Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №43 (02.2002)

Летопись десятилетий. 10 мгновений 70-х годов

10 мгновений 70-х годов

 

Семидесятые - именно в эти годы машины приобрели современные очертания, гонщики облачились в огнезащитные комбинезоны и шлемы-«интегралы», на трассу впервые выехал автомобиль безопасности. Это период расцвета инженерного гения Колина Чэпмена, дебюта в чемпионате мира Williams и Arrows и страшной череды трагических аварий. В 70-е едва ли не каждый пилот, завершивший карьеру, стремился создать гоночную команду. Наконец, именно тогда в мире Ф-1 громко прозвучало имя удачливого предпринимателя, хотя в прошлом и не слишком успешного гонщика, Берни Экклстоуна.

Гонка десятилетия: Гран При Великобритании, 1976 год

На старте гонки в Брэндс-Хэтче столкнулись пилоты Ferrari Лауда и Регаццони. Джеймс Хант попытался было увернуться, но, зацепив машину швейцарца, его McLaren взлетел в воздух. Не смог избежать столкновения и Жак Лаффит на Ligier. Первый поворот оказался засыпан обломками, и судьи выкинули красные флаги. Поскольку правила Ф-1 тех лет, в отличие от нынешних, не слишком четко описывали такую ситуацию, сразу возник вопрос: можно ли допускать на повторный старт пилотов на запасных машинах. Судьи склонялись к мысли, что нельзя, но тут в сторону пункта управления гонкой полетели выкрики, а потом и пивные банки недовольных британских болельщиков, и в итоге на повторный старт вышли все пилоты. Регаццони и Лаффит взяли запасные машины, но оба гонку не закончили и очков все равно не получили. А вот механикам McLaren удалось «под шумок» отремонтировать основной автомобиль Ханта. В гонке поначалу лидировал Лауда (его Ferrari не пострадала в аварии), но на середине дистанции у австрийца начала пошаливать коробка передач, и Ханту, к восторгу трибун, удалось выйти вперед. Домашняя победа стала первой для британских гонщиков, начиная с 1958 года. Увы, через два месяца суд FIA в Париже все же дисквалифицировал Ханта (за постороннюю помощь при доставке автомобиля в боксы). Британских болельщиков в зале, естественно, не было.

Гонщик десятилетия: Ники Лауда

Австрийца с полным правом можно назвать чемпионом Ф-1 с самой невероятной судьбой. Потомок выходцев из Греции, Лауда, решительно никак не проявив себя в «младших» Формулах, в 1971 году покупает место в March, и лучшее, чего ему удается достичь за два следующих сезона, - седьмое место в ГП ЮАР ’72. Еще 2 миллиона шиллингов - и Ники переходит в BRM, где занимает место третьего пилота. Тогда же пришел и первый «успех» - пятое место в Спа. И лишь затем Лауда дождется своего звездного часа - звонка Энцо Феррари. Все остальное - уже легенда: чемпионский титул, огненный ад «Нюрбургринга», вновь победа, расставание с гонками и триумфальное возвращение.

Дуэль десятилетия: Гран При Франции, 1979 год

Оснащенные турбомоторами машины Renault в сезоне-79 ехали быстро, но стабильностью не отличались. Вот и домашнюю гонку на трассе «Дижон-Пренуа» желтые машины Жан-Пьера Жабуя и Рене Арну начали с первой линии. Однако гонку возглавил Жиль Вильнев на Ferrari, Жабуй откатился на второе, а Арну - и вовсе на девятое место. Впрочем, на середине дистанции Жабуй к восторгу публики обгоняет Вильнева и начинает отрываться от него. А за несколько кругов до финиша канадца настигает и второй Renault. Поединок Вильнева и Арну вошел в историю Ф-1. Пилоты сражались ожесточенно, не раз и не два машины сталкивались и вылетали с трассы, но возвращались на нее и продолжали сражение «колесо в колесо». Шины Ferrari уже практически не держали дорогу, а в двигателе Renault забарахлила топливная система, но уступать не хотел никто. Закончилось все лишь со взмахом клетчатого флага - Вильнев опередил Арну меньше чем на четверть секунды. Едва покинув автомобили, гонщики первым делом пожали друг другу руки. Ну а победа Жабуя стала первым в истории Ф-1 триумфом автомобиля с турбомотором.

Курьез десятилетия: Гран При Монако, 1970 год

В начале 1970 года Джек Брэбэм объявил, что предстоящий сезон станет последним в его карьере. Но даже в 44 года у австралийца еще оставался порох в пороховницах. Он выиграл первую гонку сезона, Гран При Южной Африки, лидировал и в Монако, причем с солидным преимуществом. Однако чем меньше кругов оставалось до финиша, тем ближе к ветерану подбирался Йохен Риндт на Lotus. На последнем круге австриец догнал Брэбэма, и тот, защищаясь, решил уйти с траектории на входе в самый последний поворот гонки. Но Джек прогадал - тормозить ему пришлось на грязной части трассы, и машина улетела в тюки соломы. Риндт помчался к победе, а главный судья гонки с таким интересом наблюдал по телемонитору за «спасением» Брэбэма, что даже забыл дать финиширующему австрийцу отмашку клетчатым флагом.

Разочарование десятилетия: переход Эмерсона Фиттипальди в Copersucar

За шесть сезонов бразильский пилот выиграл два титула, 14 раз первенствовал в Гран При и набрал 244 очка. Причем в четырех чемпионатах подряд - с 1972 по 1975 год - он не опускался в итоговой таблице ниже второго места - за всю историю Ф-1 такое удавалось лишь шести гонщикам. Но находясь на пике славы, Фиттипальди неожиданно для многих принял решение перейти в Copersucar, команду, созданную его братом Вильсоном. И пока те, кого он еще недавно уверенно оставлял позади, продолжали бороться за победу, сам Эмерсон с трудом пробивался даже в зачетную шестерку. Он ушел из гонок Гран При в 33 года, завоевав за пять лет в слабеющем на глазах Copersucar лишь 35 очков и два пьедестала почета.

Трагедия десятилетия: Гран При Италии, 1970 год

Во время пятничной тренировки в «Параболике» опоздал с торможением Эмерсон Фиттипальди. Машина на огромной скорости вылетела с трассы и понеслась в сторону деревьев Королевского парка. Только по счастливой случайности бразилец отделался тогда лишь легким испугом. Но не ко всем в тот гоночный уик-энд судьба была столь благосклонна. Утром в субботу практически в этом же месте ошибся Йохен Риндт. Австриец и его команда во главе с Колином Чэпменом пошли на безумно рискованный шаг: решили совсем отказаться от антикрыльев для достижения большей скорости, и совладать с Lotus в скоростном вираже гонщику не удалось. После страшного удара о металлический барьер пилот прожил всего несколько минут. Трагическая гибель Риндта стала лишь одной из множества аварий со смертельным исходом, которые кровавой волной захлестнули Формулу-1 в 70-х. Ну а сам австриец стал первым и, будем надеяться, последним чемпионом мира, получившим свое звание посмертно.

Потеря десятилетия: Грэм Хилл

Промозглым туманным вечером 29 ноября 1975 года маленький частный самолет Piper Aztec зацепил верхушки деревьев во время посадки в лондонском аэропорту Элстри и рухнул вниз. На его борту находились Грэм Хилл, который сидел за штурвалом, молодой британский гонщик Тони Брайз, инженер Энди Смоллмен и трое механиков. Все шестеро погибли. Так в одночасье прекратила свое существование недавно созданная команда Embassy Hill, во главе которой стоял великий Грэм Хилл. Гонщик, которому до сих пор принадлежит уникальное достижение - только ему удалось выиграть «24 часа Ле-Мана», «500 миль Индианаполиса» и стать чемпионом Ф-1.

Противостояние десятилетия: Джеки Стюарт-Эмерсон Фиттипальди

Это была борьба противоположностей. Стюарт - лучший представитель европейской гоночной школы. Фиттипальди - гонщик новой «латиноамериканской волны». В1972 году Эмерсон принес родной Бразилии первый чемпионский титул, став самым молодым триумфатором в истории Ф-1. Год спустя Джеки завоевал для Великобритании девятый титул и ушел из гонок. А вскоре Фиттипальди, еще раз став чемпионом, пересел из McLaren в «бразильский национальный» Copersucar, что, фактически, поставило крест на его карьере. В дальнейшем Великобритании лишь трижды выпадало счастье видеть своего пилота чемпионом, а Бразилия подарила миру Гран При Пике и Сенну.

Победа десятилетия: Wolf, Гран При Аргентины, 1977 год

9 января в Буэнос-Айресе стартовал сезон-77. В квалификации тон задавали фавориты прошлого чемпионата - McLaren, Tyrrell, Brabham, Ferrari. Однако началась гонка, и лидеры один за другим выбывали из борьбы - у кого-то возникали технические неполадки, другие сами допускали ошибки. А сзади тем временем без видимых проблем выигрывал одну позицию за другой Джоди Шектер на Wolf. И для самой команды канадского миллионера Вальтера Вольфа, и для сконструированной Харви Постлтуэйтом машины это была дебютная гонка. Стартовав с 11-го места, Шектер уже к 31-му кругу пробился на третье. Еще через 10 кругов из-за проблем с подвеской сходит лидирующий Джон Уотсон, а незадолго до финиша южноафриканец обогнал и Карлоса Пасе, который вел машину, едва не теряя сознание из-за жары. Так единственный раз в истории Ф-1 команда одержала победу в самом первом своем Гран При.

Скандал десятилетия: судебная тяжба между Shadow и Arrows, 1978 год

В конце 1977 года группа ведущих сотрудников Shadow во главе с техническим директором Тони Саутгейтом, только что закончившим работу над новой машиной, покинула руководителя команды Дона Николза и основала собственную «конюшню» Arrows. Когда в сезоне-78 Arrows FA1 и Shadow DN9 вышли на гоночные трассы, оказалось, что две машины отличаются лишь раскраской. Николз посчитал, что налицо случай плагиата и подал на Саутгейта в суд. 9 августа был вынесен вердикт - Arrows не имеет права использовать FA1 в гонках. Казалось бы, победа осталась за Shadow. Но днем позже, на Гран При Австрии, дебютировал новый Arrows А1, созданный Саутгейтом всего за 53 дня. Он не слишком отличался от своего предшественника, но Николз теперь сделать уже ничего не мог.

Категория: №43 (02.2002) | Добавил: LiRiK3t (13.01.2014)
Просмотров: 572 | Теги: №43(02.2002), Калейдоскоп
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t