Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №42 (01.2002)

Летопись десятилетий. 10 мгновений 60-х годов

10 мгновений 60-х годов

 

Это десятилетие стало, пожалуй, самым богатым на технические, да и не только, новинки за всю историю «королевы автоспорта». За 10 лет автомобиль Ф-1 прошел сложный путь от переднемоторного «динозавра» до приземистой, юркой машины с двигателем позади пилота, оснащенной антикрыльями и едва ли не целиком облепленной рекламными наклейками. Итак, перевернем еще одну страницу...

Гонка десятилетия: Гран При Италии, 1967 год

Монца 60-х очень отдаленно напоминала нынешнюю. Сорок лет назад пилотам лишь трижды на круге приходилось прикасаться к педали тормоза - в двух "Лесмо” и "Параболике”. Неудивительно, что едва ли не каждый итальянский Гран При дарил зрителям незабываемое зрелище. Но гонка 1967 года получилась особенно интересной.

Победитель квалификации Джим Кларк проиграл старт, но уже к третьему кругу вернул себе первую позицию. И не видать бы преследователям желто-зеленый Lotus «летучего шотландца», если бы не медленный прокол задней покрышки на 13-м круге гонки. Дотянув до боксов буквально на трех колесах, Кларк вернулся на трассу 15-м, проигрывая лидерам более круга. Но неудержимый Джим вернулся в лидирующий круг, и, методично оставляя позади одного соперника за другим, вошел в очковую зону.

За десять кругов до финиша из-за отказа мотора сошел лидировавший Грэм Хилл, а еще несколько минут спустя Кларк обогнал возглавивших было гонку Джека Брэбэма и Джона Сертиза и вновь стал первым. Увы, но за несколько сотен метров до финиша у Lotus Джима кончилось топливо - шотландец сжег все до капли во время безумной погони. Ему удалось накатом преодолеть «Параболику» и пересечь линию финиша, но лишь третьим. А победил - принеся Honda первую победу в трехлитровой Ф-1 - Сертиз, который пересек финишную черту на две десятых секунды раньше Брэбэма.

Гонщик десятилетия: Джим Кларк

Джим Кларк не просто был одним из лучших гонщиков Формулы-1 60-х, он олицетворял собой гонки Гран При. Джим был быстр, обладал блестящей реакцией, трезвостью расчета и той самой частичкой безумия, которая отличает лучших среди лучших. Через два года после своего дебюта в ЧМ Ф-1 он выигрывает первую гонку, Гран При Бельгии’62, еще год спустя надевает лавровый венок чемпиона мира. В1965-м «летучий шотландец» записал в свой актив и вовсе уникальное достижение, повторить которое не удалось еще никому – в один год стал чемпионом Ф-1 и победил в «500 милях Индианаполиса». Одним словом, в Формуле-1 60-х годов нельзя было выиграть, не обогнав Джима Кларка.

Шотландцу удалось выиграть 25 Гран При, опередив по этому показателю даже великого Фанхио, но чемпионом мира он стал лишь дважды - Кларк не любил тактико-теоретических построений и предпочитал не считать очки, а использовать все, до последней возможности, чтобы раньше соперников увидеть клетчатый флаг в гонке. Точно так же он поступал и 7 апреля 1968 года в гонке Ф-2 на Хоккенхаймринге, когда его Lotus не удержался из-за прокола задней покрышки на мокрой трассе и заскользил в сторону вековых деревьев немецкого леса...

Потеря десятилетия: Джим Кларк

Гибель Джима Кларка мало назвать потерей десятилетия - это трагедия всей Формулы-1 . Шотландец умел в гонках все, но и это не помогло ему, когда в конце одной из длиннющих прямых «Хоккенхаймринга» взорвалась задняя покрышка Lotus. «Если такое случилось с Кларком, что же теперь будет со всеми нами?» - произнес хороший друг Джима Крис Амон, когда узнал о случившемся. Увы, слепая судьба не видит, кто сидит за рулем - неопытный новичок или один из лучших гонщиков планеты.

Дуэль десятилетия: Mocc-Ferrari, Монако, 1961 год

В сезоне-61 Формула-1 перешла на новый «полуторалитровый» регламент. Конструкторы Ferrari подготовили двигатель V6, а британские команды оказались буквально у разбитого корыта - им пришлось использовать маломощную рядную «четверку» Coventry-Climax. Но на Гран При Монако преимущество красных автомобилей выглядело отнюдь не столь очевидным, как в других гонках сезона.

Уже на 14-м круге Стирлинг Мосс на прошлогоднем Lotus 18 команды Роба Уокера опередил лидера Ferrari Ричи Гинтера, вышел вперед и начал постепенно отрываться от трио пилотов Ferrari - Гинтера, Фила Хилла и Вольфганга фон Трипса. Возглавившему преследование Хиллу мощный мотор на каждом круге позволял более секунды отыграть на подъеме «Бо Риваж», но Мосс всякий раз наверстывал упущенное на медленной части трассы. После часа безумной погони расстояние между лидерами составляло лишь пять секунд, но на машине Хилла начали сдавать тормоза, возникли перебои зажигания, и он передал эстафету Гинтеру. Ценой невероятного риска при обгоне круговых Ричи отыграл у Мосса еще две секунды. Но это не принесло результата. На финише почти трехчасовой гонки Lotus британца опередил Ferrari Гинтера на ничтожные три секунды. Талант гонщика вновь оказался важнее силы мотора.

Разочарование десятилетия: технический регламент 1961-1965 годов

Когда в 1958 году FIA обнародовала новые технические требования, которые должны были вступить в силу начиная с сезона-61, они сразу вызвали весьма скептическую реакцию. «Верблюд - это лошадь, подготовленная по новым правилам FIA», - писал британский журнал Autosport. Считалось, что уменьшение объема двигателя с двух с половиной до полутора литров должно сделать гонки более безопасными. На деле же вышло наоборот - столкновения случались ничуть не реже, но вот шансов остаться невредимым у пилота маленькой машины, как известно, гораздо меньше, чем у пилота большой. Да и на чемпионат мира 1,5-литровая «формула» никак не тянула - американцы, привыкшие к многолитровым гоночным моторам, начисто игнорировали Гран При Ф-1. Неудивительно, что уже после двух сезонов на специальном совещании представителей национальных федераций, гонщиков, нефтяных и шинных компаний и даже прессы были совместно разработаны новые технические требования Формулы-1.

Курьез десятилетия: «Гонка чемпионов», Брэндс-Хэтч, 1968 год

Гонка на британском автодроме Брэндс-Хэтч не входила в календарь чемпионата, однако история, случившаяся там, вполне могла произойти и во время зачетного Гран При. Просто Брэндс-Хэтч стал первой в Европе трассой, куда Колин Чэпмен привез свои машины, раскрашенные не в традиционный «Британский гоночный зеленый», а в цвета табачной компании Gold Leaf. В Америке к тому моменту подобные вещи давно стали обычным делом, но консервативная Европа - совсем другое дело. Во время тренировки Чэпмену позвонили из телекомпании ITV и сообщили, что если эмблема табачной компании не будет немедленно убрана с бортов машин, то телевизионное освещение соревнования будет тут же прекращено. Но Чэпмен оставил голову моряка - эмблему Gold Leaf - на своем месте. Она была столь невелика, что разглядеть ее можно было с большим трудом. Тем не менее, телевизионщики тоже не захотели идти на уступки, свернули свое оборудование и покинули трассу. В историю борьбы с рекламой табака в Ф-1 были вписаны первые строки.

Трагедия десятилетия: Гран При Италии, 1961 год

Гонку в Монце итальянские тифози ждали с особым нетерпением. Еще бы - лидер чемпионата Вольфганг фон Трипс мог уже после Гран При Италии, за этап до конца сезона, при нести Scuderia чемпионский титул. Тем более что единственным соперником немца оставался товарищ по команде - Фил Хилл. Преимущество красных машин над соперниками на скоростной итальянской трассе не вызывало у болельщиков ни малейших сомнений.

Но праздника в тот злосчастный день не получилось - на втором круге гонки Ferrari фон Трипса и Lotus Кларка соприкоснулись колесами перед «Параболикой», и машина немца как из катапульты взмыла в воздух, ударилась о заграждение трассы и, кувыркаясь, снова рухнула на асфальт. Сам Вольфганг, вылетевший из кокпита, и 14 зрителей, стоявших у ограждения, погибли. Фил Хилл выиграл возобновленную гонку и с преимуществом всего в одно очко стал чемпионом мира. Ferrari в знак траура не поехала на последнюю гонку сезона. А Германия получила своего чемпиона лишь через 33 года.

Скандал десятилетия: Гран При Италии, 1960 год

В 1960 году устроители гонки в Монце после четырехлетнего перерыва решили использовать для проведения Гран При участок трассы, проходящий по овалу. Узнав об этом, британские команды (а тогда, как и сейчас, в чемпионате мира их было большинство) заявили, что в таком случае не намерены участвовать в соревновании, поскольку это может быть небезопасным. Компромисс найти не удалось, и в результате Cooper, Lotus и BRM в Монцу так и не приехали, и на стартовом по ле Гран При Италии набралось лишь полтора десятка машин, в подавляющем большинстве частных, которые, конечно же, не смогли составить конкуренцию трем заводским Ferrari. Четвертым прикатил к финишу Cooper Джулио Кабьянки, который отстал на два круга (по 10 километров каждый), а пятым и шестым и вовсе финишировали пилоты на автомобилях Формулы-2.

Победа десятилетия: Ford-Cosworth DFV

Когда Lotus Джима Кларка первым пересек финишную черту Гран При Голландии 1967 года, никто и предположить не мог, что двигателю, который принес шотландцу победу, уготована столь длинная и замечательная карьера. Уже начиная с сезона-68 любой желающий мог купить всего за 7500 фунтов стерлингов Cosworth DFV, созданный Майклом Костином и Кейтом Дакуортом при поддержке Ford. Неприхотливый, легкий и мощный, он сразу завоевал невероятную популярность и заставил большинство конкурентов покинуть гонки Гран При. В 1969 году первые десять пилотов по итогам чемпионата использовали именно DFV. В последний раз этот двигатель выиграл гонку в 1983 году, всего же за 17 лет на его счету 12 чемпионских титулов (из них 7 подряд), 10 Кубков конструкторов и 155 побед. Но и после ухода из Формулы-1 спортивная жизнь Cosworth DFV отнюдь не закончилась - еще более 10 лет он верой и правдой служил пилотам Ф-3000.

Противостояние десятилетия: Кларк-Хилл

«Звездную пару» 60-х составляют - и это редчайший случай - два представителя одной страны. Соперничество Грэма Хилла и Джима Кларка протекало по классическим законам жанра - они боролись и выступая за одну команду, и сидя за рулем разных (но непременно британских!) машин. Друзья в жизни, Хилл и Кларк были во многом похожи - настоящие джентльмены вне гонок и бойцы до мозга костей на трассе. И тому, и другому удалось покорить «Старую кирпичницу» и дважды стать лучшим пилотом Формулы-1. Джим пять раз первенствовал в домашнем Гран При, Грэм столько же раз выигрывал в Монако. И, к сожалению, оба ушли из жизни слишком рано.

Категория: №42 (01.2002) | Добавил: LiRiK3t (11.01.2014)
Просмотров: 728 | Теги: №42(01.2002), Калейдоскоп
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t