Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №40 (11.2001)

Бобби Рейхол

Бобби Рейхол

 

«Улыбаюсь, несмотря ни на что!»

Периодически общаясь с Бобби Рейхолом «на бегу» во время проведения Гран При нынешнего сезона, мы часто заканчивали разговор на том, что надо бы поговорить обстоятельнее, в рамках большого интервью. Но особо с этим не спешили - все-таки у человека трехлетний контракт, какие-либо итоги подводить рано, многое еще предстоит сделать, так что успеется. И вдруг - гром среди ясного неба: Ники Лауда уволил Рейхола из Jaguar: мол, не сработались! Так что на очередном Гран При Бобби уже просто не было. И этот разговор состоялся уже на британском этапе CART в Рокингеме - теперь, как ни крути, итоги работы Рейхола в Формуле-1 были налицо. Хотя и совсем не такие, как ожидалось.

Хотя, если вернуться на год назад, когда было объявлено о приглашении Бобби Рейхола на должность руководителя команды Jaguar, то можно припомнить: уже тогда обитатели паддока предрекали, что поднаторевшие в политических интригах формульные «акулы» быстро съедят его живьем, невзирая ни на авторитет Рейхола в автоспорте, ни на его трехлетний контракт с зарплатой в миллион с лишним долларов в год.

Так или иначе, нижеследующее интервью стоит предварить краткой хроникой событий, в основном проясняющих ситуацию с его уходом из Формулы-1 и его комментарии по этому поводу.

Биография Бобби Рейхола в подробном пересказе не нуждается. Достаточно сказать, что он трехкратный чемпион CART (один из всего двоих), а стало быть - живая легенда американского автоспорта и вообще кумир американцев. К тому же еще и владелец команды Team Rahal, гонщик которой Кенни Брак реально претендует в этом году на звание чемпиона CART.

В Jaguar Рейхола пригласило руководство компании Ford, с которой его связывали давние партнерские отношения. Однако едва Бобби успел вступить в должность, как почти сразу, спустя всего пару месяцев, было объявлено о назначении еще одного трехкратного чемпиона, Ники Лауды «в помощь» Рейхолу… И понеслось. Лауда, человек по натуре очень авторитарный, сразу стал тянуть одеяло на себя.

Кроме того, почти с самого начала не заладились взаимоотношения Рейхола с первым пилотом Jaguar Эдди Ирвайном, и опытный в закулисных баталиях Лауда искусно подливал масло в огонь их противоречий. В результате отношения внутри этого треугольника так накалились, что их расставание стало лишь вопросом времени. Битва за власть началась. И если бы не надежда на успех в переманивании Эдриана Ньюи из McLaren в Jaguar, в чем именно Рейхол играл ключевую роль, Бобби «попросили» бы очень скоро.

Эпопея с несостоявшимся переходом Ньюи обернулась очень выгодным для Лауды проколом Рейхола. Сам Лауда тем временем поддержал Ирвайна (который очень близок ему по взглядам и стилю жизни), когда Эдди стал беспокоиться за свое место, услышав заявление Рейхола о возможной карьере в Формуле-1 звезды CART Дарио Франкитти.

Рейхол явно постепенно сколачивал команду на свой лад и для начала уже заменил Лучано Бурти на Педро де ла Росу. Встал вопрос: Ирвайн или Рейхол?

И тут Бобби угораздило совершенно чистосердечно, просто в рамках «оптимизации» команды, предложить Ирвайна (и, что было особой оплеухой гонщику - в придачу к нему 5 млн долларов - лишь бы взяли!) Эдди Джордану взамен уволенного Френтцена. Джордан только и мечтал заполучить Ирвайна, который у него когда-то начинал свою гоночную карьеру. Однажды - после ухода ирландца из Ferrari - Джордан уже упустил такой шанс и больше упускать его не хотел. Закрутилась машина закулисных игр. Ирвайн, узнав обо всем, был просто шокирован.

И тут уж Лауда схватился с Рейхолом не на жизнь, а на смерть. Для австрийца вопрос был не только в том, останется ли Ирвайн или уйдет (уже вскоре после ухода Рейхола он подверг своего недавнего союзника жесточайшей критике, тоже пригрозив увольнением), но и в сохранении и преумножении своего авторитета. Лауда даже задействовал против простодушного американца «тяжелую артиллерию» в лице самого Берни Экклстоуна, пожаловавшись тому на «неправильное поведение» Рейхола. Ну и, наконец, высказал Бобби все, что о нем думал, поставив ему в вину неудовлетворительный стиль руководства, связанный с этим слабый прогресс команды, преувеличение собственной роли и «нежелание работать в коллективе». Припомнил и «происки» против Ирвайна, которого категорически отказался отдавать в какую-либо другую команду.

Рейхол, искренне полагая, что кадровые вопросы пилотов и технического персонала - его прерогатива, был обескуражен тем, насколько детально Лауда информирован обо всем этом, и не согласился ни с одним из обвинений. Возразив, напротив, что успех его американской команды говорит сам за себя о его стиле руководства. Будучи человеком гордым, не нуждающимся ни в работе, ни в деньгах, он сказал, что уходит. Что Лауде и требовалось.

Между тем личный менеджер Ирвайна решил, что не худо было бы в рекламных целях организовать утечку в прессу о «битве за Эдди», и сделал это. Рейхол, не желая оставаться в дураках, попросил Джордана помочь - заявить, будто его предложение было всего лишь шуткой. «Старый волк» Джордан, изумившись такой наивности, конечно, отказался. Так что буквально на следующий день все, кто имеет хоть какое-то отношение к Ф-1, знали, что Рейхола уволили. Причем в качестве причин прозвучало и множество других обвинений - и попытка несанкционированного найма руководящего звена, и срыв сделок со спонсорами, и стратегические провалы, и неявки на брифинги...

В штаб-квартире Jaguar были обескуражены этим увольнением, поскольку многие сотрудники были наняты Рейхолом, разделяли его принципы работы и вообще ему симпатизировали. Лауда же объявил: «Мы здесь только для того, чтобы сделать наши машины быстрее. Все прочее засуньте себе в ...» Далее на вопрос менеджера по маркетингу, увидят ли теперь его на гонках наконец-то уже как руководителя команды, в фирменной зеленой униформе, ответил: «Ее можете засунуть туда же». После чего, кстати, уже на Гран При Бельгии все же форму одел. А Бобби Рейхол тем временем вернулся в CART, в свою «родную» команду, где его возвращению сильно и искренне обрадовались и где он почувствовал себя в своей тарелке.

Стоит заметить, что даже внешне Рейхол сильно отличается от «аборигенов» Формулы-1. На его лице почти не увидишь характерных для них специфической напряженной суровой озабоченности, хмурого прищура и прочей подобной мимики. Это всегда тихий, уравновешенный, обаятельный, глубоко интеллигентный человек с внешностью, быть может, врача или школьного учителя. И с непременной широкой улыбкой. «Слишком милый человек, чтобы руководить командой в Формуле-1», по словам Эдди Джордана.

 

Бобби, на вашем лице всегда сияет улыбка. Вы счастливый человек, которого жизнь ежедневно чем-то радует, или просто оптимист по натуре?

К сожалению, жизнь преподносит ежедневно отнюдь не одни лишь радости. Однако полагаю, что гонщик - пусть даже теперь я бывший гонщик - непременно должен быть оптимистом. Даже если тебя постигает неудача, ты должен надеяться, что в следующий раз результат будет лучше. Я всегда был оптимистом и остаюсь им, несмотря ни на что. Даже если у меня какие-то проблемы в жизни, личные неприятности, я не считаю возможным выносить их на публику, отягощать ими людей, которые меня окружают, с которыми я работаю. Все негативное должно оставаться внутри, должно быть спрятано, а на люди ты должен выходить счастливым человеком.

Вы были гонщиком, потом стали владельцем команды, длительное время руководили другой командой. В каком качестве больше поводов ощущать себя счастливым человеком? Или, другими словами, кем приятнее быть?

Пожалуй, гонщиком. Однако всему свое время. Просто однажды ты понимаешь, что как гонщик ты уже достиг своего предела, максимального успеха, дальше может быть лишь повторение пройденного. И надо либо уходить из автоспорта вообще, либо выходить на качественно иной уровень, который предполагает более широкие возможности. Хотя и гораздо большую ответственность. Конечно, теперь, когда моя команда побеждает, я испытываю удовлетворение иного рода, нежели когда побеждал сам. Но и то, и другое - очень приятно.

Что ж, тогда у вас есть все основания улыбаться: ваша команда добилась в этом сезоне впечатляющих успехов - Кенни Брак лидирует в чемпионате. И это при том, что чуть ли не большую часть времени вы занимались делами Jaguar. Значит, верно говорят, что хорош тот хозяин, «хозяйство» которого успешно работает и в его отсутствие, поскольку наилучшим образом организовано.

Да, так и есть. Я убежден, что единственный способ преуспеть в качестве хозяина и руководителя - это уметь подбирать «правильный» персонал, который способен выполнять свою работу очень-очень хорошо. В конце концов, как бы я лично ни стремился к победе, я просто не могу делать все сам. Моя задача - именно подобрать таких людей, которые, работая, как хорошо отлаженный механизм, способны эту победу обеспечить. Мне это, кажется, удается, что также весьма радует.

Однако в следующем сезоне этот хорошо отлаженный механизм лишится своей важнейшей составляющей. Кенни Брак уходит в другую команду...

Кенни - потрясающий гонщик, которому команда во многом обязана своим нынешним успехом, и, конечно, жаль, что он уходит. Однако в то же время он - часть команды, и своим успехом обязан как своему таланту, так и усилиям всех работающих в команде профессионалов. У меня есть все основания полагать, что мы способны побеждать как с ним, так и без него, и это позволяет надеяться на успех и в следующем сезоне.

А что вы думаете о будущем самого Брака? Можно ли ожидать, что он вслед за Вильневом, Занарди, Монтоей тоже отправится покорять Формулу-1?

Нет, думаю, вероятность этого очень мала. Возможно, он и не прочь сделать такую попытку, но его шансы, полагаю, очень малы в силу возраста. В 35 лет уже просто поздно приходить в Формулу-1.

Почему, в таком случае, в CART так много гонщиков даже значительно старше Брака, в возрасте около 40 лет? И ведь они не просто «катаются» по трассе, они побеждают. Взять хотя бы вас самого, завоевавшего свой третий чемпионский титул в 39 лет. В то время как Формула-1 все молодеет и молодеет.

Во-первых, вообще довольно трудно сравнивать CART и Ф-1, между ними слишком много принципиальных различий. Во-вторых, прийти в гонки в уже неюношеском возрасте или же просто продолжать ездить в таковом - вещи тоже различные, по крайней мере, именно в Формуле-1 в силу сложившейся на сегодняшний день практики. Например, когда в чемпионате CART как раз следом за мной победил Найджел Мэнселл, ему было 40 лет, а за год до этого он стал чемпионом и Формулы-1. Так что в этом смысле не думаю, что возраст имеет большое значение. Конечно, чем старше ты становишься, тем больше усилий требуется тебе для достижения успеха. Но, с другой стороны, на зрелого гонщика работает опыт и мудрость, и это позволяет ему поддерживать в должной мере физическую и интеллектуальную дисциплину, без которой невозможно победить. Поэтому, считаю, что в 35 в Формуле-1 можно побеждать с тем же успехом. Вовсе не обязательно, чтобы тебе было 22. И в определенной ситуации более старший гонщик может представлять большую ценность для команды. Но дебютировать в таком возрасте все же поздновато.

Ваше мнение о дальнейшей судьбе Занарди? Сейчас, когда врачи уже с уверенностью заявляют, что его жизнь вне опасности, пошли активные разговоры о том, сможет ли он - если, конечно, захочет - продолжить карьеру гонщика, используя специальные протезы?

Зная характер Алекса и его огромную любовь к гонкам, могу предположить, что он захочет это сделать. И думаю, что сможет. Вспомните Клея Регаццони. Он врезался в бетонное ограждение на полной скорости, после чего из-за травмы позвоночника навсегда остался прикованным к инвалидному креслу - его ноги полностью утратили подвижность. Но еще несколько лет после этого он выступал в гонках спортивных автомобилей, используя только ручное управление. Медицинская же техника достигла сейчас такого уровня, что, например, протез руки может действовать практически так же, как настоящая рука. Благодаря этому люди уже давно и машины водят, и самолеты пилотируют, и вообще живут очень полной жизнью. И хоть то, что случилось с Алексом, это, безусловно, трагедия и для него самого, и для всех, кто его знает и любит, однако продуктивный период его жизни в самом разгаре, так почему бы ему при желании и с его-то колоссальным опытом и впрямь не продолжить карьеру гонщика? Быть может, не в CART, а в гонках кузовных автомобилей, например. Почему бы и нет?

У вас есть богатый опыт работы и в CART, и в Формуле-1. В чем, по-вашему, причина столь неудачных выступлений Занарди в Формуле-1, особенно на фоне недавних успехов Вильнева и сегодняшних - Монтои?

Вряд ли я могу сказать здесь что-то новое. Машина Формулы-1 очень отличается от «чампкара» - другие тормоза, другие шины, да и трассы, по которым эти машины гоняются, весьма различны… Притом и сама машина не блистала, в отличие от той, которая в свое время досталась Вильневу. В этом же сезоне у Williams очень хороший автомобиль, и, если в следующем году будет еще лучше, Монтое при наличии к тому же уже годичного опыта может повезти больше.

Когда в начале нашей беседы вы говорили о неприятностях и проблемах, вопреки которым вы улыбаетесь, вы имели в виду ситуацию с вынужденным уходом из Jaguar?

Да, в какой-то степени.

Комментируя свое неожиданное возвращение в CART, вы отметили, что здесь, по сравнению с Формулой-1, более свежая атмосфера. Не могли бы вы пояснить эти слова более подробно?

На мой взгляд, атмосфера, царящая в CART, - это всегда атмосфера праздника, здесь все получают удовольствие от самих гонок, от самого факта их проведения, участия в них. В то время как в Формуле-1 атмосфера совершенно иная. Здесь трудно насладиться самими гонками. Во-первых, потому что слишком много «политики», интриг… И можно сказать, что в Формуле-1 больше шоу, чем самих гонок, а в CART больше гонок, меньше шоу.

А что вы не поделили, если так можно выразиться, с Эдди Ирвайном?

Я уже много раз говорил, что против него лично я ничего не имею, и знаю, что иногда он может заставить автомобиль ехать довольно быстро. Но когда это не удается из-за технических проблем, он может направиться прямиком к ближайшей телекамере и навешать команде публичных оплеух. Он разбивал команду вдребезги, так, что потом было просто невозможно собрать осколки и вновь вселить в нее уверенность и желание что-то делать. Да, кое-что в потоках его критики было ценным, но совсем ни к чему говорить об этом в камеру или для печати. Я знаю, например, что Шумахер, бывая в Маранелло, может, если сильно чем-то недоволен, дать приличную взбучку команде, но на публике они - монолит. Эдди так не может. В этом его основная проблема. Но ведь дело было не только и не столько в Ирвайне…

Да, инициатором вашего увольнения из Jaguar был Ники Лауда. Вы оба - бывшие гонщики, более того, оба - трехкратные чемпионы. Наверняка у каждого свои амбиции. В России говорят, что два медведя в одной берлоге ужиться не могут. Это тот самый случай?

Не знаю, идет ли речь о медведях с одинаковыми характерами и взглядами на жизнь (смеется)... Что же касается меня и Ники Лауды, то мы просто очень разные. И у нас очень разные стили руководства. Я подхожу ко всему на основе уже многолетнего опыта руководства именно гоночной командой. И для меня мир бизнеса - это мир гонок. У Ники иной подход к бизнесу. Он очень, мягко говоря, напорист, постоянно во все вмешивается, требует немедленных результатов. Мой же стиль - детальная разработка долгосрочной стратегии и неукоснительное следование ей. Я люблю делать все последовательно и основательно, и успех моей команды в CART подтверждает верность такого подхода. Так что не думаю, что я заслужил такой финал своей работы в Jaguar. Это очень печально. Я делал все, что от меня требовалось. Хоть Ники и считает, что я все делал неправильно.

Чувствовали ли вы с самого начала работы в Jaguar, что Лауда стремится захватить полный контроль над руководством командой?

Нет. Теперь, проанализировав происшедшее, я, может быть, и мог бы сказать, что так оно и было, но раньше я о таких вещах просто не задумывался. Возможно потому, что всегда был сосредоточен лишь на своей работе, а не на политических играх. Однако я изначально был очень удивлен самим фактом назначения Лауды на такую должность. Нет, я абсолютно ничего не имел против него, просто никак не мог понять - почему именно он?

От одного из хорошо знающих Лауду людей я слышал определение его стиля руководства как «кадрового каннибализма». Похоже, ваша история это подтверждает...

Я бы не стал давать никаких определений. Повторюсь, что мы просто совсем разные.

Давайте закончим разговор на какой-нибудь более мажорной ноте. Что вы думаете о перспективе проведения «больших гонок» - Формулы-1 или CART - в России?

Почему бы и нет? Неплохая идея. Лично мне она нравится.

И Рейхол, заметно посерьезневший за последние минуты нашей беседы, снова широко улыбнулся своей благодушной улыбкой.

Борис Мурадов

Категория: №40 (11.2001) | Добавил: LiRiK3t (11.10.2013)
Просмотров: 754 | Теги: №40(11.2001), интервью
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t