Гран При Сан-Марино
Обыкновенное чудо «Ни одно чудо не может продолжаться больше трех дней…» Итальянская пословица После полутора месяцев заморских гастролей Европа устроила чемпионату довольно холодный прием. По утрам столбик термометра опускался чуть ли не до нуля, а с небес лились потоки ледяного дождя. И это в Италии, где и зимой-то такие «холода» - редкость. Чудеса, да и только! Однако погодные катаклизмы стали только прелюдией к настоящим сюрпризам этого уик-энда. Свершилось! Продолжавшемуся три года безоговорочному доминированию в Формуле-1 McLaren и Ferrari пришел конец. То, что не удалось в Бразилии Монтое, в Имоле осуществил Ральф Шумахер, принесший команде Фрэнка Уильямса 104-ю в ее истории и первую за три последних сезона победу в Формуле-1. Предыдущий 103-й Гран При для Williams выиграл еще Жак Вильнев на Нюрбургринге в 1997 году. Еще дольше ждали этого триумфа два других его соавтора: BMW не выигрывал гонок аж с октября 1986 года, Michelin - с октября 1984-го. Трудно сказать, кто сделал больше для этой долгожданной для всех победы. Ральф ли Шумахер, в третий раз в карьере опередивший в квалификации своего «большого брата», а потом со старта умчавшийся в отрыв и не уступивший лидерства до самого финиша? Williams, чье шасси, может быть, пока и уступает McLaren и Ferrari, но уже лишь самую малость? BMW, всего за два года сумевший построить, судя по всему, абсолютно лучший мотор современной Формулы-1, который позволяет Williams даже с вывернутыми куда больше, чем у соперников, антикрыльями, компенсирующими недостатки шасси в поворотах, выигрывать у Ferrari и McLaren на прямых? Или прогрессирующий от гонки к гонке Michelin? Все они, конечно, внесли свой вклад... но только не в эту, а в будущие победы команды, в которых сегодня уже мало кто сомневается. Триумф же Williams в Имоле, при всей своей видимой уверенности, был во многом случайным. В самом деле! Это было настоящее чудо, но выглядело оно столь обыкновенно, что большинство его даже и не заметило. Трудная работа Пятница. Тренировка Пятница в Имоле началась с дождя. К девяти утра противный мелкий дождик, моросивший над трассой с рассвета, вдруг превратился в ледяной ливень и с полчаса изрядно полоскал автодром, после чего так же резко прекратился, и через час над трассой уже сияло солнце. Под его теплыми лучами и под колесами участников «Суперкубка Porsche», чья тренировка предваряла заезды Формулы-1, асфальт начал быстро сохнуть, но к началу первой тренировки еще оставался немного сырым, так что команды получили возможность обкатать не только сухие шины, но и промежуточную и даже дождевую резину. Как результат, времена первой тренировки оказались далеки от рекордных. Один лишь Баррикелло сумел выехать из 1’32, остальные особо и не усердствовали. Лишь после перерыва, когда трасса окончательно подсохла, скорости наконец выросли. На радость тифози Шумахер-старший и Баррикелло («Мы с Михаэлем работали по разным программам, поэтому наши результаты тяжело сравнивать», - заметил уступивший партнеру 0,276 с бразилец) легко выиграли тренировку. Лишь Ральф смог удержаться в секунде от Ferrari, которые после фиаско в Бразилии приехали в Имолу с новым форсированным мотором, получившим прибавку примерно в 30 л/с, новым составом топливной смеси и тормозами. «Мы немного поработали над тормозными шлангами и тормозами в целом», - скромно заметил на пресс-конференции технический директор Scuderia Росс Браун. Но именно на новые тормоза, которые механики Ferrari на протяжении всего уик-энда заботливо укутывали подальше от посторонних глаз в белые войлочные чехлы, в Маранелло возлагали основные надежды. Ведь в Имоле, как ни на какой другой трассе чемпионата, много интенсивных торможений, и эффективность и надежность тормозной системы здесь не менее важны, чем мощность мотора. Помимо Ferrari новые тормоза разработала для Гран При Сан-Марино и Prost, a Jaguar получил от Cosworth очередную, более мощную эволюцию мотора CR3. Кроме того, все без исключения «конюшни» серьезно поработали и над аэродинамикой. Однако тесты большинства английских команд оказались сорваны отвратительной погодой в Сильверстоуне, что и сказалось в пятницу. Уже на первом установочном круге «зачихал» мотор на Arrows Ферстаппена: из-за проблем с топливной системой Йос смог проехать в этот день всего семь кругов. Неважно начался уик-энд и для McLaren: автомобиль Култхарда дважды вылетал с трассы и застревал в гравии, повредив при этом о бордюрный камень свой монокок, а Хаккинен весь день мучился с настройками, но так и не смог избавиться от недостаточной поворачиваемости. В очередной раз не повезло Монтое. Несчастный колумбиец, все утро радовавшийся, что ему наконец-то придется выступать на уже знакомой по Ф-3000 трассе, не смог проехать и двадцати кругов. «Во время первой сессии у нас возникли проблемы с мотором, пришлось заменить его, из-за чего Хуан-Пабло пропустил почти всю тренировку», - объяснял Герхард Бергер. «Условия на трассе постоянно менялись, так что сегодня нам было очень трудно работать над настройками», - жаловался технический директор Jordan Тим Холлоуэй. Словом, проблем хватало у всех. За исключением Ferrari. Уик-энд начался с такого безоговорочного превосходства Scuderia, что о грядущей победе Williams никто даже и не помышлял. Водные процедуры: часть вторая Суббота. Тренировка В субботу к дождю прибавился еще и холод. Ночью в Имоле и окрестностях температура опускалась ниже нуля, и, как говорили в пресс-центре, с утра всего в каких-то полутора десятках километров от трассы на отрогах Апеннин даже лежал снег. И хотя с рассветом температура начала понемногу расти, к старту первой тренировки столбик термометра едва дотягивал до отметки в 4 ºС. Более того, итальянские синоптики, предсказывавшие на воскресенье некоторое улучшение погоды и прекращение утренних дождей, вдруг распространили новый прогноз, согласно которому в день гонки погода должна была остаться прежней: холодной и дождливой. Это немало порадовало Bridgestone. Дело даже не в том, что японские шинники привезли в Имолу два новых типа резины: более мягкие псевдослики и шины для сильного дождя. Просто на холодной трассе Bridgestone имели неоспоримое превосходство над Michelin. За последний месяц французы сделали огромный качественный скачок, но после тропической жары трех первых гонок они оказались просто не готовы к столь холодной трассе. «Увы, наши шины абсолютно беспомощны в таких условиях», - сокрушенно качал головой спортивный директор Michelin Пьер Дюпаскье, после того как использовавшие его резину команды откровенно провалились на утренней тренировке. Лучший пилот «французского легиона» Ральф Шумахер с огромным трудом зацепился за седьмое место, проиграв своему брату, опять, несмотря на разворот в «Ривацце», показавшему лучшее время, более двух секунд. И ему еще повезло! Ральф вообще мог оказаться за пределами первой десятки, если бы Трулли и особенно Хаккинен, уже один раз поскользнувшийся утром на мокрой трассе, откровенно не берегли бы свои машины, а пилоты BAR чуть удачнее экспериментировали с настройками. Но хуже всех этим утром пришлось Jaguar. Бурти уже на десятой минуте утренней сессии, не удержавшись на мокром асфальте, разбил свою машину об отбойник в «Тозе». И хотя сам не пострадал, тренировки пошли коту под хвост, а механикам пришлось до самой квалификации возиться с его машиной. В отличие от пятницы на этот раз из-за холодной погоды трасса сохла намного дольше. И хотя во второй тренировке большинство наматывало круги уже на псевдосликах, выехать из 1’30 так никому и не удалось. Гонщики нервничали: условия были настолько непривычными, что никто не мог поручиться за то, как поведут себя машины в квалификации. Лишь в Ferrari, второй день подряд громившей своих соперников, казалось, царило спокойствие. «У нас есть одна хорошая идея по поводу резины, - хитро улыбался Браун. - Надеюсь, она принесет нам успех». Знал бы Росс, как обернется для его команды эта идея! «Хорошая идея», которая все испортила Суббота. Квалификация Как выяснилось после квалификации, «хорошая идея» Ferrari заключалась в выборе жесткой резины. Упрекавшая в Бразилии Bridgestone за то, что те производят слишком жесткие «мягкие шины», на этот раз Scuderia умышленно отказалась от новой более мягкой смеси. Шины Michelin, так по крайней мере казалось после субботней тренировки, в холодную погоду себя полностью дискредитировали, так что Williams можно было уже не опасаться. McLaren же и на самой мягкой смеси смотрелись во время практики весьма посредственно, да к тому же постоянно вылетали с трассы. Так что Ferrari вроде бы ничем и не рисковала, зато могла на более жестких шинах, во-первых, улучшить общий баланс автомобилей и избавиться от срывов переднего моста, один из которых закончился разворотом Шумахера на тренировке, а во-вторых, создать запас прочности на гонку. Ведь на жестких торможениях в Имоле резина изнашивается почти столь же интенсивно, как и тормоза. Словом, Ferrari сделала выбор, казавшийся в тот момент идеальным. И все испортила! «Я думаю, большинство людей недооценивают важность настроек автомобиля. Они говорят о шинах, шасси, двигателе, но настройки не менее важны. Помните, как в прошлом году в Венгрии Мика мучился во время тренировок, а потом вдруг выстрелил в гонке. Те же шины, то же шасси, тот же двигатель. Это значит, что команда просто разобралась в настройках» - теоретизировал Росс в пятницу, еще и не подозревая, что уже на следующий день сам он столкнется с этой проблемой на практике. Несмотря на относительно безоблачное небо, небольшая вероятность дождя в начале квалификации все-таки сохранялась, и едва в конце пит-лейн зажегся зеленый светофор, как почти все пилоты устремились на трассу. Большую выдержку проявил Култхард, выехавший на свою первую попытку лишь через восемь минут. Как и в Венгрии, McLaren все же удалось в последний момент найти неплохие настройки, и Дэвид захватил промежуточный «поул». Обутые в жесткую резину Ferrari избрали тактику с тремя попытками по два быстрых круга подряд, и во второй серии Шумахер сумел превзойти время шотландца, но трасса продолжала понемногу прогреваться, и все должно было решиться на последних минутах. Так и случилось. Девять пилотов из первой десятки смогли показать свой лучший результат именно под занавес квалификации. Михаэлю же не повезло. На предпоследнем быстром круге он ошибся в «Тамбурелло» и, испортив резким торможением комплект резины, вылетел с трассы. И хотя на последнем круге он все-таки сумел сбросить со своего предыдущего времени более одной десятой, этого оказалось недостаточно, чтобы побороться с McLaren, которые впервые с прошлогоднего Гран При Австрии заняли весь первый ряд стартового поля, побив попутно рекорд трассы, установленный Жаком Вильневом еще в 1997 году. Но еще больше шотландца радовался после квалификации Ральф Шумахер. К концу сессии трасса прогрелась-таки до более или менее «привычной» для Michelin температуры в 20 °С. И на последнем быстром круге, сбросив со своего предыдущего результата почти секунду, Ральф показал третье время, опередив даже своего титулованного брата. В Ferrari были в шоке. Впервые за уикэнд «жеребцы из Маранелло» проиграли. Причем как! Шумахер - четвертый. Баррикелло, так и не сумевший преодолеть без помех ни одного быстрого круга, - шестой. И это на домашнем автодроме! Правда, еще оставалась надежда реабилитироваться в гонке. «Учитывая наш выбор резины, второй ряд на старте - не так уж плохо. Еще ничего не потеряно. Убежден, завтра нас ждет интересная борьба. И многое будет зависеть от стратегии», - успокаивал тифози Михаэль. И, вероятно, сам по привычке верил собственным словам. Тучи рассеиваются Воскресенье. Разминка
Даже с полными баками и на уже изрядно потрепанной резине (новые шины берегли для гонки) оба пилота McLaren легко обставили Ferrari. Култхард, который накануне перенес небольшую операцию (шотландцу удалили фурункул в ухе), показал лучшее время. Избавившийся на теплой трассе от недостаточной поворачиваемости своего Williams Ральф Шумахер опередил вылетевшего на гравий в Rivazza Хаккинена. А пилоты Scuderia расположились лишь на пятом и шестом местах (Баррикелло на этот раз был на 0,007 с быстрее Михаэля), пропустив вперед даже Sauber Хайдфельда. Как и в McLaren, в швейцарской команде не спали всю ночь и, похоже, добились неплохих результатов: Ник показал четвертое время, Кими, у которого в Имоле истекал срок действия его временной суперлицензии, восьмое, и это несмотря на отказ электроники на основном автомобиле и поломку стартера на запасном. Нелепые неполадки вообще преследовали молодого финна весь уик-энд, а совсем уж досадная поломка рулевого колеса лишила его зачетных очков в гонке. Брат за брата Воскресенье. Гонка Надо было видеть, что творилось после финиша в боксах и моторхоуме Williams. Казалось, что уставшая от трех лет бесконечных поражений (а в «конюшнях» уровня McLaren, Ferrari и Williams любое место ниже первого воспринимается как поражение) команда выплеснула за несколько минут все накопившиеся за эти годы эмоции. И это в коллективе, который испокон веков относился к своим победам спокойно, даже с некоторой долей прагматизма. «Я ждал этого момента пять лет и наконец дождался», - светился от счастья Ральф Шумахер, отпраздновавший в Имоле свою первую в карьере победу. «Сегодня великий день для всех - для Williams, BMW и, конечно, для Michelin. Вся команда работала очень напряженно и вполне заслужила этот успех», - ликовал даже обычно сдержанный Фрэнк Уильямс. И только одному человеку в команде было в этот день не слишком весело. Несчастный Хуан-Пабло Монтоя, конечно, радовался вместе со всеми, но, вероятно, думал (не мог не думать) о том, что не Ральф в холодной Имоле, а он две недели назад в жаркой Бразилии должен был принести Williams эту первую после долгого перерыва победу. Но ни тогда, ни сейчас ему так и не удалось закончить гонку. Приехав в Италию, колумбиец посетовал журналистам, что ни в одной гонке он еще не сумел добраться до пит-попа. И хотя в Имоле ему удалось достичь даже второй дозаправки, на ней все для Хуана и закончилось: отказало сцепление. А ведь после всех неприятностей, свалившихся на него в пятницу и субботу, в гонке Монтоя ехал великолепно, может быть, даже не менее ярко, чем Ральф. В отличие от двух предыдущих этапов на этот раз судьба Гран При решилась, фактически, на старте. McLaren начали неважно. И Култхард, и Хаккинен немного перекрутили моторы и долго (всего несколько мгновений, но как это много в Формуле-1) буксовали на первых метрах. «Я немного дернулся перед стартом и вынужден был остановить машину», - оправдывался Дэвид, выпустивший в лидеры выстрелившего с третьего места Ральфа. Еще лучше немца ушли в гонку выигравшие по две позиции Трулли и Панис. Ferrari, как и McLaren, старт проспали: Шумахер - одно место, Баррикелло - два. С этого момента гонка за очки разбилась на две «лиги»: Ральф Шумахер и Култхард стали стремительно (по секунде-полторы на круге) отрываться от сдерживаемой Трулли группы. Причем Ральф, резина которого на теплом асфальте прогревалась гораздо быстрее, чем даже мягкие Bridgestone Култхарда, уверенно контролировал гонку, ни разу не позволив шотландцу приблизиться на дистанцию для атаки. Во втором же эшелоне, где позади Ярно застряли Хаккинен и Михаэль Шумахер, самым активным был второй Williams. Монтоя, обогнавший на старте Баррикелло, но пропустивший Паниса, уже на первом круге на торможении перед «эской» Traguardo чисто обошел француза (после блестящего старта на BAR Оливье ни с того ни с сего начала барахлить коробка передач, на первом пит-стопе ему даже заменили рулевое колесо, по исправить положение так и не удалось), а еще через круг прошел и Ferrari Шумахера. При выходе на стартовую прямую у немца на несколько секунд возникли проблемы с переключением передач, но этого оказалось достаточно, чтобы шедшие позади Михаэля Монтоя и Панис проскочили мимо. Кругом позже Шумахер пропустил вперед и Баррикелло («Увидев, что он слишком широко заходит в поворот, я лишь воспользовался своим шансом»). И хотя потом все наладилось и, разобравшись с Панисом, чемпион мира уверенно держался за Баррикелло и Монтоей, это был явно не его день. На двадцать третьем круге Шумахер повредил колесный диск и кругом позже выбыл из гонки. Но даже если бы Михаэль и остался на трассе, на жесткой резине он вряд ли смог сделать для Ferrari больше, чем сделал Баррикелло. Ведь к моменту его схода обе Ferrari проигрывали лидерам более полуминуты. Рубенс сумел-таки подняться на пьедестал. Оттянув первый пит-стоп аж до 32-го из 62 кругов (видимо, первоначально Ferrari, по крайней мере для Рубенса, планировала на гонку лишь одну дозаправку) и отыграв на более легкой машине драгоценные секунды, он выехал с пит-лейн впереди Хаккинена, Монтои и Трулли. Собственно, на этом гонка и закончилась. Шестерка лидеров практически не менялась, за исключением схода Монтои, открывшего дорогу к одному зачетному очку Френтцену, до самого финиша. Ральф Шумахер столь уверенно контролировал гонку (не форсируя событий, он спокойно поддерживал свой отрыв от Култхарда в районе 5-10 секунд), что порой проскальзывала мысль, уж не подменили ли братьев. «После старта я создал себе отрыв, но через несколько кругов мне показалось, что Дэвид прибавил, и мне тоже пришлось поднажать, хотя нужно было следить за состоянием моих тормозов. С этого момента, должен сказать, гонка казалась мне бесконечно долгой. Она длилась вечность!» - запинаясь от счастья и распиравших его эмоций, рассказывал немец журналистам. Удивительно, но почти все лидеры, за исключением разве что Монтои, пусть и в меньшей степени, чем Ральф, но остались довольны этим холодным уик-эндом в Имоле. Пилоты Jordan получили очередную порцию очков. Хаккинен, впервые после рождения сына появившийся на трассе в сопровождении жены, наконец-то И, конечно, больше трехкратный чемпион мира радовался не за себя, а за брата, которого он первым заключил в объятия после финиша. «Я очень рад за Ральфа. Ему долго не везло, но на этот раз все прошло отлично, и он одержал классную победу. Это первый случай в истории, когда два брата выигрывают Гран При Ф-1. Мы сделали это, и наши родители могут гордиться нами», - признался Михаэль. Что ж, похоже, братья Шумахеры вполне способны вскоре превратить борьбу за титул в свое чисто семейное дело. Если Михаэль выиграл первый старт сезона, то за Ральфом остался «второй» (как не раз заявляли сами гонщики, настоящий чемпионат начинается только здесь - в Европе). Но не стоит забывать, что в этом году нам предстоит увидеть еще и «третье начало чемпионата»: в Испании вступает в силу новый технический регламент. И очень может быть, что именно этот «третий старт сезона» преподнесет гораздо большие сюрпризы. Владимир Маккавеев | |
Просмотров: 345 |
Гран При Сан-Марино