Меню сайта
Поиск по сайту
Номера журнала
Рубрики журнала
Фотоальбомы
Разное
Друзья сайта
Продажа журналов
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.
Главная » Статьи » Номера журнала » №45 (04.2002)

Придерживаться правильной линии

Придерживаться правильной линии

 

Забудьте о фантастических двигателях, о головоломной электронике, о сексуальных аэродинамических обводах автомобилей Ф-1. Самая главная деталь в «формуле» - это колесо. Именно четыре колеса и позволяют двигаться всей этой сверхдорогой груде металла, приборов и пластика, т.е. делают автомобиль автомобилем.

Что толку в 850 л.с. двигателя, если шины не смогут «приложить» эту мощь к асфальту! Сцепные свойства - вот вопрос вопросов для шинных компаний. Абразивные характеристики - или износостойкость - тоже важны, но все это лишь второстепенные проблемы. Хотя, разумеется, никто не говорит, что автогоночные шины не должны быть совершенны во всех аспектах. Ни один тип современных автогоночных шин не запускается в производство без детального исследования их поведения на скоростях до 500 км/ч при имитации самых жестких условий езды.

Резина, которую используют в Ф-1, аналогична той, что применяется в шинах обычных дорожных автомобилей. Разница состоит в добавках: специальные масла и углерод применяются в резиновых смесях Ф-1 в гораздо больших количествах. Сера используется в качестве наполнителя, она предотвращает истирание резины. Без серы резиновых ошметков, которые покрывают всю трассу после гонки, было бы гораздо больше.

Второй важный момент - структура. Без правильно рассчитанной структуры шина в условиях гонки не выдержит и нескольких минут. Здесь есть ряд принципиальных моментов.

Прежде всего, шины должны обладать оптимальной упругостью, т.е. быть достаточно гибкими, чтобы обеспечить ровную и устойчивую езду, но в то же время достаточно жесткими, чтобы выдержать значительную нагрузку. Если шина не сможет сохранить форму под нагрузкой, протектор окажется не в состоянии правильно сформировать пятно контакта с полотном трассы. И вне зависимости от качеств резины никакого сцепления не получится. Более того, для каждой трассы шинники подбирают специфическую структуру. На ровном и скользком асфальте Маньи-Кура, например, нужна более гибкая шина, чем в Монце.

К дождевым шинам предъявляются те же требования, но эти шины, кроме того, должны эффективно «выдавливать» воду между протектором и асфальтом. В противном случае возникнет эффект аквапланирования, и автомобиль просто «уплывет» с трассы. Рисунок протектора при этом делают таким, чтобы он не просто эффективно удалял воду, но и делал это с минимальным сопротивлением, а значит с минимальными потерями скорости.

Если сцепления не имеют задние шины - автомобиль не поедет, если передние - им невозможно будет управлять. В этом смысле очень важно распределение нагрузки между передними и задними шинами. Баланс достигается не только средствами аэродинамики. Задние шины делаются шире и, следовательно, обладают большим пятном контакта и большим сцеплением. Неправильный баланс, кроме ухудшения динамических характеристик автомобиля, приводит к повышенному износу шин. Если пятно контакта меньше, чем нужно для оптимального восприятия приходящей на него нагрузки, шины начинают нерасчетно деформироваться, проскальзывать и истираться, если больше - то повышенное сопротивление скажется на скорости. Неправильный баланс приводит к недостаточной или избыточной поворачиваемости, что также вредит шинам. Избыточная поворачиваемость, например, приводит к перегреву, а это грозит началом процесса «закипания» - термического разложения резины.

Очень важен правильный подбор давления. У перекачанной шины пятно контакта и, следовательно, сцепление уменьшается. Недокачанная шина не способна удержать автомобиль на траектории. Кроме того, изменение высоты дорожного просвета может значительно изменить характеристики автомобиля. И не обязательно в лучшую сторону.

Очень часто в комментариях после финиша гонщики жалуются на «плохой комплект резины», который достался им после очередного пит-стопа и который ухудшил характеристики автомобиля. Выходит, шинники подсунули брак? В действительности, «плохие» шины ничуть не хуже других, но рассчитано их использование на ту балансировку автомобиля, что была на старте Гран При. Но часто случается, что в ходе гонки по тем или иным причинам настройки автомобиля сбиваются, И вся с таким трудом найденная система взаимодействия автомобиля с шинами рушится. Однако с этим можно бороться.

Давление воздуха в шинах должно корректироваться в соответствии с данными телеметрии, поступающими с автомобиля перед пит-стопом. Скажем, если возникла недостаточная поворачиваемость, то нужно либо снизить давление в передних шинах, либо повысить в задних. Речь идет о десятых долях атмосферы. В обычных условиях подобные меры могут показаться смешными, но в Формуле-1 десятая атмосферы может отделить финиш в очках от вылета с трассы. Ведь что бы ни говорили о мощи двигателя и умной электронике, только шины позволяют гонщику держаться на трассе правильной линии.

Расселл Льюис

Категория: №45 (04.2002) | Добавил: LiRiK3t (15.01.2014)
Просмотров: 661 | Теги: №45(04.2002), техника
вход выход Created by SeldonSF