![]() Предвидение доктора Мохатиро
«Если вы впервые оказались в Малайзии, то еще в аэропорту обязательно скажете себе: «Не может быть!» Потрясающее достижение этой страны. А Сепанг, без сомнения, трасса XXI века. Глядя на нее, понимаешь, где Формула-1 может быть в будущем. Это здорово бьет по мозгам. Я полон благоговейного ужаса», - кому-то может показаться, что Эдди Джордан несколько преувеличил свои чувства. Ирландцу простительно! Однако, уверяю вас, Малайзия - такая страна, что может пронять самое черствое сердце, пленить самого пресыщенного туриста.
Впрочем, довольно туристических восторгов. Ведь к Формуле-1 все это, как будто, отношения не имеет. Точнее, не имело. До тех пор пока в 1995 году премьер-министр Малайзии Мохатир Мохамад (именно ему, а не девяти султанам принадлежит фактическая власть в стране) не провозгласил программу «Предвидение- 2020». Конечной ее целью было сделать Малайзию одной из крупнейших индустриальных держав Азии. Ф-1 в этом проекте отводилось особое место. Во-первых, началось сотрудничество национальной нефтяной компании Petronas с командой Петера Заубера. Важнейшей частью которого (для малайзийцев, разумеется) было создание совместного предприятия по разработке и производству двигателей для легковых автомобилей Proton. А в перспективе - конструирование мотора Ф-1. При этом особый упор делался на воспитание собственных инженерных кадров. Европейцы должны были стать учителями малайзийских конструкторов. Первые осязаемые плоды этой программы появились, когда на Гран При Италии нынешнего года в двигателях Sauber С19 начали использовать синтетические смазочные масла Petronas. Нельзя не упомянуть также, что, стремясь избавиться от японского влияния, правительство разрешило Petronas приобрести Proton (ранее все малайзийские автомобили представляли собой лицензионные модели Mitsubishi). А в 1996 году малайзийцы купили известнейшую английскую фирму Lotus. Знаменательно, что в том же году доктор Мохатир встретился с вице-президентом FIA Берни Экклстоуном. Чтобы договориться о проведении в Малайзии этапа чемпионата мира. «По правде сказать, - таксист, который вез меня в Сепанг, казался несколько смущенным, - автогонки для нас совсем новый вид спорта. Особенной популярностью они, конечно, не пользуются. Другое дело футбол, хоккей на траве, бадминтон. А Формула-1 - это же очень дорого». В самом деле, при приблизительной среднемесячной зарплате, равной ста долларам, цена на автомобили в Малайзии из-за высоких налогов непомерно высока - малыш Perodua Cancil, размером с нашу «Оку», стоит около 9000 долларов. Вот почему не только 420-долларовые трехдневные билеты на «бриллиантовую» трибуну Сепанга, но даже самый дешевый, воскресный билет, на стоячие места на склоне холма К2 стоимостью 26 «зеленых» отнюдь не кажется дешевым. В нынешнем году организаторы поставили себе целью привлечь 100 тысяч зрителей. Однако на трибунах Сепанга собралось лишь 82 тысячи человек. И это при том, что целые школы приходили посмотреть Гран При, билеты распространялись на предприятиях и учебных заведениях, что называется, в добровольно-принудительном порядке. Ради чего так мучиться? Нужна ли Малайзии Формула-1? Судите сами. В октябре 1999 года первый Большой Приз Малайзии посетили 74 736 зрителей. Почти три четверти из них были иностранцами. В среднем они оставались в стране 8,27 дня, заняв 31 357 гостиничных номеров. И вложили в экономику Малайзии 117 миллионов долларов. Причем билеты на Гран При составили всего 6 процентов их затрат. Львиная доля пришлась на магазины (цены здесь значительно ниже европейских и японских), гостиницы, питание, развлечения и транспорт. Исследование, проведенное учеными старейшего и самого престижного в стране Малайского университета, показало, что прямые инвестиции после первой гонки составили 143,5 млн долларов. Специалисты считают, что сюда следует прибавить еще 57,6 млн непрямых инвестиций. Если учесть, что строительство автодрома обошлось приблизительно в 100 млн, а организация «заморской» гонки отнимает у организаторов еще 25-30 млн, то экономика Малайзии получила очень неплохую прибыль. «Важно понимать, - говорил главный консультант устроителей этапа французский специалист Филип Гурджан, - выгоды, которые такое событие, как Гран При Формулы-1, может принести стране, включенной в международный гоночный календарь. Существуют еще только два сравнимых по значимости спортивных действа - Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. Но они проходят раз в 4 года и зависят от очень сложных решений МОК и ФИФА. Инвестиции в эти соревнования очень велики и столь же рискованны. А теперь спросите болельщиков, журналистов, спонсоров: если бы не гонка, приехали бы они когда-нибудь в Малайзию? Большинство ответит вам «нет».
Не удивительно, что минувшей весной в Сепанге вновь закипела работа. Немецкий инженер Герман Тильке, который сконструировал трассу, по заказу организаторов спроектировал еще две крытые трибуны. Так что теперь малайзийцы получили новый повод для национальной гордости: их автодром можно назвать одним из самых больших крытых стадионов мира: 75 000 из ста тысяч мест на его трибунах находятся под крышей. На 460 гектарах, где теперь построена трасса Формулы-1, раньше находилась пальмовая плантация. Весьма, нужно сказать, символично. Ведь экспорт пальмового масла - Малайзия все еще занимает по этому показателю третье место в мире - все сокращается. Страна все больше стремится стать современной промышленной державой. Не в последнюю очередь, как считает доктор Мохатир, при помощи Формулы-1. Александр Мельник
| |
Просмотров: 1286 |
Предвидение доктора Мохатиро