Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №41 (12.2001)

Трагикомическая одиссея 2001, или Семнадцать мгновений весны, лета и осени

Трагикомическая одиссея 2001, или Семнадцать мгновений весны, лета и осени

 

Когда истекший, 52-й чемпионат Формулы-1 начался со страшной трагедии - гибели маршала на австралийском Гран При, это выглядело как зловещее предзнаменование. К счастью, дальнейшие этапы не оправдали мрачных ожиданий и в конечном счете придали чемпионату скорее трагикомический, нежели трагический оттенок.

Чего стоили одни лишь постоянные отказы техники, из-за которых «умершие» на стартовой решетке машины (причем почти непременно машины основных претендентов на победу!) стали практически неотъемлемой частью воскресного пейзажа Гран При. А перетягивание на манер каната Эдриана Ньюи из McLaren в Jaguar и обратно? А история с обменом Эдди Джорданом Френтцена на Алези? А попытка Бобби Рейхола втихаря «сплавить» Ирвайна тому же Джордану, да еще и приплатить за это многомиллионную сумму? А заявление того же Ирвайна на этом фоне, что он - единственный гонщик в сегодняшней Формуле-1, равный Михаэлю Шумахеру, а остальные ему в подметки не годятся? А отчаянные, но в большинстве случаев безуспешные попытки того же Шумахера хоть с кем-то побороться на равных, а не выглядеть шишкой на ровном месте (что уже даже и ему самому, кажется, чертовски надоело)?..

Одним словом, обхохочешься, да и только. Плохо лишь, что обилие «комических» ситуаций проходило на фоне почти полного отсутствия интриги в спектакле под названием «Чемпионат Формулы-1 2001 года».

И все же, несмотря на вторичность сценария, огрехи режиссуры, проблемы с реквизитом и неравномерность актерского состава (где есть своя «прима» и свои «статисты»), этот спектакль из семнадцати действий остается драматичнейшим ежегодным зрелищем, который любо-дорого посмотреть.

Волки и овцы

Главным образом прошедший сезон запомнится, пожалуй, как сезон практически полного и бесспорного превосходства двух «примадонн» формульной «труппы» - Михаэля Шумахера среди пилотов и Ferrari среди команд.

Михаэль Шумахер: «Замечательных побед было так много, что мне даже трудно выделить лучшую. А когда случались поединки с Микой, я чувствовал себя почти как в добрые старые времена. И зная Мику, уверен, что ему, как и мне, это тоже доставило удовольствие».




Обратите внимание, что, хотя основным соперником немца в чемпионате был Дэвид Култхард, Михаэль (по старой памяти, вероятно) вспоминает лишь о Мике, настолько неопасной казалась ему угроза со стороны шотландца. Но даже в условиях безоговорочного преимущества Шуми не считал лишним подстраховаться, как, например, в Шпильберге, где Баррикелло по команде из боксов был вынужден пропустить его вперед, подарив дополнительные очки.

Михаэль Шумахер после Гран При Австрии: «Ради того, чтобы в конце сезона не проиграть чемпионат именно из-за каких-нибудь двух очков, я считаю вполне спортивным зарабатывать более высокое положение в таблице подобным образом. И поскольку мы не делаем ничего противозаконного, я не вижу ничего плохого в нашей командной тактике».




Между тем в конце чемпионата эта пара очков оказалась для Шумахера более чем лишней, а вот в борьбе его партнера с Култхардом за второе место в личном зачете она могла бы сыграть решающую роль.

Ход и итоги прошедшего сезона в очередной раз положили конец извечным спорам на тему «яйцо или курица» в версии Формулы-1: лучший пилот плюс лучшая машина - вот формула успеха в Формуле-1, вновь подтвержденная Михаэлем Шумахером и Ferrari. Прямо противоположный, к слову сказать, пример - очень слабая машина Prost, а годом ранее - Minardi под управлением безвестно и бесславно покинувшего Формулу-1 после первых четырех гонок сезона Гастона Маццакане. Несмотря на все его спонсорские деньги, не способные компенсировать отсутствие должных способностей. Налицо тот самый случай, когда совершенно уместен популярный ныне жестокий приговор: «Вы - самое слабое звено. Прощайте!»

Но даже посади Маццакане в алую машину из Маранелло, или, наоборот, Шуми в Prost, Arrows или Minardi, вряд ли вышел бы хоть какой-то толк. Хотя сдается все же, что большего успеха достиг бы скорее Маццакане на Ferrari, нежели Шумахер на Prost или Minardi.

Рубенс Баррикелло после победы Шумахера в дождливом и полном аварий Гран При Малайзии: «Михаэль - дьявольский пилот!»


Сочетание «правильного» пилота с «правильной» машиной определило и сенсационный успех Williams. За исключением тех, конечно, случаев, когда гонщиков подводил великолепный, но не самый еще надежный мотор BMW. Аналогичная ситуация сложилась и во «второй лиге», где команде Sauber удалось пробиться в лидеры благодаря удачному сочетанию хороших машин с талантливыми молодыми пилотами. И наоборот, пример Jordan, Jaguar и других команд свидетельствует: даже прекрасные пилоты за рулем неважных и ненадежных автомобилей оказываются бессильны. Равно как и скверные пилоты, не способные извлечь максимум из достаточно хороших автомобилей. Не говоря уж о том, когда и с тем, и с другим - полная беда. Но все же больше проблем в истекшем сезоне было с плохой техникой, чем с плохими пилотами.

Наука и жизнь

Небезызвестный закон Мерфи гласит: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается». Сформулированный позже «эффект Чизхоума» уточняет: «Даже если неприятность не может случиться, она все равно случается». Именно эти закономерности определяли в течение минувшего года работу техники McLaren (что удивляло безмерно), Minardi (что вовсе не удивляло) и в той или иной степени других команд, кроме, разве что, Ferrari (что удивляло в каждом отдельном случае). Эти же закономерности во многом определили и исход чемпионата.

В первую очередь речь идет о пресловутой стартовой системе (launch control), официально разрешенной к применению с Гран При Испании и немало досадившей многим пилотам и командам. На грабли этой капризной системы наступали Хаккинен, Култхард, Френтцен, Трулли, Хайдфельд, Монтоя, Физикелла, Баттон... Да кто только ни наступал! Почти столь же часто подводили гонщиков коробки передач и отказы, а то и взрывы двигателей. Самый яркий пример - досаднейшая поломка мотора на машине Хаккинена всего за круг до победного финиша на «Каталунье».

Михаэль Шумахер после Гран При Испании: «Я был в шоке, когда увидел, что Мика остановился в конце последнего круга. Очень жаль его. Мне не по душе побеждать таким образом, но иногда так случается».



Вообще же, именно машины McLaren настолько часто в течение всего сезона не добирались из-за вышеупомянутых неисправностей до клетчатого флага или вообще оставались стоять на стартовой решетке, что это даже породило анекдоты вроде: «Специалисты Mercedes утверждают, что никаких проблем с «ланч-контролем» у них нет. Приготовление ланча находится под полным контролем опытного шеф-повара фрау Мюллер».

Между тем хронические проблемы с техникой и затяжное невезение McLaren, которое казалось фатальным и едва ли не мистическим, вполне объяснимо. Грандиозный новый завод McLaren «Парагон» в Уокинге, который потребовал не только огромных капиталовложений, но и не менее огромного внимания от Рона Денниса. Лихорадка на грани катастрофы, вызванная едва не состоявшимся уходом технического директора McLaren, «гения аэродинамики» Эдриана Ньюи в Jaguar. Трагическая гибель в авиакатастрофе одной из ключевых фигур моторостроительной компании Ilmor - Пола Моргана. Плюс «упаднические» настроения Мики Хаккинена, порожденные целым рядом субъективных и объективных причин. В совокупности всего этого оказалось вполне достаточно, чтобы дестабилизировать еще совсем недавно ходившую в чемпионах команду и в условиях предельно острого соперничества обречь ее на поражение.

Норберт Хауг, глава Mercedes-Benz Sports: «Мы выиграли четыре гонки, но упустили возможность победить еще в семи или восьми. Слишком много ошибок. Но эти ошибки могут быть исправлены. Надо только взять себя в руки».



Также, в силу крайне нестабильной, если не сказать - нездоровой (хоть и по иным причинам) обстановки в команде трудно было ожидать успехов от Prost, Jordan или Jaguar. И своей кульминации техническая трагикомедия достигла, пожалуй, в последней гонке сезона, когда она закончилась для Jaguar полным фиаско по причине элементарного отказа обоих заправочных устройств.

Эдди Ирвайн: «Сезон выдался на редкость паршивым, и все, чего я хочу, - это поскорее о нем забыть и отправиться на свою виллу в Майами понежиться на солнышке и предаться безделью».



Но и в других командах, за исключением, опять же, Ferrari и еще разве что Sauber, дела обстояли не лучше. К примеру, Жак Вильнев, который уже, наверное, забыл сладкий вкус чемпионства и машина которого явно была слишком медленной на прямых и страдала от хронического недостатка сцепления с полотном на поворотах, даже в сердцах охарактеризовал свои выступления как «медленное движение никуда».

И конечно, говоря о технике, нельзя не сказать о «шинном» факторе, сыгравшем существенную роль в подъеме Williams и «падении» McLaren. Более того, в McLaren уверены, что японские шинники, поставляя, конечно же, всем совершенно одинаковую «обувку», изначально разрабатывают ее структуру и состав смеси, ориентируясь на особенности машин из Маранелло. Именно это стало основной причиной, по которой после долгих мучительных раздумий команда Рона Денниса решила на следующий сезон «переобуться» из резины Bridgestone в Michelin.

Авансы и долги

Приказ из боксов Рубенсу Баррикелло в ходе Гран При Австрии пропустить Шумахера вперед вызвал не только острое недовольство бразильца, но и очередную волну разговоров и споров на тему командной тактики. А отсюда ниточка естественным образом тянется к размышлениям о том, сколько гонщиков реально борются в чемпионате и сколько играют лишь вспомогательную, а то и чуть ли не «декоративную» роль героев «второго плана».

Баррикелло, впрочем, довольно скоро остыл (либо его каким-то образом «остудило» руководство Ferrari) и оценку итогам сезона дал уже «правильную»: «В сравнении с прошлым сезоном у меня было больше шансов победить, я в большей степени ощущаю себя частью команды. Теперь в Ferrari знают, что, если у Михаэля возникнут проблемы, я тут как тут. Я горжусь тем, что являюсь его партнером, пусть даже это и не всегда легко с психологической точки зрения. Но я полон решимости сделать лучшее, на что способен». Другими словами, буду, мол, работать еще лучше на благо... своего партнера. Прямо какая-то «Оптимистическая трагедия»...

Между тем последующие после Гран При Венгрии гонки показали, что, несмотря на всю критику, практикуемый в Ferrari принцип «разделяй пилотов и дай властвовать Шумахеру» вполне оправдан. Баррикелло очень и очень хороший гонщик, но до Михаэля ему пока (или вообще?) далеко, ибо даже при поддержке последнего и на такой же прекрасной машине ему не удалось достичь равнозначных успехов. Другой пример того же рода - Дэвид Култхард, которому «отсутствие» Мики Хаккинена так и не помогло раскрыться во всей своей обещанной красе.

Подобная же коллизия наметилась и в дуэте Шумахера-младшего с Хуаном-Пабло Монтоей. Начав выражать недовольство равными правами с «новичком-выскочкой» еще с самого начала сезона, Ральф после его окончания, уязвленный успехами Монтои, стал высказываться уже предельно откровенно, требуя от руководства команды статус «первого пилота» и перевода колумбийца в «ассистенты». «Команда Williams хорошо известна тем, что за нее всегда выступают два одинаково сильных гонщика. Это неплохая тактика, и полагаю, что мы с Монтоей равны по силам. Но если бы решение было за мной, я предпочел бы быть единственным сильным пилотом в команде», - признался молодой немец. На что Герхард Бергер, которому подобные заявления Шумахера-младшего порядком осточертели, назвал их «болезненными» и предложил Ральфу попридержать язык на эту тему, намекнув, что при необходимости выбора команда вполне может предпочесть ему Монтою.

Михаэль Шумахер после победного «семейного дубля» в Гран При Канады: «Мама и папа могут гордиться нами».



Мика Хаккинен после Гран При Канады: «Спасибо еще, что Шумахеров не трое. А то у меня возникли бы проблемы с попаданием на пьедестал».



Ральф Шумахер после победы в Гран При Сан-Марино - первой из 70 попыток: «Я ждал этого пять лет!»


Однако Ральф Шумахер все же одержал в истекшем сезоне три убедительные победы, в то время как некоторые из его куда более опытных соперников могли только мечтать об этом. Наглядный пример - Френтцен, который на фоне не только общего кризиса в Jordan, но и явного преимущества Ярно Трулли своими выступлениями очень напоминал Дэмона Хилла образца 1999 года по сравнению с самим Хайнцем-Харальдом того же периода.

Много вопросов вызвал и очередной довольно тусклый сезон в исполнении Жака Вильнева. Хоть машины BAR и впрямь были не самыми быстрыми и надежными, но и чемпион-97, казалось, попросту потерял интерес к серьезной борьбе и рвется не столько к пьедесталу, сколько к своей новой пассии - 19-летней балерине Элли Грин.

Ну и, конечно, серебристой нитью сквозь весь сезон прошла самая громкая «потеря мотивации», происшедшая с Хаккиненом. Причем на фоне его стремления сберечь себя для семьи и посвятить ей больше времени, в чем Мика признался лишь под самый занавес, две его победы в Англии и США выглядят настоящим подвигом. Побороть хоть на время свои сомнения и страхи и продемонстрировать прежнюю форму - это дорогого стоит. Вот только обещанное им возвращение через год в качестве пилота вызывает большие сомнения...

Мика Хаккинен: «Последний раз я смотрел Гран При по телевизору дома, сидя в удобном кресле, в 1993 году, когда после сезона в Lotus перешел в McLaren в качестве тест-пилота и лишь в последних трех гонках сезона заменил Майкла Андретти. Так что, быть может, посидев дома три-четыре месяца, я начну сходить с ума от желания вернуться на трассу, и затем вы будете видеть меня на всех Гран При и тестах бегающим и вопящим: «Хочу гоняться! Хочу гоняться!» А может, все будет как раз иначе».

Лучше же всех из ветеранов в течение всего сезона смотрелся Жан Алези: он до последнего буквально из кожи вон лез, пытаясь зарабатывать хоть какие-то очки за рулем далеко не самых лучших машин, и, когда ему это удавалось, радовался, как ребенок. Жаль, что при такой воле к победе и безусловном мастерстве французский гонщик за 13 лет выступления в Ф-1 победил лишь в одном единственном Гран При. Не иначе как все по той же причине: не довелось ему оказаться в нужное время в нужной машине.


Принцы и нищие

В отличие от «клуба ветеранов», на «площадке молодняка» кипела бурная жизнь.

Новичков в прошедшем сезоне было аж семеро, считая проведшего в прошлом сезоне одну гонку Бурти. Причем Лучано произвел, пожалуй, самое противоречивое впечатление: с одной стороны, пока его не отчислили из Jaguar, на его счету было восьмое место при трех финишах, в то время как у «лучшего гонщика всех времен и народов» Эдди Ирвайна - лишь одиннадцатое при трех сходах. Зато по итогам сезона молодой бразилец мог «похвастаться» самым большим числом самых серьезных аварий, в каждой из которых он едва не «принял смерть от коня своего».

Лучано Бурти: «На протяжении всей своей гоночной карьеры до прихода в Ф-1 я не попадал ни в одну аварию, а в течение этого года - сразу в четыре, да еще какие!»



Другой молодой бразильский гонщик Энрике Бернольди заслужил от коллег и журналистов весьма сомнительный титул «король блокирования» - после того, как в Монако в течение 40 кругов удерживал позади едущего гораздо быстрее Култхарда, а затем в Монце - Паниса. Проявить более выдающиеся способности этому парню, за которым к тому же стоят столь ценные для команды деньги производителя напитка Red Bull, надо полагать, помешало отсутствие выдающихся характеристик у автомобилей Arrows.

Об Алексе Йонге и Томаше Энге судить всего по трем гонкам, конечно, еще рано, но все же уже закрадывается мысль, а не вариации ли это на тему Гастона Маццакане? Лишь следующий сезон покажет, кто из них кто.

А вот в отношении Фернандо Алонсо придется подождать еще год. Совсем юный и, по всеобщему мнению, очень перспективный испанец по окончании сезона покинул «добрую», но пока безнадежно слабую команду Minardi и проведет следующий год в качестве тест-пилота Renault (с которой его связывает долговременное соглашение), чтобы получше изучить свою будущую машину перед дальнейшими выступлениями за ее рулем уже в Гран При. За рулем же Minardi Фернандо выглядел более чем достойно.

Ну и, конечно, два новичка, в отношении которых вполне можно употребить слово «феномен»: Монтоя и Райкконен. Про Кими надо лишь заметить, что в той же степени, в какой молодой финн восхитил многих удивительными для столь малоопытного гонщика выступлениями в начале чемпионата, когда решался вопрос о выдаче ему лицензии пилота Ф-1, он разочаровал всех в конце сезона - сразу после того, как стало известно о его переходе в следующем году в McLaren. Что это - совпадение или характерная черта, заставляющая усомниться в его способностях и перспективности?

Что же касается Хуана-Пабло Монтои, в отношении которого было много опасений, не постигнет ли его незавидная судьба в Ф-1 Алекса Занарди, то о нем можно сказать коротко и ясно словами басни: «Под маской кролика скрывался лев». Хотя механики Williams за беспрецедентно лихие обгоны самого (!) Михаэля Шумахера наградили колумбийца прозвищем Монстр. Правда, одолевавшие Хуана-Пабло в начале сезона сходы были вызваны не столько техническими проблемами с машиной, сколько собственными ошибками и излишней горячностью, но к концу чемпионата он, кажется, преодолел «детскую болезнь роста» и грозит стать основным соперником не только младшего, но и старшего Шумахера в следующем году. В котором, кстати, появятся еще как минимум двое новичков. Так что один из главных итогов прошедшего сезона - очень серьезная смена «играющего» состава. На место подуставших «героев вчерашних дней» пришли «молодые львы». А насколько они окажутся удачливыми в охоте за Большими Призами, насколько впрыснутая в почтенный 52-летний организм Формулы-1 свежая кровь взбодрит и освежит грядущие чемпионаты, покажет время.

Ну а пока занавес опущен, сезон закончен. Актеры Театра драмы и комедии им. Берни Экклстоуна, утомленные длительными гастролями по странам и континентам, отправились на заслуженный отдых с тем, чтобы уже совсем скоро с головой окунуться в подготовку к началу следующего сезона.

Борис Мурадов

Категория: №41 (12.2001) | Добавил: LiRiK3t (11.10.2013)
Просмотров: 683 | Теги: №41(12.2001), тема
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t