Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №43 (02.2002)

Теневая аэродинамика

Теневая аэродинамика

 

Сколько уже написано о проблемах, связанных с повышенной аэродинамической чувствительностью автомобилей Формулы-1! Инженерное искусство достигло таких высот, что гоночные автомобили Гран При стали не просто аэродинамически совершенны. Они стали слишком совершенны, слишком изощренны. В этом и состоит сложность проблемы.

В том, что обгоны в современной Формуле-1 стали такой редкостью, почти всегда винят аэродинамику. Сложность вопросов, связанных с аэродинамикой, крайне затрудняет поиск оптимальных конструкторских решений, что и заставляет тратить такое количество времени и денег на изучение мельчайших деталей. Однако давайте бросим на картину обобщающий взгляд.

В Монце или Хоккенхайме мы часто можем наслаждаться захватывающим зрелищем: один автомобиль преследует другой вдоль длиннейших прямых. И по мере уменьшения расстояния между ними скорость преследователя растет. Но стоит соперникам подойти к повороту - все меняется. Преследователь начинает отставать. Аэродинамические силы, вызванные влиянием лидера, сообщают преследующему автомобилю дополнительную скорость на прямой, но уменьшают его скорость в повороте.

Лодка оставляет след на воде, автомобиль - в воздухе. Этот невидимый след называется слип-стримом - спутной струей. Спутный след становится виден в брызгах дождя, а еще лучше - в шлейфе дыма при пожаре двигателя. Форма этого следа не зависит от скорости, но не сила его воздействия. Именно слип-стрим и влияет на скорость автомобиля, несущегося сзади.

Чтобы извлечь максимальное преимущество из спутного следа, необходимо учитывать два фактора. Нужно подойти к лидирующему автомобилю достаточно близко, чтобы попасть в его аэродинамическую «тень». Уменьшение лобового сопротивления в этом случае дает приращение скорости до 10 км/ч. Однако недостаточное количество воздуха для «дыхания» двигателя может вызвать некоторую потерю мощности.

Второе, и самое главное, - преследующий автомобиль должен либо иметь достаточный запас мощности, чтобы продолжить обгон после выхода из «тени» лидера, когда преимущество в меньшем лобовом сопротивлении мгновенно пропадает, или должен суметь перетормозить соперника при входе в поворот. Ускорению, без сомнения, поможет восстановившийся воздушный поток на воздухозаборнике двигателя. В любом случае, перед поворотом преследователь, как правило, старается выскочить из спутной струи, чтобы получить достаточную прижимную силу для торможения.

Сдвиг аэродинамического баланса, который был союзником на прямой, в повороте становится врагом. И врагом коварным! Автомобили перед гонкой тщательнейшим образом настраивают. Хорошо настроить автомобиль подчас труднее, чем концертный рояль. Тонкая работа! Малейшее изменение этой настройки может самым пагубным образом повлиять на управляемость. Автомобиль начнет «фальшивить» и отзываться на движения руля не так, как того ожидает гонщик. Но самое страшное, что из-за общей потери прижимной силы и разбалансировки машина становится крайне неустойчивой. И не столько в медленных поворотах, сколько в опасных скоростных виражах.

И еще два побочных эффекта возникает при использовании слип-стрима. Из-за разгрузки переднего антикрыла передние колеса начинают соскальзывать с траектории, что приводит к повышенному износу шин. А длительное нахождение в аэродинамической «тени» приводит к перегреву двигателя и тормозов.

Расселл Льюис

Категория: №43 (02.2002) | Добавил: LiRiK3t (13.01.2014)
Просмотров: 592 | Теги: №43(02.2002), техника
^Наверх
вход выход Created by LiRiK3t