 Мест
нет!
Поразительно,
сколько пищи каждый сезон дает дотошным любителям статистики! Диву даешься
количеству всевозможных цифр, которые они извлекают из семнадцати двухчасовых
гонок. К примеру, в последний раз все победы доставались лишь двум командам в
1988-м (тогда это, кстати, тоже были McLaren и Ferrari), а до этого - лишь в
1961-м. Еще один интересный факт - в сезоне-2000 повторился рекорд двухлетней
давности - участие в чемпионате приняли всего 23 пилота. Сравните хотя бы с
1994 годом - тогда участников было ровно вдвое больше. Что уж говорить про 74-й
(62 гонщика) или 52-й (76, и это не считая участников Indy 500, входившей в
зачет чемпионата мира). Это больше, чем нынешняя Ф-1 и ее ближайший резерв
Ф-3000 вместе взятые.
Между
прочим, вопрос о возможном числе пилотов чемпионата не столь тривиален, как это
кажется на первый взгляд. С минимумом все просто - водителей не может быть
меньше, чем по два на команду. А максимум? Есть ли какая-то планка (помимо,
скажем, общего числа обладателей суперлицензии FIA, дающей право на участие в
Гран При), которая определяет это? Обратимся к правилам.
Спортивный регламент Ф-1. Статья 60
Замена
пилота. По ходу сезона каждая команда может один раз заменить пилота первого
автомобиля, а на втором автомобиле провести любое число замен пилотов, которых
может быть трое, при условии, что любая замена производится в соответствии с
Международным спортивным регламентом и до начала квалификации.
Во
всех других случаях участники обязаны использовать пилотов, заявленных на
старте чемпионата, кроме случаев форс-мажора, которые рассматриваются отдельно.
Любой новый пилот может набирать очки в зачет чемпионата.
Правило,
ограничивающее число гонщиков, которых команда может использовать за сезон,
появилось после того, как в 1993 году Эдди Джордан несколько переусердствовал в
смене пилотов - по ходу чемпионата за рулем машины под номером 15 сменяли друг
друга пятеро гонщиков (причем Эмануэле Наспетти проехал в единственной гонке
лишь 8 кругов, Иван Капелли - 2, а Марко Апичелла и вовсе добрался лишь до
первого поворота). «Шутка ли, столько раз собирать всю команду для общего
снимка», - смеялся много позже первый пилот британской команды Рубенс
Баррикелло.
Таким
образом, если не рассматривать чрезвычайные случаи, за одну команду теперь
могут выступить не более пяти спортсменов за сезон. Получается, что в нынешней
Ф-1 теоретически есть место для 55 человек. Однако практика приглашения пилотов
на одну гонку по финансовым соображениям ушла в прошлое. И если бы не проблемы
с желудком Эдди Ирвайна во время Гран При Австрии, то пункт правил о замене
пилотов оказался бы в прошедшем сезоне вообще невостребованным.
Александр
Кабановский
|