Гран При Испании

← к содержанию № 35 (06.2001)

Гран При Испании

 

Архитектура победы

Автомобиль - вот главная проблема для архитектора.

Вальтер Гропиус, немецкий архитектор

Большой Приз Испании... в Барсело­не. Местные жители это словосочетание произносят не без гордости. Каталонцы - убежденные националисты. Считают се­бя совершенно самостоятельным наро­дом и уверены, что их земля входит в со­став Испании лишь в силу исторически сложившихся обстоятельств. Более того, местное население уверено в своем куль­турном превосходстве над остальным народонаселением страны. А посему все лучшее в Испании должно находиться... в Каталонии. Будь то Олимпийские игры или Гран При Формулы-1. Само собой разумеется, что и свою столицу каталонцы считают лучшим городом на свете. А Барселона, сколько бы ни говорили о футболе или о Колумбе, именно отсюда отправившемся открывать Америку, - это прежде всего Гауди.

Антонио Гауди не любил прямых линий и прямых углов. Собственно, в этом и состоял его неповторимый архитектурный сгиль. Од­но из самых знаменитых его творений - зда­ние, которое шокированные (шел всего толь­ко 1910 год) соотечественники прозвали «Ка­меноломня» - словно течет за угол. Думаю, знаменитому зодчему понравилась бы схема трассы «Каталунья» со всеми ее причудливы­ми, но строго выверенными изгибами. Нра­вится она и командам Ф-1. Недаром Барсело­на - излюбленное место зимних тестов. Этот автодром в равной степени заставляет напряженно работать тормоза, подвеску, шины, двигатели и мозги инженеров. А вот именин­ники этого Гран При, электронщики, сошлись во мнении, что испанский этап - далеко не лучшее место и не лучшее время для дебюта новых систем.

Мне кажется, что все любители Ф-1 уже в курсе того, что, проснувшись в пятницу утром и выглянув в окно, они увидели зарю Новой Эры. Нет, нет. Деревья остались зелеными. И небо не рухнуло на землю. Не надо путать из­менения в правилах с концом света. А ведь именно так кое-кому представлялось прише­ствие новой «электронной эры» в Ф-1.

Казалось, что легализация антипробуксовочной (АПС) и стартовой систем, автоматической коробки передач и других электрон­ных «штучек» нивелирует уровень гонщиков и Тарсо Маркеш поедет, как Михаэль Шумахер. Ничего подобного не произошло. Во всяком случае, в Испании.

«Антипробуксовочиая система нужна, ког­да у вас есть пробуксовка, т. е. на выходе из медленных поворотов, - вещал глава фран­цузских шинников Пьер Дюпаскье. - А вот в скоростных виражах, где нет необходимости опускаться ниже третьей передачи, она ниче­го не даст. Разницу вы почувствуете в Монте-Карло. Но не здесь».

Однако не только по этой причине «Каталунью» считали не самым удачным местом для испытания нововведений. Изменения в техни­ческом регламенте были утверждены всего за шесть недель до первой гонки года в Австра­лии, и суматоха предсезонных сборов и заоке­анских вояжей не оставила командам времени для обкатки новшеств. Электронные системы, еще очень сырые и неотработанные, в Испа­нии лишь добавили головной боли инжене­рам и гонщикам. Впрочем, это тоже фактор. И, как показали дальнейшие события, весьма су­щественный.

Одна из прелестей автогонок вообще и Формулы-1 в особенности состоит в том, что нигде (пожалуй, кроме архитектуры) искусст­во в большей степени не основывается на тех­нике. В Ф-1 по тому так трудно и выиграть, что победу здесь строят, словно храм.

Антонио Гауди по­гиб, совершая то, чем намеревался продлить свои дни. Во время обычной прогулки, на которую 74-летний ар­хитектор вышел по предписанию врачей ввиду мучившего его с детства ревматизма, его сбил трамвай. Таксисты отказались везти в больницу плохо одетого человека (за что по­том были строго наказаны властями). Через три дня Гауди скончался в больнице, в отделе­нии для бедных. Довольно странный конец для человека, чей гений определил если не облик, то стиль целого города. А возможно - эпохи. Впрочем, любая смерть ужасна. И гибель Ми­келе Альборето во время тестов автомобиля серии Le Mans, случившаяся за два дня до нача­ла Гран При, еще раз напомнила об этом.

Но гонщики - ребята с крепкими нервами. На все вопросы о его чувствах по поводу тра­гического инцидента Ральф Шумахер, напри­мер, с легким раздражением давал понять, что сообщение, конечно, его не радует, но чего от него хотят, если он едва знал этого человека по имени. Больше победителя прошлого Гран При беспокоили текущие проблемы.

«Автомобиль плох, Michelin ошиблась с шинами, а антипробуксовка нам не помогает, - капризничал Шумахер-младший. - Впро­чем, Барселона, с ее быстрыми виражами, ни­когда не подходила нашей команде». Архитек­тура города, в котором тебе не везет, никогда не кажется интересной.

Но помимо эмоций гонщика у команды бы­ли еще и фундаментальные проблемы. Выясни­лось, что нагрузка на моторно-трансмиссионную группу при полном отсутствии пробуксов­ки колес возрастает неимоверно. За время тес­тов между Имолой и Барселоной в Williams уму­дрились спалить шесть двигателей. И от греха подальше команда решила АПС в Испании не использовать вовсе. Не испытывали положи­тельных эмоций по поводу наступления новой «электронной эры» и в других «конюшнях».

Различных поломок, как это случается в пятницу (да и не только), было достаточно много. Хаккинен мучился с автоматической коробкой, заставлявшей его время от времени вновь прибегать к переключению подрулевыми рычажками. Полыхнул мотор на BAR Виль­нева, когда он практиковал электронный старт на выезде с пит-лейн. Дважды текла гидравли­ка на коробке передач Jaguar Ирвайна. Пробле­мы с полуосью продержали в боксах Барри­келло. Трулли мучился со сцеплением и переключением передач. Какую роль в этих полом­ках сыграла электроника, сказать трудно, но почти все гонщики в пятницу отметили несо­вершенство новшеств. «Я не верю, что у кого-то уже есть идеальная система», - пожимал плечами Михаэль Шумахер. «Все наши про­блемы сегодня в основном были связаны с АПС», - жаловался Вильнев.

Что касается собственно итогов трениров­ки, то самые быстрые секунды показал Култ­хард, а всякое желание анализировать осталь­ные результаты, если у кого-то оно еще оста­ется по пятницам, пропало при взгляде на вто­рую строку протокола. Туда в конце заездов лихо вскочил на своем Jaguar Ирвайн, гонщик команды, которая в этом сезоне почитает за счастье зацепиться за десятое место. Впрочем, возможно это и было оно - электронное чудо.

Похоже на правду

Суббота. Тренировка

События в субботней тренировке, в отли­чие от ни на что не похожих заездов в пятницу развивались так же, как будут развиваться после полудня в квалификации. Лучшее вре­мя, установленное Михаэлем Шумахером еще в начале первой 45-минутки, так и осталось недостижимым для соперников. Судьба же ос­тальных мест решалась в чехарде на послед­них минутах. На вторую строчку поначалу за­брался Трулли, но его оттуда быстро сброси­ли Баррикелло и Култхард. Гонщики Sauber сумели зацепиться за 4-е и 5-е места. Хакки­нен в этих играх участия не принял и остался лишь восьмым. Williams по-прежнему «не еха­ли»: только девятое и 12-е время. А автор вче­рашней сенсации Ирвайн показал 17-й ре­зультат, что также выглядело гораздо больше похожим на правду.

Его напарник Педро де ла Роса, дебютиро­вавший в домашней гонке в Jaguar, занял предпоследнее место. Внимание земляков он привлек лишь тем, что на выезде с пит-лейн его автомобиль внезапно вильнул в сторону и ударился о стену: поломка рулевого управле­ния. Механики начали готовить испанцу за­пасной автомобиль для квалификации.

Маркеш уже не в первый раз в этом сезоне оказался за пределами 107%. В случае повто­рения подобного неуспеха в квалификации это грозило бразильцу недопуском к гонке.

Электронное «чудо»

Суббота. Квалификация

Всемирную славу гению Антонио Гауди принес храм Святого семейства - удивительное сооружение, напоминающее не то гигантский термит­ник, не то дворец из песка, возведенный ре­бенком на пляже. Храм, до сих пор не достроенный даже до половины и тем не менее поражающий своим величием. Хотя громады восьми ушедших в небо причудливых башен - отнюдь не глав­ные сооружения в этом проекте. Храм все еще в лесах. Леса даже над могилой похоро­ненного здесь же его создателя. Когда завершится строительство, начатое еще в 1883 го­ду? Может быть, к Гран При Испании 2101 го­да. «Мой заказчик никуда не торопится», - го­ворил Гауди. В Формуле-1 - все наоборот. Здесь все просто помешаны на скорости.

Выехавший через 20 минут после начала заездов Култхард с ходу проехал более чем на две секунды быстрее прошлогоднего поула Михаэля Шумахера. А немец в это время все еще зевал в боксах. Однако ответ трехкратно­го чемпиона мира был убедителен: в первой попытке он был на 0,4 секунды быстрее Дэви­да, а во второй «снял» со своего результата еще 0,2 секунды. Михаэль чувствовал себя столь уверенно, что даже не удосужился в конце выехать на последнюю попытку. А зря: Хаккинен уступил ему меньше одной десятой. Култхард же прибавить (даже чуть-чуть) не су­мел и остался третьим. Все его четыре попыт­ки были на удивление стабильны, но лучшей так и осталась первая. Четвертый результат Баррикелло довольно резко отделил лидиру­ющие команды от всех остальных, чье отста­вание было в Барселоне значительным.

Итак, чуда не произошло. Быстрые авто­мобили так и остались самыми быстрыми вне зависимости от того, использовали они антипробуксовку или нет. Чтобы показать свой лучший результат в последней попытке, Хак­кинену пришлось даже отключить АПС. «Если автомобиль испытывает проблемы в поворо­тах, то их можно решить, играя педалью «га­за», - объяснял свой поступок Хаккинен. - Но АПС не позволяла сделать этого».

Впрочем, один раз электроника все же со­творила «чудо», когда Бурти «показал» 1’11, по­сле чего не только возглавил список, но и вы­бил всех, включая Шумахера, за пределы 107%. Однако скоро сбой системы хрономет­ража был устранен и бразилец, с этого Гран При заменивший в Prost Маццакане, отпра­вился на свое законное место где-то между Arrows и Jaguar, буксовать которым пока не может помешать никакая чудо-электроника.

Пророчество

Воскресенье. Разминка

Антонио Гауди всю его жизнь преследова­ли насмешки. «Он до такой степени лишен вкуса, что в этом смыс­ле действительно гени­ален», - писал Дали. Гауди долго не признава­ли. В университете про­фессора, напуганные смешением стилей в его проектах, ставили Ан­тонио тройки. И прошло достаточно много времени, прежде чем город решился заказать будущей знаменитости проект... уличного фо­наря. Впрочем, давно известно, что нет проро­ка в своем отечестве. А вот в McLaren такой пророк нашелся. И в воскресенье утром ему было «знамение».

Единственным значимым событием тре­нировки, прошедшей с заметным преимуществом гонщиков Ferrari и McLaren, распределе­нию мест между которыми особого значения никто не придавал, стала поломка автомобиля Култхарда. Незадолго до конца заездов его McLaren окутал трассу клубами дыма: команда позже сообщила о поломке гидравлики. Быть может, поэтому Дэвид был несколько не в духе и, не отрицая значение антипробуксовки, за­явил, что в испанской гонке гораздо большую роль может сыгратъ ее разновидность - стар­товая система. Причем прогноз шотландца был мрачен: «Быть может, многие автомобили так и останутся на стартовом поле без движения из-за того, что электроника сработает не так, как ожидается». Мы еще вернемся к этому его предсказанию.

Крест венчает храм

Воскресенье. Гонка

Крест венчает храм, даже самый неожидан­ный, так же, как гонка, сколь бы непредсказуе­мым ни был ее сюжет, заканчивается победой. Но развязка испанско­го Гран При шокирова­ла бы, пожалуй, и тако­го любителя нестан­дартных подходов, как Гауди.

Последний круг. Хаккинен летит к своей победе. Вместо кричащего «Жми» на инфор­мационном щите с финским флагом давно появилась надпись «Легче». Легче, Мика! Миха­эль Шумахер уже далеко позади - в 42,5 секун­ды. И отстает все больше. На Ferrari немца яв­ные проблемы.

Это был триумф Хаккинена. Триумф, кото­рый по праву должна была разделить и его команда. Ведь именно благодаря тактике с бо­лее поздней дозаправкой Мика после второго пит-стопа впервые после малайзийской гонки 2000 года оказался в лидерах. McLaren сумела побить Ferrari оружием, которое считалось чуть ли не основным в арсенале итальянцев. Так, по крайней мере, казалось. При более вни­мательном анализе, впрочем, все выглядело уже не столь однозначным.

И Шумахер, и Хаккинен прекрасно старто­вали. После чего Мика стабильно держался приблизительно в двух секундах позади Миха­эля. Первая дозаправка, которая в McLaren прошла на четыре круга позже, чем в Ferrari, не внесла изменений в положение лидеров. Бо­лее того, разрыв стал медленно расти, и перед вторым пит-стопом составил почти пять се­кунд. И тут «сработал» план McLaren. За семь кругов, разделявших дозаправки лидеров, Ми­ка не только сумел ликвидировать дефицит, но и создал запас, позволивший ему выехать с пит-лейн в 3,5 секунды впереди.

Но прежде чем рассуждать о все более бы­стром по мере выработки топлива автомоби­ле, вспомним о шинах, которые все больше за­медляют его по мере истирания. А ведь уси­ленный износ шин - одна из основных осо­бенностей «Каталуньи». И учитывая, что свой быстрейший круг, 25-й, Михаэль проехал сра­зу после первого пит-стопа, т.е. на заправлен­ной машине, но со свежей резиной, сказать, будто McLaren тактически переиграл соперни­ка, было бы преувеличением.

И тем не менее именно шины, казалось, ре­шили исход гонки в пользу Мики. Третий ком­плект Шумахера оказался неудачным. Появи­лась сильная вибрация. Михаэль просто не мог ехать быстро. Хаккинен из боксов выехал лиде­ром. В Ferrari же заподозрили начавшееся расслоение резины, и дабы избежать третьего пит- стопа, рекомендовали гонщику сбросить темп.

Если все же вернуться к тактике, то свое лучшее время, второе в гонке, Мика показал на 49-м круге, перед второй дозаправкой. Так что по-своему стратеги McLaren оказались правы. Но архитекторам победы британской коман­ды помешал автомобиль.

Мика ушел на последний круг. Долго ту­жившиеся сохранить озабоченное выражение лица механиков McLaren уже начинали рас­плываться в улыбке, когда стремительная сере­бристая машина дала могучий сбой, начала сыпать искрами и истекать дымом. К повороту 3 все было кончено: финна подвело сцепление. Мика пытался ехать накатом, но трасса шла в гору. Финн зарулил на обочину и уже от­туда наблюдал, как мимо «прохромал» к своей победе Михаэль, потерявший пять секунд от своего первоначального темпа и впустивший в «свой» круг почти всю первую десятку. После отмашки клетчатого флага до закрытого парка товарища «на броне» подвез Култхард. Там Хаккинен принял соболезнования Шумахера. Финн держался молодцом. По его лицу каза­лось, что ничего особенного не произошло. Просто он не выиграл. В девятый раз подряд.

С самого начала все в этой гонке для McLaren пошло вкривь и вкось, как стены в домах Гауди. Автомобиль Култхарда заглох, когда соперники отправлялись на прогревочный круг. Позднейшее расследование выявило, что причиной стал сбой в работе нового про­граммного обеспечения. Остается только вспомнить слова Дэвида, сказанные перед гон­кой. В полной мере предсказания шотландца, впрочем, не сбылись. На старте, который сам Култхард принимал уже с последнего места, недвижим остался лишь Jordan Френтцена.

Неприятности шотландца на этом не за­кончились. В первом же повороте в столкновении с Arrows Бернольди и Benetton Физикеллы McLaren потерял переднее антикрыло. После замены носового обтекателя Култхард, наплевав на пробуксовку, рванул из боксов так, что едва не поставил автомобиль на дыбы, и начал свой марш, который позволит нам ко­ротко пройтись по истории всей гонки.

Первыми, кого оставил за спиной шотлан­дец, были де ла Роса и Френтцен, сумевший все-таки стронуться с места. Дэвид наверняка обратил внимание на живописные обломки их столкновения на пятом круге. Немец попы­тался преодолеть поворот по траектории, на которой уже по-хозяйски расположился мест­ный уроженец, дебютировавший в сезоне за рулем Jaguar. Проехать зеленый автомобиль насквозь не удалось, и при попытке перекусить «кошку» «акула», нарисованная на носу Jordan, усеяла своими «зубами» трассу.

Следующим Култхард оставил позади Бернольди. Бразилец также побывал в боксах после столкновения с шотландцем. Но и вторая их встреча чуть не закончилась аварией. Дэвид едва успел увернуться от внезапно притормо­зившего автомобиля бразильца: упавшее дав­ление топлива заставило Arrows припарко­ваться у обочины.

Наконец, дошло и до реальных обгонов. Впрочем, назвать таковыми объезд Minardi Маркеша и двух Benetton Баттона и Физикеллы достаточно трудно. Хотя итальянец предпринял довольно решительную попыт­ку выбить шотландца с трассы, но не преус­пел и в этом: уж слишком быстро промчался McLaren мимо.

Единственным из явных аутсайдеров, кто не позволил обогнать себя Дэвиду, оказался Алонсо. Он успел прямо из-под колес McLaren нырнуть в боксы на ранний пит-стоп. Испанец вообще провел хорошую гонку, финишировав впереди двух автомобилей Benetton. И фини­шировал Фернандо браво, оторвавшись от итальянца более чем на минуту и накатываясь на Arrows Ферстаппена. Но голландец успел нырнуть под флаг в 0,4 секунды впереди.

Что касается Benetton, то иначе как прова­лом их выступление в этой гонке не назовешь. От эпитета «полный» его спас лишь Баттон, су­мевший, несмотря на больное плечо, под зана­вес гонки обогнать Minardi Маркеша и отодви­нуть последнего на соответствующее место. Оба они к тому моменту отставали от лидера на четыре круга.

На 21-м круге вылетел с трассы Ральф Шу­махер, продвинув тем самым Дэвида еще на одну позицию вверх. На автомобиле победи­теля прошлого Гран При заклинило задние тормоза. Через несколько кругов в том же ме­сте в точно такую же ситуацию попал Монтоя, но сумел-таки вырулить на трассу.

Еще два места Дэвид отыграл в боксах, ос­тавив позади Алези и Бурти. Гонщики Prost, Жан и Лучано, просто ехали. В этом сезоне, как и в прошлом, у этой команды по-прежне­му нет соперников. По большей части фран­цузская «конюшня» борется сама с собой. Единственным, кого Алези обогнал в этой гонке, был его напарник Бурти. И случилось это на старте.

Преимущества командной тактики на вто­ром пит-стопе позволили Култхарду войти в десятку: сзади остался Райкконен. Сход Ирвай­на и Баррикелло продвинули Кудтхарда еще на две позиции. Эдди пробился аж на четвер­тое место, после чего из его мотора вытекло все масло. Рубенс после схватки с Трулли в первом повороте всю остальную гонку был достаточно далек и от лидеров, и от преследо­вателей, чтобы иметь возможность предаться отвлеченным мыслям, например, о равенстве своего статуса в Ferrari с Шумахером. Из за­думчивости бразильца вывел вылет в поворо­те 7: его автомобиль вдруг запрыгал по гравию и вернулся на трассу с поломанной подвеской. Рубенс уверен, что последнее обстоятельство было причиной, а не следствием: «Я затормо­зил, а автомобиль поехал прямо», - недоуме­вал бразилец. Может быть, надо было еще и повернуть?

Седьмое место Дэвид добыл себе, обогнав Паниса. Француз провел ничем не примеча­тельную гонку. На старте уступил Монтое и Ирвайну. Затем долго и безуспешно атаковал последнего до первого пит-стопа, одолев пе­ред этим, правда, Райкконена. В конце нагонял Хайдфельда, но так и не нагнал и финишировал между двумя Sauber в шаге от зачетной зо­ны. Вполне возможно, что ему помешал за­глохший на втором пит-стопе двигатель.

Затем настала очередь Хайдфельда. Култхард в зачетной шестерке. Дополнительно оч­ко за пятое место Дэвиду принес сход товари­ща по команде. Моральные очки, которые гон­щик McLaren набрал, обгоняя опережавшего его на круг Шумахера, в зачет не пошли.

Впрочем, продлись гонка еще пару кругов и, возможно, упорный шотландец оказался бы на пьедестале, поскольку от занявшего четвер­тое место Трулли финишировал меньше чем в полусекунде. А тот в свою очередь уже висел на антикрыле у Вильнева.

Но достать Монтою гонщику McLaren вряд ли бы удалось. Это был первый финиш колум­бийца в Ф-1. И сразу на пьедестале. Все реши­лось для него на старте. С 11-го места Хуан-Пабло рванул сразу на шестое. Правда, на во­прос, был ли это старт Хуана-Пабло Монтои, колумбиец ответил честно, что это был элек­тронный старт. Тем не менее, «баранку» в «за­водном» автомобиле крутил все же человек. И, надо думать, ему потребовалось немало мас­терства, чтобы проскользнуть в несуществую­щий просвет между двумя Sauber. А обгон Вильнева вообще произошел на торможении в повороте. Далее же все было делом техники. Или скорее, ее поломок у соперников. Трулли остался позади после пит-стопа. После чего один за другим сошли Ральф Шумахер, Баррикелло и Хаккинен. Еще немного, и Монтоя оказался бы победителем, но Шумахер-старший доковылял-таки до финиша.

Формула-1 становится по-настоящему не­предсказуемой. Выравнивание сил заставляет конструкторов лучших команд выжимать все из автомобилей. Быть на 100% надежными в этой ситуации - роскошь. Поэтому сходы и поломки Ferrari, McLaren, Williams не выглядят такими уж случайными. К обострившейся кон­куренции производителей двигателей и «шин­ной войне» прибавился электронный фактор. И фактор, как все успели заметить, весьма ин­тригующий. Возможно, у гонщиков теперь бу­дет меньше случаев блеснуть своим мастерст­вом, но в Больших Призах главной проблемой всегда был автомобиль. Архитектура Форму­лы-1 становится все более сложной и изысканной. Строить победу командам все труднее. Но тем зрелищнее их борьба, чем-то напоми­нающая состязание рвущихся в небо башен Га­уди. Словом, стоило приехать сюда, чтобы увидеть все это. Я имею в виду, конечно, Гран При Испании. Но не только.

Леонид Ситник

Круг за кругом

Разогре-вочный круг

На старте прогревочного круга заглох McLaren Дэвида Култхарда. Механикам удалось запустить двигатель, но стартовать в гонке шотландец будет с последнего места.

1-й круг

Первые пять пилотов сохранили свои позиции. На стартовой пря­мой остался Jordan Френтцена. Немецкому гонщику все же уда­лось уйти в гонку, но он лишь 18-й. В первом повороте столкну­лись McLaren Култхарда и Arrows Бернольди, после чего оба отправились в боксы, причем Дэвид - с поврежденным передним анти­крылом. Порядок в конце круга: М. Шумахер, Хаккинен, Баррикел­ло, Р. Шумахер, Трулли, шестой - отлично стартовавший Монтоя.

3-й круг

В борьбе за 10-е место Панис обогнал Райкконена, Алонсо переме­стился на 18-ю позицию, пропустив де ла Росу и Френтцена. Иду­щий последним Култхард устанавливает рекорд круга - 1’22.589.

6-й круг

Френтцен попытался обогнать де ла Росу в повороте La Caixa, автомоби­ли столкнулись, и оба пилота выбыли из гонки.

9-й круг

Занимавший 19-ю позицию Берноль­ди сходит - в двигателе его Arrows упало давление топлива.

13-й круг

Култхард догнал занимавшего 18-ю позицию Маркеша и обогнал его в конце прямой старт-финиш.

15-й круг

Следующей «жертвой» Култхарда стал Дженсон Баттон.

16-й круг

Порядок пилотов в первой десятке остается неизменным. Михаэль Шумахер лидирует, за ним следуют Хаккинен, Баррикелло, Ральф Шумахер, Трулли, Монтоя, Вильнев, Хайдфельд, Ирвайн и Панис. Алонсо совершает пит-стоп и откатывается с 16-го на 18-е место.

17-й круг

Баттон также останавливается в боксах. Култхард обгоняет Физикеллу и поднимается на 15-е место.

21-й круг

В повороте Seat из-за проблем с тор­мозами вылетел с трассы и выбыл из гонки Ральф Шумахер. Трулли и Монтоя одновременно совершают пит-стоп, механики Williams работа­ют оперативнее, и на трассу Хуан-Пабло возвращается впереди Ярно.

23-й круг

Михаэль Шумахер первым из лидирующей тройки заехал в боксы и вернулся на трассу третьим. Также пит-стоп совершили Райкконен, Алези, Физикелла и Вильнев, причем Жаку также удалось за счет этого опередить Трулли.

24-й круг

Волну дозаправок продолжают Хайдфельд, Ирвайн, Панис и Бурти. Хаккинен устанавливает рекорд круга - 1’21.641.

25-й круг

Рубенс Баррикелло останавливается в боксах и пропускает впе­ред Михаэля Шумахера, который проходит круг за 1’21.151.

27-й круг

Наконец сворачивает на пит-стоп и Мика Хаккинен, но на трассу он возвращается в двух секундах позади Ferrari Шумахера.

38-й круг

На протяжении десяти кругов положение на трассе не меняется. Шу­махер выигрывает у Хаккинена около четырех секунд, Баррикелло еще в 10 секундах позади, почти на полминуты опережая Монтою, Вильнева, Трулли и Хайдфельда. Дэвид Култхард уже 11-й.

41-й круг

Одновременный пит-стоп Монтои и Вильнева. По возвращении на трассу порядок сохраняется, но Жака успевает опередить McLaren Култхарда. На дозаправку и смену шин также отправляются Маркеш и замыкающий гонку Баттон.

42-й круг

Первая шестерка: М. Шумахер, Хаккинен, Баррикелло, Ирвайн, Панис, Монтоя. Разрыв между лидерами - 4,5 с. Култхард занима­ет седьмое место.

43-й круг

Шумахер вновь заезжает в боксы раньше Хаккинена.

44-й круг

Баррикелло, несмотря на остановку в боксах, сохраняет третье ме­сто. Култхард, также побывавший на пит-стопе, возвращается на трассу впереди Паниса.

45-й круг

Пит-стоп Эдди Ирвайна отбрасывает его с 4-й на 8-ю позицию.

48-й круг

Баррикелло вылетает на гравий в седьмом повороте и заезжает в боксы для замены резины и проверки автомобиля.

49-й круг

Баррикелло окончательно выбывает из гонки из-за проблем с под­веской. Ирвайн паркует Jaguar на прямой старт-финиш - отказ двигателя. За последние пять кругов Хаккинен довел отрыв от Шу­махера до 27 секунд.

50-й круг

Хаккинен заехал на пит-стоп и вернулся на трассу лидером. За ним следуют М. Шумахер, Монтоя, Вильнев, Трулли и Хайдфельд, восемь секунд Sauber Ника уступает Дэвид Култард.

52-й круг

Михаэль Шумахер резко сбросил темп из-за проблем с шинами. В борьбе за предпоследнее - 15-е место Баттон обогнал Маркеша.

60-й круг

Хаккинен опережает М. Шумахера уже на 24 секунды, а Монтою - на 1’20. После нескольких попыток Кул­тхард окончательно обгоняет Хайд­фельда в конце прямой старт-финиш и попадает в очковую зону.

61-й круг

Мика Хаккинен обогнал на круг занимающего третью позицию Хуа­на-Пабло Монтою. Шумахер проходит круги в среднем на пять се­кунд медленнее лидера гонки, но его вторая позиция вне опасности.

65-й круг

На McLaren Хаккинена выходит из строя сцепление. Мика пытается нака­том докатиться до финиша, но маши­на останавливается на подъеме после поворота La Caixa. Михаэль Шумахер первым пересекает финишную черту.

Пресс-конференция после гонки

Михаэль Шумахер

Должен сказать, что чувствую себя винова­тым перед Микой. Гонка складывалась замеча­тельно вплоть до второго пит-стопа, где ему уда­лось выйти вперед. Я был потрясен, когда увидел его машину на обочине. Мне такая победа от­нюдь не доставляет удовольствия, но ведь это гонки. До второго пит-стопа машина ехала заме­чательно, в середине гонки я даже начал отры­ваться от Хаккинена. Но Мика переиграл меня на пит-стопе - мне пришлось обгонять круго­вых, и он вышел вперед. И хотя все три комплекта шин были новыми, третий сильно отличался от двух первых. Начались неприятные вибра­ции, возможно, шина расслаивалась. По-моему, это была задняя шина. Поэтому я и сбросил скорость, особенно на прямых, чтобы шина не взо­рвалась. Мы даже думали о третьем пит-стопе, но затем вибрации пере­стали возрастать, и я решил, что безопаснее будет продолжать гонку. Комфортный отрыв от Монтои позволял достаточно сбросить темп, но до самого конца гонки я беспокоился о шинах. После гонки я извинился перед Микой - это была его победа, за всю гонку он не сделал ни единой ошибки и был действительно очень силен.

Хуан-Пабло Монтоя

Сегодня я даже не планировал оказаться на пьедестале - машиной было непросто управлять, a Ferrari и McLaren вновь выступали в другой ли­ге. Мы использовали систему контроля старта, и она действительно помогла. На старте машина едва не коснулась обоих Sauber - я попытался объехать очень медленный Jordan, сместился к центру, а они уже были там, справа и слева от меня. Пришлось немножко сбросить. Я агрессив­но атаковал, и это принесло свои плоды. А вот антипробуксовочную систему в гонке мы не включали, и это, на мой взгляд, оказалось правильным решением. Гонка получилась очень слож­ной - машина здорово скользила в поворотах. Первый пит-стоп прошел хорошо, мне удалось опередить Трулли, и я даже думал, что начал отры­ваться от преследующего меня Жака Вильнева, но, к сожалению, не смог этого сделать. Я удивился, когда вылетел Ральф - весь уик-энд он выигры­вал у меня именно на торможениях, ему удавалось тормозить чуть позд­нее. Когда он выбыл из гонки, я чуть сбросил темп.

Жак Вильнев

Замечательно. Три года упорной работы - и наконец-то мы добились столь нужного результа­та. Я также доволен тем, что смог принести Honda первый пьедестал после их возвращения в Ф-1. У нас были некоторые проблемы с системой старта, но мне удалось неплохо стартовать, не слишком хорошо, но все же неплохо. Затем я слишком рано затормозил в первом повороте и оказался позади Монтои. Гонка получилась весь­ма напряженной, но быть сегодня быстрее нам бы не удалось. Надо при­знать, нам повезло, что некоторые соперники выбыли из борьбы, но команда хорошо работала на пит-стопах, это позволило мне опередить Трулли. Второй и третий комплекты покрышек оказались не столь хоро­ши, но мне, тем не менее, удалось удержаться за Хуаном-Пабло. Мы оба гнали на полную, и каждый ждал ошибки другого. Когда я увидел машину Мики, запаркованную на обочине, то попытался вспомнить, сколько раз он обогнал меня на круг и хватит ли мне оставшейся до финиша дистан­ции, чтобы отыграть позицию.

Гонка глазами пилотов

Ярно Трулли: После удачного старта я боролся с Бар­рикелло, но затем Ральф, который находился сзади нас, совершил ошибку в первом повороте и заблокировал меня. Гонка получилась непростой - шины очень быст­ро изнашивались, а на первом пит-стопе я потерял одно место. Я изо всех сил старался не отставать от Вильне­ва, но это оказалось непростой задачей, а потом нача­лись неполадки в тормозах и коробке передач. Под конец гонки я знал, что за мной гонится Култхард и старался поддерживать хороший темп.

Дэвид Култхард: Я запустил новую стартовую програм­му еще до начала прогревочного круга, и все работало. Но лишь до того момента, когда я решил тронуться. Нам до сих пор непонятно, что же произошло, но в результа­те мне пришлось стартовать с последнего места. А в первом повороте произошла авария - кто-то так сильно ударил сзади, что я влетел в машину передо мной. Ма­шина была очень быстрой, мне удалось совершить несколько обгонов, и в сочетании с неудачами других это принесло мне пару очков.

Ник Хайдфельд: Я хорошо стартовал и почти обогнал Вильнева, но в первом повороте он практически выпих­нул меня на траву. Полагаю, мы все же не столкнулись, но оказались очень близко. Впрочем, это нормально для гонок - я в подобной ситуации сделал бы то же самое. В дальнейшем машина вела себя хорошо - на втором ком­плекте резины я догонял Трулли, но третий оказался не столь хорош. Мне очень понравилось соперничество с Дэвидом, жаль лишь, что не удалось остаться впереди.

Оливье Панис: Прежде всего, я хочу поздравить Жа­ка - вся команда так долго ждала этого результата. Я недоволен результатом квалификации - хотя нам и удалось найти хороший баланс, но во время быстрых кругов мне несколько раз мешали другие гонщики. Ес­ли же говорить о гонке, то я старался выжать из маши­ны все, на что она способна, но проблемы на пит-сто­пе лишили меня шанса побороться за очки.

Кими Райкконен: В субботу утром машина выгляде­ла просто замечательно. Мы не стали ничего менять в квалификации, и, возможно, это стало ошибкой. В гонке я хорошо стартовал, но тут же потерял не­сколько мест в первом повороте. Баланс машины был не столь хорош, как в квалификации, а затем возникла недостаточная поворачиваемость, так что для меня гонка получилась очень непростой.

Мика Хаккинен: Конечно, я сильно разочарован. Не мо­гу поверить, что это произошло, ведь мы были так уве­рены в машине. Полагаю, возникли проблемы со сцеплением - какую бы передачу я ни включил, ехать маши­на не хотела. В тот момент я как раз находился в нача­ле подъема, и при всем желании мне не удалось бы до­катиться до финиша. Трудно описать, что я сейчас чув­ствую. Никогда не думал, что такое может случиться.

Жан Алези: Еще одна гонка закончилась, к сожале­нию, без очков. В том состоянии, в каком мы находимся, остается лишь одно - выжимать из машины все и наде­яться, что при удачном стечении обстоятельств удастся попасть в очковую зону. В ближайшее время мы внесем в шасси некоторые изменения - это поможет команде стать сильнее.

← к содержанию № 35 (06.2001)

Просмотров: 50