Время
перекладывать камни
Календарь
нынешнего сезона едва ли не дословно повторяет прошлогодний - почти те же даты
и точно те же трассы. Впрочем, те ли? Косметические изменения на трассах Ф-1
происходят достаточно часто, но заметить их сложно, лишь в статистических
справочниках длина круга меняется на метр-два. Другое дело - глобальная
перестройка отдельных поворотов или даже целых секций. Такое случается реже, и,
как правило, серьезные изменения конфигурации диктуются соображениями безопасности,
т.е. связаны с чрезвычайными обстоятельствами - можно вспомнить хотя бы
перестройку связки Tamburello-Villeneuve в Имоле после трагических событий
сезона-94. Подобные работы требуют серьезных денежных вложений, поэтому
неудивительно, что в «мирные» годы хозяева автодромов отнюдь не горят желанием
менять имеющуюся конфигурацию. Но по ходу нынешнего межсезонья владельцы сразу
трех трасс заявили о серьезных переделках. Откуда же исходит опасность, которую
почувствовали владельцы автодромов?

«Нюрбургринг»
Надо
сказать, немецкая трасса никогда ни у кого не вызывала особого недовольства -
безопасная, быстрая, с интересными поворотами, она позволяла совершать обгоны и
поэтому нравилась и гонщикам, и зрителям. Едва ли не единственным нареканием
можно считать конфигурацию первого поворота - среднескоростная «эска» не
слишком широка, и аварии на старте здесь происходили почти в каждой гонке. В
сезоне-97 такое происшествие фактически стоило Михаэлю Шумахеру чемпионского
титула, а два года спустя Sauber Педро Диница взлетел в воздух и упал на траву
полосы безопасности вверх колесами. Именно первый поворот и решили
реконструировать владельцы «Нюрбургринга».
Теперь
место скоростного Castrol S, который гонщики преодолевали на 170 км/ч, займет
710-метровая связка, включающая «шпильку» и длинную дугу примерно в 2100.
Перестроенный участок получил название Mercedes Arena, так что трудностей с
финансированием строительных работ, надо полагать, не возникло. Помимо
переделки собственно трассы, в центре петли планируют построить новую трибуну,
с которой будет отлично виден старт гонки. И хотя в медленной «шпильке» тоже
может произойти столкновение, скорость, а, следовательно, и тяжесть последствий
возможного происшествия будет гораздо ниже. Работы уже начались, и по графику
(а сомневаться в том, что немцы его выдержат, не приходится), должны
завершиться к началу мая.
 «Хоккенхаймринг»
Немецкий
автодром ждут наиболее масштабные перемены. Фактически, от старой трассы
останется лишь Стадион, а четыре длиннющие прямые, соединенные связками
медленных поворотов, уйдут в прошлое. До сих пор немецкую трассу справедливо
называли уникальной - четырежды по ходу круга пилоты на ней развивали скорост ь
320 км/ч, и всякий раз после этого им приходилось тормозить почти до «сотни».
Увы, но теперь об этой «изюминке», доставлявшей столько хлопот инженерам команд
и столько удовольствия болельщикам, придется забыть - новый «Хоккенхаймринг»
станет похож на большинство других автодромов. Останется всего одна прямая
(точнее, дуга) с несколько странным названием Parabolika, которая по диагонали
прорежет Черный Лес от выхода со Стадиона до Ayrton Senna Kurve. Правда, эта
прямая будет сопоставима по длине с существующими на немецкой трассе сейчас.
Участок от Ayrton Senna Kurve до Стадиона также изменит очертания - в его
середине будет построен еще один изгиб в сторону леса. Так что бывший «гоночный
автобан» скоро станет историей. Как и в случае с «Нюрбургрингом», немцы не
только переделывают трассу, но и строят новые трибуны. Теперь зрители смогут
комфортно расположиться и на лесных участках дистанции, а одна из трибун
Стадиона станет почти в полтора раза выше. Торжественное открытие работ уже
состоялось, закончиться они должны к концу мая - началу июня.
 «Сузука»
Информации
из Японии пока немного. Известно лишь, что будет реконструирован первый сектор
трассы - послестартовый поворот - и следующая за ним связка из двух правых и
двух левых изгибов «S» Curves. Это место, пожалуй, наименее интересное - обгоны
здесь случаются гораздо реже, чем вылеты. Последние же весьма опасны, поскольку
зоны безопасности не слишком велики. Несколько раз гонщики, совершившие ошибку
в «S» Curves, получали травмы, как, например, Найджел Мэнселл в 1987 году или
Агури Сузуки десять лет спустя. Японцы не планируют кардинально перестраивать
трассу, а лишь собираются чуть изменить повороты, придать полотну необходимый
наклон и, разумеется, расширить зоны безопасности. Поскольку гонка на «Сузуке»
традиционно замыкает календарь чемпионата мира, время у организаторов Гран При
Страны восходящего солнца еще есть.
 Еще
две трассы меняются не столь масштабно - бельгийская становится короче на 12
метров, а канадская - на 60 (из-за этого в Монреале пилотам придется проезжать
лишний круг). А уж реконструкция паддока, автостоянок и подъездных путей
проводится едва ли не на всех автодромах - от Великобритании до Австралии. Даже
самая знаменитая трасса Формулы-1 - Монако - тоже может преобразиться в
ближайшие годы. Власти карликового княжества, в котором буквально каждый
квадратный сантиметр земли - на вес золота, планируют засыпать половину
акватории старого порта. Это должно неизбежно привести и к изменению
конфигурации гоночного кольца. Можно предположить, что после выхода из тоннеля
трасса свернет налево в районе «эски» Nouvelle Chicane и выйдет к повороту La
Rascasse.
 Итак,
трассы меняют свое лицо. Неизбежно возникает вопрос: почему подобные процессы
происходят столь массово и начались именно сейчас? «Уже через пять лет число
европейских Граи При сократится, а неевропейских - возрастет. Полагаю, Европа
потеряет две или три гонки», - сказал недавно Макс Мосли, рассуждая о будущем
Формулы-1. Число претендентов, объявивших свои претензии на получение в будущем
своего Гран При во всем мире столь велико, что и «неевропейцы» не могут
чувствовать себя спокойно. Организаторы Гран При почуяли опасность потерять права
на проведение этого престижного и прибыльного мероприятия. Поэтому-то и гудят
бульдозеры, снуют самосвалы с песком и неспешно ползают асфальтоукладчики по
трассам Ф-1.
Александр
Кабановский
|