заубер вообще снял свою команду с соревнований после поломки задних антикрыльев на обеих машинах. (Типичный пример проблем, которые не позволили Sauber сделать шаг вперед в этом сезоне.) А сбитый порывом ветра рекламный щит едва не рухнул на голову Жана Алези. Неприятности продолжали сыпаться на Prost весь сезон. В результате - последнее место в чемпионате. А гонку снова выиграл Михаэль Шумахер, в то время как пилоты McLaren снова не набрали ни одного очка.

3. Гран При Сан-Марино

Брандл: Ну вот, сегодня у Михаэля совсем другое выражение лица. Вчера после ошибки в квалификации он походил на бульдога, проглотившего осу. Сегодня совсем другое дело.

К восторгу тысяч тифози Михаэль Шумахер приносит Ferrari третью победу Подряд. А Хаккинен после третьей подряд поул-позишн только-только набирает первые для McLaren очки в сезоне. Но важно другое: в Имоле красные автомобили оказались способны потягаться с McLaren не только в надежности, но и в скорости. «Неудачи деморализовали нас, - жаловался шеф английской команды Рои Деннис. - А ведь мы подготовили зимой специальный автомобиль, чтобы избежать в первых гонках проблем, с которыми сталкивались в прошлых сезонах».

4. Гран При Великобритании

Уокер: Дэвид, вставляющий затычки в уши, выглядит очень бодрым.

Брандл: Гонщики всегда беспокоятся, чтобы беруши не провалились внутрь. У большинства гонщиков по другую сторону уха пустота, и беруши могут провалиться туда в любой момент. Потом приходится их вылавливать.

Уокер: (после очень долгой паузы): Сид Уоткинс, наш главврач и крупнейший в мире нейрохирург, рассказал мне, что недавно сделал сканирование мозга гонщика и не обнаружил там ничего. После этой твоей шутки, Мартин, я ему верю.

Одержав победу в гонке. Дэвид Култхард честно попытался за волосы вытащить себя вместе с автомобилем из болота, в котором команда оказалась в Сильверстоуне. Причем из болота в буквальном смысле этого слова. Дожди размыли все подъезды к трассе. Дошло до того, что зрителей просили не являться на автодром. Кульминацией этого театра абсурда стал момент, когда вездеход, попытавшийся вытащить автомобиль Култхарда, сам увяз в грязи.

5. Гран При Испании

Брандл: Меня всегда интересовало, что делают все эти люди на стартовом поле перед Гран При. Взгляните, Михаэля Шумахера окружила толпа человек в 50 или 60. Одни разговаривают с ним, другие просто пытаются пожать ему руку. В других видах спорта это немыслимо. Можете вы себе представить футболиста, который перед пробитием пенальти должен побеседовать с целой толпой зевак?

Третий раз подряд гонщики McLaren занимают две верхние ступени пьедестала в Испании. Первая победа Хаккинена в сезоне. Култхард со сломанными в авиакатастрофе ребрами пришел вторым. У Ferrari же все пошло наперекосяк после того, как Шумахер во время дозаправки переехал механика.



6. Гран При Европы

Уокер: Автомобилей совершенно не видно за стеной дождя и брызг. Гонка превращается в кошмар комментатора.

Брандл: Если честно, Марри, мне кажется, что это мечта комментатора. Мы увидим массу интересных событий на трассе.

Гонка на Нюрбургринге чем-то напоминала оперу Вагнера. Тысячеголосое эхо приветствий проносится над огромными трибунами. Красный Барон, вскинув руку, в туче брызг пересекает финишную черту. Накануне Култхард впервые за два года выиграл квалификацию. Шотландец был счастлив и не думал о том, что с Венгрии-99 никто не выигрывал гонку с «поула».

7. Гран При Монако

Брандл: Если я не ошибаюсь, последний раз Гран При стартовал три раза в 1987 году. И я был причиной обоих рестартов. Сначала я столкнулся с Эдди Чивером, а потом у меня сломалась подвеска.

Уокер: Я это хорошо помню. Австрия. Я еще сказал тогда: «Ну и хулиган этот Брандл!»

Гонка стартовала три раза (заглох Вурц, затем отказала система хронометража и случился завал в «Луи»). И каждый раз вперед с «поула» уверенно уходил Михаэль Шумахер. Так же уверенно он лидировал и в тот момент, когда на Ferrari «расплавилась» задняя подвеска. Проклятие поул-позишн продолжает действовать. Победа досталась Култхарду. «Если честно, я бы хотел, чтобы автомобиль Михаэля сломался не сейчас, а в тот день, когда он выиграл здесь у меня», - вздохнул в микрофон Брандл.


8. Гран При Канады

Брандл: Рубенс еще ни разу не выигрывал Гран При. Если бы я был на месте Баррикелло и знал все, что знаю теперь, я бы изо всей силы нажал на газ и выиграл...

Уокер: ... свою последнюю гонку в Ferrari.

Гран При выиграл Михаэль Шумахер. Тринадцать гонок понадобилось, чтобы снять проклятие с обладателя поул-позишн. Удача была на стороне Михаэля. Култхарда, единственного реального соперника, наказали 10-секундным штрафом. Остальных преследователей отсек от немца прекрасно стартовавший, но недостаточно быстрый Вильнев. Ferrari Михаэля явно испытывал проблемы, и перед финишем своего товарища по команде нагнал Баррикелло, но он так и не решился нарушить приказ и обойти лидера. Третье место второй раз подряд занял Физикелла. Приход Флавио Бриаторе явно пошел Benetton на пользу. Похоже, для этого новому руководителю достаточно было просто нахмурить брови. А что будет, когда в следующем сезоне он топнет ногой?

9. Гран При Франции

Брандл: Михаэль Шумахер удивил меня. Мне случилось лететь с ним через океан в одном самолете, и мы всю дорогу болтали о старых добрых временах. И единственное, о чем Михаэль ни разу не упомянул за три часа, это о своей недавней победе. Такое впечатление, что она была для него чем-то само собой разумеющимся и запланированным. А ведь, как Марри неоднократно повторяет в наших репортажах, в Ф-1 все может случиться.

Уокер: И действительно случается!

Бенефис Дэвида Култхарда. Он не только одолел обоих гонщиков Ferrari в непосредственном единоборстве, но еще и умудрился в процессе обгона показать Шумахеру неприличный жест. Именно Дэвид считается теперь основным соперником Михаэля. Мика Хаккинен выглядит бледно. Недруги говорят, что финн «не в состоянии выдержать давления». Сочувствующие вздыхают, что он «слишком увлечен романтическим желанием завести ребенка». Рон Деннис отправляет финна в отпуск перед следующей гонкой.



10. Гран При Австрии

Уокер: Хаккинен удивляет меня. Я подхожу к нему, когда он садится в автомобиль, чтобы стартовать в Гран При. Я сую ему под нос микрофон, и он начинает преспокойно отвечать на мои вопросы.

Брандл: Должно быть, у них в Финляндии в жилах течет водка вместо крови.

Безвыигрышная серия Михаэля продолжается. Он выбывает в первом же повороте. От досады Шумахер готов вручную вытолкать свой автомобиль на трассу, чтобы остановить гонку. Он подбегает к судьям и пытается чуть ли не силой заставить их выбросить красные флаги. Но гонка продолжается, и отдохнувший Хаккинен легко выигрывает Гран При. Правда, судьи чуть было не отняли у него победу после довольно запутанной истории с отлетевшей пломбой на электронном блоке автомобиля.


11. Гран При Германии

Уокер: Смотрите! Я не знаю, что нам показывают! Какой-то человек, судя по виду,- представитель Mercedes, карабкается по лестнице!

Брандл: Марри, это парень с клетчатым флагом поднимается на судейскую вышку.

Рубенс Баррикелло выигрывает свой первый Гран При с почти рекордного 18-го места на старте после абсолютно рекордных 124 гонок без единой победы. На пьедестале бразилец не в силах сдержать счастливых слез. Большую роль в его триумфе сыграла удача. Сначала человек, протестующий против увольнения его из Mercedes- Benz, вызвал на трассу автомобиль безопасности, сожравший все преимущество Хаккинена. А затем пошел дождь. Бразилец рискнул остаться на псевдосликах. И угадал. Михаэль Шумахер снова попал в аварию в первом же повороте. В четырех гонках из последних пяти немец не набирает ни одного очка!







12. Гран При Венгрии

Брандл: Если Мика Хаккинен когда-либо выиграет гонку за Ferrari, люди на трибунах оглохнут от собственного крика. Ибо все они будут либо в красных кепках, либо с финскими флагами.

Множество людей, страдающих бессонницей, в этот воскресный полдень избавились от своего недуга. После триллера двухнедельной давности венгерская гонка показалась удручающе скучной. Лидеры приехали на финиш в том же порядке, в каком вошли в первый поворот. Гран При выиграл Хаккинен, и произошло невероятное: он обошел Шумахера в общем зачете, несмотря на то что четыре гонки назад уступал немцу 24 очка!

«Тогда мы подумали, что упустили и этот сезон, - вспоминает технический директор Ferrari Браун. - Что-то мы делали не так, слишком сильно старались. И тогда мы изменили подход, стали действовать проще, сделали шаг назад, отказались от сложных решений, и все снова стало получаться».

13. Гран При Италии

Брандл: Все гонщики, вовлеченные в инцидент на первом круге, будут вызваны судьями для разбирательства. Впрочем, для них это вряд ли будет сюрпризом. Так бывает всегда. Однажды, после того как Герхард Бергер въехал в меня на Гран При Канады, я покинул было автодром, чтобы успеть к самолету. Меня вернули, уже когда я проходил паспортный контроль. Я не был виноват в том столкновении, но вынужден был вернуться и рассказать свою половину истории.

Смерть пожарного, убитого обломком одного из шести автомобилей, попавших в завал на нервом круге, еще раз напомнила, каких жертв подчас требует автоспорт. Но Михаэль Шумахер рыдал на пресс-конференции не из-за погибшего итальянца. Он ничего не знал об этом. Слишком тяжело досталась ему 41-я победа, после которой он сравнялся по числу выигранных Гран При с Айртоном Сенной. И теперь, от еще недавно казавшегося неудержимым Хаккинена его отделяли всего 2 очка. Отличился в Италии и Ферстаппен - 4-е место. В этом сезоне Arrows выбилась в середняки из неизменного соперника Minardi за право стартовать последним. Жаль только, что де ла Роса разбился в завале на первом круге. «Мне довелось разбить пару машин Тома Уокиншоу, - вздыхал Брандл. - После этого он становился еще суровее и толще».

14. Гран При США

Брандл: Американцы не могут понять, почему гонщики Ф-1 говорят, что профилированный вираж - это легко: вдавил педаль газа в пол и сиди читай газету. «Индикары» развивают здесь скорость на 100 км/ч большую со своими чайными подносами на месте заднего антикрыла. А теперь взгляните на эти амбарные ворота позади McLaren.

Михаэль Шумахер заканчивал гонку в таком одиночестве, что под конец «заснул» за рулем и едва не оказался в отбойниках. Култхарда оштрафовали за фальстарт. Хаккинена вновь подвел двигатель. В результате пару минут в лучах славы побывала даже Minardi (редчайший случай в этом сезоне). Гастон Маццакане каким-то чудом оказался на 3-м месте и боролся за позицию с самим Хаккиненом. Но потом аргентинец сбил двух собственных механиков и спалил двигатель. И все же он вряд ли заслужил увесистую банку пива, которой швырнул в него какой-то пьяный болельщик. Американцам, к слову, Гран При понравился. После гонки говорили о 225 тысячах -самой большой зрительской аудитории за всю историю Ф-1.

15. Гран При Бельгии

Брандл: Это удивительная трасса. У меня захватывает дух, когда я вижу, как автомобили проходят «Красную воду». Сидя в кокпите, я волновался не так сильно. И мне кажется, что старт за автомобилем безопасности - неверное решение. Я много раз гонялся здесь в дождь. Мы стартовали, когда воды было раз в пять больше, а на входе в «Источник» нельзя было разглядеть даже собственного руля. Это опасный спорт. Об этом написано на обратной стороне зрительских билетов. Но Спа не нуждается в автомобиле безопасности.

Гонка стартовала за автомобилем безопасности. По мере подсыхания асфальта менялась и ситуация на трассе. Хаккинен, казалось, упустил победу после вылета на 13-м круге. Но затем «сухие» настройки McLaren дали о себе знать. Хаккинен догнал Шумахера. А «обгон века» окончательно похоронил разговоры, что Мика в этом сезоне «не тот». Михаэль обошел отставшего на круг Зонту слева, а Мика на скорости 300 км/ч сумел протиснуться справа в пространство, как раз достаточное для его автомобиля и еще одной пачки сигарет. «Михаэль наверняка был удивлен, - комментировал ситуацию Брандл. - О том, как удивился Зонта, можно только догадываться».

16. Гран При Японии

Уокер: Что там земля! Тряслась даже моя комментаторская кабина!

Ни землетрясение (которое действительно имело место в пятницу), ни наводнение (дело, впрочем, ограничилось легким дождем в воскресенье), ни ураган (эмоций, которые, несомненно, захлестывали Михаэля Шумахера на последних кругах японской гонки), ни даже сам Мика Хаккинен (обошедший-таки Шумахера в первом повороте, но упустивший победу после не вовремя проведенной дозаправки) уже не могли остановить Михаэля. Он сделал это. Чемпионский титул у гонщика Ferrari! И от Италии до Японии земля затряслась под ногами ликующих болельщиков Scuderia, а в воздухе стало темно от красных кепок.

17. Гран При Малайзии

Уокер: Я надеюсь, хоть он не станет напяливать на голову парик. Нет, он делает это! Мой бог, он делает это! Нужны какие-то комментарии?

Брандл: Учитывая, что Михаэль рекламирует L'Oreal, можно сказать: «Ведь он этого достоин!»

Если в Японии механики Ferrari стриглись наголо во исполнение обетов, данных на случай победы Шумахера, то в Малайзии, после победы в Кубке конструкторов, щеголяли в красных париках. Довольно детский, но вполне подходящий способ отпраздновать завершение этого интересного и трудного, полного яростной борьбы на трассе, словесных перепалок и тяжелой закулисной политики сезона. Почему бы не подурачиться немного? В париках красовались все: Шумахер, Баррикелло, Бадоер, Браун и даже Тодт. Но, если честно, лучше от этого стал выглядеть только последний.

Ferrari и McLaren были великолепны и подарили нам удивительный сезон. Но что это мы все Шумахер да Хаккинен. Култхард да Баррикелло? Где же остальные? Остальные ни разу не сумели подняться выше 3-го места (если не считать Бразилию, где был дисквалифицирован Култхард).

Как бы ни был талантлив гонщик, в Ф-1 он может проявить себя, только если это ему позволит автомобиль. Степень, в которой удалось отличиться пилотам за спиной McLaren и Ferrari и этом сезоне, в точности соответствует уровню их команд. «Лучшим среди остальных» стал Ральф Шумахер. Третье место Williams-BMW позволило говорить о супердебюте Дженсона Баттона - пожалуй, самом ярком открытии этого сезона. Прогресс BAR-Honda напомнил о мастерстве Жака Вильнева. Правда, свое умение большей частью он проявлял в великолепных стартах и упорном сопротивлении, которое оказывал гораздо более быстрым соперникам. В рамках возможностей автомобилей подтвердили свой уровень Физикелла, Френтцен, Трулли, Ферстаппен, Сало и даже Ирвайн. Хотя Jaguar в дебютном сезоне привлекал больше внимания своим передвижным дворцом в паддоке, чем конкурентоспособностью автомобилей. Выступления прочих пилотов особенно удачными не назовешь, но почти все оказались там, где их и ожидали увидеть. За исключением, быть может, гонщиков Prost. Но это, как и вообще разговор о том, почему Ferrari и McLaren настолько ушли вперед в техническом плане, отдельная история. И мы к ней обязательно вернемся. В следующем сезоне.

Ник Нидело

Категория: №29 (12.2000) | Добавил: LiRiK3t (15.07.2013)
Просмотров: 1028 | Теги: №29(12.2000), тема
вход выход Created by SeldonSF