Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №34 (05.2001)

Кольцо не сразу строилось

Кольцо не сразу строилось

 

Взгляд господина Тильке был сосредоточен и немного печален. Что видел известный архитектор, создатель великолепного автодрома Сепанг, вглядываясь в заснеженные московские пустыри? Трудно сказать. Вежливый немец, во время краткого визита в нашу столицу вновь осмотревший две территории, претендующие стать местом возведения автодрома международного класса, уклонился от прямых ответов. Но не прошло и недели, как в Москву прибыл документ, содержащий выводы знаменитого специалиста. Корреспондент нашего журнала получил возможность ознакомиться с этим документом. Насколько прав господин Тильке? И является ли мнение иностранца истиной в последней инстанции, судить не беремся. Мы просто знакомим наших читателей с авторитетным мнением немецкого эксперта, кратко коснувшись предыстории вопроса и немного заглянув в будущее.

С небес на землю

Несмотря на самые лестные отзывы специалистов, новая трасса преподнесла гонщикам, большинство из которых видели ее впервые, немало сюрпризов. И далеко не все они были приятными. Чего стоил один лишь «тройной ридбергер», который Жак Вильнев исполнит в «эске» «Гагарин». Или эффектный вылет Михаэля Шумахера в повороте «Санкт-Петербург». До «Москвы» немец так и не добрался, и остряки в пресс-центре тут же переименовали злополучный для лидера Ferrari вираж в «Сталинград». И все же первый Гран При России Формулы-1, состоявшийся в замечательный весенний день на только что открытом и буквально еще пахнущем свежей краской «Московском кольце», стал настоящим праздником. И т.д. и т.п...

Вернемся с небес на российскую землю. Подобного репортажа мы все ждем уже давно. Разговоров вокруг приглашения Ф-1 в Россию всегда было много. Число проектов трасс перевалило за десяток. А воз, как говорится, и ныне там. И все же основания для оптимизма есть. Интерес к Ф-1 в России все возрастает, и наконец поднялся до уровня московского правительства. А это уже серьезно. Зашевелились и на Западе. Берни Экклстоун и Макс Мосли принимают российского представителя. Да и Герман Тильке прибыл в Москву не столько как независимый эксперт, сколько как личный эмиссар хозяина Ф-1, его глаза и уши. Отсюда и особое внимание к его мнению.

Как известно, с российской стороны были выдвинуты несколько альтернативных проектов строительства автодрома, пригодного для проведения Гран При Формулы-1, из которых на сегодняшний день наиболее реальны два, причем оба московские. У каждого проекта есть свои плюсы и минусы, свои сторонники и противники. Мы же склонны видеть во всех этих людях одну большую команду энтузиастов Формулы-1, идущих, пусть и несколько разными путями, к единой цели - скорейшему появлению в расписании ЧМ Гран При России. Всем им надо сказать огромное спасибо за их усилия и труды. На них, на их организаторский талант вся наша надежда. А конкуренция - это здорово! Какой бы проект ни победил, в выигрыше в любом случае окажется сама Формула-1 и мы с вами, ее любители. И именно с данной точки зрения, считая себя также членами этой команды, чья задача поддерживать всеми силами оба направления, мы и взглянем сегодня на суть проблемы.

Предыстория

20 июля 1999 года появилось Постановление правительства Москвы № 652 «О строительстве в Москве автодрома трассы «Формула-1» и гольф-поля с инфраструктурой». Речь шла о Молжаниновском районе, что близ аэропорта Шереметьево-2. Прочие варианты - Тушино, Ходынка, Крылатское и Нагатинская пойма на тот момент были отвергнуты.

Через год появилось новое постановление (№ 250-ПП от 4 апреля 2000 года) «О проектных предложениях по развитию района Молжаниновский», в котором Нагатинская пойма все же вновь упоминается в качестве возможного варианта строительства автодрома. Вызваны эти колебания были, в частности, тем, что согласно перспективному плану развития Москвы, в районе Молжаниновки предполагалось возведение большого жилого массива.

Еще через полгода, 4 сентября 2000 года, в Москву для ознакомления с территорией предполагаемого строительства автодрома приезжает немецкий архитектор Герман Тильке, который построил, в частности, новейший и наисовременнейший на данный момент автодром в Малайзии, и остается вполне доволен увиденным. А уже 15 сентября мэр Юрий Лужков подписывает распоряжение о создании рабочей группы по молжаниновскому проекту, и почти сразу же, 23 сентября, выходит новое постановление правительства Москвы - «О создании ОАО «Нагатино» по строительству автодрома «Формула-1». Мэр Москвы возглавил попечительский совет строительства в Нагатинской пойме. Осуществить этот проект планируется в соответствии с подписанным в декабре 2000 года «Договором о строительстве автодрома в Нагатинской пойме и гарантиях инвестиций между Правительством Москвы и компанией TWR Group (Великобритания)», под которым поставили свои подписи Ю. М. Лужков и глава TWR Group Т. Уокиншоу. Непосредственное руководство всеми работами, связанными с этим проектом, было поручено главе Комитета по туризму при Правительстве Москвы Григорию Антюфееву - человеку инициативному, энергичному и целеустремленному.

Проект получил столь громкий резонанс, что в письме на имя Ю. М. Лужкова «большой хозяин» Больших Призов Берни Экклстоун пригласил Григория Антюфеева на личную встречу в Лондон. И аккурат в День влюбленных - 14 февраля сего года - эти два влюбленных в Формулу-1 человека встретились и обменялись информацией и мнениями в штаб-квартире FOA. «В ходе этой встречи, продолжавшейся в течение получаса, - рассказывает Григорий Антюфеев, - я ознакомил г-на Экклстоуна с проектом строительства автодрома в Нагатинской пойме. Он с одобрением относится к этому проекту, и, по его мнению, для его реализации вполне достаточно имеющейся там площади до 200 га».

Между тем еще 2 февраля в факсе опять же на имя Лужкова Экклстоун писал: «Я рекомендовал для работы по проекту трассы в Москве архитектурно-инженерную компанию Tilke GmbH, которая обладает опытом проектирования современных кольцевых трасс Формулы-1 и дополнительных сооружений. Крайне важно, что для того, чтобы обеспечить необходимый коммерческий успех Формулы-1, требуется не менее 250 га земли, которые, как я понимаю, могут быть выделены».

Но, вероятно, Григорий Антюфеев был вполне убедителен во время личной встречи, и чуть позже за подписью Экклстоуна приходит еще один факс, в котором сообщается, что, возможно, для строительства автодрома будет достаточно и меньшей площади.

В конце концов, для внесения в вопрос окончательной ясности в Москву в качестве эксперта и неофициального посланника Экклстоуна вновь приезжает Герман Тильке. Ознакомившись 9 марта с территорией Нагатинской поймы (а также встретившись с вице-мэром Валерием Шанцевым), Тильке в разговоре с журналистами дипломатично воздержался от скоропалительных оценок и однозначного выбора, пообещав изложить все в официальном отчете, но заметил: «Я, безусловно, могу построить автодром где угодно и на любой территорий, но если он потом будет бездействовать, то мне это не нужно ни за какие деньги. Мне дорога моя репутация». И уже 12 марта архитектор действительно изложил все свои соображения в документе под названием «ОТЧЕТ И ОЦЕНКА ДВУХ ТЕРРИТОРИЙ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМА ГРАН ПРИ ФОРМУЛЫ-1 В МОСКВЕ: ШЕРЕМЕТЬЕВО И НАГАТИНО». Этот документ он вручил 12 марта Экклстоуну и переслал курьерской почтой в Москву на имя Ю. М. Лужкова.

Спустя несколько дней мне удалось задать вопрос Валерию Шанцеву насколько отчет Тильке повлиял или может повлиять на окончательный выбор той или иной территории под строительство автодрома. Вице-мэр ответил, что и он, и Ю. М. Лужков с отчетом внимательно ознакомились, и что окончательное решение будет приниматься непременно с учетом изложенного в нем, «поскольку авторитет Германа Тильке в этом вопросе столь велик, что было бы неразумно игнорировать его мнение, если мы действительно собираемся построить автодром для Формулы-1».

Приговор окончательный?

Итак, к каким же выводам пришел Герман Тильке, сравнив изученные им территории?

В первом разделе отчета, озаглавленном «Цели», архитектор заявляет: «Целью данного отчета является привнесение в дискуссию по выбору территории профессиональных аспектов, оценок и аргументов».

Далее мы приводим текст заключения с незначительными сокращениями.

ШЕРЕМЕТЬЕВО

Данная территория расположена приблизительно в 25 км к северу от центра Москвы и приблизительно в 9 км от московской кольцевой автодороги. Из города по направлению к территории ведут два шоссе. Одно из них ведет в Санкт-Петербург и имеет прямую связку с международным аэропортом. Территория расположена приблизительно в 500 метрах от шоссе и очень близко к международному аэропорту. Приблизительно в двух километрах от территории находятся две железнодорожные станции.

Транспортная инфраструктура территории может быть охарактеризована как идеальная.

Взлетные полосы аэропорта располагаются параллельно территории и на определенном расстоянии от нее. Соответственно, это не предполагает никаких ограничений.

Топография местности представляет собой луга с невысокими покатыми холмами и прудами. Строений практически нет (если не считать деревень, о которых речь пойдет ниже, - прим. ред.). С западной стороны расположены небольшие деревни с одно- и двухэтажными постройками вдоль дороги, с восточной - лесистая местность и аэропорт.

Территория, имеющаяся в наличии в районе предполагаемого строительства, составляет более чем 300 га. (Согласно вышеупомянутому постановлению от 4 апреля 2000 года площадь отведенного под строительство автодрома участка составляет 240 га, - прим. ред.) Этого достаточно для современного автодрома с инфраструктурой (транспортная система, автостоянки, вертолетные площадки и т.д.).

Топография превосходно подходит для интересного дизайна автодрома с возможностями дальнейшего развития. Дополнительные сооружения идеально вписываются в прилегающую территорию.

НАГАТИНО

Данная территория расположена на юге Москвы, приблизительно в восьми километрах от центра города. Расположение от международного аэропорта - приблизительно в 35 километрах.

Данная территория расположена на полуострове и разделена на две части наземным метро и шоссе с шестиполосным движением. Относительно расстояния от центра города, где находятся большинство отелей, расположение участка положительно.

Транспортная инфраструктура между участком и Москвой может создать некоторые проблемы, т.к. город Москва и пригороды соединены только загруженной шестиполосной автодорогой. (Добавим, что вблизи также пройдет строящееся сейчас третье транспортное кольцо - широкая современная автомагистраль, - прим. ред.). Должны быть построены широкие пересечения и выезды, соединенные мостом или туннелем, пересекающим проходящую параллельно линию метрополитена.

Прямая связь данной территории со станцией метро оценивается очень положительно.

Восточная часть выглядит как полуостров треугольной формы. Максимальная длина с одной стороны дороги (направление юг-север) составляет 1300 метров. Максимальная длина направления с востока на запад составляет 1200 метров. Прилегающие районы затоплены, и две трети из них составляют лесистую местность. На юге имеется причал. Доступны 840 из 1200 метров. Годная для использования территория составляет 78 га.

На противоположной стороне дороги территория состоит из индустриального района размером около 60 га. Протяженность на восточно-западном направлении составляет 980 метров, в направлении с юга на север - около 1100 метров. Территория ровная, широкие улицы пересекают индустриальный район.

Непосредственно прилегающие районы территории в восточном и западном направлениях состоят из индустриальных районов. В других направлениях имеются постройки (более чем двадцатиэтажные здания).

Величина данной территории, составляющая 78 га к востоку от дороги и метрополитена и 60 га на западной части (по данным Москомзема, на которые ссылается руководство нагатинского проекта, общая площадь полуострова составляет 184 га, - прим. ред.), оценивается как недостаточная по сравнению с территориями, занимаемыми другими международными автодромами.

Теоретически, восточная часть может быть увеличена за счет осушения затопленного района, но это приведет к огромному увеличению стоимости работ.

На последнем этапе строительства почти 100% деревьев должны быть спилены и уничтожены. Снос построек в индустриальном районе повлечет за собой огромные дополнительные затраты.

(Справка редакции: В настоящий момент на упомянутой территории располагаются владения и строения Столичной судоходной компании, ОАО «Пассажирский порт», очистные сооружения и центр техобслуживания «ЗИЛ», склады компании «Проктер Энд Гэмбл», Нагатинский таможенный терминал и другие предприятия.)

В общем, необходимо построить три соединения (мосты или туннели) между обеими частями территории.

Окружающие районы, с точки зрения автора, не представительны для международного автодрома и самого города Москвы. Обозрение с данной территории падает на жилые застройки и индустриальные районы.

Строительство автодрома в Нагатино не предполагает дальнейшего развития территории из-за ограниченного пространства.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Автор рекомендует Шереметьево как возможное расположение автодрома Гран При Формулы-1.

Составлено: Тильке ГмбХ

Krefelder Strabe 147

52070, Aahen

подписано: Герман Тильке

А кроме того...

Добавим то, что не упомянул в своем отчете Герман Тильке.

Основными минусами молжаниновского проекта являются необходимость переселения с территории предполагаемого автодрома шести деревень с предоставлением жителям квартир, перенос газопровода высокого давления и трудности с переносом маршрутов захода на посадку самолетов, следующих в аэропорт «Шереметьево-2».

Впрочем, первое и второе было предусмотрено еще за много лет до появления проекта строительства автодрома в соответствии с планом развития данного района и поэтому не требует специальных решений и дополнительных средств. А необходимости в переносе маршрутов захода на посадку самолетов, как утверждает ряд специалистов, попросту нет, поэтому и трудностями вроде бы не грозит.

Однако надо учитывать, что если жилой массив в Молжаниновском районе все же будет построен в соответствии с тем же планом развития, перед его жителями может возникнуть проблема шума. Равно как, впрочем, и перед жителями домов, уже окружающих Нагатинскую пойму.

Справка редакции: Уровень шума, который производит несущийся болид Формулы-1, достигает 140 Дб. Примерно столько производит на взлете реактивный истребитель. При этом на старте Гран При одновременно «взлетает» более двух десятков машин. Когда в прошлом году на Ходынке проводились гонки на куда менее мощных и шумных автомобилях, треск и вой их двигателей и послужил основанием для запрета московскими властями гонок на Ходынке.

И наконец главная проблема Нагатино: нехватки площади. По словам Григория Антюфеева этот вопрос можно решить: «У нас имеется подписанное мэром еще месяц назад постановление об отсыпке грунта, вынутого при строительстве Лефортовского туннеля, в русло Москвы-реки в районе Нагатинской поймы, что позволит без проблем и лишних затрат увеличить площадь полуострова».

Что в сухом остатке?

Принято ли Правительством Москвы окончательное решение, пока неясно. Тут нужно не семь, а семьдесят семь раз отмерить, прежде чем резать бюджет будущей стройки. Но если московские власти наконец определятся со своими планами и если их решение устроит хозяев Формулы-1, то возникнет надежда, что она, родная, все-таки приедет в Россию к всеобщей радости всех любителей «королевских гонок». И тогда репортаж, которого мы все так ждем, состоится.

Борис Мурадов

В конце марта в Женеве в рамках Генеральной Ассамблеи FIA произошла встреча руководителя нагатинского проекта Григория Антюфеева, присутствовавшего на Ассамблее в новом для себя качестве - вице-президента российской автомобильной федерации по туризму и развитию Формулы-1, и президента международной федерации Макса Мосли. Господин Мосли выразил личную и горячую поддержку начинанию московских властей по строительству автодрома в Нагатино. «Федерация и я лично готовы оказать любую помощь и заинтересованы в удачном завершении проекта, поскольку это позволит провести в Москве соревнования самого высокого уровня», - сказал президент FIA. Более того, господин Мосли планирует посетить Москву в ближайшем будущем и лично ознакомиться с ходом строительства. Ему очень понравилась также идея провести весеннюю Генассамблею FIA 2002 года в российской столице. «Москва - это современный международный деловой центр, поэтому там будет очень удобно провести Ассамблею», - сказал Мосли. Окончательно этот вопрос будет решен на форуме FIA осенью в Кельне.

Категория: №34 (05.2001) | Добавил: LiRiK3t (08.10.2013)
Просмотров: 623 | Теги: №34(05.2001), тема
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t