Новости

← к содержанию № 33 (04.2001)

В Испании Формула-1 перестанет буксовать

23 февраля Международная ав­томобильная федерация (FIA) опуб­ликовала решения Всемирного со­вета FIA об изменениях в Техничес­ком и Спортивном регламентах Формулы-1. Самые важные новшест­ва: уже в этом году, начиная с Гран При Испании, 16 апреля будет раз­решена антипробуксовочная систе­ма - электронная система управле­ния мощностью двигателя. Кроме того, разрешены автоматические ко­робки передач и запрещены усили­тели рулевого управления и тормо­зов. Подтвержден запрет на активную подвеску и так называемый уп­равляющий дифференциал.

Изменения в Техническом и Спортивном регламентах FIA, вступающие в силу с 16 апреля 2001 года (Гран При Испании)

Двигатель                      отменяется ограничение на количество управ­ляемых параметров, в том числе по работе акселератора, системы зажигания, по регули­ровке подачи топлива (т. е. разрешается ис­пользовать антипробуксовочную систему), по работе ограничителя скорости на пит-лейн, по ограничителю оборотов двигателя.

Система старта             не допускается использование систем, отсле­живающих сигнал стартового светофора.

Сцепление                     отменяются ограничения на использование системы управления работой сцепления в мо­мент переключения передач.

Коробка передач          допускается полностью автоматическое пере­ключение передач.

Подвеска                       не допускается использование в конструкции подвески различного рода усилителей. К при­меру, в амортизаторах запрещено использо­вание жидкостей, изменяющих свои свойства под воздействием электрического тока.

Тормоза                         не допускается использование усилителей (таким образом, невозможно будет использо­вать электронные системы, контролирующие работу тормозов).

Рулевое управление     с 2002 года запрещены усилители рулевого управления (чтобы исключить использова­ние компьютерного контроля за работой ру­левого управления).

Дифференциал              разрешаются любые системы управления ра­ботой дифференциала, исключая те, которые отслеживают перераспределение крутящего момента двигателя между колесами в поворо­тах (т. е. запрещается управляющий диффе­ренциал).

Трехкратный президент

В этом году истекает второй срок президентских полномо­чий нынешнего главы Междуна­родной автомобильной федера­ции (FIA) Макса Мосли. В октяб­ре 2001 года на Всемирном со­вете FIA состоится выборы но­вого президента. На сегодняш­ний день на этот пост претенду­ет только один человек - сам господин Мосли. Впервые из­бранный на пост главы федера­ции в 1993 году, Мосли пообе­щал, что если его переизберут и на этот раз, то это будет его по­следний президентский срок.

Безумные скорости обретут «интеллект»

В 2002-2003 годах Формулу-1 ждут еще более неожиданные, чем антипробуксовочная система и ав­томатическая коробка передач, но­вовведения. Их цель - еще больше повысить безопасность гонок. В 2002 году на автомобилях появят­ся системы, предупреждающие гонщика о введении ограничения скорости на определенном участ­ке трассы. В принципе, это позво­лит упразднить систему судейских постов с тем, чтобы исключить трагические случайности, такие как гибель людей в Монце и Мельбурне. Рядом с трассой больше не будет судей, старающихся с рис­ком для жизни размахивать сиг­нальными флагами чуть ли не пе­ред лицами гонщиков. Эту работу возьмет на себя электроника. Но самое главное - не сами гонщики будут решать, на сколько им при­тормозить. В помощь им установят электронные ограничители скоро­сти. Гонщики, которые превысят максимально допустимую ско­рость на определенном участке, будут наказаны штрафной стоян­кой. А в 2003 году на машинах по­явятся «думающие» ограничители скорости для всей трассы, вклю­чать которые будет в случае необ­ходимости директор гонки. При­чем профиль ограничения скоро­сти будет разниться в зависимости от схемы трассы и степени опас­ности ситуации. Таким образом, отпадет необходимость в автомо­биле безопасности.

Появятся радарные системы, предупреждающие гонщика об опасном сближении с впереди иду­щей машиной в условиях плохой видимости. Это поможет избежать происшествий вроде того, что слу­чилось в Спа в 1998 году с Шумахе­ром и Култхардом. В 2002 году будет в очередной раз увеличен размер зеркал заднего вида: со 120x50 мм до 150x50 мм, и появится система отмены старта гонщиком.

Отметим также, что в основе интеллектуальной, как называет ее FIA, системы ограничения скоро­сти лежит оборудование, исполь­зуемое в цифровом телевидении Экклстоуна для контроля над по­ложением автомобилей. Это сеть оптико-волоконных кабелей и дат­чиков вдоль трассы, а также еди­ный центр обработки информа­ции. Таким образом, директора гонки, имеющего возможность уп­равлять скоростью автомобилей дистанционно, скоро вполне мож­но будет называть режиссером.

FIA борется со скоростью и заботится о безопасности

Озабоченность Международной авто­мобильной федерации растущими вследст­вие борьбы между производителями шин скоростями еще больше возросла после гибели маршала во время Гран При Австра­лии. В интервью Gazetta dello Sport Макс Мосли, президент FIA, высказал свои сооб­ражения по этому поводу: «Мы знали, что соперничество между двумя производите­лями шин приведет к увеличению скорости. Поэтому техническая комиссия приняла ре­шение о необходимости компенсировать высокие скорости за счет соответствую­щих регулировок аэродинамики. Похоже, этого оказалось недостаточно. Поэтому, если результаты в Малайзии и Бразилии подтвердят наши опасения, FIA будет реа­гировать очень быстро». Директор по свя­зям с общественностью FIA Франческо Лонганези объяснил: «Если после измере­ний в поворотах в Сепанге и Интерлагосе мы обнаружим, что скорости возросли, тогда будут предложены новые меры по за­медлению автомобилей»

Трагедия в NASCAR

Сезон в автоспорте только набирает ход, а список трагических инцидентов на автогонках пополнился новыми именами. Смерть легенды NASCAR Дэйла Эрнхардта на знаме­нитой гонке Daytona 500 потрясла всю Аме­рику. Проводивший свою 676-ю гонку Устрашитель (такое прозвище семикратный чем­пион серии получил за агрессивный стиль вождения автомобиля) боролся за третье ме­сто позади будущего по­бедителя Уолтрипа и свое­го собственного сына Дэйла Эрнхардта-младшего, когда при входе в последний поворот перед финишной прямой на скорости 290 км/ч его ма­шину занесло и, зацепив Dodge Стирлинга Мар­лина, она столкнулась с Pontiac идущего сзади Ке­на Шредера, после чего обе машины врезались в бетонную стену, ог­раждающую овал. Ремни безопасности лоп­нули, а шлем старого типа (Дэйл был послед­ним гонщиком, выступавшим в шлеме без за­брала) не спас Дэйла от удара. По заключе­нию врачей, которые уже через пару минут извлекли тело гонщика из машины, смерть наступила мгновенно. С Daytona 500 у Дэйла всегда были непростые отношения. Из 76 своих побед, одержанных за карьеру, на Дай­тону приходится лишь одна - два года назад он финишировал здесь первым. В 1997 году на этой же трассе Эрнхардт также побывал в аварии, перевернулась машина, но тогда обо­шлось без серьезных травм. Великий спортсмен даже после смерти сумел установить еще один рекорд - за 12-е место в гонке (Эрнхард не финишировал, но был классифици­рован) он получил 194 111 долларов, благо­даря чему сумма призовых, полученных гон­щиком за карьеру в NASCAR, достигла 41 млн долларов - наивысшее достижение серии. Известность Эрнхардта была столь широка, что даже президент Соединенных Штатов Джордж Буш выразил соболезнование его вдове Терезе.

Австралийская гонка Minardi

Для Minardi австралийская гон­ка началась задолго до того, как по­гасли огни стартового светофора в Альберт-парке, Причем гонка отча­янная. Ведь речь шла о выживании команды. Целую зиму итальянская «конюшня» пребывала в спячке: ни спонсоров, ни двигателей, ни гон­щиков, ни иных перспектив, кроме все приближающегося финансово­го краха. И только с появлением Пола Стоддарта жизнь на заводе в Фаэнце закипела.

Шеф авиакомпании European Aviation, купивший «конюшню» у бывших владельцев Габриэле Руми и Джанкарло Минарди, лично сле­дил за подготовкой к первому Гран При. За месяц пребывания у руля команды Стоддарту удалось найти поставщика двигателей, гонщиков, восстановить связи с партнерами, доукомплектовать разбежавшийся было штат команды. И они успели. 22 февраля, буквально за день до отправки в Австралию, на трассе Вайрано под Миланом черный ав­томобиль без рекламных наклеек преодолел первые 30 кругов.

«Это была настоящая запарка, - признается Пол. – Я особо хочу отметить усилия технического отде­ла. Они проделали невероятную ра­боту и успели перепроектировать шасси под двигатель European».

Неопределенность с двигателем попортила крови и техническому директору Густаву Брюннеру. «Мы проектировали автомобиль 2001 года 4 раза: дважды под Supertec и дважды под Ford», - при­знался конструктор.

Под маркой European V10 скрывается все тот же маломощ­ный (по меркам Формулы-1), тяжелый, да и не слишком надежный Ford Zetec-R V10 трехлетней давности. Рассчитывать с ним на многое не приходится. Даже с учетом неплохого шасси, одной из главных изюминок которого, как и год назад, стала коробка передач с литым титановым корпусом. Такой нет в Ф-1 сегодня ни у кого.

Увы, времени хватило далеко не на все. В Австралию команда прибыла без запасного автомобиля (второе шасси едва успели закончить к моменту погрузки в самолет), имея за спиной чуть более 50 км тестов и почти без спонсо­ров. Кроме нескольких мелких компаний, вроде местной виноку­ренной компании The Fauth Estate, пока команде похвастать нечем.

В отличие от Arrows и Prost, ог­раничившихся простым фотографированием на пит-лейн, утром в среду 28 февраля Стоддарт провел презентацию даже не без некото­рой помпезности: на ступенях зда­ния парламента в Мельбурне. Присутствовать на этом событии сочли своим долгом премьер-министр штата Виктория Стив Брэкс и организатор Гран При Австралии Poн Уокер. Тем не менее новый шеф ко­манды был скромен: «Если хотя бы одна из наших машин финиширует в воскресенье, это будет подобно победе в чемпионате», - признался Стоддарт.

И произошло чудо! Молодой Алонсо в Австралии приехал на фи­ниш 12-м, опередив Benetton! Ко­нечно, до победы в чемпионате еще далеко. Но свою первую гонку «конюшня» Пола Стоддарта выиграла. Это несомненно.

Ferrari подражает... Minardi

На F2001 в середине се­зона планируют устано­вить коробки передач с ти­тановым корпусом, подоб­ные тем, что сейчас ис­пользуются другой италь­янской «конюшней» - Minardi. Над созданием та­кой конструкции сейчас работает одна француз­ская компания, название которой держится в тайне.

Tapco Маркеш в Minardi

Последняя вакансия гонщика ко­манды Формулы-1 была заполнена по­сле подписания контракта сроком на один год между 25-летним бразильцем Тарсо Маркешом и European Minardi. В паре с Фернандо Алонсо в этом сезоне он будет защищать цвета команды, куп­ленной в феврале Полом Стоддартом.

Маркеш не новичок ни в Ф-1, ни в самой Minardi, за которую он провел 11 гонок (лучший результат - 10-е место в Сильверстоуне в 1997 году), плюс в одной (Австрия-97) не был допущен на старт, так как во время квалификации вес его машины оказался на 3 кг меньше допу­стимого. Его дебют состоялся в 1996 го­ду, когда он заменил в Бразилии и Ар­гентине Джанкарло Физикеллу. В 1997 году Маркеш вновь вышел на замену во второй половине сезона, заняв место Трулли, перешедшего в команду Prost. В 1999-м бразилец попробовап свои силы в чемпионате серии CART. Проведя за океаном полтора года, особой славы не снискал. «Я доволен, что возвратился в Формулу-1, особенно - в Minardi, - за­явил Маркеш. - Я знаю здесь многих людей по выступлению за команду в 1996-м и 1997-м, так что это немного по­хоже на возвращение домой».

Просто и без затей

В отличие от Minardi, которая тяну­ла с презентацией нового автомобиля до последнего момента, потому что ей нечего было представлять, Prost АР04 появился на зимних тестах одним из первых, 15 января. Однако запутанная ситуация со спонсорами заставила Алена Проста отложить торжественный момент официального представления до Австралии, где эта церемония и со­стоялась в последний день зимы, про­сто и без затеи, прямо на пит-пейн пе­ред гаражами команды. Уход Yahoo и Gauloises оставил на обтекателях французских машин слишком много свободного места. Надо полагать, Ален до самого последнего момента рассчитывал, что приглашение в качестве тест-пилота Педро де ла Росы привле­чет к его команде внимание испанской нефтяной компании Repsol. Но Педро в последний момент предпочел Jaguar. В итоге место титульного спонсора так и осталось вакантным. Южноамерикан­ская телекомпания PSN, пришедшая вместе с аргентинцем Маццакане, ита­льянская продуктовая компания Parmalat, первый результат сотрудни­чества с семьей Педро Диница. Acer, под чьей маркой будет скрываться дви­гатель Ferrari, вкупе с несколькими бо­лее мелкими спонсорами, многие из которых новички в Ф-1, вряд ли ком­пенсировали прошлогодние потери.

«По-человечески, сезон 2000 года был, наверное, самым трудным в моей карьере, - признается Прост. - Я даже несколько растерялся от обрушившей­ся на меня критики, но теперь снова по­лон надежд».

Учитывая характеристики чемпионского двигателя, перед создателями AP04 была поставлена одна задача: вывести автомобиль на трассу как можно раньше и испытать его как мож­но тщательнее.

«Прежде всего мы позаботились о надежности» - утверждает Прост. Впрочем, пару раз АР04 зимой проде­монстрировал и свою прыть. В частности, когда Алези установил рекорд кру­га в Барселоне. Правда, в квалифика­ционной настройке.

Много разговоров было о коробке передач и трансмиссии Prost. По слухам, все это, даже заднюю подвеску и заднее антикрыло французы получили из Ferrari вместе с контрактом на поставку двигателей. Это несколько противоречит пункту правил, согласно которому шасси должно проектиро­ваться исключительно силами команды. Впрочем, официальные органы технического никакого греха в этом не усмотрели. Достаточно вспом­нить, что несколько лет назад Ligier правопреемницей которой стала Prost, выступала на автомобиле, который был, по существу, перекрашенным Benetton, обе эти команды в то время принадлежали Флавио Бриаторе). Но и тогда официальные лица сохраняли нейтралитет. В результате Оливье Панис сенсационно выиграл Гран При Монако. Впрочем, ожидать, что Гастон Маццакане добудет для команды Большой Приз маленького княжества, пока не приходится.

«До лидеров нам далеко. Мы вы­ступаем в разных весовых категориях, - вздыхает Прост. - Но я рассчитываю, что мы сможем бороться с BAR и Benetton и регулярно финишировать в зачетной шестерке».

Prost теперь еще и Acer

Команда Post Grand Prix подписала соглашение о партнерстве с известной тайваньской ин­формационно-технологической фирмой Acer. Теперь двигатели Ferrari, установленные на маши­нах АР04, будут именоваться Acer, а официальное название французской команды будет Prost Acer. В филиалах Acer работают 35 000 человек во всем мире, а сама компания - один из веду­щих изготовителей PC и аппаратных средств для Интернета.

Де ла Роса в Jaguar

После своего странного рас­ставания с Arrows Педро де ла Ро­са оставался без работы совсем недолго. Симпатизирующий ис­панцу четырехкратный чемпион мира Алей Прост предложил ему контракт третьего пилота в своей команде и, хотя сам де ла Роса отрицает факт подписания фор­мального соглашения, он успел провести за рулем Prost АР04 не­сколько тестов, что, по мнению французов, равносильно взятию на себя обязательств. Через не­сколько дней слухи отправили Педро в Jaguar на место строптивого Эдди Ирвайна, навлекшего на себя гнев руководства очередной порцией откровений о положе­нии дел внутри команды. Слухи подтвердились лишь отчасти: де ла Роса и в самом деле оказался в стане «зеленых», но занял место тест-пипота. Такое решение ис­панского гонщика стало сюрпри­зом как для хозяина французской «конюшни», так и для другого тест-пилота Jaguar южноафрикан­ца Томаса Шектера. Ален Прост уже отказался от услуг консуль­танта команды по маркетингу и одновременно менеджера де ла Росы Джулиана Джекоби, с легкой руки которого Педро оказался в Милтон-Кейнсе, и официально объявил о том, что намерен су­диться с испанцем и его агентами.

Педро зарекомендовал себя талантливым пилотом, но, надо полагать, не только его мастерст­во заставляет Проста сражаться за испанца. Не меньший интерес представляет судьба спонсорских денег нефтяной компании Repsol, которая поддерживает гонщика с Пиренейского полуострова. О планах испанских нефтяников пока ничего не сообщается, но в Jaguar они появятся вряд ли. Офи­циальным поставщиком горюче­смазочных материалов для ко­манды является компания Texaco.

Продолжение здесь...

← к содержанию № 33 (04.2001)

Просмотров: 8