Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №35 (06.2001)

Новинки Гран При Испании

Гран При Испании

 

Новая «электронная эра»

Свершилось! Реабилитированы система управляемого процессором старта, антипробуксовонная система и автоматическое переключение передач. Как к этому относиться? С одной стороны, нивелируется мастерство пилотов, с другой - наконец прекратятся пересуды о сомнительности многих побед. Так или иначе новая «электронная эра» в Формуле-1 началась. Еще не все команды вошли в нее, но теперь это только вопрос времени...

Ferrari

Система «электронного» старта включается на машинах Scuderia нажатием на кнопку с буквами LC, расположенную слева на руле (рис. 1). Кнопка, на месте которой раньше располагался регулятор распределения тормозного усилия между осями, служит для автоматического переключения передач вниз. Антипробуксовочная система Ferrari очень сложна и имеет 12 рабочих режимов.

Что касается аэродинамики, то в субботу утром на одной из машин испытывалось новое, напоминающее сегмент купола ветровое стекло.

В различных точках колесных дисков устанавливались отслеживающие температуру покрышек датчики. Цель понятна - не допустить повторения того, что произошло в Имоле с машиной Шумахера.

McLaren

Во время старта пилоты нажимают кнопку, расположенную вверху справа на руле (рис. 2). На левом дисплее приборного щитка появляются буквы I. СН, ниже - номер включенной передачи, а справа - число оборотов двигателя.

Впервые диски Brembo устанавливались на машине Хаккинена, подготовленной не только для квалификационных заездов, но и для гонки.

Усовершенствована аэродинамика воздухозаборников для охлаждения тормозных механизмов. И в квалификационной версии используется схема с двумя раструбами (рис. 3). Более крупный (1) предназначен для подачи воздуха к дискам, а второй, округлый (2) - к тормозным суппортам. В субботу на задней кромке элерона переднего антикрыла появилась необычная зубчатая закраина (3). Она создает «управляемую», «причесанную» турбулентность воздушной струи.

Williams

Противобуксовочная система не применялась, поскольку пока не найден оптимальный вариант ее совмещения с двигателями BMW.

После того как в Имоле Рори Бирн обратил внимание на, по его мнению, не соответствующую требованиям технического регламента конструкцию диффузора Williams (точнее, его центрального канала). Федерация на ближайшем заседании технического комитета, которое состоится 18 мая, должна высказать свое мнение по данной проблеме. Между тем Патрик Хед утверждает, что все необходимые согласования, в частности с Чарли Уайтингом, были проведены еще в прошлом году.

Benetton

Новые электронные системы не устанавливались. Их появление ожидается на Гран При Франции, когда дебютирует следующая версия мотора Renault.

BAR

Команда пока не использовала новые электронные системы. Опробованную в Имоле вторую версию аэродинамического пакета дополнили новой выхлопной системой с патрубками, выведенными на верх боковых понтонов (рис. 4). В субботу такую конфигурацию первой получила машина Паниса. Запасная машина имела выхлопную систему прежнего образца.





Jordan

В квалификации на машине Трулли были установлены уменьшенные воздухозаборники для охлаждения тормозных механизмов. Обе машины получили новую плоскость в верхней части короба заднего антикрыла.

Arrows

На машине Ферстапена был установлен новый гидроусилитель руля. Сохранена и модифицированная для гонки в Имоле передняя подвеска со смещенными вниз рулевыми тягами. Переднее антикрыло получило новые торцевые пластины (рис. 5). В них больше нет выреза, а с внешней стороны вместо горизонтальных законцовок появились криволинейные дефлекторы в стиле McLaren.



Sauber

Новые электронные системы не устанавливались, но в ближайшее время в ходе тестов в Сильверстоуне будет опробован дифференциал с электронным управлением, являющийся ключевым элементом в системе контроля тягового усилия. 

По-прежнему большой интерес вызывает предложенная Серхио Ринландом схема крепления нижних рычагов передней подвески. Sauber - единственная машина Формулы-1, у которой отсутствует центральный киль в носовой части. Вместо него - два вынесенных к бортам киля меньшего размера (рис. 6), к которым крепятся треугольные рычаги подвески. Такая конфигурация позволяет повысить эффективность переднего антикрыла с ложковидной зоной.

Minardi

Для включения системы «электронного» старта используется не специальная кнопка, а подрулевой рычажок сцепления.

Prost

Алези по-прежнему остается единственным пилотом, использующим для включения сцепления не подрулевой рычажок, а педаль. Процедура автоматизированного старта выполняется французским пилотом в два приема. Сначала он нажимает расположенную слева на руле кнопку, а затем включает первую передачу.

Джорджо Пиола, рисунки автора

 

«Неправильные» отверстия

Так уж устроен мир Формулы-1, что в нем не обходится без скандалов. Не успели легализовать ранее запрещенные электронные системы, как появилась новая «горячая» тема. В Испании в роли «обвиняемой» выступила команда Williams, которая установила на своих машинах нестандартные диффузоры, воспользовавшись очередной лазейкой (сколько же их обнаруживается при внимательном прочтении!) в техническом регламенте.

Как известно, в Ф-1 запрещены плоские днища. Для предотвращения создания «граунд-эффекта» нижняя поверхность автомобилей делается ступенчатой. При этом пункт 3.12.3 гласит: «Поверхности, находящиеся на уровне базовой плоскости, должны соединяться с поверхностями, расположенными на уровне ступенчатой зоны, при помощи вертикального перехода». Вот за это последнее словцо, допускающее различные толкования, и ухватились инженеры Williams. Окончательно им развязала руки норма, содержащаяся в параграфе 3.12.5: «Переходные поверхности могут иметь отверстия, лишь бы при взгляде снизу через них не были видны другие части машины». Написано - сделано.

Как у других машин, ступенчатая зона (1) FW23 заканчивается в 330 мм от задней оси и также вертикально соединяется с базовой плоскостью (ее максимальная ширина может составлять 500 мм), но переходные стенки здесь не сплошные, а с отверстиями, сообщающимися с центральным каналом диффузора шириной 300 мм (рис.1). В результате приток воздуха в него существенно увеличивается (этому способствует и более выраженное сужение V-образного обтекателя коробки передач), что, в свою очередь, дает выигрыш в прижимной силе по сравнению со стандартным диффузором (рис. 2). Делящие отверстие на три части стойки необходимы для предотвращения запрещенного регламентом изгиба нижней, горизонтальной части центрального диффузора. Впервые этот способ увеличения жесткости конструкции использовался Williams во время прошлогоднего Гран При Сан-Марино (рис. 3).

Как утверждается, FIA в лице своего уполномоченного по техническим вопросам Чарли Уайтинга дала устную санкцию на использование диффузора с увеличенными отверстиями в стенках центрального канала. Но теперь, похоже, Федерация готова отыграть назад из опасения, что предложенная Williams схема позволит командам фактически добиться эффекта плоского днища, запрещенного еще в 1994 году.

Что сказать? Стремление писать законы длинно и неясно порой ставит их составителей в неловкое положение...

Джорджо Пиола, рисунки автора

Категория: №35 (06.2001) | Добавил: LiRiK3t (08.10.2013)
Просмотров: 738 | Теги: №35(06.2001), техника
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t