Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №36 (07.2001)

Пить надо меньше!

Пить надо меньше!

 

Оказывается, этот призыв актуален не только для людей, пристрастившихся к алкоголю, но и для болидов Формулы-1. Ужесточение требований к пассивной безопасности привело к увеличению веса монокока. Компенсировать его возможно не только за счет механических компонентов (собственно двигателя, подвески, тормозных механизмов), но и за счет ограничения литража эксплуатационных жидкостей, а также горючего.

Строго говоря, машине Формулы-1 позволено «безвозвратно» поглощать лишь бензин. И только его разрешено доливать во время пит-стопов (регламентом, в случае необходимости, предусмотрена также дозаправка сжатым азотом, использующимся в пневмопружинах механизма газораспределения). Охлаждающая жидкость, моторное, трансмиссионное масла и гидравлическая жидкость циркулируют по замкнутым контурам, и на финише гонки их вес должен оставаться практически таким же, как и перед стартом. В частности, отработанное масло накапливается в специальном резервуаре в задней части машины.

Каким же образом сбросить лишний «жидкий вес»? Остается единственный легитимный путь - использовать более термостойкие материалы и технологии обработки, обеспечивающие снижение внутреннего трения в двигателе. Прогресс, достигнутый в последние два года в этом направлении, впечатляет. Установленному на Ferrari 2001 мотору серии 050 требуется на 30% меньше охлаждающей жидкости, чем двигателю машины образца 1999 года. А это ни много ни мало минус 3,6 килограмма (в Формуле-1 используются весовые меры для определения количества жидкостей, поскольку их объем может меняться в зависимости от температуры). За тот же период на 25% сократились потребности силового агрегата Ferrari в моторном и трансмиссионном масле. Тем не менее, кому-то и 11,5 килограмма общего веса смазочной и охлаждающей жидкости могут показаться значительной величиной, но не забудем: еще в 1994 году вес одного только моторного масла, необходимого двигателям Peugeot болидов команды McLaren, достигал 14 килограммов!

Ограничение топливного «аппетита» - задача еще более сложная, особенно если учесть постоянный прирост лошадиных сил у моторов Ф-1. Но и здесь у двигателистов «Скудерии» есть повод для законной гордости. В пересчете на килограммы повышение экономичности на 3% эквивалентно снижению веса горючего примерно на три килограмма (топливные баки машин Формулы-1 вмещают в среднем 105 килограммов бензина).

Общий результат «сухой диеты» - минус 10 килограммов. На некоторых трассах это способно уменьшить время прохождения круга на 1/10 секунды...

Михаил Козлов

Категория: №36 (07.2001) | Добавил: LiRiK3t (09.10.2013)
Просмотров: 604 | Теги: №36(07.2001), техника
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t