Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №2 (09.1998)

Легенда Ferrari

Легенда Ferrari

 

Ferrari! Сегодня это уже не только гоночная команда, Ferrari – символ Италии, символ скорости, символ совершенства. Ferrari – легенда, Ferrari – религия. Ей поклоняются во всем мире.

Центром этого поклонения, конечно же, является Маранелло. Это не просто провинциальный итальянский городок, в котором базируется знаменитая гоночная «конюшня», Маранелло – автомобильная Мекка Италии. Все – от названий улиц, носящих имена великих гонщиков прошлого (Муссо, Аскари, Нуволари, Жиля Вильнева), – до крохотных магазинчиков, торгующих всякой всячиной с символикой Ferrari, говорит о том, что вы попали в особый мир, мир Ferrari.

Туристы, приезжающие сюда, обязательно приходят к воротам небольшого розового строения на улице Аскари – легендарной штаб-квартиры Scuderia Ferrari. Войдя внутрь, вы непременно окунетесь в атмосферу былых триумфов Scuderia, на стенах – десятки огромных фотографий: Виллорези, Мосс, Фанхио, Бандини …

Здесь же находится и знаменитый кабинет «старого хозяина» Энцо Феррари. Увы, но вот уже десять лет «затворника из Маранелло» нет с нами, но его дух витает тут и по сей день, возвращая нас в прошлое, в легендарные 50-е – период расцвета Ferrari.

Начиналось же все гораздо раньше. В 1929 г. не очень богатый и не очень удачливый итальянский гонщик Энцо Феррари, высшей точкой в карьере которого было 2-е место в Тарга Флорио, основал собственную гоночную команду. Еще несколько лет, до рождения сына, Энцо продолжал гоняться сам, а с 1932 г. сосредоточил все свои усилия на руководстве «конюшней». Его мечтой было не просто создание команды, он хотел видеть свою Scuderia национальной «конюшней», в которой лучшие гонщики Италии могли бы побеждать на лучших итальянских машинах – машинах Ferrari. Достижению этой цели Феррари посвятил всю свою жизнь.

Большая часть довоенных успехов Scuderia Ferrari связана с именем великого Тацио Нуволари – единственного гонщика, о котором суровый «коммендаторе» всегда говорил с восхищением. Правда, побеждал Нуволари вовсе не на Ferrari, а на Alfa Romeo. Своих машин Энцо тогда еще не строил. До 1940 г. его команда по сути являлась спортивным отделением завода Alfa Romeo. Первая полноценная модель Ferrari – 125-я, появилась лишь в 1947 г.

За полвека автомобили со вставшим на дыбы жеребцом – эмблемой, позаимствованной Энцо у итальянского летчика времен Первой мировой войны – Франческо Баракки, одержали множество побед в различных гоночных сериях. Но именно Формула-1 принесла «конюшне» мировую славу.

Дебют Scuderia Ferrari в Формуле-1 состоялся 21 мая 1950 г. на Гран При Монако – втором этапе только что родившегося чемпионата мира. В той гонке по улицам Монте-Карло Альберто Аскари удалось занять 2-е место, а через год в Сильверстоуне аргентинец Хосе Фройлан Гонзалес принес Scuderia первую победу в Гран При.

Команда быстро вошла во вкус, и уже на следующем этапе в немецком Нюрбургринге все пять гонщиков, выступавших на Ferrari, финишировали в первой шестерке. Только неудача на последнем Гран При сезона в Испании не позволила лидеру команды – Аскари – выиграть титул.

В 1952 и 1953 гг. чемпионат мира временно проводился для машин формулы-2, и знаменитая Ferrari-500 конструкции Аурелио Лампреди не знала себе равных. В 1952 г. Аскари выигрывает шесть гонок из семи: в Швейцарии Альберто не стартует, и Гран При достается другому гонщику Scuderia – Пьеро Таруффи. Этот сезон стал лучшим в истории Ferrari, три гонщика команды – Аскари, Фарина и Таруффи – заняли весь пьедестал чемпионата. В 1953 г. Аскари второй раз примеряет чемпионскую корону. Scuderia вновь на вершине, ее гонщики одерживают семь побед в восьми гонках. Лишь на заключительном этапе чемпионата в Монце Гран При в последний момент выскользнул из рук.

Это была великая гонка, за победу боролись три чемпиона мира: Аскари, Фанхио и Фарина. Лидер менялся 26 (!) раз. За круг до финиша впереди был Аскари, и в боксах Ferrari уже ликовали. Но когда до клетчатого флага оставалось всего несколько сот метров при обгоне отставшего почти на 20 кругов Джека Фэрмана Альберто ошибся в последнем повороте и не удержал машину на трассе…

В следующем году победное шествие Scuderia несколько приостановилось. Новая 2,5-литровая Ferrari 625, уже не имела такого превосходства над конкурентами, как ее 2-литровая предшественница. За два года гонщики Энцо Феррари выигрывают всего три гонки, но в конце 1955 г. хитрый «коммендаторе» находит выход из кризиса.

Энцо покупает у Джанни Лянчи его команду «со всеми потрохами» и разом получает великолепные машины Lancia D50 и первоклассного конструктора – Витторио Яно. В результате уже в 1956 г. знаменитый Хуан Мануэль Фанхио за рулем Lancia-Ferrari D50 приносит Scuderia третий чемпионский титул.

В 1958 г. англичанин Майк Хоторн на Ferrari-Dino-246, созданной Витторио Яно, одерживает свою историческую победу в чемпионате мира – последнюю для машин с передним расположением мотора, последнюю для Ferrari в 50-е годы. Команда Энцо становится самой титулованной в Формуле-1. За десять лет пилоты Scuderia выиграли четыре чемпионата мира, и столько же раз команда первенствовала в тогда еще неофициальном «зачете марок».

Пятидесятые подходили к концу, с ними завершалась и эра феерических побед итальянской команды. Уже никогда в XX веке Ferrari не поднимется так высоко над конкурентами, никогда за рулем «гарцующих скакунов из Маранелло» мы не увидим такого созвездия гонщиков с Аппенинского полуострова: Аскари, Виллорези, Кастеллотти, Таруффи, Фарина, Муссо…

Мечта Энцо о создании национальной команды превращается в реальность. Ferrari принесла много радости итальянскому народу, но, увы, иногда победы давались слишком дорогой ценой.

Только за первые десять лет на Ferrari разбились четыре пилота: Аскари, Кастеллотти, Муссо и Коллинз. А осенью 1961 г. в Монце случилась самая страшная трагедия в истории Формулы-1. Два гонщика Ferrari – Вольфганг фон Трипс и Фил Хилл – должны были разыграть между собой титул чемпиона мира. Трибуны Autodromo Nazionale готовились отпраздновать победу одного из своих любимцев. Но праздника не получилось. На втором круге гонки красная Ferrari фон Трипса, неожиданно столкнувшись на прямой перед Параболикой с Lotus Джима Кларка, вылетела в толпу зрителей, ударилась о заграждения и выскочила обратно на трассу. В аварии погибли 14 зрителей, сам фон Трипс умер по дороге в больницу.

В тот день Фил Хилл принес Scuderia пятый титул чемпиона мира и первый в истории команды Кубок конструкторов, но эта победа не доставила радости никому. «Коммендаторе» даже отказался от участия в последней гонке сезона.

Шли годы, все тяжелее давались Scuderia победы, все реже «старый хозяин» посещал гонки своей команды. Длительные периоды застоя сменялись у Ferrari победными всплесками. Но раз от раза кризисы длились все дольше. В 1964 г. усилиями Джона Сэртиза и Лоренцо Бандини итальянская «конюшня» во второй раз выиграла Кубок конструкторов и все… На долгие десять лет команда Энцо Феррари оказалась не у дел в борьбе за титулы. В чемпионате побеждали английские «конюшни»: Lotus, Brabham, Tyrrell, McLaren, французская Matra. Итальянцам же больше не находилось места на гоночном Олимпе.

Scuderia была вроде бы не так уж далека от конкурентов, но победы не давались. Лишь в 1975 г. Ferrari выбралась из кризиса. Итальянский конструктор Мауро Форгьери создал знаменитую Ferrari 312T, и за следующие пять лет Scuderia завоевала четыре Кубка конструкторов, а ее гонщики Ники Лауда и Джоди Шектер выиграли три чемпионата мира. Но чем выше поднималась команда старика Энцо, тем стремительней она потом падала вниз.

После победного дубля Шектера и Вильнева в сезоне 1979 г. в 1980 г. команда скатилась на 10-е (!) место в Кубке конструкторов, а прошлогодний чемпион стал девятнадцатым в первенстве пилотов. Правда, на этот раз кризис длился недолго. «Коммендаторе» принял «радикальные меры»: выставил за дверь Шектера, отстранил от работы Форгьери, и в 1982 г. Ferrari – вновь на вершине. Но седьмой Кубок конструкторов достался Энцо так же дорого, как и первый: в мае в Зольдере погиб его любимец – Жиль Вильнев, в конце лета в Хоккенхайме тяжелые увечья получил Дидье Пирони. Более того, чуть раньше, во время канадского Гран При заглохшая на старте Ferrari Пирони стала причиной аварии, унесшей жизнь молодого итальянца Рикардо Палетти.

В 1983 г. Ferrari завоевала свой восьмой Кубок конструкторов и… на этот раз – действительно все. Прошло уже четырнадцать лет, а этот успех так и остается последним для Scuderia.

14 августа 1988 г. в Модене умер «старый хозяин» Энцо Феррари. Это стало страшным ударом. До самого последнего дня «коммендаторе» стоял у руля команды. Его тяжелый характер давно стал притчей во языцех. Почти всех своих чемпионов рано или поздно Энцо выставлял на улицу, причем процесс этот в большинстве случаев сопровождался громкими скандалами. «Коммендаторе» вполне справедливо рассуждал, что коль уж он дает гонщикам работу в своей команде, то те, по крайней мере, не должны поливать эту самую команду грязью. Так покинули Ferrari Фил Хилл, Ники Лауда и Джоди Шектер. Энцо был очень жестким человеком, иногда даже жестоким. Он часто не прощал людям их ошибок, но он безумно любил свои машины, они были для него, как дети, они носили его имя, им старый Феррари прощал все.

После смерти «коммендаторе» бразды правления в команде принял Чезаре Фьорио, затем какое-то время Ferrari руководил внебрачный сын Энцо – Пьеро Ларди, которого «старый хозяин» признал только после смерти своей жены. Наконец, в 1992 г. у руля Scuderia встал ее бывший спортивный директор Лука ди Монтеземоло. В 70-х он много сделал для того, чтобы к Ferrari вернулись победы. Своим вторым возрождением Scuderia опять обязана ди Монтеземоло. Долгие годы по крупицам Лука концентрировал в команде лучшие силы Формулы-1: Жан Тодт, Михаэль Шумахер, Росс Браун и Рорри Берн. Именно этот квартет, собранный воедино ди Монтеземоло, и составляет сегодня основную ударную силу «конюшни».

Ferrari не умерла вместе со своим «старым хозяином» и, похоже, будет жить еще очень долго. И дело здесь не только, и даже не столько, в поддержке могущественного концерна FIAT. Ferrari – национальная команда, она принадлежит всему итальянскому народу. Сотни итальянцев, ежегодно приходящих на автодромы поболеть за своих любимцев, уверены, что пройдут годы, десятилетия, но на вершине опять будут гонщики великой команды, имя которой Scuderia Ferrari.

Владимир Маккавеев

 

← к содержанию № 2 (09.1998)

Категория: №2 (09.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 2998
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t