Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №45 (04.2002)

Летопись десятилетий. 10 мгновений 80-x годов

Летопись десятилетий.

10 мгновений 80-x годов

Пришло время вспомнить наиболее яркие моменты еще одного десятилетия Формулы-1. Восьмидесятые - время безудержного роста скоростей, период быстрого расцвета и столь же стремительного заката турбомоторов, эпоха господства на гоночных трассах британских автомобилей McLaren и японских моторов Honda. Именно на эту декаду пришлись последние победы Lotus и Brabham и первые успехи Benetton. Первая половина 80-х запомнилась чередой трагических происшествий и громких скандалов, вторая - противоборством на гоночных трассах «великой четверки» - Пике, Мэнселла, Проста и Сенны, которые за пять сезонов позволили всем остальным пилотам добиться лишь 10 побед в Гран При.

Гонка десятилетия: Гран При Австралии, 1986 год

Финальный этап чемпионата-86 стал самым настоящим гоночным триллером. Перед гонкой лидер чемпионата Найджел Мэнселл опережал Алена Проста на шесть очков, а своего товарища по команде Нельсона Пике - на семь. Но на первых же кругах вперед вышел McLaren Кеке Росберга, этой гонкой завершавшего свою карьеру в Ф-1. Первым в тройке преследователей поначалу был Пике, но на 23-м круге он не удержал свой Williams на трассе и пропустил соперников вперед. Недолго оставался впереди и Ален Прост - десятью кругами позже он пробил шину и из боксов выехал четвертым. На середине дистанции Пике догоняет и обгоняет Мэнселла, а Прост подтягивается к пилотам Williams, и 25 кругов три машины следуют по трассе одна за другой. Перед гонкой руководитель McLaren Рон Деннис распустил слух, что Goodyear подготовил новые шины, которые позволяют провести всю дистанцию без пит-стопов. Фрэнк Уильямс, конечно же, потребовал у шинников разъяснений, но те лишь недоуменно пожимали плечами. Но глядя на то, как уверенно лидирует Росберг, Фрэнк посчитал, что его обманули, и приказал своим пилотам продолжать гонку без заезда в боксы. Все коварство задумки Денниса стало понятным на 62-м круге (из 81), когда на McLaren Росберга не выдержала изношенная до предела шина. В Williams сразу же стали зазывать пилотов в боксы, но опоздали - на прямой Brabham Straight задняя левая покрышка на машине Мэнселла взрывается, и британец выбывает из гонки. Пике бросается в боксы, а Прост поднимается за два круга с четвертого места на первое, доводит гонку до победы (установленные после прокола шины позволили больше не заезжать в боксы) и получает титул чемпиона мира.

Гонщик десятилетия: Ален Прост

Француз дебютировал в гонках Гран При на первом этапе сезона-80, и на протяжении всего десятилетия в каждом чемпионате оставался одним из главных претендентов на титул. Трижды он побеждал (став первым французом-чемпионом мира), еще четырежды становился вторым, пропустив вперед сначала Нельсона Пике, затем Ники Лауду, и, наконец, дважды своего «заклятого друга» Айртона Сенну. За время с 1981 по 1990 год Прост первенствовал в 46 Гран При, выступая за три разные команды - Renault, McLaren и Ferrari. Причем французу удавалось выигрывать в каждом из десяти сезонов - добиться такого не удавалось больше ни одному гонщику в истории Формулы-1.

Дуэль десятилетия: Гран При Испании, 1986 год

Стартовавший с поул-позиции Айртон Сенна возглавил гонку, а вот Найджел Мэнселл с третьего места опустился на пятое, пропустив вперед Нельсона Пике и Кеке Росбер га. Но очень быстро англичанин не только вернул утраченное, но опередил и Алена Проста, став вторым. А на середине дистанции Биг Найдж сумел-таки найти брешь в защите Сенны и возглавил гонку. Но бразилец, конечно же, и не думал сдаваться. Одна атака, другая, и Айртон вновь впереди. Более того, «под шумок» на второе место проскочил Прост. До финиша к тому моменту оставалось десять кругов, и Найджел решил рискнуть - он отправил ся в боксы за свежими шинами. После этого пилот Williams на каждом круге отыгрывал у Сенны по три секунды. Проста он обогнал, как кругового. И за полкруга до финиша догнал-таки Lotus лидера гонки. Но конфигурация трассы в Хересе оставляла Мэнселлу единственную возможность для обгона - в последней шпильке. Финишировали машины бок о бок. Преимущество победителя составило ничтожные 0,014 секунды. Им стал Сенна.

Разочарование десятилетия: возвращение Алана Джонса, 1985 год

Когда в 1985 году Карл Хаас решил покорить Формулу-1, он призвал под свои знамена известных и авторитетных в мире Больших Призов людей - шасси проектировал Эрик Бродли, менеджером стал Тедди Мейер, а гонщиком - чемпион мира 1980 года Алан Джонс. Австралиец еще четыре года назад завершил карьеру, но, глядя на триумфальное возвра щение Ники Лауды, тоже решил тряхнуть стариной. Увы, к Джонсу судьба оказалась не столь благосклонна - за полтора сезона изрядно располневший австралиец, которому было уже почти сорок, лишь дважды пробился в зачетную шестерку. Зато четырежды он попадал в аварии и вылетал с трассы. Триумфа не получилось.

Курьез десятилетия: Гран При Монако, 1982 год

За двенадцать кругов до финиша положение в первой шестерке было достаточно стабильным. Но все изменилось, когда пошел дождь. Первой его жертвой стал на 65-м круге шедший пятым Кеке Росберг. Затем вылетает в повороте Tabac Дерек Дейли. У его Williams повреждено заднее крыло, а из КП течет масло, но британец возвращается на трассу и медленно двигается в сторону финиша. Через три круга разбивает свой Tyrrell Микеле Альборето, а еще через пять выбывает из гонки лидер - Ален Прост. Но самое невероятное произошло на последнем круге. Занимающий первое место Риккардо Патрезе ошибается в Loews. Судьи решили откатить Brabham, который перегораживал трассу, и на спуске к Portier итальянцу удалось «с толкача» завести двигатель. Патрезе продолжил борьбу, хотя и полагал, что занимает лишь третье место. Но у обоих пилотов, обогнавших Риккардо, - Дидье Пирони и Андреа де Чезариса, на последних километрах дистанции кончился бензин, и итальянец первым пересек линию финиша. Кстати, если бы Патрезе все же прекратил гонку в Loews, то победа досталась бы Найджелу Мэнселлу, который до дождя занимал лишь 9-е место.

Трагедия десятилетия: Гран При Бельгии, 1982 год

На бельгийский Гран При Жиль Вильнев приехал лишь с одной целью - обогнать Дидье Пирони. Две недели назад в Имоле француз фактически украл у канадца победу, и теперь Жиль должен был показать всему миру, кто на самом деле быстрее и как нужно побеждать. Во время субботней квалификации Пирони удалось проехать круг лучше Вильнева. И хотя в абсолютной классификации они занимали места в конце первой десятки, это не игра ло для Жиля никакой роли - он моментально выехал на трассу, и Ferrari, как красный ураган, понеслась вперед. В повороте Butte Вильнев настиг Йохена Масса. Тот предусмотрительно ушел с траектории и прижался к правой обочине. Но именно туда направил машину и Жиль - он всегда обгонял сам, а не ждал, пока ему уступят. Ferrari взлетела в воздух и буквально воткнулась носом в землю, а канадец вылетел из кокпита. Вечером того же дня врачи госпиталя в Ловене проиграли борьбу за жизнь одного из самых ярких и неординарных пилотов в истории Ф-1.

Потеря десятилетия: Колин Чэпмен

Сын управляющего гостиницы, Колин Чэпмен вошел в историю Формулы-1 как один из самых талантливых конструкторов гоночных автомобилей. Он пришел в автоспорт в 22 года, после службы в Королевских ВВС, и построил свой первый гоночный автомобиль на базе Austin двадцатилетней давности. Машину он назвал Lotus - в честь древней легенды, в которой цветок лотоса творит новую вселенную. В Формуле-1 машины Чэпмена дебютировали в 1958-м, а еще два года спустя Стирлинг Мосс принес команде первую победу на узких улочках Монако. После этого автомобили Чэпмена завоевали шесть чемпионских титулов и семь Кубков конструкторов, а также победили в гонке Indy 500. Идеи Колина буквально преобразили Ф-1 - он впервые применил в Ф-1 активную подвеску и монокок, стал использовать граунд-эффект, именно на Lotus появились первые рекламные наклейки. И, возможно, неугомонный Колин еще не раз удивил бы мир Ф-1, но сердечный приступ в декабре 1982 года прервал его жизнь. Но и самой смертью Чэпмен сумел посмеяться над судьбой - несколько месяцев спустя лондонский суд по иску компании Delorean приговорил британца к десяти годам тюрьмы за «возмутительное и неоднократное мошенничество».

Противостояние десятилетия: Ален Прост - Айртон Сенна

Что будет, если всепробивающая стрела встретит на своем пути непробиваемый щит? Ален Прост и Айртон Сенна могли в автогонках все. Бразилец был непревзойденным мастером квалификаций и предпочитал с самого старта умчаться вперед и лидировать до финиша. Француз же любил до поры оставаться в тени, а затем, переиграв соперников в тактике, одержать победу. Быть может, не доведись им выступать в одно время, каждый смог бы записать на свой счет по пять-шесть титулов. Но вместо этого француз и бразилец подарили Формуле-1 несколько незабываемых сезонов. Они соперничали друг с другом, а все остальные словно выступали в другом классе. Что и говорить, Рон Деннис до сих пор испытывает крайне противоречивые чувства, вспоминая конец 80-х, когда француз и бразилец вместе ездили в McLaren.

Победа десятилетия: Ferrari, Гран При Италии, 1988 год

Энцо Феррари умер в августе 1988 года. Он так и не дождался победы своих машин в сезоне-88. На трассах царствовали McLaren-Honda Алена Проста и Айртона Сенны, и бороться с ними в том чемпионате не могли ни гонщики из Маранелло, ни кто бы то ни было еще. Несколько недель спустя после смерти Коммендаторе состоялся Гран При Италии, первая и единственная гонка чемпионата, которую выиграли не пилоты команды Рона Денниса. Двойная победа в Монце досталась гонщикам Ferrari Герхарду Бергеру и Микеле Альборето. Лучше почтить память Старого Хозяина было невозможно.

Скандал десятилетия: Tyrrell, 1984 год

В сезоне-84 команда Кена Тиррелла оказалась единственной, использующей «атмосферные» моторы. Казалось бы, это обрекало Tyrrell на роль записного аутсайдера. На деле же вышло по-иному. Пилоты команды Мартин Брандл и Штефан Белофф раз за разом набирали очки, немец в Монако провел блестящую гонку и поднялся на нижнюю ступень пьедестала, а британец в Детройте и вовсе финишировал вторым. Соперники потребовали тщательной технической экспертизы, которая выявила невероятный по дерзости и масштабу подвох - в специальные резервуары автомобиля заливалась, вода, предназначенная, якобы, для охлаждения тормозов. Но в самом начале гонки она потихоньку сливалась на трассу, и облегченная таким образом машина мчалась вперед. На последней дозаправке вместе с горючим в бак заливали множество мелких свинцовых шариков, и автомобиль легко проходил весовой контроль. Наказание оказалось под стать преступлению - первый и пока единственный раз в истории Ф-1 команду дисквалифицировали на целый сезон.

Категория: №45 (04.2002) | Добавил: LiRiK3t (15.01.2014)
Просмотров: 866 | Теги: Калейдоскоп, №45(04.2002)
вход выход Created by SeldonSF