 Спокойствие,
только спокойствие!
Лучано Бурти было от чего прийти в
волнение. Сначала тест-пилоту Jaguar
сказали, что его мечта сбылась и он стартует в Гран При Формулы-1. А затем
добавили, что сделать это придется завтра, поэтому времени на подготовку нет.
Однако бразилец выслушал обе новости с полным спокойствием. Даже
соотечественники Бурти отмечают его скорее европейский, нежели латиноамериканский
темперамент. И всем было интересно, как поведет себя «совершенно спокойный»
бразилец на трассе?
Остается
догадываться, царит в Сан-Паулу какая-то особая атмосфера или что-то там
подмешивают в систему городского водоснабжения, но у выходцев из этого города
скорость в крови. Так говорил о себе Айртон Сенна, это же можно повторить и о
Лучано Бурти. Впрочем, сравнивать молодых бразильских пилотов с трехкратным
чемпионом мира - дело неблагодарное и уже набившее оскомину. Одно дело - по
проторенной десятками соотечественников дорожке через британские гоночные серии
подойти к дверям «большого цирка», и совсем другое - добиться на арене этого «цирка»
успеха. Сравнения с Сенной выглядят тем более натянутыми, что 26-летний Бурти
вряд ли соответствует классическому представлению о гонщике из Южной Америки.
Для выходца из тех краев он поразительно спокоен.
Однако
по мнению очевидцев, именно этому качеству- умению сохранять хладнокровие даже
в кризисной ситуации и не лезть зря на рожон - и обязан Лучано успешным началом
своей карьеры в автогонках. Талант чемпиона Южной Америки по картингу - этот
титул завоеван семь лет назад - не вызывал сомнений, но это не была
гениальность, сражающая всех наповал. Не отличался Бурти и всепоглощающей
жаждой победы, заставляющей на пределе сил драться за каждую позицию, а в
случае проигрыша оборачивающейся нервным срывом. Спокойный и уравновешенный в
жизни, таким он оставался и на трассе. Его путь не был усеян измочаленными
покрышками и оторванными рычагами подвески, но зато этот путь регулярно
приводил к победе.
 Так
же уверенно и, как кажется со стороны, без сверхусилий бразилец начал карьеру и
на Британских островах. Четыре победы в гонках Vauxhall Junior в составе Martin Donnelly Racing, потом - переход в Paul Stewart Racing и сразу два чемпионских титула - в
зимней и летней сериях Формулы-Vauxhall.
Плюс - светлые перспективы. Во-первых, как говорил один из съевших собаку в «младших»
Формулах гонщиков, «британский чемпионат нельзя выиграть, если ты не являешься
пилотом Paul
Stewart
Racing».
Во-вторых, у талантливого и работоспособного гонщика были все шансы дорасти от
Формулы-Vauxhall
Junior
до Ф-1 в составе одной и той же команды: отец и сын Стюарты всегда предпочитали
работать с гонщиками «в долгосрочной перспективе». Но если раньше воспитанные в
PSR
Дэвид Култхард и Дарио Франкитти уходили, чтобы добывать в соревнованиях
высшего уровня победы для других команд, то к моменту прихода Бурти уже
появилась Stewart
F1.
И бразильца за руль болида Ф-1 впервые посадили, когда он только готовился
выиграть титул в Формуле-3.
Именно
на этапе Ф-3 хладнокровие и рассудительность Бурти начали настораживать. «Я был
очень близок к Марку Хайнсу и шел ничуть не медленнее его. Если б я предпринял
попытку обгона, еще неизвестно, чем бы все это кончилось. Но я предпочел не
рисковать своим вторым местом и финишировать»,- это типичное для 1999 года
высказывание Бурти. Поначалу бразильца трудно было обвинить в излишней
осторожности, он выступал очень стабильно, приезжал на пьедестал чуть ли не в
каждой гонке и половину чемпионата лидировал. «Картикеян на старте мимо меня
как ракета просквозил!.. Я и не пытался всерьез за ним угнаться. Он не является
моим основным соперником в чемпионате, так что главное для меня было привезти
как можно больше очков, финишировав впереди Хайнса». И здесь, казалось, с
бразильцем не поспоришь. Однако ближе к концу сезона ситуация обострилась, и он
заговорил по-другому: «Дело идет к развязке, и мне не стоит быть таким
уступчивым».
Каким
он может быть неуступчивым, Лучано продемонстрировал на предпоследнем этапе в
Тракстоне - стартуя с первой позиции, он в первом же повороте «сцепился» с Хайнсом.
Да так, что по окончании заезда, в котором финишировал третьим, был
дисквалифицирован за «неоправданно резкие и опасные маневры на старте». После
этого даже поул, быстрейший круг и победа на заключительном этане положения уже
не спасли. В результате шумиха поднялась не вокруг Бурти, и даже не вокруг
ставшего чемпионом Хайнса, а вокруг... Дженсона Баттона, который на трассе
уступил им обоим, но в Ф-l
пробился.
Даже
если Лучано не добьется успеха в чемпионате мира, по крайней мере, его будут
знать как человека, который бивал «самого Баттона». В Ф-3 Бурти сталкивался с
Дженсоном даже чаще, чем со своим основным соперником Хайнсом. Уже в начале
сезона бразилец продемонстрировал «эффектный прорыв по внешней траектории
благодаря тонкому и уверенному контролю над поведением машины», как писали
после того, как Лучано опередил Дженсона на 8-м круге гонки в Тракстоне
(правда, обойти-то и не успел - подвел мотор). Позже - «чехарда» на первом
круге гонки в Донингтоне: успешная атака Бурти в первом повороте и впечатляющий
ответ Дженсона в конце круга. «Когда я заметил, что он атакует, было поздно
что-то предпринимать - настолько быстро и четко он все провернул!»- рассказывал
потом Лучано. В конце сезона в Спа бразилец вынудил лидирующего Баттона
ошибиться в «Красной воде», благодаря чему выиграл гонку... Впрочем, на высокой
ноте эти события описывали зрители и журналисты. Сам гонщик оставался
традиционно спокоен.
 Спокоен
был даже когда его спрашивали: разве не обидно, что еще недавно вы обгоняли
Баттона на трассе, а весь следующий сезон все только и обсуждали вопрос, когда
Баттон начнет обходить Шумахера? «Да нет, - пожимал плечами бразилец, - Дженсон
делает для нас хорошую работу. Его результаты подтверждают, что ребятам из Ф-3
можно доверять. Представьте, если бы он завалил сезон на Williams... Да нас на милю к
машинам перестали бы подпускать!»
В
Австрии-2000 Баттон заложил еще один кирпич - очередные два очка в фундамент
своей будущей славы. А бразилец смог на своей шкуре почувствовать, как тяжело
быть в Ф-1 Джонни Хербертом, проведя час с четвертью за рулем настроенной под
англичанина запасной машины…
Рубенс
Баррикелло справедливо считается старшиной небольшого, но сплоченного
бразильского автогоночного землячества в Европе. Он опекает всех молодых
соотечественников, переплывающих океан попробовать свои силы в европейском
автоспорте. Прибывая в Англию, почти все они останавливались в доме Рубенса в
Кембридже. Бурти - не исключение. Поэтому, узнав, что будет заменять Ирвайна на
Гран При Австрии, Лучано первым делом сообщил эту новость пилоту Ferrari. «О’кей, - ответил
Рубенс, - завтра утром высылай механика к моим боксам. Буду выезжать - дам ему
знак, и ты пристраивайся в хвост. Один круг прокачу тебя по траектории, а там
уж извини - как-нибудь сам...»
Помощь
была не лишней. Ведь тест-пилот Jaguar
впервые в жизни увидел трассу А1-Ринг. Но в общих чертах изучить автодром -
полдела, у опытного гонщика на это уходит порядка десяти минут. Проблема в том,
что Лучано ни разу еще не участвовал даже в имитации Гран При, в самом
длительном своем заезде на тестах он подряд проехал всего пятнадцать кругов. Да
и совершить свой первый круг, более или менее похожий на квалификационный,- на
свежем комплекте резины с минимумом топлива в баках - Бурти смог только на
тестах в Маньи-Куре перед французским этапом чемпионата-2000.
 «Весной
я часто делал свою работу автоматически. Меня, что называется, поставляли на
тесты в комплекте с автомобилем, я был одной из его деталей. Речь в боксах
редко шла о тонкостях пилотирования, чаще разговор заходил о повышенной
нагрузке на те или иные узлы. Мне даже не всегда объясняли, какие изменения
внесены в настройки машины перед очередным выездом». Впрочем, это не значит,
что в команде бразильца не ценили. Просто у него была своя работа, работа,
которая сильно отличалась от того, чем занимались основные пилоты. Работа
иногда нудная, иногда откровенно хаотичная (приехали заниматься аэродинамикой -
весь день бились над проблемами задней подвески), иногда прерывавшаяся
поломками и авариями. Лучано ценили, и поэтому вместо предусмотренных
контрактом пятнадцати тестовых дней он отработал в 2000 году не меньше сорока.
Но он не должен был участвовать в гонках, поэтому мог посвятить день той же
аэродинамике, а не погоне с пустыми баками за лучшим результатом.
Однако
опыт, полученный на тестах, пригодился Бурти. Когда в субботу на австрийской
трассе дело дошло до быстрых кругов, начали всплывать одни неполадки за
другими: то отказ механизма переключения передач на тренировке, то проблемы с
двигателем в квалификации, одним словом, ломота во всем теле. Поэтому Лучано и
не удивился особо, когда в воскресенье перед началом прогревочного круга что-то
закапало прямо на педали. «Я был сосредоточен на своей гонке, но видел на
большом экране, как Лучано покидает машину, - вспоминал Баррикелло. - Я не мог
на это спокойно смотреть и от души выругался...»
Лучано
стартовал из боксов позже всех на запасной машине. Уже на пятом круге стали
перегреваться тормоза, и бразильцу пришлось сбросить темп, чтобы не закончить
Гран При в отбойниках. А потом пит-стоп затянулся, и Бурти выехал позади
отставших было от него Диница и Зонты...
Одиннадцатое
место Бурти на финише в Шпильберге называли как минимум «удачным выступлением
при неблагоприятных обстоятельствах», как максимум - «маленьким спортивным
подвигом». «Удивительное самообладание! Он за весь уик-энд ни разу не ошибся!»-
восхищался после гонки Нил Ресслер. «Все очень просто, - отшучивался Лучано от
комплиментов шефа,- я вовремя вспомнил, что надо отключить мобильный телефон!»
 А
потом наступил один прекрасный летний день на тестах в Сильверстоуне накануне
Гран При Германии, когда Jaguar
Бурти промчался по трассе быстрее не только машины Ирвайна, но даже McLaren Дэвида Култхарда. И
пусть сравнивать результаты тестов - дело неблагодарное, для Бурти тот день был
особым - в нем перестали видеть человека, которого «поставляли на тесты в
комплекте с автомобилем». Команда стала работать на него как на гонщика. «Я
зачастую не мог понять, как Джонни и Эдди проходят некоторые повороты в таком
стиле, но позже осознал - причина в том, что команда работает над этим вместе с
ними. На прошлых тестах здесь же Эдди был быстрее меня на семь десятых. Сегодня
команда работает и на меня тоже, и вот - результаты, которые раньше для меня
были недостижимы».
Произошло
это спустя несколько дней после австрийской гонки. И скорее всего, мысль взять
бразильца в «основу» появилась у руководства Jaguar именно тогда. Поначалу это был
запасной вариант. Всплывали имена то Франкитти, то Френтцена, то Баттона. Но
Бурти эти разговоры не слишком волновали - «вооруженный» европейским
темпераментом, он продолжал спокойно тестировать зеленые машины.
В
Ф-1 быстро забывают о том, в какой форме ты подошел к своему первому старту и
что у тебя сломалось на пятом круге- важен результат. В «потенциальных
чемпионах» и «кандидатах в топ-пилоты» ходит едва ли не каждый второй, но за
победу в чемпионате из года в год бьются одни и те же пилоты. А вчерашние
талантливые новички исчезают неизвестно куда. Где блистательный Жюль Буйон,
триумфально выжравший Ф-3000 семь лет назад и ставший тест-пилотом Williams и обладателем ярлыков «будущий
чемпион мира» и «наследник Проста»? Где Педро Лами и Ян Магнуссен? Так что
борьба за место под солнцем для Бурти еще впереди, и рассыпанные в официальных
заявлениях комплименты ему вряд ли стоит воспринимать всерьез. Но, как бы то ни
было, еще до начала дебютного сезона в активе Лучано уже был один Гран При. «Это
что-то вроде барьера, - объясняет Баррикелло.- Что первая гонка, что первая
победа. Если ты однажды сделал это, все идет гораздо легче. Тебе больше нет
смысла переживать и дергаться. Одной загадкой для тебя стало меньше». После
Хоккенхайма, стоит согласиться, Рубенс знает, о чем говорит.
Первая
гонка дебютного сезона в Австралии далась Бурти нелегко. Тяжелая авария в
квалификации, предпоследнее место на старте. Но бразилец сумел добраться до
финиша восьмым, опередив пятерых соперников, и стал, между прочим, лучшим среди
гонщиков, выступавших на автомобилях с шинами Michelin. Как Лучано удалось
это? В трудной ситуации он сохранил спокойствие. Полное спокойствие.
Кирилл
Качнов
Лучано (Лучано Пуччи) Бурти
(Бразилия)
Дата
рождения: 5 марта 1975 г.
Место
рождения: Сан-Паулу, Бразилия
Место
жительства: Сан-Паулу, Бразилия; Кембридж, Англия, Великобритания
Web site: www.lucianoburti.com
Рост:
175 см
Вес:
68 кг
Семейное
положение: холост
Первый
старт: картинг, 1991 г.
Карьера:
1991-1995 гг. Картинг
1992 г. 5-е место в чемпионате Сан-Паулу; 3-е
место в чемпионате Пакалулу
1993 г. 7-е место в чемпионате Сан-Паулу; 3-е
место в Летнем чемпионате Кампинаса
1994 г. Чемпион Южной Америки; чемпион Аберту;
чемпион Пакалулу; 4-е место в чемпионате Сан-Паулу; 5-е место на Панамериканском
чемпионате; 8-е место на чемпионате мира
1995 г. Чемпион Сан-Паулу; победитель картинговой
гонки «24 часа Бразилии»
1996 г. 3-е место в британском чемпионате Формулы-Vauxhall Junior (4 победы), выступал за Martin Donnelly Racing; победитель зимнего чемпионата Ф-Vauxhall, выступал за Paul Stewart Racing; чемпион новозеландской Ф-Ford
1997 г. Чемпион Ф-Vauxhall, выступал за Paul Stewart Racing
1998 г. 3-е место в британской Ф-3 (2
победы), выступал за Paul
Stewart
Racing;
регулярные тесты в команде Stewart-Ford Ф-1
1999 г. Вице-чемпион британской Ф-3 (4
победы), выступал за Paul
Stewart
Racing;
регулярные тесты в команде Stewart-Ford Ф-1
2000 г. Чемпионат мира Формулы-1, 1 гонка в
составе команды Jaguar-Ford, 0 очков, 23-е место; официальный
тест-пилот команды Jaguar-Ford
2001 г. В чемпионате мира Формулы-1
выступает за команду Jaguar-Ford
Всего за карьеру:
Гран
При в Ф-1: 2
Гонок
в Ф-1: 2
Очков: -
Побед: -
Поул-позишн: -
Быстрейших
кругов: -
Примечание:
все данные представлены по состоянию на 06.03.01
|