Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №2 (09.1998)

Фабрика пилотов Формулы-1

Фабрика пилотов Формулы-1

 

В мае старейшей в Англии школе автогонщиков Джима Расселла исполнился 41 год. За это время через нее прошли около 50 тысяч человек. Все они без исключения получили здесь как минимум урок безопасной езды. Но для многих школа стала также трамплином к вершинам мастерства, а для некоторых – пропуском в элитный клуб пилотов Формулы-1. Рассказать об этой школе корреспондент нашего журнала Юрий Федунов попросил 27-летнего белорусского автогонщика Вадима Овсянкина, одного из немногих пока спортсменов стран СНГ прошедшего там обучение и являющегося официальным представителем школы в странах СНГ.

Скажите, Вадим, вы ведь попали в школу Джима Расселла, будучи уже не новичком в автоспорте?

Будучи учеником этой автошколы в 1996 году, я уже был победителем чемпионата Белоруссии по картингу в командном зачете и вице-чемпионом в индивидуальном зачете. На республиканских чемпионатах в классе гоночных автомобилей дважды завоевывал призовые места, на открытом чемпионате Эстонии был четвертым, участвовал во многих любительских ралли. Отправляясь в Англию, я преследовал две цели: повысить спортивную квалификацию и получить аттестацию, дающую право на участие в международных автогонках. Я знал, что такие аттестации выдают своим выпускникам крупные спортивные автошколы, а школа Джима Расселла в Донингтоне–лучшая из них.

Расскажите, пожалуйста, об этой школе поподробнее.

Основатель школы – Джим Расселл – сам бывший автогонщик, трехкратный чемпион Великобритании в формуле-3. Он дебютировал также в формуле-2, прошел тесты в Формуле-1 и получил даже контракт на участие в соревнованиях. Но на 24-часовых гонках в Ле Мане (Франция) он вместе с напарником, знаменитым Брюсом МакЛареном, попал в аварию, которая поставила точку в его спортивной карьере. Тогда Расселл решил заняться тренерской работой, то есть в ином качестве продолжить дело, в котором разбирался досконально. Автогонки – не самый безопасный спорт, а в 40–50-е годы число катастроф и несчастных случаев на гонках было очень велико. Потому изначально в школе Расселла особое внимание уделялось вопросам безопасности. Это сразу привлекло к ней интерес и предопределило успех начинания. Среди выпускников школы немало участников и победителей таких престижных гонок, как Ле Манн и Indycar, и более десятка пилотов, сумевших пробиться в "клуб” Формулы-1. В их числе знаменитые канадцы Жиль и Жак Вильневы, англичанин Дерек Белл, бразилец Эмерсон Фиттипальди, американец Дэнни Салливан. Формула-1 – это высшая ступень мастерства, своего рода автогоночный Эверест, и пилотов Формулы-1 меньше, чем людей, поднимавшихся на эту высочайшую вершину. Сейчас отделения школы открыты в 17 странах, в том числе в ряде европейских государств, в США, Японии, Южной Корее и на Тайване, в Израиле, Австралии, Новой Зеландии и на Филиппинах. Все отделения работают под общим руководством компании "Джим Расселл Менеджмент”, штаб-квартира которой находится в Англии, в местечке Донингтон в графстве Дербишир. Здесь же находится и английское отделение школы. Обучение во всех отделениях ведется по единой программе, но в английском собраны, пожалуй, лучшие кадры тренеров и инструкторов...

А гоночная трасса в Донингтоне?

Она тоже – одна из лучших в Англии. Из примерно 15 существующих в стране трасс это – старейшая, ей уже 67 лет. Она прекрасно оборудована, рядом аэродром. В 1993 г. здесь на Гран-При Европы Формулы-1 отличился бразилец Айртон Сенна. В начале гонки пошел дождь, и тогда-то – на скользком асфальте – особенно ярко проявились мастерство и смелость Сенны. Стартовав четвертым, он на первом же круге обошел конкурентов и выиграл гонку. После этой гонки Сенну назвали "человеком дождя”, и этим неофициальным титулом он гордился не меньше, чем чемпионскими наградами. Стоит отметить также, что Донингтон – это Центральная Англия, всего несколько часов езды от Лондона. Здешние места чрезвычайно интересны с точки зрения туризма: неподалеку город Ноттингем, Шервудский лес, древние замки, масса других достопримечательностей. А в музее автошколы – едва ли не самая большая в мире коллекция гоночных автомобилей.

Каков порядок поступления в школу, как построены занятия там?

Никакого конкурса на зачисление в школу нет. Нужно лишь одно – иметь водительские права. Поэтому в учебных группах – не только спортсмены, но и рядовые автолюбители, которые просто хотят освоить приемы быстрой и вместе с тем безопасной езды. И опытные водители, и новички занимаются по одной программе. Самый продолжительный и интенсивный курс обучения – 7-дневный. Занятия начинаются с теоретической подготовки. Ученикам объясняют все, начиная с азов: как включать передачи, разгоняться, тормозить, проходить повороты, как ведет себя автомобиль в той или иной ситуации, каковы наиболее распространенные ошибки гонщиков, и как их избежать. Эти объяснения сопровождаются демонстрацией различных видеоматериалов. Затем – практические занятия на разных типах автомобилей, начиная от картов и спортивных автомобилей класса "Туризм” до гоночных автомобилей формулы Vauxhall. По мере того, как ученик осваивает технику вождения, инструктор увеличивает мощность двигателя, выкручивая ограничитель оборотов от 3 до 6 тыс. Параллельно ученикам объясняют правила соревнований и проводят гонки, начиная опять-таки с картов. Причем, все идет, как на настоящих состязаниях, включая штрафные санкции за нарушения и начисление очков по итогам заездов.

В конце курса обучения проводится выпускной экзамен – гонка на трассе. Успешно прошедшие это испытание, получают диплом, дающий право на участие в чемпионатах Великобритании и международных соревнованиях.

Словом, за семь дней занятий с ученика сходит семь потов?

Да уж, не меньше, если человек действительно задался целью научиться хорошо ездить. Стоимость семидневного курса немаленькая – 5 тыс. долларов. Люди стремятся получить максимум за свои деньги и работают всерьез. А инструкторы им в этом всячески помогают. Длина трассы в Донингтоне – 4,023 км. За время учебы каждый делает не менее 120 кругов, что в сумме составляет почти 500 км – неплохая нагрузка. Все это – под наблюдением инструкторов, которые фиксируют каждую ошибку и каждый успешный маневр. Думается, что автолюбителю такой недельный тренинг дает больше, чем многие годы обычной езды. А некоторым приемам вождения вообще невозможно научиться без помощи инструкторов и вне специальных трасс. И для меня, не новичка в автоспорте, эта стажировка была чрезвычайно полезной. Ведь в России есть лишь одна специальная гоночная трасса длиной чуть больше 2 км – в Петербурге, на стадионе им. Кирова на Крестовском острове. В Белоруссии же стационарных трасс вообще нет. Стоимость гоночного автомобиля формулы-3 – около 100 тыс. долларов, автомобиля класса "Супертуризм” – не менее 300 тыс. долларов. Судите сами, много ли спортсменов и часто ли имеют возможность тренироваться на подобных машинах!

После курса обучения ваши связи со школой Джима Расселла не прекратились?

В Донингтоне были довольны моими результатами на выпускной гонке. Мне была вручена лицензия Королевского автомобильного клуба, дающая право на участие в соревнованиях в формулах Ford, Opel и Renault. А через некоторое время я получил приглашение на суперкубок школы в формуле Vauxhall-junior – это гоночные автомобили с объемом двигателя 1600 куб. см и мощностью 130 л.с. Для участия в соревнованиях требовалась значительная сумма, и правительство Белоруссии, президент Александр Лукашенко сочли возможным выделить для меня спонсорскую помощь. В гонках участвовали 70 спортсменов. Я победил в двух этапах из восьми и в итоге занял четвертое место. После этого открывались возможности участия в чемпионатах Великобритании и Европы в формуле-3 или Vauxhall-Lotus, но собрать на эти цели спонсорскую помощь – как минимум 300 тыс. долларов – было, разумеется, невозможно. Ни в России, ни в Белоруссии пока нет закона о меценатстве, который бы выводил из налогообложения суммы, затраченные фирмами на спонсорство. Это сдерживает развитие спорта, а, с другой стороны, потенциальные спонсоры теряют возможность проведения рекламных кампаний.

А как Вы стали представителем школы Джима Расселла в странах СНГ?

В январе нынешнего года в Донингтоне состоялась конференция руководителей всех 17 отделений школы, посвященная ее 40-летию и, главное, выработке стратегии развития на ближайший период. Как сказал Джим Расселл, школа всегда должна быть "на прыжок” впереди других, а для этого надо усилить работу по ряду направлений. Так, планируется обновить автопарк школы и к 2002 г. обеспечить ее новыми шасси, активнее заняться поиском талантливых спортсменов, помогать им в продвижении по ступеням автогоночной иерархии, усилить кампанию по рекламе школы и по привлечению спонсоров. Кстати, в их числе уже сейчас более десятка крупных компаний и фирм, в том числе Mobil, Pirelli, Champion. Была также поставлена задача по открытию новых отделений школы. Как считает руководство "Джим Расселл Менеджмента”, в этом плане особенно перспективен дальневосточный регион. В ближайшие два года предполагается, например, открыть отделение школы в Китае. На конференции зашла речь и о странах СНГ, и тогда вспомнили, что среди учеников школы был Овсянкин из Белоруссии. Тут же было высказано предложение сделать меня официальным представителем школы Рассела в этом регионе, и я согласился. Обязанности, возложенные на меня в связи с этим назначением – сугубо "общественная”, неоплачиваемая работа.

Каковы Ваши планы в качестве представителя школы?

В настоящее время я занимаюсь организацией визитов в Белоруссию и Россию Джима Расселла и руководителя английского отделения Джона Киркпатрика. Они хотели бы посмотреть, как развивается здесь автоспорт, обсудить с руководством национальных федераций возможности сотрудничества. Не исключено, что речь может пойти и о производстве на одном из автозаводов гоночных шасси. Думается, это сотрудничество было бы для нас очень полезным. В Белоруссии и России много перспективных 15–16-летних гонщиков, и стажировки в школе Расселла быстро вывели бы их в разряд спортсменов мирового уровня. Почему бы, например, не учредить в качестве приза за победу в национальных соревнованиях недельный курс обучения в этой школе?

Юрий Федунов

Джимми Вассер

Чемпион IndyCar 1996 г.

Жиль Вильнев

Чемпион североамериканской формулы Атлантик 1976/77 г.

6 побед в Гран Пир Формулы-1

2 место в чемпионате Формулы-1 1979 г.

Дерек Белл

Победитель Ле-Мана 1975/81/82/86/87 г.

Выступление в чемпионате мира Формулы-1 с 1968 по 1972 и 1974 гг.

Эмерсон Фитипальди

Чемпион британской Формулы-3 1969 г.

Чемпион мира Формулы-1 1972 и 1974 гг.

Ян Магнуссен

Чемпион британской Формулы-3 1994 г.

Выступление в чемпионате мира Формулы-1 1995 и 1997-98 гг.

Выступление в IndyCar 1996 г.

Жак Вильнев

Победитель Indy 500 1995 г.

Чемпион IndyCar 1995 г.

Чемпион мира Формулы-1 1997 г.

Келвин Бет

Чемпион формулы Ford 1991 г.

Чемпион британской Формулы-3 1993 г.

Дэнни Салливан

Выступление в чемпионате мира Формулы-1 1983 г.

Победитель Indy 500 1985 г.

Чемпион IndyCar 1988 г.


← к содержанию № 2 (09.1998)

Категория: №2 (09.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 2119 | Теги: №2(09.1998), школа
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t