Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №39 (10.2001)

Черный флаг патриарха

Черный флаг патриарха

 

Размеренное и безмятежное течение субботы 25 августа сего года было нарушено появлением скорбного извещения: в возрасте 77 лет в своем доме в графстве Суррей скончался один из патриархов Формулы-1 Кен Тиррелл. Последние годы он боролся с тяжелой болезнью - раком поджелудочной железы, но силы оказались неравны и ранним субботним утром Кена не стало. Неизвестно, ушел ли он без мучений или же страдая от страшной боли, но в любом случае, наверняка, ушел так же достойно, как делал все в своей жизни. Тиррелла все знали как человека в высшей степени достойного, его уважали и любили, и для тех, кто знал его лично, он был «дядюшкой Кеном».

Такое отношение к Тирреллу лучше всего, наверное, отразилось в обращении Пола Стоддарта от имени команды Minardi: «Формула-1 потеряла одного из лучших и любимых своих представителей и человека, который до самого конца пылал страстью к Гран При. В коллективе European Minardi много бывших работников Tyrrell Rasing Organisation, и во многом их сегодняшнее вдохновение, несомненно, было когда-то порождено энтузиазмом, одержимостью, компетентностью и спортивным духом Кена. Более всего мы будем помнить Кена Тиррелла как человека, отличавшегося джентльменством и душевностью всю его жизнь. Он был поистине гигантом спорта, и его наследие будет жить и будет маяком для всех, кто работает в Формуле-1. Мы гордимся тем, что были с ним знакомы».

Собственно, клетчатым флагом судьба взмахнула перед Тирреллом еще в 1998 году, когда он был вынужден окончательно отойти от дел своей проданной годом раньше команды, и вот, спустя еще всего три года, на 78-м «круге» его жизненной дистанции смерть показала ему черный флаг.

Блеск и нищета Tyrrell

Для многих из тех, кто еще успел застать относительно недавние Гран При с участием машин Tyrrell, эта команда осталась в памяти как команда-аутсайдер, со своими двумя очками опередившая в последнем для нее чемпионате лишь Minardi. В одном из вышедших на следующий год карманных справочников по Формуле- 1 даже было написано: «Компания British- American Tobacco купила не особо удачную в Формуле-1 команду Tyrrell и на ее базе основала новую». Однако это не совсем так. Или даже совсем не так. Действительно, последние 20 лет команда особыми успехами не блистала, редко поднимаясь в Кубке конструкторов выше шестого места, а чаще и вовсе скатываясь в самый конец списка. Но были времена, когда слава Tyrrell гремела так же, как сегодня слава Ferrari.

Удивительно, но в мир автогонок Тиррелл в свое время пришел совершенно случайно. Демобилизовавшись по окончании Второй мировой войны из Королевских военно-воздушных сил, где служил верой и честью, молодой предприимчивый англичанин занялся торговлей лесоматериалами, открыв магазин в своем городе Окхэме и весьма преуспев в этом бизнесе. Но как-то раз в 1951 году местная футбольная команда, за которую Кен имел обыкновение играть, всем составом отправилась в Сильверстоун, где молодой человек и увидел впервые то, чем был сразу же очарован и что стало затем делом всей его последующей жизни почти до самой смерти.

Для начала Кен уселся за руль купленной им гоночной машины сам, участвуя в 500-кубовой Формуле-3. Те времена Тиррелл всегда вспоминал с неизменным удовольствием и юмором, рассказывая, например: «На последней странице одной из общенациональных газет того времени было как-то помещено мое большое фото. Подпись гласила: «Тиррелл, проходя поворот, опережает Мосса». Проблема была лишь в том, что, когда я читал это, я находился в больнице. Дроссель моей машины тогда заело в открытом положении, и я со всего маху врезался в ограждение, выбив несколько зубов и сломав челюсть...»

Однако из пилотов Кен довольно быстро ушел: «Когда я убедился, что могу финишировать лишь седьмым, шестым или в лучшем случае пятым, то решил, что меня это не устраивает и что мой опыт и пристрастия я смогу гораздо плодотворнее реализовать в качестве Менеджера команды». Сказано - сделано, и в 1958 году, заодно окончательно оставив и торговлю лесоматериалами, Тиррелл стал управлять делами в выступающей в Формуле-2 команде Cooper, а двумя годами позже учредил Tyrrell Racing Organisation, выставив машины Cooper в Формуле-Junior.

А в 1964 году произошло одно из самых знаменательных событий в его жизни и истории мирового автоспорта: за руль его машины, выступавшей в Формуле-3, сел молодой Джеки Стюарт. И он же стал первым пилотом Кена (откатав три года за BRM), когда в 1968 году команда Тиррелла пришла в Формулу-1 с шасси Matra, оснащенными новым двигателем Cosworth. Трудно сказать, кто из них в большей степени предопределил дальнейшую славную судьбу другого: Тиррелл - Стюарта, или Стюарт - Тиррелла (скорее всего, оба в равной степени). Но так или иначе выступления за команду Тиррелла принесли Стюарту 25 из 27 его побед (15 - непосредственно на машинах Tyrrell) и три чемпионских титула (в 1969,1971 и 1973 годах).

Неудивительно, что, узнав о смерти человека, выдавшего ему когда-то «путевку» в Большие Гонки и сделавшего его трехкратным чемпионом мира, Джеки Стюарт воздал Тирреллу должное: «Мое сердце глубоко опечалено смертью самого большого друга. Кен был самым важным человеком в моей жизни вне семьи. Без Кена Тиррелла я бы никогда не достиг того, чего достиг сегодня, его влияние на мою карьеру было неизмеримым. Он был для меня больше чем просто владелец и руководитель команды, он был как отец. В первый год у нас даже не было контракта - он был просто ни к чему. Он учил меня, опекал, подталкивал и продвигал. Мы спорили и смеялись. Кен обеспечил мой успех своей убедительной, логичной и практичной мудростью, которую я очень уважал. В свое время он был просто лучшим. Впрочем, уместно напомнить, что я - лишь один из пилотов, которых Кен вывел на высший уровень автоспорта».

Действительно, Франсуа Север, Джоди Шектер, Патрик Депайе и Микеле Альборетто - все они побеждали в Гран При за рулем Tyrrell. Дядюшка Кен привел в Формулу-1 Дидье Пирони, Стефана Беллофа, Жана Алези, Мику Сало и даже нынешнего президента Британского клуба автогонщиков Мартина Брандла. Один лишь список гонщиков, выступавших за команду Тиррелла, вызывает уважение к этому человеку.

Причем Формула-1 в те времена была гораздо более скромным предприятием по сравнению с нынешним блестящим «всемирным цирком». Все делалось чуть ли не на голом энтузиазме. В команде Кена работало всего полдюжины механиков, а его жена Нора, с которой он прожил до самой смерти, стояла тогда с секундомером у ограждения пит-лейн, отмечая время прохождения гонщиками круга. Трейлер, на котором машины доставлялись на Гран При, был смонтирован на шасси, извлеченном из Темзы после того, как перевозившее его грузовое судно затонуло в результате столкновения. Проектирование и производство машины Tyrrell 001, представленной в августе 1970 года, обошлось всего в 22 500 фунтов. А ведь на этом автомобиле и на следующих версиях - 002, 003 - в 1971 году было завоевано и второе чемпионское звание Стюарта, и Кубок конструкторов для Tyrrell. В следующем году, пожалуй, лишь обострение у Джеки язвенной болезни помешало ему и команде в целом повторить этот успех, но еще год спустя Стюарт вновь стал чемпионом.

Однако затем удача стала довольно быстро поворачиваться к команде Кена Тиррелла спиной. Стюарт объявил о своем уходе по окончании сезона из гонок. Второй пилот Тиррелла, Франсуа Север, насмерть разбился в ходе тренировки перед последним этапом сезона-73, Гран При США. Стюарт даже не вышел на старт своей последней гонки. По большому счету, это стало началом конца звездной на тот момент «конюшни». Начались бесконечные проблемы с уходом спонсоров и поиском новых, с далеко не всегда удачным выбором пилотов, с самой техникой... Даже в конце 80-х команда выглядела по-прежнему почти любительской по своему стилю работы на фоне того, что Формула-1 становилась все более профессиональным спортом и бизнесом. В 1989 году Кен Тиррелл отпраздновал свое 65-летие, самолично восседая за рулем командного тягача на пути в Монако из-за недостатка персонала.

Последнюю победу принес команде Микеле Альборето на Гран При США в Детройте в 1983 году. После чего наивысшими достижениями были вторые места Жана Алези в Гран При США и Гран При Монако 1990 года. Последовала вереница бесконечных неудач...

Он умер, но дело его живет

Но кто теперь вспомнит тусклые, пусть даже недавние неудачи на фоне хоть и далеких, но блестящих побед? Очень емко по этому повода высказался Мартин Уайтекер, глава европейского гоночного отделения компании Ford: «Вместе с преданным делу коллективом инженеров и механиков Кен в свое время бросил вызов грандам автоспорта - Ferrari, Lotus и BRM - и побил их сочетанием таланта и чутья. Спорт потерял выдающегося борца, но он оставил после себя не менее выдающееся наследие».

Наследие, кстати, совершенно реальное, видимое каждому в любой современной машине Ф-1. Шестиколесная чудо-машина, на которой Шектер и Депайе даже привезли команде победный дубль на Гран При Швеции 1976 года, в очередной раз прославила Тиррелла, но так и осталась в истории Формулы-1 инженерной диковинкой, а вот другим своим изобретением Кен гордился более чем заслуженно: «Даже когда мы не могли найти крупного спонсора, мы все равно всегда старались продвинуться вперед, создать инновации, построить лучшую машину. Возьмите, к примеру, Жана Алези, когда в 1990 году в Финиксе он в течение 30 кругов лидировал впереди Сенны, хотя на его машине стоял двигатель конструкции 20-летней давности, а Сенна пилотировал новейший McLaren-Honda. В той гонке мы впервые выставили машину с приподнятым носом. «Шестиколесник» был интересной машиной, но я больше горжусь именно «приподнятым носом». Эта конструкция очень хорошо показала себя на испытаниях в аэродинамической трубе, и мы продемонстрировали это журналистам и отдельно - Рону Деннису. Он посмотрел и сказал: «Что ж, Кен, если эта штука сработает, ее не легко будет быстро скопировать». Она сработала. И теперь такие носы у всех машин в Ф-1!»

С не меньшей гордостью Тиррелл рассказывал и, например, о том, как Хуан Мануэль Фанхио, уже уйдя из гонок, однажды в качестве гостя проехал круг по трассе в Буэнос-Айресе на машине Тиррелла, после чего признался, что если бы продолжал гоняться, то выбрал бы команду Кена.

По всем этим эпизодам можно понять, насколько беззаветно и глубоко любил этот человек дело, которое было его жизнью в течение более 40 лет. И можно представить, какую горечь и грусть он испытал, лишившись этой своей жизни, когда в конце концов, окончательно зайдя в глухой финансовый тупик и, наверное, уже не веря в свои силы и способность поднять команду на ноги, в декабре 1997 года Кен Тиррелл продал дело всей своей жизни за 30 млн долларов новой «конюшне» BAR, рвущейся в Формулу-1. Он мот остаться в уже не принадлежащей ему, но все еще носящей его имя команде и на следующий сезон, но уже в феврале 98-го, не найдя взаимопонимания с ее новыми хозяевами, расторг контракт с BAR и ушел в отставку; оставив любимое детище на попечение своего друга, сподвижника и конструктора Харви Постлтуэйта.

Однако всякий раз по возвращении Харви с очередного Гран При Тиррелл специально встречался с ним и живо интересовался, продолжая искренне, всем сердцем переживать за родную команду: «Какие вы использовали шины? Зачем вы поменяли эту деталь на другую? Какая была температура?..»

В том же году врачи диагностировали у Тиррелла рак поджелудочной железы. Так бывает часто: даже в очень солидном возрасте человек, отдавая всего себя любимому делу, активной работе, сохраняет почти юношеское здоровье и бодрость, но стоит отойти от дел, выйти из привычного ритма жизни, и он сгорает буквально за считанные месяцы. Так, возможно, произошло и с Тирреллом. Хотя после вынужденного ухода из автоспорта он вовсе не собирался совсем опускать руки. Когда производство гоночных автомобилей на его заводе в Окхэме было остановлено, и изрядная часть персонала осталась не у дел, Тиррелл объявил о планах создания предприятия легкой промышленности, традиционной для этого района Англии. Он хотел делать что-то сам и создать рабочие места для своих земляков. Да и с автоспортом он не совсем расстался, будучи вскоре избранным на пост президента Британского клуба автогонщиков, золотой медали которого он был удостоен наряду всего еще с тремя легендами английского автоспорта - Стирлингом Моссом, Джеки Стюартом и Берни Экклстоуном.

Кстати говоря, спортивные интересы Тиррелла не ограничивались одним лишь автоспортом. Он неизменно и горячо поддерживал футбольный клуб Tottenham, любил стрельбу и теннис. Уже будучи в весьма преклонном возрасте, «дядюшка Кен» легко обыгрывал соперников на двадцать-тридцать лет моложе его, в том числе и гонщиков Формулы-1, которым в отличной спортивной подготовке и координации движений никак не откажешь. Но в последние пару лет он сильно сдал. Потеря Тирреллом команды сказалась на патриархе самым губительным образом.

Посетив однажды свой завод вскоре после продажи команды британо-американскому табачному концерну, Кен делился потом в совершенно подавленном состоянии: «Теперь я здесь всего лишь номинальный земле- и домовладелец, а истинный хозяин, как арендатор - BAR. Мне требуется их разрешение, чтобы прийти сюда. Впервые увидев все в нынешнем состоянии, я был очень опечален. Это было ужасно. Как ужасно и то, что нет больше Tyrrell, Lotus, Brabham… Хотя я не лью слезы на сей счет. Некого винить в этом, кроме самого себя. Хотелось бы, конечно, но это было бы неправдой. Такова жизнь. Таков бизнес. А Формула-1 - это бизнес, и в этом нет ничего плохого. Крейг Поллок уговорил ВАТ на что-то весьма невероятное. Удачи ему. Он сделал ловкий деловой ход. Такой, который мы сделать были не способны».

Человек, который всегда был «более», чем «менее»

Идеальных людей, как известно, не существует. У всех есть какие-то недостатки. Так что говорить можно скорее о, например, более или менее порядочных представителях рода человеческого. Кен Тиррелл был из тех, кто «более». Но, конечно, при всей своей доброте и порядочности Кен Тиррелл отнюдь не был «иконой». Конечно, и он был не чужд тех далеко не всегда образцовых нравов, которые царят в Формуле-1. Вот лишь один очень наглядный пример. В 1988 году (за год до того, как в команду пришли последовательно Микеле Альборето и Жан Алези) за Tyrrell выступал молодой дебютант Джулиан Бейли, который в отличие от своего напарника Джонатана Палмера, регулярно квалифицировавшегося в районе 10-12-го места, в большинстве Гран При даже не мог пройти квалификационное сито. В Хоккенхайме, объясняясь с Тирреллом в командном моторхоуме, Джулиан заметил, что мог бы квалифицироваться лучше, если бы в конце медленного круга срезал шпильку Sachs, что дало бы ему возможность войти в последний поворот перед прямой «старт-финиш» и, соответственно, выйти из него на саму прямую в начале быстрого, квалификационного круга на значительно большей скорости. «Так почему же ты не сделал этого?» - изумленно спросил Тиррелл. «Ну, я подумал, что это будет не совсем красиво и порядочно», - ответил гонщик. «Красиво?!» - прокричал Тиррелл, после чего взревел еще громче: «Порядочно?!! Выйди-ка из моторхоума и попробуй разглядеть снаружи что-то хоть отдаленно красивое и порядочное!!!»

Когда было необходимо, добряк Кен проявлял величайшую твердость и даже жесткость. Как вспоминает Фрэнк Уильямс, «воевавший» когда-то вместе с Тирреллом и Роном Деннисом против Экклстоуна по поводу Договора о согласии, «только Кен был способен на равных спорить с Берни».

Но все же чаще Кена видели совсем другим - доброжелательным и задушевным. Однажды, за пару дней до проведения очередного Гран При Японии на трассе Сузука Кен Тиррелл зашел в популярный среди обитателей паддока местный бар и заказал за свой счет выпивку для всех собравшихся там журналистов, пообещав сообщить о поводе минутой спустя. Когда бокалы были наполнены, Кен прочувственно, с неподдельной скорбью в голосе объявил: «Сегодня умер наш друг. Я знаю, что он хотел бы быть помянутым подобным образом. Выпьем за Иннеса Айрленда».

Это было 22 октября 1993 года. Английский гонщик Иннес Айрленд, выступавший в Формуле-1 в начале 60-х и снискавший славу и любовь зрителей своей веселой бесшабашностью, умер от рака, получив незадолго до этого престижную награду - почетный шлем Британского клуба автогонщиков. Вряд ли тогда Тиррелл предполагал, что спустя каких-то шесть лет он будет избран президентом этого клуба, но пробудет им недолго, потому что его начнет медленно, но верно убивать та же страшная болезнь - рак. И вряд ли он тогда думал о том, что когда-нибудь множество знавших его людей на очередном Гран При так же поднимут бокалы, и кто-то скорбно произнесет: «Выпьем за нашего умершего друга - за Кена Тиррелла. За старого доброго «дядюшку Кена».

Борис Мурадов

Категория: №39 (10.2001) | Добавил: LiRiK3t (11.10.2013)
Просмотров: 718 | Теги: тема, №39(10.2001)
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t