Новости

← к содержанию № 45 (04.2002)

ФЕНИКС ИЗ ПЕПЛА

Судьба Prost: история продолжается

На протяжении месяца после того как в конце января было объ­явлено о ликвидации обанкротив­шейся команды Prost, оставалась неясной дальнейшая судьба ее ак­тивов, к которым принадлежат за­вод в Гийанкуре, аэродинамичес­кая труба в Маньи-Куре, а также различная интеллектуальная соб­ственность. И вот 28 февраля, то есть за день до первой тренировки Гран При Австралии, когда стало известно, что некая компания Phoenix Finance Ltd. приобрела че­рез арбитражный суд Версаля чер­тежи, отдельные узлы и агрегаты автомобилей АР04 и АР05 (образца 2002 года), а также - самое главное - права, принадлежащие Prost по условиям Договора согласия между командами Формулы-1. Последнее приобретение, по мнению покупа­телей, давало им право участвовать в чемпионате мира 2002 года в ка­честве правопреемников разорив­шейся «конюшни» Алена Проста. При этом покупка обошлась Phoenix менее чем в три миллиона долларов США, в то время как, на­пример, Toyota возможность дебютировать в Ф-1 стоила 48 миллио­нов, внесенных в качестве депози­та в «кассу» FIA.

За неделю до Гран При Малай­зии аргентинский гонщик Гастон Маццакане, который в начале сезо­на-2001 выступал за Prost, заявил, что Phoenix подписала с ним контракт на 2002 год. Во вторник, 12 марта, стало известно, что команда привезла в Куала-Лумпур два авто­мобиля АР04, чтобы принять учас­тие во втором этапе чемпионата мира. В соответствии с правилами «конюшня» считается принявшей участие в Гран При, если ее маши­ны прошли технический осмотр FIA. На эту формальность и рас­считывали в Phoenix, однако Феде­рация ответила решительным от­казом. «Проанализировав реше­ние, принятое арбитражным су­дом Версаля, адвокаты FIA при­шли к выводу, что суд не осуществил передачу компании Phoenix Finance Ltd. или ее главе г-ну Ни­керсону команды Prost Grand Prix как таковой или прав Prost Grand Prix на участие в чемпионате мира Формулы-1 2002 года», - таков был окончательный вердикт гоночного начальства.

Нежданный спаситель

Ситуация с покупкой «интел­лектуального наследства» Prost начала проясняться, когда об­наружилось, что Phoenix воз­главляет некто Чарльз Никер­сон, в восьмидесятые годы вы­ступавший в гонках спортпрототипов вместе с шефом команды Arrows Томом Уокиншоу. Обо­ротистый шотландец тут же за­явил о том, что его компания TWR окажет новой «конюшне» техническое содействие с тем, чтобы она могла выйти на старт уже в Малайзии или Бразилии. При этом команда имела в сво­ем распоряжении лишь построенное под двигатель Ferrari шасси, но сами моторы постав­лять «новичкам» в Маранелло отказались. TWR взялась ре­шить эту проблему: несколько лет назад Arrows использовала силовые агрегаты собственного производства, и именно их пла­нировалось установить на авто­мобили Prost. Шинники Michelin и Bridgestone крайне неохотно говорили о возможности при­нять в число своих клиентов еще одну команду. Однако технические трудности оказались пустяками по сравнению с ад­министративными.

Крах со звоном

В паддоке мельбурнского Альберт-парка известие о том, что Уокиншоу через компанию Phoenix может установить контроль сразу над двумя командами Ф-1, восприняли с явным недовольством. И если «буквоед» Рон Деннис свойст­венным ему назидательным тоном рассуждал о том, что, мол, негоже нарушать основополагающие по­ложения Договора со­гласия, то глава Minardi Пол Стоддарт был куда более конкретен. После ухода со сцены Prost Minardi, в прошлом году занявшая последнее ме­сто в Кубке конструкто­ров, становилась как бы предпо­следней и могла получить от орга­низаторов чемпионата положен­ную годовую компенсацию транспортных расходов, которая равняется примерно 10 миллионам дол­ларов США. Появление правопре­емников Prost лишало Стоддарта такой возможности, и потому он даже попытался сам купить упомянутые выше активы француз­ской команды исключительно ра­ди того, чтобы сорвать планы Phoenix. К сожалению для австра­лийца, Phoenix одержала верх в борьбе за «останки» Prost, и Стод­дарт остался у разбитого корыта, пригрозив судом Уокиншоу и его «подельщикам». Ну а шеф Формулы-1 Берни Экклстоун на правах хозяина попросту посоветовал Никерсону забыть о планах учас­тия в чемпионате.

Берни Экклстоун: «Они не ку­пили ничего, что имело бы хоть какое-то отношение к чемпиона­ту мира Ф-1. Несколько экспона­тов для автомобильной выстав­ки - вот что они купили».

Судьба Prost: звон все еще слышен

На неделе после Гран При Австралии в британской прессе появились слухи о том, что за покупкой части активов Prost компа­нией с «мифическим» названием Phoenix стоит концерн Volkswagen, где якобы возна­мерились привести в Ф-1... принадлежащую немецкому автогиганту чешскую марку Skoda. Представители Skoda лишь недоумен­но пожали плечами, а новый глава VW Бернд Пишетсридер, с именем которого связывают возможный приход концерна в Ф-1, одно­значно заявил, что на ближайшие пять лет у его компании нет таких планов. Нужно отме­тить, что при всей «притянутости за уши» слухов о приходе VW, в них, возможно, была доля истины: купив «интеллектуальную» часть команды Ф-1, Phoenix наверняка рас­считывала в перспективе привлечь к ее материальному «наполнению» кого-нибудь из ав­тогигантов.

Шлем мощностью 10 л.с.

Кража «объединенного» гоночного шлема Михаэля и Ральфа Шумахеров с завода ком­пании Schuberth, о которой мы писали в прошлом номере, возможно, была актом промы­шленного шпионажа. По словам представителей немецкой фирмы, новая «каска» являет­ся чуть ли не чудом аэродинамики и позволяет добиться такой оптимизации воздушных потоков в районе кокпита, которая эквивалентна прибавке мощности аж в десять лошади­ных сил! Форма шлема такова, что при посадке пилота он образует как будто бы единое целое со стенками кокпита и подголовником. «Мы потратили не менее 3000 часов на ис­пытания этого шлема в аэродинамической трубе», - сообщил представитель Schuberth.

Ричардс готовит реформы

За три месяца у руля команды BAR Дэвид Ричардс как следует изучил ситуацию в «конюшне» из Брэкли и объявил о том, что в ближайшее время приступит к ее реформированию. Британец обещает окончатель­но сформулировать «программу реформ» к первой европейской гонке чемпионата мира в Имоле. Пока Ричардс уверен на сто процентов лишь в одном: «для того чтобы войти в число лидеров Ф-1, BAR необходимо более тесное сотрудничество с мотористами Honda». Ну а первый шаг в намеченной перестройке был сделан в начале марта, когда к работе приступил новый технический директор команды Джефф Уил­лис. Правда, шаг этот был запланирован еще преж­ним шефом команды - Крейгом Поллоком. О неко­торой преемственности в руководстве BAR говорит и факт появления в боксах команды в Австралии само­го Крейга, который как ни в чем не бывало беседовал с Ричардсом, сменившим его на посту главы «конюш­ни». Впрочем, возможно, Поллок присутствовал здесь не в качестве «старого друга», а в роли менедже­ра Жака Вильнева, присматривая для своего подопечного новое место.

Мосли выдвигает инициативы

Президент Международной автомо­бильной федерации (FIA) Макс Мосли вы­двинул ряд инициатив, которые могут быть реализованы в чемпионате мира Ф-1 уже в самое ближайшее время. Главный удар планируется нанести по системе подачи апелляций на решения стюардов гонки, ко­торые следят за соответствием автомоби­лей техническому регламенту. «Имея в своем распоряжении достаточные средст­ва, команды готовы подавать апелляции по любому поводу», - посетовал Мосли. По его мнению, необходимо «отсеивать» без­надежные протесты уже на стадии их по­дачи, вместо того чтобы загружать ими Международный апелляционный суд FIA. Для этого главные судьи должны, с одной стороны, более ответственно подходить к своей работе, а с другой - получить право самостоятельно определять, достаточно ли обоснованы аргументы жалующейся стороны, чтобы рассматривать их в суде.

Оранжевая скромность

Команда Orange Arrows последней из «конюшен» Фор­мулы-1 официально представила свой автомобиль образ­ца 2002 года, получивший наименование А23. Презента­ция прошла прямо на трассе в Альберт-парке за два дня до пятничных тренировок перед Гран При Австралии. Первоначально команда Тома Уокиншоу планировала в угоду титульному спонсору, телекоммуникационной ком­пании Orange, провести презентацию в Каннах на прохо­дившей там выставке средств связи, однако впоследствии от этой затеи было решено отказаться. В прошлом году Arrows также представляла новый автомобиль в Альберт-парке, однако на этот раз машина, первые испытания которой прошли в начале февраля, существенно отличается от своей предшественницы. Прежде всего, А23 оборудо­вана двигателем Cosworth CR-3 (точно таким же, как у Jaguar) вместо Asiatech, который достался Minardi. Уста­новка нового силового агрегата обусловила целый ряд изменений в конструкции шасси. Помимо этого, конст­рукторы во главе с техническим директором Майком Кугланом полностью переработали аэродинамику кузова. К сказанному нужно добавить, что по ходу сезона за техни­ческое совершенствование автомобиля А23 будет отве­чать новый главный конструктор команды Серхио Ринланд, под руководством которого была создана чрезвычайно удачная машина Sauber С20.

Майк Куглан: «Несмотря на то, что технический регламент Ф-1 в этом го­ду остался практически неизменным, мы предпочли создать абсолютно но­вую машину, чтобы сделать шаг впе­ред и исключить недостатки, которые имел прошлогодний автомобиль».

Том Уокиншоу: «Мы способны по­казывать весьма высокие резуль­таты, когда у нас имеется конку­рентоспособный мотор. Наша цель - вернуться на уровень 2000 года» (В 2000 году Arrows заняла седь­мое место в Кубке конструкторов).

Из первых рук

Оценивая потенци­ал автомобиля 2002 го­да, «новобранец» Arrows Хайнц-Харальд Френтцен, в последние годы выступавший за коман­ды более высокого уровня, ограничился общими фразами, а вот его напарник Энри­ке Бернольди, защи­щавший цвета «оран­жевых стрел» в минув­шем сезоне, отметил улучшившуюся динами­ку и устойчивость ма­шины по сравнению с прошлогодней А22.

Двойная осечка

Оптимизм на словах не претворяется в успехи на деле. Первая гонка сезона, как известно, сложи­лась для Arrows хуже некуда: из-за проблем с маши­нами Френтцен и Бернольди были вынуждены стартовать с пит-лейн, а потом оба были дисквалифицированы. Этот провал особенно неприятен на фоне финансовых трудностей команды: по некото­рым данным задолженность Arrows перед кредиторами составляет 100 миллионов долларов, и лишь благодаря деловой хватке Уокиншоу «конюшня» по­ка не повторила судьбу Prost. В довершение ко все­му в конце года истекает срок действия спонсор­ского контракта с Orange. И хотя другой партнер команды - Red Bull - существенно увеличил свой вклад в ее бюджет, по общему мнению, Arrows пред­стоит во многом решающий сезон: как на гоноч­ных трассах, так и за их пределами.

Toyota ставит на тесты

Команда Toyota настроена на интенсивную испытательную работу в ходе своего дебютного сезона в Формуле-1, о чем свидетельствует ее решение подоб­но ведущим «конюшням» иметь в своем штате сразу двух тест-пилотов. В по­мощь молодому австралийцу Райану Бриско команда из Кельна взяла француза Стефана Сарразена, имеющего за своими плечами опыт работы испытателем в команде Prost и даже один старт на Гран При: в 1999 году в Бразилии он заме­нял в составе Minardi травмированного Луку Бадоера. «Я очень рад возможнос­ти поработать тест-пилотом в команде Toyota, для меня это важный шаг вперед в моей гоночной карьере», - заявил Сарразен. На неделе после Гран При Авст­ралии 27-летний гонщик дебютировал в качестве тест-пилота Toyota, в то время как его напарник Бриско впервые сел за руль только в конце марта.

Гиганты рвутся к власти

Как известно, гиганты мирово­го автомобилестроения никогда не скрывали повышенного инте­реса к Ф-1. Их высшие руководи­тели - частые гости паддока (на фото - вице-президент Toyota Акихико Сайто, посетивший Гран При Австралии). Однако из-за прохладного отношения со сто­роны хозяев Ф-1 гиганты грозятся к 2008 году организовать свой собственный чемпионат (для это­го уже создана компания с гром­ким названием GPWC - Grand Prix World Championship). Недавно бы­ло объявлено о том, что GPWC уже начинает переговоры с владельца­ми автодромов.

С другой стороны, сотрудни­чающие с командами Гран При автомобильные компании, инте­ресы которых представляет Евро­пейская ассоциация производите­лей автомобилей (АСЕА), никогда не скрывали своего желания иметь большее влияние на Фор­мулу-1. И альтернативный проект в данном случае выступает боль­ше как средство давления на руко­водство Ф-1.

На Женевском автосалоне в начале марта Берни Экклстоун встретился с представителями ав­тогигантов, чтобы обсудить усло­вия продажи акций холдинга SLEC, владеющего правами на те­летрансляции Ф-1. Шеф Форму­лы-1 намерен выступить посред­ником в этой сделке. Когда-то он единолично владел SLEC, а сейчас имеет в своих руках лишь 25 про­центов акций холдинга. Осталь­ные за 2 млрд купил немецкий ме­диамагнат Лео Кирх. Теперь Бер­ни, судя по всему, намерен сначала сам выкупить акции у Kirch за 700-800 миллионов долларов - именно такая цифра, а отнюдь не 2 миллиарда называется в лондон­ских деловых кругах - чтобы по­том с выгодой перепродать их «ав­томобилистам». Среди других пре­тендентов на покупку «кирховских» акций Ф-1 называется еще один воротила медиарынка - Ру­перт Мэрдок. Однако последнее слово в этой ситуации все же оста­ется за Экклстоуном. Один раз Берни уже неплохо заработал на подобной операции…

Хаккинен подал голос

Скрывшийся от внимания масс-медиа «отпускник» Фор­мулы-1 Мика Хаккинен вновь привлек к себе внимание бо­лельщиков - по крайней мере, у себя на родине в Финлян­дии. Как стало известно, двукратный чемпион мира смот­рел трансляцию квалификации Гран При Австралии по од­ному из финских телеканалов и остался крайне недоволен уровнем комментария. Об этом Хаккинен не замедлил со­общить руководству телекомпании, для чего лично позво­нил в ее штаб-квартиру.

Кто куда?

С каждым годом сезон сплетен о грядущих переходах пилотов Формулы-1 начинается все рань­ше: на этот раз слухи поползли еще до того, как стартовал чемпионат. На протяжении нескольких дней представители Ferrari и Williams были вынуждены опро­вергать непонятно откуда взявши­еся сообщения о том, что Хуан-Пабло Монтоя займет место Рубен­са Баррикелло. Затем уже шеф Williams Фрэнк Уильямс заинтри­говал «формульную» обществен­ность заявлением о том, что он внимательно следит за карьерой своего бывшего пилота Дженсона Баттона и не исключает возможности его возвращения в свою ко­манду. Однако, как считают обита­тели паддока, наибольшие шансы сменить место работы по оконча­нии сезона-2002 имеют Эдди Ирвайн и Жак Вильнев. У обоих в этом году истекают сроки дейст­вия контрактов с Jaguar и BAR, со­ответственно, и оба с изрядной до­лей пессимизма оценивают перспективы своих «конюшен». При этом Ирвайн является хорошим знакомым нового руководителя BAR Дэвида Ричардса, а вот как уживется со своим новым началь­ником Вильнев, пока непонятно...

Не теряет надежды и бывший пилот «российской» команды Ф-3000 Arden Даррен Мэннинг: проводящий третий сезон в каче­стве испытателя BAR британец не скрывает, что рассчитывает «под­сидеть» одного из гонщиков ос­новного состава «конюшни».

Монтоя медленнее Уэббера

Выяснилось это, впрочем, не в гонке на Гран При Австралии, где колумбиец финишировал впереди местного дебютанта, а за несколь­ко дней до нее. По пути из аэропорта Мельбурна в центр города Монтоя решил «размять косточки» на одном из картодромов. Посмо­треть на «наматывающего» круги по 400-метровой трассе Хуана-Пабло собрались многочислен­ные зеваки. Вдоволь накатавшись на карте, пилот команды Williams, наверняка рассчитывавший обла­годетельствовать австралийский картодром не только своим посе­щением, но и рекордным време­нем на круге, узнал, что он не так уж и быстр. Как оказалось, еще осенью 2000 года Марк Уэббер по­казал там результат на полсекунды лучше, чем Монтоя.

Летайте малайзийскими авиалиниями!

Авиакомпания Malaysian Airlines стала официальным грузоперевозчиком чемпионата мира Ф-1. По условиям контракта с Formula One Administration Берни Экклстоуна начиная с Гран При Австралии грузовое подразделение MASkargo предоставляет четыре самоле­та Boeing 747-400 для транспортировки 400 тонн оборудования ко­манд и телевизионщиков на все Гран При за пределами Европы.

Minardi начинает новую жизнь

22 февраля в столице Малай­зии Куала-Лумпуре команда KL Minardi Asiatech провела презен­тацию своего автомобиля образ­ца 2002 года - PS02. Официаль­ное представление новинки со­стоялось в VIP-зоне аэропорта Куала-Лумпур. Новый автомо­биль вместе с пилотами и со­трудниками «конюшни» прибыл в Малайзию на флагманском Boeing 747 компании European, принадлежащей Полу Стоддарту, шефу Minardi. Встречать высоких гостей прибыли даже несколько министров. В новом сезоне быв­шая «маленькая итальянская команда» при поддержке целого ряда малайзийских компаний рассчитывает на место в десятке лучших. «Мы понимаем, что не­которые из наших соперников располагают бюджетами, впяте­ро превышающими наш собст­венный, - заявил Пол Стоддарт. - Тем не менее, к 2002 году нам уда­лось добиться прогресса по це­лому ряду направлений, и мы го­товы сделать наш первый шаг вперед». Обеспечить движение вперед, прежде всего, должен, по мнению Стоддарта, современный двигатель Asiatech АТ02, сменив­ший допотопный Ford Zetec-R, словно проклятие преследовав­ший Minardi на протяжении по­следних нескольких лет.

«У нас было достаточно вре­мени, чтобы как следует порабо­тать над всеми аспектами подго­товки к новому сезону», - с удовлетворением отметил техничес­кий директор команды Габриэле Тредоци. Существовали опасения насчет того, что после ухода из Minardi в Toyota главного конст­руктора Густава Брюннера ко­манде не удастся построить до­стойное шасси, однако преемник австрийца Джордж Ритон вполне успешно справился с возложен­ной на него задачей: убедитель­ное выступление Марка Уэббера на Гран При Австралии - лучшее тому подтверждение.

Покой им только снится

Каким должен быть технический регламент? «Прежде всего - ста­бильным, - выражает общее мнение Патрик Хед. - Приспособиться можно к каким угодно правилам, главное, чтобы они затем не меня­лись из года в год, и мы могли спокойно работать, развивая и совер­шенствуя конструкцию машины». Увы, времена спокойной работы для конструкторов Ф-1 остались в далеком прошлом. Сегодня по­кой им только снится. За последние десять лет ни один сезон не об­ходится без изменений хотя бы нескольких пунктов технического регламента. Вот и в этом году, хоть и незначительно, но FIA все-таки пересмотрела свои требования к автомобилям Ф-1.

 

Палка о двух концах

Решение FIA начиная с сезона-2002 снять запрет на ис­пользование в Формуле-1 двусторонней телеметрии, позво­ляющей не только получать данные с машины на трассе, но и дистанционно регулировать работу управляющей электро­ники, сулит командам вместе с дополнительными возможно­стями и новые проблемы. Специалисты некоторых «коню­шен» опасаются самых настоящих диверсий со стороны конкурен­тов, которые могут посылать за­ведомо неправильные сигналы на чужие машины. «Если произойдет подобный взлом, то наибольшую угрозу будет представлять пере­настройка параметров двигателя: можно просто взорвать его», - предостерегает главный инженер Williams Сэм Майкл.

BMW представляет новинки

На Женевском автосало­не, где Берни Экклстоун вда­ли от посторонних глаз об­суждал с представителями автогигантов будущее Фор­мулы-1, компания BMW продемонстрировала широ­кой публике свое видение будущего серийного автомобилестроения. Новейший BMW 7-й серии был пред­ставлен в длиннобазной модификации, техническое оснащение и роскошь которой превзойдет ожидания самых взыскательных автовладельцев. «Венцом творения» инже­нерной мысли обещает стать модель 760Li с двигателем V12, которая дебютирует на рынке осенью этого года. Не забыли в Мюнхене и о поклонниках динамичных компакт­ных машин: для них предназначена 3-я серия Compact в спортивной комплектации «М», которая роднит удобный городской автомобиль со знаменитым суперкаром М3.

Боевая ничья

Примерно так можно охарактеризо­вать вердикт комиссаров Международной автомобильной федерации (FIA), которые расследовали завал на старте Гран При Австралии, ставший результатом столкнове­ния Ральфа Шумахера и Рубенса Баррикелло. Хотя немца можно было уличить в нео­сторожной езде, а бразилец нарушил пра­вила тем, что неоднократно перекрывал траекторию своему сопернику, после про­смотра видеозаписи и «допроса» участни­ков аварии представители FIA так и не смогли однозначно определить виновного и отпустили гонщиков с миром.

Ударили AUDIпробегом по зимнему бездорожью

Как «правильнее» всего отметить «мужской» празд­ник? Конечно, собравшись мужской компанией и приняв участие в каком-нибудь традиционно мужском мероприятии. Например, отправиться на товарищеские «покатушки» под названием Quattro Rally - однодневное ралли по дорогам Москвы и Московской области на серийных ав­томобилях Audi, которое 23 февраля провело представи­тельство Audi AG при непосредственном участии Школы водительского мастерства «Ауди Кватро» и непосредст­венной же поддержке Федерации автомобильного спор­та и туризма России.

По приглашению устроителей в этих весьма непро­стых соревнованиях принял участие и экипаж «Формулы». Скоростные и режимные спецучастки, фигурное вождение (почти катание!) по льду, хитроумные и чреватые ог­ромными штрафными баллами «ловушки», устроенные «добрыми» организаторами, вылеты и сходы, острейшее соперничество - в Quattro Rally было все, чтобы сполна вкусить прелести автоспортивной жизни.

Подсчитали - прослезились...

Завал на старте Гран При Австралии обошелся команде Sauber в 600 тысяч евро. На такую сумму за несколько секунд гонки в Мельбурне получили по­вреждения автомобили Ника Хайдфельда и Фелипе Массы: в утиль пошли де­тали подвески, антикрылья и радиаторы.

Выстрелы в парке

За несколько дней до Гран При Ав­стралии на трассе в мельбурнском Альберт-парке произошел загадочный инцидент. Как сообщила полиция го­рода, ранним утром в среду 27 февра­ля неизвестный в черной маске про­ник на территорию трассы и, пытаясь скрыться от представительницы служ­бы охраны, произвел несколько выст­релов в ее направлении. Был ли это представитель экстремального на­правления партии «зеленых», много лет выступающей против проведения автогонок в природном парке, оста­лось неизвестным. Однако традицион­ные акции протеста австралийских экологов продолжались и в этом году. Правда, становились они все менее многочисленными и привлекали все меньше внимания.

Хилл возвращается в Ф-1

Чемпион мира 1996 года Дэмон Хилл вернулся на трассы Формулы-1, чтобы занять место в коммента­торской кабине телекомпании Sky. Вместе с 41-лет­ним британцем, завершившим свою карьеру в «коро­леве автоспорта» в 1999 году, репортажи с Гран При ведет другой экс-пилот Формулы-1 Джон Уотсон.

← к содержанию № 45 (04.2002)

Просмотров: 7