Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №3 (10.1998)

Как принять хороший старт в Формуле-1

Как принять хороший старт в Формуле-1

 

Прошли два дня напряженной работы над настройками машины и борьбы за место под солнцем на стартовом поле. И вот он - момент истины. Воскресенье. Два часа пополудни. Кажется, что время остановилось перед тем, как вновь начать свой отсчет. Время сжалось в точку, как в начале мироздания. Еще мгновение - и будет дан старт. За секунду вы сможете сделать то, для чего потом вам может не хватить всей гонки, - выиграть несколько мест. Или потерять их. В эти мгновения вы более чем когда-либо находитесь во власти случая. Небольшой сбой, случайный дефект покрытия или заглохшая впереди машина - и для вас все кончено. Право, это стоит того, чтобы заранее продумать каждую мелочь, включая завещание.

Но вернемся на несколько часов назад. Погожее (или не очень) воскресное утро. Квалификация позади, но вы еще можете сделать кое-что, чтобы поднять свои шансы на старте. Если ваше место на стартовой решетке расположено в стороне от основной траектории, то вам имеет смысл потратить несколько кругов во время утренней тренировки на то, чтобы расчистить «свою» половину от пыли и грязи. Если ваши коллеги сделают то же, такой способ может оказаться довольно эффективным.

После warm-up у вас есть три с половиной часа, прежде чем вы снова окажетесь в кокпите. Это время можно потратить на обсуждение различных вариантов развития событий после старта в зависимости от ожидаемого поведения машин впереди, позади и вокруг вас. Дэвид Култхард одно время даже ходил со своим гоночным инженером к первому повороту, чтобы обследовать бордюрный камень. Всегда полезно иметь план. Хотя некоторые считают, что это даже вредно - держать в голове какую-то схему. Поэтому с не меньшей пользой можно провести это время, греясь где-нибудь на солнышке.

Но вот настает время вернуться в машину. Если вы суеверны, то обязательно надеваете сначала левую перчатку, а только потом - правую, или что-нибудь в этом духе. Если нет, то просто садитесь в машину и, проделав один, два или три пробных круга, находите свое место на стартовой решетке.

10 минут до старта. Последние приготовления. Если вы Михаэль Шумахер, то вас, без сомнения, видят сосредоточенно выходящим из ближайшего мужского туалета. Если вы Эдди Ирвайн, то, скорее всего, вы расслабленно общаетесь с кем-нибудь из приятелей или делегируете одного из механиков узнать телефон девушки, которая держит табличку с вашим именем.

Наконец, вы снова в машине, проверяете, хорошо ли пристегнуты ремни, все ли удобно подогнано и присоединена ли бутылочка с питьем, если вы ей пользуетесь. В последний момент всегда возникает некоторая напряженность: заведется ли двигатель. Но вот он взревел, и на душе у вас полегчало. Персонал покидает стартовое поле, и вы остаетесь один.

Отправляясь на прогревочный круг, вы делаете легкую попытку реального старта. Ваша цель - почувствовать, насколько хорошо сцепление с трассой, а также оставить на полотне следы резины для улучшения сцепления. При этом вы не забываете проследить, не возникло ли у ваших соседей каких-либо проблем. Они могут повториться при реальном старте.

Несмотря на то, что ваши шины грели под электрическими одеялами прямо на стартовой решетке, вы периодически совершаете рыскающие движения, чтобы поддержать нужную температуру, и еще раз проверяете тормоза и другие системы.

В конце круга вы не слишком торопитесь занять свое место на стартовой решетке. Важно остановиться позже гонщика, находящегося впереди. Положение, в котором замер его болид, может дать дополнительную пищу для размышлений. Не следует забывать об оборотах двигателя. Вам нельзя заглохнуть, но следует опасаться перегрева, поэтому обороты нужно поддерживать настолько низкие, как это только возможно.

В какой-то момент вы полностью сосредотачиваетесь на стартовом светофоре. Многие советуют смотреть не прямо на огни, которые слегка слепят, а чуть ниже, наблюдая за ними краем глаза. При появлении первой пары красных огней вы включаете первую передачу и поднимаете обороты. Только опыт и практика могут подсказать, какой уровень оборотов является оптимальным. Вы должны избежать пробуксовки и вместе с тем стартовать предельно агрессивно. Существует множество факторов, влияющих на этот параметр: полный у вас бак или нет, новый или обкатанный комплект шин вы используете, тип резины, качество и температура полотна и многое другое. Так что весь расчет сводится к одному слову - «чувствовать» обороты.

Но вот все десять огней горят адским пламенем. В голове у вас три мысли: держать обороты, только бы не ползти и когда же погаснут эти чертовы огни. Еще секунда или две (точно это знает лишь Господь Бог и Чарли Уайтинг, неизменный стартер Гран При последних лет) - и вы узнаете, правильно ли были установлены обороты или вам придется «осаживать лошадей». Чем меньше дыма из-под колес, тем лучше.

И вот - старт! Вы окружены таким грохотом и ревом, что переключение на вторую передачу и выше ощущаете исключительно собственным задом. У вас нет времени взглянуть на табло. Вы полностью сосредоточены на том, что происходит вокруг. Все ваши реакции - рефлекторны. Если кто-то замешкался впереди, вы объезжаете его (скорее даже - от него уворачиваетесь) Вы ищете любую брешь, чтобы нырнуть в нее. При этом вы контролируете автомобиль и то, что происходи сбоку, ибо в любое мгновение там может, как в дурном сне, из ничего материализоваться болид. Вы тесните, а иногда расталкиваете соперников. Вы должны быть агрессивны!

После того, как два десятка машин протиснулись сквозь «игольное ушко» первого поворота, суматоха продолжается еще поворота два-три, прежде чем в гонке установится более или менее определенный порядок. Вы приблизительно знаете, как стартовали, кого обошли или сколько позиций уступили, но только проезжая мимо мостика своей команды на пит-лейн, видите на демонстрационной доске свое место. Вы гоните дальше, а команда уже готовит для вас щит с информацией, что вам осталось проехать всего лишь, скажем, 69 кругов.

Ник Даниэль


Категория: №3 (10.1998) | Добавил: LiRiK3t (27.03.2012)
Просмотров: 1485 | Теги: №3(10.1998), От А до Я
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t