 Из
века в век
Брандл: Ferrari лидирует, но
McLaren очень, очень близко. Никогда бы не выбрал Ferrari, чтобы скрыться от
погони. Красный автомобиль привлекает слишком много внимания.
Уокер: Все может случиться в гонках
Гран При, и действительно случается!
Последний
чемпионат XX века. Поневоле тянет на пространные рассуждения о прошлом и будущем
Формулы-1. Но делать глобальные выводы время еще не пришло. Пройдут годы, и
51-й чемпионат займет свое, рядовое или выдающееся, место в истории Ф-1. Чем он
запомнится? Интереснейшими гонками, захватывающей интригой, красивой борьбой
замечательных пилотов, но в первую очередь - победой Ferrari, одержанной после
более чем 20-летнего перерыва. А еще множеством постепенных, а на самом деле -
стремительных перемен, которые определят облик Формулы-1 наступающего века. Это
и воскрешение Гран При США, причем не где-нибудь, а в Индианаполисе, в этой
мекке мирового автоспорта. Это и появление в Ф-1 новых и возвращение старых
имен, громких имен: Jaguar, Honda, BMW, Renault - гиганты мирового
автомобилестроения выбрали себе полигон для соперничества. Это и постепенное
превращение всей Ф-1 в огромную и очень сложную финансовую империю, с крайне
запутанной структурой собственности и неясной системой управления.
Суть
этого спорта уже давно не сводится к борьбе McLaren с Ferrari. Ф-1 борется с
другими развлечениями, борется за внимание миллионов людей во всем мире. Для
меня одним из самых важных событий этого сезона стало появление в ресторанах
McDonalds по всей Европе моделей автомобилей Ф-1 в детских «комплексных обедах»
Happy Meals. Одну неделю юным гурманам в нагрузку к кусочкам цыпленка и жареной
картошке предлагали Benetton, другую - Williams, затем подошла очередь McLaren
и Jordan. Эта кампания стала результатом соглашения между McDonalds и
американским игрушечным гигантом Mattel. За месяц прожорливым европейским детям
всучили 21 миллион моделей. Для McDonalds и Mattel это дополнительные прибыли.
А для Ф-1 - огромная армия новых болельщиков, болельщиков XXI века.
А
хотите знать, кто продал больше всех игрушечных автомобилей? Mattel? Matchbox? Hot Wheels? Правильный ответ - Shell. На своих 48 000
заправок по всему миру эта компания продала 25 миллионов моделей Ferrari!
Ferrari -самая большая рыночная ценность Ф-1. Конкуренты не так далеки от нее в
смысле спортивных достижений: 10-я победа в чемпионате пилотов позволила
итальянцам приблизиться к McLaren (11 побед), а 10-й Кубок конструкторов обойти
Williams (9 Кубков). Но пройдут годы, если не десятилетия, прежде чем
какая-либо команда сможет сравняться по популярности с итальянцами. Именно
поэтому увенчавшая век автомобиля победа Шумахера, первая для Ferrari за 21
год, названа исторической.
Успех
- одним этим словом можно подвести итог прошедшему сезону. Успех зрительский и
успех финансовый. На это нацелено все в современной Формуле-1. Без этого она не
может существовать как спорт. А для всех нас автогонки Гран При - это прежде
всего любимый спорт и гонщики, за которых мы болеем. Эта любовь стала частью
жизни миллионов людей. Эта любовь во всем мире передается из поколения в
поколение, а теперь можно сказать - из века в век.
Давайте
же вспомним 17 мгновений этого сезона. И сделаем это вместе с двумя интереснейшими
людьми: британскими тележурналистами Марри Уокером и Мартином Брандлом. Марри
работал на всех гонках Ф-1 (за исключением Гран При Франции-2000, когда он
подвернул ногу) начиная с 1949 года! Он много чего повидал в Ф-1 (еще больше -
забыл, как утверждают злопыхатели), но с возрастом энтузиазма в его
сверхэмоциональной манере комментирования только прибавилось. Мартин 12 лет
выводил автомобили разных команд на старт Гран При. Но известность им принесла
не только компетентность Брандла, но и чувство юмора, а также количество
ситуаций, когда они попадали впросак. Чего не ляпнешь за два часа
телерепортажа!
1. Гран При Австралии
Уокер: Смотрите! Смотрите!!! Дженсон Баттон!!!
Этого просто не может быть! Он уже в первой десятке на двенадцатом месте!
В
сущности, уже первая гонка расставила всех по местам. Мика Хаккинен взял
поул-позишн, показав, что McLaren по-прежнему располагает самым быстрым
автомобилем. Но команда спалила четыре двигателя за уик-энд. Два из них - в
гонке. В итоге 1-е и 2-е место досталось Ferrari. Сошли и оба Jordan,
стартовавшие, в соответствии с прошлогодним статусом, с 3-й линии стартового
поля. Технические проблемы будут преследовать эту команду весь год и отбросят с
завоеванных в 1999 году позиций. 3-е же место в австралийской гонке (а затем -
и по итогам всего сезона) досталось Williams и Ральфу Шумахеру. Супердебютант
этой команды, Дженсон Баттон, выбыл из гонки в Мельбурне в момент, когда шел на
6-м месте, куда он пробился с 21-й позиции на старте!
2. Гран При Бразилии
Брандл: Вылетел Алези! Пустяковая авария,
а ремонта - тысяч на 200-300. Мне кажется, что в этом сезоне прольется немало
галльских слез. У Алези очень короткий запал. Помню, однажды мы столкнулись с
ним нос к носу в Имоле и он завывал: «Я убью тебя! Я убью-ю-ю тебя!» А теперь
мы лучшие друзья.
В
Бразилии Дженсон Баттон стал-таки самым молодым в истории Ф-1 гонщиком,
набравшим очки в Гран При чемпионата мира. Правда, 6-е место досталось Дженсону
после дисквалификации Дэвида Култхарда. Бразильский этап вообще отличился по
части скандалов: пять автомобилей из первой шестерки пришли на финиш со
стесанными досками скольжения. Заубер вообще снял свою команду с соревнований
после поломки задних антикрыльев на обеих машинах. (Типичный пример проблем,
которые не позволили Sauber сделать шаг вперед в этом сезоне.) А сбитый порывом
ветра рекламный щит едва не рухнул на голову Жана Алези. Неприятности
продолжали сыпаться на Prost весь сезон. В результате - последнее место в
чемпионате. А гонку снова выиграл Михаэль Шумахер, в то время как пилоты McLaren
снова не набрали ни одного очка.
3. Гран При Сан-Марино
Брандл: Ну вот, сегодня у Михаэля совсем
другое выражение лица. Вчера после ошибки в квалификации он походил на бульдога, проглотившего осу.
Сегодня совсем другое дело.
К
восторгу тысяч тифози Михаэль Шумахер приносит Ferrari третью победу Подряд. А
Хаккинен после третьей подряд поул-позишн только-только набирает первые для
McLaren очки в сезоне. Но важно другое: в Имоле красные автомобили оказались
способны потягаться с McLaren не только в надежности, но и в скорости. «Неудачи
деморализовали нас, - жаловался шеф английской команды Рои Деннис. - А ведь мы
подготовили зимой специальный автомобиль, чтобы избежать в первых гонках
проблем, с которыми сталкивались в прошлых сезонах».
4. Гран При Великобритании
Уокер: Дэвид, вставляющий затычки в уши,
выглядит очень бодрым.
Брандл: Гонщики всегда беспокоятся, чтобы
беруши не провалились внутрь. У большинства гонщиков по другую сторону уха
пустота, и беруши могут провалиться туда в любой момент. Потом приходится их
вылавливать.
Уокер: (после очень долгой паузы): Сид
Уоткинс, наш главврач и крупнейший в мире нейрохирург, рассказал мне, что
недавно сделал сканирование мозга гонщика и не обнаружил там ничего. После этой
твоей шутки, Мартин, я ему верю.
Одержав
победу в гонке. Дэвид Култхард честно попытался за волосы вытащить себя вместе
с автомобилем из болота, в котором команда оказалась в Сильверстоуне. Причем из
болота в буквальном смысле этого слова. Дожди размыли все подъезды к трассе.
Дошло до того, что зрителей просили не являться на автодром. Кульминацией этого
театра абсурда стал момент, когда вездеход, попытавшийся вытащить автомобиль
Култхарда, сам увяз в грязи.
 5. Гран При Испании
Брандл: Меня всегда интересовало, что
делают все эти люди на стартовом поле перед Гран При. Взгляните, Михаэля
Шумахера окружила толпа человек в 50 или 60. Одни разговаривают с ним, другие
просто пытаются пожать ему руку. В других видах спорта это немыслимо. Можете вы
себе представить футболиста, который перед пробитием пенальти должен
побеседовать с целой толпой зевак?
Третий
раз подряд гонщики McLaren занимают две верхние ступени пьедестала в Испании.
Первая победа Хаккинена в сезоне. Култхард со сломанными в авиакатастрофе
ребрами пришел вторым. У Ferrari же все пошло наперекосяк после того, как
Шумахер во время дозаправки переехал механика.
6.
Гран При Европы
Уокер: Автомобилей совершенно не видно за
стеной дождя и брызг. Гонка превращается в кошмар комментатора.
Брандл: Если честно, Марри, мне кажется,
что это мечта комментатора. Мы увидим массу интересных событий на трассе.
Гонка
на Нюрбургринге чем-то напоминала оперу Вагнера. Тысячеголосое эхо приветствий
проносится над огромными трибунами. Красный Барон, вскинув руку, в туче брызг
пересекает финишную черту. Накануне Култхард впервые за два года выиграл
квалификацию. Шотландец был счастлив и не думал о том, что с Венгрии-99 никто
не выигрывал гонку с «поула».
7. Гран При Монако
Брандл: Если я не ошибаюсь, последний раз
Гран При стартовал три раза в 1987 году. И я был причиной обоих рестартов.
Сначала я столкнулся с Эдди Чивером, а потом у меня сломалась подвеска.
Уокер:
Я это хорошо
помню. Австрия. Я еще сказал тогда: «Ну и хулиган этот Брандл!»
Гонка
стартовала три раза (заглох Вурц, затем отказала система хронометража и
случился завал в «Луи»). И каждый раз вперед с «поула» уверенно уходил Михаэль
Шумахер. Так же уверенно он лидировал и в тот момент, когда на Ferrari «расплавилась»
задняя подвеска. Проклятие поул-позишн продолжает действовать. Победа досталась
Култхарду. «Если честно, я бы хотел, чтобы автомобиль Михаэля сломался не
сейчас, а в тот день, когда он выиграл здесь у меня», - вздохнул в микрофон
Брандл.
8. Гран При Канады
Брандл: Рубенс
еще ни разу не выигрывал Гран При. Если бы я был на месте Баррикелло и знал
все, что знаю теперь, я бы изо всей силы нажал на газ и выиграл...
Уокер: ... свою последнюю гонку в
Ferrari.
Гран
При выиграл Михаэль Шумахер. Тринадцать гонок понадобилось, чтобы снять
проклятие с обладателя поул-позишн. Удача была на стороне Михаэля. Култхарда,
единственного реального соперника, наказали 10-секундным штрафом. Остальных
преследователей отсек от немца прекрасно стартовавший, но недостаточно быстрый
Вильнев. Ferrari Михаэля явно испытывал проблемы, и перед финишем своего
товарища по команде нагнал Баррикелло, но он так и не решился нарушить приказ и
обойти лидера. Третье место второй раз подряд занял Физикелла. Приход Флавио Бриаторе
явно пошел Benetton на пользу. Похоже, для этого новому руководителю достаточно
было просто нахмурить брови. А что будет, когда в следующем сезоне он топнет
ногой?
9. Гран При Франции
Брандл: Михаэль Шумахер удивил меня. Мне
случилось лететь с ним через океан в одном самолете, и мы всю дорогу болтали о
старых добрых временах. И единственное, о чем Михаэль ни разу не упомянул за
три часа, это о своей недавней победе. Такое впечатление, что она была для него
чем-то само собой разумеющимся и запланированным. А ведь, как Марри
неоднократно повторяет в наших репортажах, в Ф-1 все может случиться.
Уокер:
И действительно
случается!
Бенефис
Дэвида Култхарда. Он не только одолел обоих гонщиков Ferrari в непосредственном
единоборстве, но еще и умудрился в процессе обгона показать Шумахеру
неприличный жест. Именно Дэвид считается теперь основным соперником Михаэля.
Мика Хаккинен выглядит бледно. Недруги говорят, что финн «не в состоянии
выдержать давления». Сочувствующие вздыхают, что он «слишком увлечен
романтическим желанием завести ребенка». Рон Деннис отправляет финна в отпуск
перед следующей гонкой.
10. Гран При Австрии
Уокер: Хаккинен удивляет меня. Я подхожу
к нему, когда он садится в автомобиль, чтобы стартовать в Гран При. Я сую ему
под нос микрофон, и он начинает преспокойно отвечать на мои вопросы.
Брандл: Должно быть, у них в Финляндии в
жилах течет водка вместо крови.
Безвыигрышная
серия Михаэля продолжается. Он выбывает в первом же повороте. От досады Шумахер
готов вручную вытолкать свой автомобиль на трассу, чтобы остановить гонку. Он
подбегает к судьям и пытается чуть ли не силой заставить их выбросить красные
флаги. Но гонка продолжается, и отдохнувший Хаккинен легко выигрывает Гран При.
Правда, судьи чуть было не отняли у него победу после довольно запутанной
истории с отлетевшей пломбой на электронном блоке автомобиля.
11. Гран При Германии
Уокер: Смотрите!
Я
не
знаю,
что
нам
показывают!
Какой-то человек,
судя
по
виду,-
представитель
Mercedes, карабкается
по
лестнице!
Брандл: Марри, это парень с клетчатым флагом
поднимается на судейскую вышку.
Рубенс
Баррикелло выигрывает свой первый Гран При с почти рекордного 18-го места на
старте после абсолютно рекордных 124 гонок без единой победы. На пьедестале
бразилец не в силах сдержать счастливых слез. Большую роль в его триумфе
сыграла удача. Сначала человек, протестующий против увольнения его из Mercedes-
Benz, вызвал на трассу автомобиль безопасности, сожравший все преимущество
Хаккинена. А затем пошел дождь. Бразилец рискнул остаться на псевдосликах. И
угадал. Михаэль Шумахер снова попал в аварию в первом же повороте. В четырех
гонках из последних пяти немец не набирает ни одного очка!
12. Гран При Венгрии
Брандл: Если Мика Хаккинен когда-либо
выиграет гонку за Ferrari, люди на трибунах оглохнут от собственного крика. Ибо
все они будут либо в красных кепках, либо с финскими флагами.
Множество
людей, страдающих бессонницей, в этот воскресный полдень избавились от своего
недуга. После триллера двухнедельной давности венгерская гонка показалась
удручающе скучной. Лидеры приехали на финиш в том же порядке, в каком вошли в
первый поворот. Гран При выиграл Хаккинен, и произошло невероятное: он обошел
Шумахера в общем зачете, несмотря на то что четыре гонки назад уступал немцу 24
очка!
«Тогда
мы подумали, что упустили и этот сезон, - вспоминает технический директор
Ferrari Браун. - Что-то мы делали не так, слишком сильно старались. И тогда мы
изменили подход, стали действовать проще, сделали шаг назад, отказались от
сложных решений, и все снова стало получаться».
13. Гран При Италии
Брандл: Все гонщики, вовлеченные в
инцидент на первом круге, будут вызваны судьями для разбирательства. Впрочем,
для них это вряд ли будет сюрпризом. Так бывает всегда. Однажды, после того как
Герхард Бергер въехал в меня на Гран При Канады, я покинул было автодром, чтобы
успеть к самолету. Меня вернули, уже когда я проходил паспортный контроль. Я не
был виноват в том столкновении, но вынужден был вернуться и рассказать свою
половину истории.
Смерть
пожарного, убитого обломком одного из шести автомобилей, попавших в завал на
нервом круге, еще раз напомнила, каких жертв подчас требует автоспорт. Но
Михаэль Шумахер рыдал на пресс-конференции не из-за погибшего итальянца. Он
ничего не знал об этом. Слишком тяжело досталась ему 41-я победа, после которой
он сравнялся по числу выигранных Гран При с Айртоном Сенной. И теперь, от еще
недавно казавшегося неудержимым Хаккинена его отделяли всего 2 очка. Отличился
в Италии и Ферстаппен - 4-е место. В этом сезоне Arrows выбилась в середняки из
неизменного соперника Minardi за право стартовать последним. Жаль только, что
де ла Роса разбился в завале на первом круге. «Мне довелось разбить пару машин
Тома Уокиншоу, - вздыхал Брандл. - После этого он становился еще суровее и
толще».
14. Гран При США
Брандл: Американцы не могут понять, почему
гонщики Ф-1 говорят, что профилированный вираж - это легко: вдавил педаль газа
в пол и сиди читай газету. «Индикары» развивают здесь скорость на 100 км/ч
большую со своими чайными подносами на месте заднего антикрыла. А теперь
взгляните на эти амбарные ворота позади McLaren.
Михаэль
Шумахер заканчивал гонку в таком одиночестве, что под конец «заснул» за рулем и
едва не оказался в отбойниках. Култхарда оштрафовали за фальстарт. Хаккинена
вновь подвел двигатель. В результате пару минут в лучах славы побывала даже
Minardi (редчайший случай в этом сезоне). Гастон Маццакане каким-то чудом
оказался на 3-м месте и боролся за позицию с самим Хаккиненом. Но потом
аргентинец сбил двух собственных механиков и спалил двигатель. И все же он вряд
ли заслужил увесистую банку пива, которой швырнул в него какой-то пьяный
болельщик. Американцам, к слову, Гран При понравился. После гонки говорили о
225 тысячах -самой большой зрительской аудитории за всю историю Ф-1.
15. Гран При Бельгии
Брандл: Это удивительная трасса. У меня
захватывает дух, когда я вижу, как автомобили проходят «Красную воду». Сидя в
кокпите, я волновался не так сильно. И мне кажется, что старт за автомобилем
безопасности - неверное решение. Я много раз гонялся здесь в дождь. Мы стартовали,
когда воды было раз в пять больше, а на входе в «Источник» нельзя было
разглядеть даже собственного руля. Это опасный спорт. Об этом написано на
обратной стороне зрительских билетов. Но Спа не нуждается в автомобиле
безопасности.
Гонка
стартовала за автомобилем безопасности. По мере подсыхания асфальта менялась и
ситуация на трассе. Хаккинен, казалось, упустил победу после вылета на 13-м
круге. Но затем «сухие» настройки McLaren дали о себе знать. Хаккинен догнал
Шумахера. А «обгон века» окончательно похоронил разговоры, что Мика в этом
сезоне «не тот». Михаэль обошел отставшего на круг Зонту слева, а Мика на
скорости 300 км/ч сумел протиснуться справа в пространство, как раз достаточное
для его автомобиля и еще одной пачки сигарет. «Михаэль наверняка был удивлен, -
комментировал ситуацию Брандл. - О том, как удивился Зонта, можно только
догадываться».
16. Гран При Японии
Уокер: Что там земля! Тряслась даже моя
комментаторская кабина!
Ни
землетрясение (которое действительно имело место в пятницу), ни наводнение
(дело, впрочем, ограничилось легким дождем в воскресенье), ни ураган (эмоций,
которые, несомненно, захлестывали Михаэля Шумахера на последних кругах японской
гонки), ни даже сам Мика Хаккинен (обошедший-таки Шумахера в первом повороте,
но упустивший победу после не вовремя проведенной дозаправки) уже не могли
остановить Михаэля. Он сделал это. Чемпионский титул у гонщика Ferrari! И от
Италии до Японии земля затряслась под ногами ликующих болельщиков Scuderia, а в
воздухе стало темно от красных кепок.
17. Гран При Малайзии
Уокер: Я надеюсь, хоть он не станет
напяливать на голову парик. Нет, он делает это! Мой бог, он делает это! Нужны
какие-то комментарии?
Брандл: Учитывая, что Михаэль рекламирует
L'Oreal, можно сказать: «Ведь он этого достоин!»
Если
в Японии механики Ferrari стриглись наголо во исполнение обетов, данных на
случай победы Шумахера, то в Малайзии, после победы в Кубке конструкторов,
щеголяли в красных париках. Довольно детский, но вполне подходящий способ
отпраздновать завершение этого интересного и трудного, полного яростной борьбы
на трассе, словесных перепалок и тяжелой закулисной политики сезона. Почему бы
не подурачиться немного? В париках красовались все: Шумахер, Баррикелло,
Бадоер, Браун и даже Тодт. Но, если честно, лучше от этого стал выглядеть
только последний.
Ferrari
и McLaren были великолепны и подарили нам удивительный сезон. Но что это мы все
Шумахер да Хаккинен. Култхард да Баррикелло? Где же остальные? Остальные ни
разу не сумели подняться выше 3-го места (если не считать Бразилию, где был
дисквалифицирован Култхард).
Как
бы ни был талантлив гонщик, в Ф-1 он может проявить себя, только если это ему
позволит автомобиль. Степень, в которой удалось отличиться пилотам за спиной
McLaren и Ferrari и этом сезоне, в точности соответствует уровню их команд. «Лучшим
среди остальных» стал Ральф Шумахер. Третье место Williams-BMW позволило
говорить о супердебюте Дженсона Баттона - пожалуй, самом ярком открытии этого
сезона. Прогресс BAR-Honda напомнил о мастерстве Жака Вильнева. Правда, свое
умение большей частью он проявлял в великолепных стартах и упорном
сопротивлении, которое оказывал гораздо более быстрым соперникам. В рамках
возможностей автомобилей подтвердили свой уровень Физикелла, Френтцен, Трулли,
Ферстаппен, Сало и даже Ирвайн. Хотя Jaguar в дебютном сезоне привлекал больше
внимания своим передвижным дворцом в паддоке, чем конкурентоспособностью
автомобилей. Выступления прочих пилотов особенно удачными не назовешь, но почти
все оказались там, где их и ожидали увидеть. За исключением, быть может,
гонщиков Prost. Но это, как и вообще разговор о том, почему Ferrari и McLaren
настолько ушли вперед в техническом плане, отдельная история. И мы к ней
обязательно вернемся. В следующем сезоне.
Ник
Нидело
|