 Урановая
проблема
Как
знать, возможно, арсеналы контрольно-измерительных приборов FIA скоро пополнятся счетчиками
Гейгера. Да-да, новым суперматериалом для машин Формулы-1 обещает стать уран.
Речь, конечно, не о его разновидности, применяемой в атомных боезарядах, а о
так называемом обедненном уране, который является побочным продуктом
деятельности АЭС. Для конструкторов гоночных болидов он представляет интерес в
силу своего исключительно большого удельного веса - от 18,7 г/см3 до
19,7 г/см3, т.е. обедненный уран на 65% плотнее свинца. Он
превосходит по этому показателю и используемый для изготовления брусков
балласта вольфрам (в сплаве с другими металлами его удельный вес достигает
максимум 18 г/см3). Что из этого следует? Балластные плашки, будь
они изготовлены из урана, получились бы самыми компактными, а значит их легче
было бы разместить в «стратегически важных» точках на днище машины.
Обедненный
уран может использоваться также в двигателестроении. Учитывая крайне малые
габариты моторов Формулы-1, он стал бы идеальным материалом для изготовления,
например, противовесов коленвалов.
Но
не фантастика ли все это? Похоже, что нет. По словам некоторых экс-инженеров Benetton, в Энстоне
экспериментировали с обедненным ураном еще десять лет назад. Эти работы не
остались незамеченными для технических специалистов и других команд «большого
цирка»... Так что урановая эра в Формуле-1, вероятно, уже началась, во всяком
случае, на лабораторном уровне.
Более
активному применению нового супермaтеpиaлa препятствуют два обстоятельства.
Во-первых, его колоссальная стоимость, а во-вторых, существуют опасения, что
обедненный уран может сохранять остаточную радиоактивность. Есть информация,
что ее жертвами стали военнослужащие НАТО, которые во время военной операции в
Боснии имели дело с боеприпасами с сердечниками из обедненного урана. Впрочем,
подобные вещи редко останавливают людей.
Михаил
Козлов
|